• Категория: Юриспруденция
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Оригинальность: 65 %

Оглавление
С
Введение 3
1. Становление и развитие исправительных и обязательных работ в законодательстве России .7
1.1. Институт обязательных и исправительных работ в системе наказаний 16
2. Общая характеристика института обязательных работ 24
2.1. Условия назначения и отбывания наказания в виде обязательных работ 24
2.2 Проблемы исполнения наказания в виде обязательных работ 33
3. Характеристика наказания в виде исправительных работ 43
3.1. Условия отбывания наказания в виде исправительных работ 43
3.2 Проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ 53
Заключение…………………………………………………………………… 66
Библиографический список…………………………………………………. 71
Приложение……………………………………………………………………77

Введение

Актуальность темы — создание эффективной системы уголовно-правового воздействия, позволяющей максимально индивидуализировать уголовную ответственность с учетом принципов экономии репрессии, актуально в той или иной степени для всех государств. Уголовное законодательство и правоприменительная практика в России развиваются по пути расширения применения альтернативных наказаний.

Наказание должно быть соразмерно преступлению. За совершение тяжкого преступления человек, естественно должен понести суровое наказание. А если это преступление небольшой или средней тяжести, или тем более совершено по неосторожности, к нему должны применяться наказания, не связанные с лишением свободы. Изоляция нередко способствует потере человеком социальной ориентации, утрате общественно-полезных связей, поэтому, чем меньше людей пройдет «тюремную школу», тем лучше для общества. Также немаловажно, что осуществление контроля за поведением лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее УИИ), обходится государству в десятки раз дешевле, чем содержание осужденных в исправительных колониях. Как известно, УИИ исполняют наказания в виде: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительных работ; обязательных работ и осуществляют контроль за поведением условно-осужденных и женщин с отсрочкой отбывания наказания. Выполнение этого достаточно большого объема работы, причем качественно, и есть основная задача УИИ. А для ее достижения постоянно надо решать комплекс вопросов, в том числе проблемы правового характера, вызванные несовершенством законодательной базы, регламентирующей деятельность УИИ и наличие проблем в уголовном и уголовно- исполнительном законодательстве.
Решение этих обозначенных вопросов может быть достигнуто путем проведения анализа новых социально-экономических условий и существенных нововведений, регламентированных Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами, касающихся назначения и исполнения одного из наиболее известных видов уголовного наказания – исправительных и обязательных работ. Институт обязательных работ был введен Федеральным законом от 28 декабря 2004 года № 177-ФЗ. Поэтому время фактического начала их применения в России можно отсчитывать с 1 января 2005 года. В процессе их практического исполнения выявлены проблемы, затрудняющие работу уголовно-исполнительных инспекций и требующие внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
В сентябре 2000г. ГУИН Минюста России было подписано соглашение с международной неправительственной организацией «Международная тюремная реформа» о реализации проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации». Цель проекта заключалась в сокращении применения наказания в виде лишения свободы за счет расширения и более эффективного исполнения альтернативных наказаний и мер уголовно-правового характера. Реализация данного проекта позволила выявить немало проблем, связанных с введением новых видов наказания, показала всю сложность реформирования этой важной составляющей УИС России. Кроме того, установление в ч.ч. 1 и 2 ст. 3 УИК РФ приоритета международно-правовых актов над внутренним уголовно-исполнительным законодательством послужило основанием для исследования порядка назначения и исполнения исправительных работ в соответствии с требованиями, установленными указанными актами.
Существенный вклад в разработку концептуальных положений назначения и исполнения исправительных и обязательных работ внесли исследования целого ряда авторов: Г. А. Алексеевой, И. А. Бушуева, В. Я Богданова, В. И. Гуськова, А.И.Зубкова, А. В. Корнеевой, В. П. Маркова, А.С.Михлина, А.И. Наташева, В.Н.Орлова, Н. А. Стручкова, Э.В. Лядова, В.В., Ткачевского, X. А. Тимершина, И.Л.Трунова, В.И.Селиверстова, С.Н.Смирнова, Н.Н.Хохлова и других ученых. Вместе с тем следует отметить, что многие проблемы в этой области решены еще в недостаточной степени. В контексте новых политических и экономических изменений назрела необходимость провести исследование проблем назначения и исполнения обязательных и исправительных работ, что будет способствовать повышению эффективности данных видов наказаний, выявлению аспектов, требующих дальнейшего совершенствования, как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу назначения и исполнения исправительных и обязательных работ.
Предметом исследования выступают нормы Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, Федеральные законы и иные нормативные акты РФ, ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие содержание, основания и порядок применения наказания в виде исправительных работ, закономерности развития отечественного законодательства, регламентирующего возникновение и развитие исправительных и обязательных работ.
Основная цель работы состоит в исследовании, рассмотрении и анализе уголовно-правовых аспектов наказаний в виде исправительных и обязательных работ и выдвижение на их основе предложений, направленных на совершенствование законодательства и практики исполнения данных видов наказаний. Для достижения указанной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
— рассмотреть становление и развития исправительных и обязательных работ в системе наказаний Российского уголовного права;
— раскрыть сущность исполнения наказания в виде обязательных работ;
-исследовать условия отбывания наказания обязательных работ и проблемы их исполнения;
— раскрыть содержание исполнение наказания в виде исправительных работ;
— исследовать условия отбывания наказания и проблемы исполнения наказаний в виде исправительных;
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, предполагающий изучение явлений в их развитии и взаимосвязи, а также частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, статистический ( анализ документов).
Теоретической основой исследования явились основные положения науки уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии, педагогики и других наук.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Заключение

