• Категория: Юриспруденция
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2019
  • Оригинальность: 55,31 %

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...7
Глава 1 Теоретические основы социального обеспечения граждан, пострадавших в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча………………………13
1.1 Характеристика зон радиоактивного загрязнения в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча…………………………………………………………………………13
1.2 Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча…………………………………………………………………………19
1.3 Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от воздействия радиации…………………………………………………………………………54
Глава 2 Анализ деятельности ГУ – УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска по установлению пенсий гражданам, пострадавшим в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча……………………………………………67
2.1 Задачи, функции, структура и основные направления деятельности ГУ – УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска………………………………….67
2.2 Организация работы Управления по назначению и выплате пенсий гражданам, пострадавшим в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча………75
Заключение………………………………………………………………………97
Список использованных источников………………………………………….101





ВВЕДЕНИЕ

Статья 42 Конституции Российской Федерации определяет: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».
В нашем государстве к перечню территорий с неблагоприятной экологической ситуацией относятся территории с радиоактивным загрязнением, такие как Челябинская, Курганская и Свердловские области. Радиоактивное загрязнение отдельных территорий Российской Федерации связано с деятельностью ядерных предприятий и атомных электростанций, авариями на этих производствах, испытанием ядерного оружия, нарушением технического регламента и так далее.
Когда происходят какие-либо чрезвычайные ситуации природного или техногенного происхождения, например: наводнения, землетрясения, аварии на технических объектахи тому подобные виды чрезвычайных ситуаций, они несут в себе опасность и последствия, как для окружающей среды, так и для жизни и здоровья людей.
Если говорить о техногенных чрезвычайных ситуациях, причиной их возникновения является такое состояние какого-либо технического объекта, которое в состоянии развития может оказать поражающее воздействие на человека и окружающую природную среду. Одними из видов чрезвычайных ситуаций, которые несут крайне негативные последствия для экологии территории и ее населения, являются аварии, в результате которых происходит выброс радиоактивных элементов. Такие аварии могут произойти на ядерных предприятиях, предприятиях атомной промышленности, атомных электростанциях и других видах производств, связанных с этой сферой деятельности. Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, имеют не только проблемы в области экологии, но и ряд других, таких как экономические, социальные проблемы, проблемы в области охраны здоровья населения.
Государство не может оставить без внимания такие ситуации, оно обязано разрабатывать политику разрешения всех возникших проблем в результате чрезвычайной ситуации: реабилитация территории, ее дальнейшее использование, меры помощи и поддержки пострадавшему населению.
В истории нашего государства, к сожалению, есть примеры техногенных катастроф.
На территории Челябинской области в городе Озёрске находится производственное объединение «Маяк», которое является государственным предприятием федерального значения и занимается производством компонентов ядерного оружия, радиоактивных изотопов. А в настоящее время приоритет в его деятельности отдается таким направлениям, как: выполнение оборонного заказа, регенерация облученного ядерного топлива, атомных реакторов.
29 сентября 1957г. на этом предприятии произошла радиационная авария, о которой общественности длительное время было неизвестно практически ничего, так лишь спустя 32 года, в 1989г. был подтвержден факт взрыва на ПО «Маяк».
Главной причиной взрыва стало нарушение работы системы охлаждения, из-за которого разрушилась ёмкость, содержащая 70-80т высокорадиоактивных отходов. В окружающую среду попала смесь радионуклидов общей активностью 20 млн Ки (Ки-единица измерения радиоактивности вещества), большая часть которых попала на территорию вокруг хранилища, а остальная часть активностью 2 млн Ки поднялась на высоту 1-2 км и образовала радиоактивное облако из жидких и твердых аэрозолей.
