• Категория: Востоковедение
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 55 %

Содержание

Введение 3
Глава1. Проблема Севера и Юга в 90-ее гг. ХХ века. 7
1.1. Исторические предпосылки противостояния Севера и Юга 7
1.2. Политика суданских властей относительно неарабского юга страны как фактор обострения проблемы 16
Глава2. Политический пейзаж в Судане в начале 90-х гг. 22
2.1. Основные черты политической системы Судана в эпоху Омара аль-Башира 22
2.2. Политические организации Юга Судана 30
Глава3. Военно-политическое противостояние в 1990-е гг. 41
3.1. Проблема Севера и Юга Судана в 80-90-ее гг. 41
Глава4. Ход переговорного процесса и подписание Рамочного соглашения 48
4.1. Переговорный процесс между силами Севера и Юга 48
4.2. Подписание Рамочного соглашения 54
4.3. Итоги войны 67
Заключение 73
Список литературы 76

Введение

В конце 80–90-х гг. ХХ в. в арабском мире произошли серьезные политические сдвиги, обусловленные значительной трансформацией экономических и социальных структур. Эти изменения были связаны с тем, что арабский мир столкнулся со сложными проблемами как внешнего порядка (глобальные международные факторы, ставшие не просто фоном, но первоосновой новых политических процессов в арабских странах), так и внутреннего, связанного с необходимостью определения позиций в отношении этих процессов; объективной сменой поколения харизматических лидеров, когда к власти пришли представители новой молодой элиты, обладающие решимостью провести не только экономические, но и общественно-политические реформы в своих странах; введением многопартийной системы и т.д. Все эти процессы вызвали глубокие изменения в государственно-политической системе, затронув структуру и деятельность всех надстроечных институтов путем преобразования существующих и создания новых административных звеньев управленческого аппарата. Изменения в каждой стране имели, безусловно, свои отличия и особенности, определяемые достигнутым уровнем социально-экономического развития. Однако было и общее направление этих реформ – переход к широким мерам, затронувшим центральные звенья исполнительной и законодательной власти и связанное с ними изменение правового и политического положения граждан.
Радикальные изменения в мире в конце XX столетия в значительной степени отразились на политическом процессе в африканских странах. Этот процесс - неоднозначный, противоречивый, весьма разнообразный по методам, содержанию и результатам в зависимости от социоисторической специфики той или иной страны. Географическое, историческое и культурно-этническое многообразие Африканского континента определили специфику политического развития отдельных государств.
Африканский континент предоставляет уникальную возможность проследить многообразие путей развития государств, поскольку их характеризует пестрота конкретно-исторических условий, различный уровень социально-экономической и геополитической эволюции.
Судан, принадлежащий трем регионам: арабскому миру, Северовосточной и Тропической Африке, дает возможность выявить как общие, так и специфические черты политического развития. Этот фактор придает исследованию актуальность и научно-практическую значимость.
Как единое государство Судан в современных его границах сложился в основном во второй половине XIX века. В начале же XIX столетия султанаты и земли кочевников Северного Судана были завоеваны Египтом, который входил в Османскую империю. В то время, было, положено начало объединению северосуданской территории. В конце XIX в. Судан был охвачен народно-освободительной борьбой, в ходе которой значительно окрепли позиции мусульманской религии, обеспечивавшей идеологическое единство населения.
Английским колонизаторам удалось подавить народно-освободительное движение на Севере и Юге Судана, а 19 января 1899 г. Англия и Египет подписали соглашение о совместном владении Суданом. В стране установилось господство колонизаторов в форме англоегипетского кондоминиума.
Итоги колониального периода сводятся к следующему: во-первых, усилился разрыв в уровнях экономического, социально-культурного и политического развития Севера и Юга. Север поднялся на новую качественную ступень во многих отношениях - там начались процессы капиталистического развития и формирования нации. Южное общество по-прежнему оставалось в основном на уровне родо-племенного строя. Во-вторых, южные провинции подвергались политической дискриминации со стороны центральных властей. И, наконец, между Севером и Югом наступила полная отчужденность. Следует отметить, что сегодня в мире трудной найти какую-либо другую страну, где разрыв между уровнем развития соседних регионов был бы так велик, как в Судане. Проблема Юга исторически складывалась под воздействием различных факторов - политического, социально-экономического, этнического, культурно-религиозного, которые сохраняют свою силу и в настоящее время.
1 января 1956 г. Судан добился независимости, и на карте Африки возникло новое государство - Республика Судан. После обретения политической независимости Судан, как и другие развивающиеся страны, столкнулся с рядом проблем, важнейшими из которых стали достижение политического единства и создание национальной экономики. Наибольшую остроту среди проблем, унаследованных Суданом от доколониального и колониального периодов, представляли взаимоотношения Севера и Юга, которые отразились на политическом развитии страны. Взаимоотношения Севера и Юга предопределялись неравномерностью экономического, социального, политического и культурного развития северных и южных провинций страны, а также дискриминационной политикой, которую постоянно проводили центральные власти в отношении трех южных провинций -Экваториальной, Верхнего Нила и Бахр-эль-Газаля, где живут негроидные этносы. Выражением экономических, социальных и идеологических особенностей Севера и Юга Судана является специфика их политической жизни.
Цель исследования состоит в анализе особенностей политического развития Судана, которые заключаются в цикличности смены форм военного и гражданского правления после достижения независимости.
Исходя из этой цели, задача данного исследования заключалась в следующем:
- Выяснить проблемы Севера и Юга в 90-ее гг. ХХ века.
- Рассмотреть основные черты политической системы Судана в эпоху Омара аль-Башира
- Исследовать военно-политическое противостояние в 1990-е гг.
- Раскрыть ход переговорного процесса и подписание Рамочного соглашения
Объектом исследования является особенности политического процесса в Судане, где на протяжении почти пятидесяти лет происходило чередование гражданского правления с военными режимами.
Предметом исследования является анализ проблем Севера и Юга в эпоху Омара аль-Башира.