Уголовное законодательство и правоприменительная практика в России развиваются по пути расширения применения альтернативных видов наказаний в т.ч. исправительных и обязательных работ. Создание эффективной системы уголовно-правового воздействия, позволяющей максимально индивидуализировать уголовную ответственность с учетом принципов экономии репрессии актуально в настоящее время для России. Это результат общего смягчения карательной политики государства в отношении лиц, совершивших преступление небольшой или средней тяжести.
В работе с помощью исторического метода изучены институты обязательных и исправительных работ, развитие и становление их в Российском уголовном праве, установлены причины их происхождения и основные этапы развития, влияние их на современное законодательство. Исторический опыт применения исправительных и обязательных работ позволил сформулировать теоретические положения, которые могут быть использованы для дальнейшего применения данных видов наказания, внесения необходимых корректив в действующее законодательство, совершенствование правоприменительной деятельности судов, уголовно- исполнительных инспекций. Решение вопроса о происхождении исправительных и обязательных работ имеет важное значение для понимания их сущности, для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности их применения в системе видов наказания. В работе отражено, что система наказаний в Российском уголовном праве — это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Институт исправительных и обязательных работ были рассмотрены в системе наказаний уголовного права в целом и каждый в отдельности. Изучены соотношения данных институтов по отношению к такому виду наказания, как штраф. В результате расчетов, сравнений, исследований сделан вывод, что штраф, как наиболее высокое материальное лишение, фактически является более строгим наказанием, чем обязательные и исправительные работы, поэтому есть основание предложить переставить их местами в перечне наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ. Обязательные работы предлагаем поставить первыми в данном перечне, как наиболее мягкий вид наказания, затем исправительные работы, штраф и остальные виды наказаний по перечню статьи 44 УК РФ.
Проведенный анализ санкций статей приводит к выводу, что соотношение размера штрафа, количества часов обязательных работ и количества исправительных работ не упорядочено и предлагается сделать его единым — по принципу: чем больше штраф, тем больше — часов обязательных работ и тем больше исправительных работ.
В работе дана характеристика обязательных и исправительных работ и установлено, что при назначении наказания в виде обязательных работ осужденные ограничиваются в конституционных правах на свободный выбор вида труда и его добровольность, за вознаграждение за труд и на отдых. Исправительные работы по своему содержанию состоят из следующих элементов: принудительное привлечение к труду на определенный срок; привлечение к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного; удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного. В ходе исследования проведено соотношение обязательных и исправительных работ и выявлено, что обязательные работы имеют много общего с исправительными работами при меньшем ограничении прав и свобод осужденных. Обязательные работы служат альтернативой исправительным работам. Исправительные работы назначаются неработающим гражданам, а то время как обязательные — работающим. На наш взгляд, наказанию не следует иметь ограничения по своему назначению в зависимости от наличия либо отсутствия у подсудимого места работы. Назначенное наказание должно соответствовать совершенному преступлению (его виду и размеру), должно способствовать исправлению осужденного, удерживать его от совершения нового преступления, а также содействовать возвращению к социально полезной деятельности, прививать уважение к законам, формировать навыки право-послушного поведения и потому предлагается в санкциях ряда статей (например ст.228 УК РФ) пересмотреть целесообразность применения обязательных и исправительных работ.
Особое внимание при назначении наказания следует уделять личности виновного. Недостаточно глубокое изучение личности виновных приводит к неправильному избранию меры наказания и не способствует достижению целей, стоящих перед ним. В процессе работы сделаны выводы, что при назначении обязательных и исправительных работ следует уделять внимание следующим обстоятельствам, характеризующим личность осужденного: отношение подсудимого к труду; его трудоспособность и состояние здоровья осужденного; семейное положение осужденного, условия жизни и сведения об иждивенцах; поведение осужденного на производстве и в быту (факты, свидетельствующие о его отрицательном поведении в семье (пьянство, жестокое обращение с членами семьи, отрицательное влияние на воспитание детей и др.)); сведения о судимости и виде наказания осужденного ( была ли уже замена альтернативного вида наказания на лишение свободы);
Введение в практику подобного документа повысит требовательность суда к представляемым на подсудимого характеристикам, иной информации о личности правонарушителя, что будет способствовать соблюдению принципа индивидуализации наказания и окажет помощь в работе УИИ.
В дипломной работе были рассмотрены условия отбывания наказания обязательных и исправительных работ и проблемы их исполнения. Рассмотрен сложный вопрос трудоустройства осужденных в сложившихся рыночных условиях, условиях высокой безработицы. Мы считаем необходимым решить вопрос на законодательном уровне о выделении средств в ежегодном бюджете страны на создание рабочих мест для данной категории осужденных. В целях решения вышеназванных проблем необходимо на федеральном уровне принять закон, предусматривающий установление квоты на предприятиях различных форм собственности для трудоустройства осужденных к обязательным и исправительным работам, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
При раскрытии вопроса срока отбытия наказания в виде обязательных работ установлено, что время работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе, учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы. Осужденному можно работать в течении недели меньшее количество часов, но почему-то не оговорена ситуация , когда имеея необходимый объем работы и желание самого осужденного при сменном графике работы отработать большее количество часов и быстрее отбыть срок обязательных работ. В таких случаях по нашему мнению можно было бы по письменному заявлению самого осужденного разрешить ему отработать в день больше часов, что предлагаем закрепить законодательно с соответствующими изменениями и дополнениями в нормативные документы.
При рассмотрении исчисления срока исправительных работ возникает вопрос о зачете времени, в течении которого осужденный не работал по уважительной причине. Анализируя нормативные документы по медицинскому страхованию, акты трудового законодательства было установлено, что у осужденных размер пособия по нетрудоспособности будет ниже пропорционально производимым удержаниям, чем у работников, не отбывающих данный вид наказания. Таким образом необходимо решить вопрос о том, должно ли засчитываться время, в течении которого осужденный не работал по уважительной причине, в срок отбывания исправительных работ.
Анализируя категорию лиц, которым не назначаются исправительные и обязательные работы — инвалиды I группы, беременные женщины, женщины, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащие, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, не отслужившие срок службы по призыву, установлено, что законодатель невольно подталкивает суд к назначению соответствующим категориям осужденных более строгого наказания или к оставлению их без наказания вообще.
Рассмотрены противоречивые взгляды на ряд вопросов по исполнению исправительных и обязательных работ. С помощью логических приемов, путем анализа исследуемых документов, установлены ряд несоответствий в нормативных актах трудового законодательства, на которые необходимо обратить внимание для реализации в законодательстве принципа равенства граждан перед законом и принципа справедливости.
Указанные предложения, направлены на совершенствование законодательства и практики исполнения данных видов наказаний. Совершенствование законодательства РФ в форме корректировке действующего законодательства, а также принятия новых нормативных правовых актов остается актуальной задачей.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ –М: Проспект.- 2006.- 58с.
2.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
3.Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13 января 1997 г. № 2. ст. 198.
4. Приказ МЮ РФ от 12.04.2005 №38 « Об утверждении инструкции о порядке исполнения наказания и мер уголовно- правового характера без изоляции от общества//Российская газета .2005.-С.12
5. Постановление правительства РФ от 16.06.1997г. №729 «Об утверждении положения об уголовно- исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // Собрание законодательства РФ от 1997 г. N 25 ст. 2947.
6.Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII)./ Сборник документов совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. — М.- 1998.- С.221