По причине аварии на ПО «Маяк» в ноябре 1957г. была создана Правительственная комиссия, которая должна была дать оценку последствиям аварии и определить меры их разрешения. В ходе ее деятельности было установлено, что населённые пункты Русская Караболка, Юго-Конёво, Алабуга и посёлок Конёвского вольфрамового рудника располагаются в районе интенсивного загрязнения и поэтому комиссия приняла решение о переселении жителей этих территорий, составляющих 4650 человек и запашке 25 тыс. га пахотных земель, находящихся в радиусе загрязнения. В последующие 2 года, в населённых пунктах, которые подверглись радиоактивному загрязнению, была осуществлена ликвидация и захоронение строений, продовольствия, фуража и имущества жителей. И на всех территориях, подвергшихся воздействию радиации, был введен долговременный запрет на ведение хозяйственной деятельности.
От деятельности производственного объединения «Маяк» произошло также загрязнение радиоактивными отходами реки Теча, водосборный бассейн которой находится в непосредственной близости от предприятия.
Водосборный бассейн рек Теча и Исеть находится межу горным Уралом и долиной реки Тобол. В 6км от истока реки Течи с 1946г. по 1956г. производился сброс радиоактивных отходов ПО «Маяк», всего за эти 10 лет было сброшено 76 млн. м3 сточных вод с общей активностью по β-излучениям свыше 2,75 млн Ки. Люди, проживающие в прибрежных населенных пунктах, использовали воду для питья, хозяйственно-бытовых нужд и поэтому подверглись как внешнему, так и внутреннему облучению. В общей сложности были облучены 124 тыс. человек, проживающих в прибрежной зоне водной системы Теча-Исеть-Тобол. Наибольший уровень облучения получили жители берегов реки Теча, количество которых составило 28,1 тыс. человек. Примерно, 7,5 тыс. человек, переселенных из других 20 населенных пунктов, получили средние эффективные эквивалентные дозы в диапазоне 3 — 170 сЗв (сантизиверт - единица эквивалентной и эффективной поглощенной дозы ионизирующего измерения эквивалентной и эффективной поглощенной дозы ионизирующего излучения). С 1951г. основная часть сбросов радиоактивных отходов стала производится не в реку Теча, а в озеро Карачай. К концу 1956 года было закончено сооружение плотины П-10 в верхней части Течи и сбросы радиохимического производства полностью перестали в нее поступать. Но эти меры не изменили того, что река стала загрязненной отходами радиации, к тому же, загрязненным стало и озеро Карачай.
Итак, авария, произошедшая на производственном объединении «Маяк», принесла негативные последствия. При выбросе радиации произошло загрязнение территорий, расположенных в радиусе предприятия, то есть были загрязнены водоёмы, пастбища, поля, леса- все то, что необходимо человеку для проживания на территории, ведения хозяйственной деятельности, выращивания скота и занятия сельским хозяйством. Возникла проблема: или переселяться с загрязненной территории, или оставаться на своем месте жительства в условиях ограничения хозяйственной деятельности и неблагоприятной экологической обстановки. Из всего этого можно сделать вывод, что авария нанесла экологический, социально-экономический ущерб, а также и ущерб здоровью людей, проживающих в населенных пунктах, загрязненных радиацией, ведь они подверглись облучению.
Объектом исследования является законодательство РФ, регулирующее предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Предметом исследования является правовой статус граждан, пострадавших в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (на примере ГУ – УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска).
Целью исследования является изучение вопросов теории и практики по предоставлению пенсий, компенсаций и других мер социальной поддержки лицам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Задачи исследования:
1. Изучить зоны радиоактивного загрязнения, образовавшиеся в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
2. Исследовать особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
3. Проанализировать меры социальной поддержки граждан, пострадавших от воздействия радиации.
4. Изучить основные направления деятельности ГУ – УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска.
5. Проанализировать организацию работы Управления по назначению и выплате пенсий гражданам, пострадавшим в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В ходе исследования были применены такие методы, как анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме исследования, обобщение, исторический метод, теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция.
Теоретическую основу исследования составили труды выдающихся отечественных учёных: В.П. Галаганова, И.В. Григорьева, Е.Е. Мачульской, Г.В. Сулеймановой и других.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка источников. Введение содержит в себе актуальность темы исследования, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
В теоретической части дана характеристика зон радиоактивного загрязнения в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, проанализированы меры социальной поддержки пострадавших граждан, и вопросы их пенсионного обеспечения.