Заключение

В июне 1989 года в Судане был совершен очередной переворот, к власти пришли военные во главе с генералом Баширом. Каких-либо значительных изменений в политике нового руководства по южносуданской проблеме не произошло.
В настоящее время проблема юга Судана приобретает ключевое значение для стабилизации суданского общества. От ее решения в значительной степени зависит политическая устойчивость руководства страны, поскольку эта проблема была и является основной причиной краха всех правительств с момента получения независимости Суданом. Она также является фактором, мешающим укреплению политической независимости и экономической самостоятельности страны, замедляющим темпы развития и разрушающим национальное единство.
Главную роль в политической и социально-экономической нестабильности Судана играла и по-прежнему играет гражданская война между Севером и Югом. Помимо перечисленных нами факторов, оказавших влияние на развитие конфликта в Судане, следует указать, что разногласия между северянами и южанами берут свое начало еще в XIX в., когда страна являлась центром работорговли для арабского мира и Османской империи, а Юг превратился в поставщика рабов. Именно в это время между Севером и Югом зародилась настоящая ненависть. В период колониального правления Великобритании вражда между северянами и южанами еще больше усилилась: Судан был разделен на две части внутренней границей, для пересечения которой жителям требовалось специальное разрешение.
В результате ко времени обретения Суданом независимости в 1956 г. как никогда усилился разрыв в социально-экономическом отношении между развитым, цивилизованным Севером и бедным и отсталым Югом. Частые военные перевороты, смена руководства страной и политическая борьба за власть между разными партиями препятствовали тому, чтобы проблеме Юга уделялось должное внимание. И хотя неоднократно предпринимались попытки урегулировать конфликт между Севером и Югом, - как правило, путем переговоров, - ситуация в стране оставалась прежней. Кроме того, непрекращающаяся гражданская война отвлекала значительную часть государственных ресурсов, что способствовало тому, что постепенно Судан, имеющий все возможности для экономического роста и процветания, превратился в одну из беднейших и наименее развитых стран мира.
По мнению автора, достижение мира и национального согласия в Судане необходимо по многим причинам: во-первых, Судан отличается этническим и религиозным многообразием, что нередко ведет к столкновениям между представителями разных народностей и конфессий; во-вторых, продолжение гражданской войны будет способствовать дальнейшему развалу экономики и усугублению отсталости страны. Однако, по нашему мнению, конфликт в Судане может быть разрешен только после отмены законов шариата и проведения переговоров, в которых должны участвовать представители правительства и различных политических партий - как Севера, так и Юга, - т.к. каждая из них преследует свои цели, и вполне понятно, что единогласного решения в отношении положения Юга вряд ли удастся добиться. Но деление Судана на две автономные части не решит проблемы. Необходимо отметить, что против провозглашения Судана мусульманским государством, живущим по законам шариата, выступают не только жители Юга, но и очень многие северяне-мусульмане, несмотря на то, что они составляют большинство населения Судана, так как раньше Судан очень долгое время был светским государством.
Сегодня главным вопросом, который тревожит суданцев, остается вопрос о том, сколько еще жертв и страданий принесет гражданская война и когда, наконец, в стране наступят мир, спокойствие и стабильность.
Жизнь показала, что в сложившихся условиях южно-суданская проблема не должна решаться военным путем. Она может быть урегулирована только мирным путем - путем переговоров, на основе признания права на самоуправление, взаимных уступок и компромиссов. Наиболее оптимальный вариант ее справедливого и демократического решения - предоставление Югу региональной автономии путем проведения политики национального примирения в рамках единого, независимого, демократического Судана.
В настоящее время результаты референдума признаны, Южный Судан станет независимым государством, потому как более 98% участников проголосовали за его отделение от единого Судана.