Учебники, книги
7.Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник –М: Проспект, 2009. – 352с.
8. Герцензон А.А., Грингауз Ш.С., Дурманов Н.Д. и др. История советского уголовного права. — М., 1948. -66с.
9. Грушин Ф.В., Лядов Э.В., Смирнов С.Н. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Контроль за условно осужденными: Учебное пособие. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006.-158с
10. Данелян Р.С. Судейское усмотрение. Теоритические, законодательные и правовые проблемы российского законодательства -М, 2006г –247с.
11.Дзигарь А.Л. Уголовные наказания: эволюция и перспективы. Краснодар, 2001. -82с
12. Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики — М.: Юрайт-М, — 1967.-67с.
13.Караганова Б.Г. Наказание в санкциях уголовного закона. – Ростов н/Д . 2003. -110с.
14.Курс уголовного права. Том 2. Учение о наказании / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова) — М.: ИКД «Зерцало-М», — 2002.- 445с.
15. Комментарии к уголовно- исполнительному кодексу РФ/ под. ред. А.И.Зубкова.- 4-е изд., перераб.- М.:Норма,2008.- 496с.
15.Комментарии к уголовному кодексу РФ/ под ред. В.М.Лебедева. – М.:Норма,2005.- 880с.
16. Ленин В.И. Собрание сочинений-М: Просвещение, 1981. Т-38, 448с.
17.Мишунин П.Г. Очерки по истории советского уголовного права: (1917 — 1918 гг.). — М., 1954. -79с.
18.Орлов В. Н. Порядок и некоторые проблемы применения средств исправления к осужденным к исправительным работам / Российская юридическая наука на этапе формирования правового государства / Под общ. ред. В. Н. Зырянова и Т. Н. Радько. — М-Академия права и управления, 2003. — 156с.
19.Осадчая Н. Г. Обязательные работы как новый вид наказания в Российском уголовном законодательстве: Дис… канд. юрид. наук: 12.04.08. — Ростов н/Д., 1999. — 181с
20.Познышев С.В. Учебник уголовного права. М., 1973.-306с.
21.Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. Наумова А.В. — М., «Гардарика», Фонд «Правовая культура» — 2003.-556с.
22.Стручков Н.А. Проблемы науки исправительно-трудового права в свете нового исправительно-трудового законодательства. М., 1972.-324с.
23.Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1978. -440с.
24.Уголовное право России. / Под ред. Б. В. Здравомыслова — М.:Проспект, 2004. -345с.
25.Уголовное право. / Под ред. А. Ф. Фомина – М.: Юрайт-Издат, 2004.- 491с.
26.Уголовное право. / Под ред. В.Н. Кудрявцева – М.: Юридическая литература, 2004.- 361с.
27.Уголовное право. / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. – М: Инфра -М-Норма, 2005. -516с.
28.Уголовно-исполнительная система России // Статистический сборник ГУИН Минюста России. М., 1993 — 2003. -205с.
29.Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. М., 2005. -256с.
30.Уголовно-исполнительное право: Учебник/ Под ред. В.И. Селиверстова. 5-е изд. М., 2005. -344с.
31.Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., Рязань, 2006. -316с.