В практической части проанализирована организация работы ГУ – УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска по назначению и выплате пенсий пострадавшим от воздействия радиации гражданам.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны определенные выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957г. и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча на территории Челябинской области появились зоны радиоактивного загрязнения. Прежде всего, это территории, находящиеся в непосредственной близости от предприятия, а также территории, на которых расположен водосборный бассейн реки Теча. На основании изученных данных можно сказать, что загрязнению радиоактивными отходами в большей степени подверглись территории Челябинской области, также радиация присутствует на отдельных территориях Курганской и Свердловской областей.
Нормы права классифицируются по разным основаниям, в зависимости от круга лиц, на которых они распространяются, их делят на общие и специальные. В отношении пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от воздействия радиации в результатеаварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, применяются специальные нормы, то есть распространяющиеся только на данную категорию лиц. Пострадавшим гражданам, в зависимости от категории, может быть назначен один из 3 видов пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.При назначении каждого из видов пенсии пострадавшим гражданам есть свои особенности. Так, для всех категорий пострадавших предусмотрено снижение пенсионного возраста: на 10 или 5 лет в зависимости от правового статуса пострадавшего лица, помимо этого пенсионный возраст снижается на первоначальную и дополнительную величину для граждан, проживающих (работающих) на загрязненных радиацией территориях. Пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или по нормам Федерального закона от 28.12.2013г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по выбору застрахованного лица. Граждане, являющиеся инвалидами вследствие воздействия радиации, имеют право выбора пенсионного обеспечения – пенсия по инвалидности или пенсия по старости. В особый ряд относятся граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, они имеют право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности по нормам статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ и страховой пенсии по старости по нормам Федерального закона№ 400-ФЗ. Члены семей пострадавших граждан, в случае их смерти, могут иметь право на пенсию по случаю потери кормильца. Как мы знаем, ликвидацией последствий аварии занимались военнослужащие, которые могли проходить службу либо по призыву, либо по контракту. Поэтому пенсионное обеспечение первых осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а вот военнослужащие по контракту подпадают под действие Закона РФ от 12.02.1993г.№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Последствия воздействия радиации отразились на разных аспектах жизни людей и компенсировать их только специальным порядком пенсионного обеспечения недостаточно, поэтому для пострадавших граждан законом установлены определенные меры социальной поддержки, круг которых достаточно широкий, и назначение каждой из мер зависит от правового статуса пострадавшего. Так, одной из существенных мер является единовременное предоставление жилья, а также компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Не оставлена без внимания сфера трудовых правоотношений и сфера здравоохранения. Радиация – фактор, в первую очередь оказывающий влияние на здоровье, поэтому предусмотрены такие меры социальной поддержки, как ежегодные и ежемесячные компенсации на оздоровление.
Итак, в работе были изучены зоны радиоактивного загрязнения, возникшие в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, рассмотрены особенности назначения пенсий и предоставления мер социальной поддержки пострадавшим от воздействия радиации гражданам.
В ходе практического исследования была проанализирована организация работы ГУ – УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска по назначению и выплате пенсий гражданам, пострадавшим в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
На учете в Управлении по состоянию на 1 января 2019г. состоит 358 получателей государственных пенсий из числа пострадавших граждан, из них 80 человек являются получателями пенсии, продолжающими трудовую деятельность. Общее число получателейгосударственных пенсий составляет 275 человек, 39 из которых продолжают работать. Получателями государственных пенсий являются: по старости - 258 человек, 37 из которых работают, по инвалидности - 4 человека и по случаю потери кормильца - 13 человек, 2 из которых продолжают работать. Всего получателей страховых пенсий из данной категории граждан 83 человека, 41 из которых работает. 82 гражданина получают страховую пенсию по старости, 40 граждан из них продолжают трудовую деятельность, пенсию по инвалидности получает 1 гражданин, продолжающий работать. Надбавки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1-ФЗ получают 66 человек, из них 6 работающие пенсионеры.