Список литературы

1. Авдеев В. Расология. - http://www.velesova-sloboda.org/
2. Аверин А. Север и Юг. Вечное несоответствие// http://zhurnal.lib.ru
3. Василенко И.А. Геополитика современного мира. - М., 2006 г.
4. Васильев И.С. Истрия Востока Т.2 – М.1994
5. Вишневский А. Может ли "Юг" двинуться на север? - http://www.demoscope.ru/
6. Вторая_гражданская_война_в_Судане http://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Гобино А. О неравенстве человеческих рас. - http://www.hrono.info/
8. Гусаров В.И. Власть и армия в независимом Судане: взаимодействие и противоречия // Армия и власть на Ближнем Востоке. М., 2002. С. 205–206.
9. Диаа Эльдин Хамза Хамед. Конституционное развитие Республики Судан (исторический и правовой аспект) // Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003
10. Карамаев С. Cудан: хрупкий мир в краю вечной войны// http://3-51.ru/blog_post.php?blogid=8515&p=181848
11. Кудров Е.А. Конфликт в Дарфуре: основные причины и тенденции. – М., 2008. – С. 18, 21.
12. Кудров Е.А. Основные итоги 2007 г. для экономики Судана [Электронный ресурс] // Сайт Института Ближнего Востока. [М., 2008].
13. Кудров Е.А. Судан на перепутье: война или мир? – М.2009
14. Матвеев К.П. История ислама. М.: ACT: Восток — Запад, 2005. — 254с.
15. Мифтахова С.А. Разделит ли судан судьбу ирака?
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция.2010. № 2. С. 10-16.
16. Панарин А. Север -- Юг. Сценарии обозримого будущего. - Наш современник, N5, 2003 г.
17. Полпред. Африка и Россия. Экономические связи.-М., 2000, с.312.
18. Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. М., 2000
19. Поляков К.И. История Судана. ХХ век. М., 2005. С. 209.
20. Президент Омар аль-Башир признал итоги референдума Южного Судана// http://karabakh-news.com/8951-prezident-omar-al-bashir-priznal-itogi-referenduma-yuzhnogo-sudana.html
21. Сапронова М.А. Арабский восток на современном этапе: эволюция институтов власти и модернизация традиционного общества Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318. С. 125-132.
22. Серёгичев С.Ю. Строительство исламского государства в Судане: основные этапы и их результаты Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 18. С. 226-237.
23. Серёгичев С.Ю. Судан в 1985-2008 гг.: потерянные десятилетия или дорога к успеху? Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 13. С. 106-129.
24. Судан // История Востока: В 6 т. Т. 6. Восток в новейший период (1945– 2000 гг.). М., 2005. С. 146.
25. Судан // Страны Африки 2002. М., 2002. С. 191–192.
26. Судан на пути к разделению в 2011 г. проблема юга страны и пути ее решения Кудров Е.А. Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2008. № 3. С. 51-67
27. Судан накануне референдума http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/2656
28. Тихомиров Н.К. Региональные конфликты. Проблема Юга Судана. М., 2006.
29. Фахрутдинова Н.З. Исламский фактор в общественно-политической жизни
30. Хасан ат-Тураби. Ислам и время // Азия и Африка сегодня. 1994. № 11. С. 33.
31. Штейнберг О.В. Российский взгляд на дарфурский конфликт. рецензия на книгу Е.А. КУДРОВА «Судан на перепутье: война или мир?» Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика.2010. № 3. С. 171-176.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.