Статьи из журналов и других серийных изданий
32.Аубакиров А.Ф. // Проблемы применения обязательных работ // Закон. 2006. № 6.-56с.
33. Бакулина Л., Тарханов И. Наказание в виде обязательных работ: проблемы введения в действие // Законность. 2005. N 6.-57с.
34. Бушуев И. Исправительные работы. // Юридическая литература. – М. 1968. №12- 87с.
35. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности МЮ РФ на 2008-2010 годы // Бюллетень МЮ РФ 2008. №10 –127с.
36.Иванова Т.С. Прием на работу осужденного к исправительным работам — право или обязанность работодателя? // Право. 2006. № 5.-С.41
37.кузнецов Н.Ф.профилактика функционирования уголовного закона// Уголовное право.- 1998. № 1. –С.11
38.Лядов Э.В. К вопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2007. № 3.-С.11
39.Марков В.П. Возникновение исправительных работ как вида уголовного наказания // История государства и права. 2006. № 5.- С.31
40.Наташев А., Однолетков Г. Обязательные работы // Юрист.- 2008. № 9.
41.Меньшагин В.Д.О принудительных работах по месту работы.// социалистическая законность. – 1958. -№12. – С.19
42.Семенюк В. И.Альтернативные виды наказания. // Преступление и наказание — М. — 2008.- № 4. — С. 33.
43. Петрашев В.Н., Коновалова С.И. Перечень видов наказания: проблемы построения и перспективы развития в российском уголовном законодательстве//Северо-Кавказский юридический вестник. — 2003. — N 2. — С. 47
44. Сборник постановлений пленумов верховного суда российской Федерации по уголовным делам/ сост. С.Г.Ласточкина, Н.Н.Хохлова. – 3-е изд.- М: ТК Велби, Проспект, 2003. – 695с.
45. Селиверстов В.И. Исправительные работы. // Преступление и наказание 2007. № 5.- С.21
46. Сальников. А.П. Создавать условия для действенного исполнения наказания в виде обязательных работ//Ведомости уголовно- исполнительной системы.- 2006. — №8. — С.14-17
47. Усачев В.И.Уваров О.П. Опыт исполнения наказания в виде обязательных работ // Ведосмости уголовно- исполнительной системы. – 2003 — №7.- С.18-19
48Уткин В.А. Развитие альтернатив лишению свободы в рамках эксперимента // Содействие становлению реализации альтернативных мер наказания в Российской Федерации. Материалы международного семинара. Самара. 24 — 27 марта 2002 г. М., 2002. – С.31
49 Фомин Д.И. Альтернативные виды наказаний // Преступление и наказание.- М.- 2009.- №2 – С.18
50. Шагородский М.Д. Наказание по советскому уголовному праву // Закон. — М. — 1958. — С. 27
51. Архивные материалы МРУИИ №2 ГУФСИН России по Челябинской области


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.