Средний размер государственных пенсий граждан, пострадавших от воздействия радиации за период с 2015 по 2018г. увеличился на 69 руб. 25коп., а средний размер страховых пенсий уменьшился на 883 руб. 70коп.
По результатам исследования нами были разработаны следующие предложения:
1) Разработать закон для назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, без каких-либо отсылочных норм на другие законодательные акты.
2) Установить более высокие нормы пенсионного обеспечения для данной категории граждан.
3) Создать на сайте Управления информационный раздел для граждан, пострадавших от воздействия радиации, а также стенды и брошюры для размещения в здании Управления.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации – принята на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета, 1993, № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст.3301.
3. Закон РФ от 15.05.1991г. № 1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1991, № 21, ст.699.
4. Закон РФ от 12.02.1993г.№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, № 9, ст. 328.
5. Федеральный Закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ, 1995, № 3, ст. 168.
6. Федеральный закон от 26.11.1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 48, ст.5850.
7. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 51, ст.4831.
8. Федеральный закон от 04.06.2011г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» // Собрание законодательства РФ, 2011, № 23, ст.3266.
9. Федеральный закона от 28.12.2013г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 2013, № 52(часть I), ст. 6965.
10. Постановление Правительства РФ от 08.10.1993г. № 1005 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 42, ст. 4002.
11. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" // Собрание законодательства РФ, 2014, № 41, ст. 5545.
12. Приказ МЧС от 24.04.2000 г. № 229 «Об утверждении положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Российская газета, 2000, № 144.
13. Разъяснение Министерства труда РФ от 15.04.2003г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы причин инвалидности» // Российская газета, 2003, № 99.
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17.11.2014г. № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» // Российская газета, 2015, № 6.
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17.11.2014 № 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральным законом «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, 2015, № 6.
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» // Российская газета, 2015, № 6.
17. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник/И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов- 4-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018.-425с.
18. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 441с.
19. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Г.В. Сулейманова.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 430с.
20. Кононова Л.И., Холостова Е.И. Технология социальной работы: учебник для СПО/ под ред. Л.И. Кононовой, Е.И. Холостовой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 503с.
21. Анберхт Т.А. Социальная защита отдельных категорий граждан: учебное пособие для СПО / Т.А. Анбехт; Тюменский государственный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 285с.
22. Афтахова А.В. Право социального обеспечения. Практикум: учебное пособие для СПО/ А.В. Афтахова. –М.: Издательство Юрайт, 2019. -293с.
23. Буянова М.О. , Карпенко О.И., Чирков С.А. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для СПО/ М.О. Буянова, О.И. Карпенко, С.А. Чирков; под общ.ред. Ю.П. Орловского. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 193с.
24. Волостнова Т.И. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Т.И.Волостнова.-Саранск.:Изд.Афанасьев В.С.,2017.-100с.
25. Галаганов В.П., Антонова Н.В., Шарова А.П. Право социального обеспечения. Практикум: учебное пособие / В.П. Галаганов, Н.В. Антонова, А.П. Шарова. – М.:КноРус, 2018.-283с.
26. Миропольская Н.В. Основы социального страхования: учебное пособие для СПО / Н.В. Миропольская, Л.М. Сафина, под общ.ред. Л.М. Сафиной. - 2 –е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 149с.
27. Роик В.Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения: учебное пособие для СПО / В.Д. Роик. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 400с.
28. Аклеев А.В. Челябинская область: ликвидация последствий радиоактивных аварий: книга / А.В. Аклеев. – Чел. обл.: Издательство Юж.- Урал.кн. Изд-во, 2017 – 344с.
29. Михайлов О.М. Социально-демографическая ситуация в регионе радиационного бедствия: книга / О.М. Михайлов. – М.: Издательство Юрайт, 2017 - 334с.
30. Азарова Е.Г., Антонова Н.В., Благодир А.Л. и др., Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография/ Е.Г. Азарова, Н.В. Антонова, А.Л. Благодир и др.-М.:ИЗиСП,2017.-284с.























Узнайте стоимость работы:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.