Узнайте стоимость написания работы!

Реферат
Реферат
от 300 руб.
Главная
Магазин / Юриспруденция / Влияние правосознания и правовой культуры на сохранение законности и правопорядка

Вид работы: Дипломная работа   Год защиты: 2016   Оригинальность: 80%%  

Влияние правосознания и правовой культуры на сохранение законности и правопорядка

Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Правосознание и правовая культура как научные категории ………
и их соотне¬сенность 8
§1. Понятие и функции правосозна-ния…………………………………….. 8
§2. Правовая культура и ее взаимосвязь с правосознани-ем……………….. 17
Глава II. Законность, правопорядок и их фор-мы…………………………… 29
§1. Понятия законности и правопорядка в юриспруден-ции………………. 29
§2. Основные характеристики состояния законности и…………………… правопорядка в РФ 41
Глава III. Совершенствование правовой культуры и правосознания как……
способ сохранения законности и правопорядка в российском обществе 52
§1. Специфика актуального состояния современного российского ……
правосознания и правовой культуры 52
§2. Правовое воспитание и его значение в формировании правовой ……
культуры, поддержании законности и правопорядка 61
Заключение……………………………………………………………………… 73
Список использованной литерату-ры…………………………………………... 76
Приложения…………………………………………………………………….. 85

Введение
Актуальность темы обусловлена несомненной научно-практической значимостью про¬блемы обеспечения оптимального уровня правопорядка и законности в стране с учетом дина¬мично развивающихся социальных отношений, являющихся базисом правосознания и пра¬вовой культуры новой России. Исторический опыт развития общества свиде¬тельст¬вует о не снижающемся интересе к этим отраслям научно – практического знания, особенно активизирующимся в переходные периоды общественного развития, сопровождающиеся масштабными, кардинальными преобразованиями, в процессе которых актуализируется меняются правила социального взаимодействия, происходит глубокая ревизия сис¬тем ориентиров: юридиче-ских, ценностных, нравственных. Достаточно резкая в исторических масшта-бах трансформация привычного уклада жизнедеятельности во всех сферах социального бытия способствует возникновению у граждан ощу¬щения утраты кон¬троля над происходящим, подпитывает развитие деструктивных правовых тенден¬ций в социальных системах. В такие исторические периоды неиз¬меримо возрастает роль правовых наук в разработке на¬учно-обоснованных предложений по поддержанию законности и пра¬вопорядка в общественной жизни. Законность и правопорядок, будучи явлениями многоплановыми, включены в разнообразные виды и формы социального взаимодействия и характеризуются множе¬ством аспектов познания. Это одни из главных парадигм юриспру¬денции, важнейший показатель поли¬тико-правового уровня развития социума, осново¬полагающие со¬циально-культурные цен¬ности современного мира.
Постижение сущности законности и правопорядка – важнейшая сторона научного поиска, сопряженного с познанием принципи¬аль¬ных основ функционирования более сложных систем (политической, экономической, правовой, социальной). Диалектически применительно к ним законность и правопорядок выступают как каче¬ственные характеристики, имеющие возможность быть представленными в определенном формализованном эквиваленте, или являются одной из внешних детерминант. Практическая роль законности и правопорядка проявляется в том взаимном воз¬действии, которое они оказывают практически на весь спектр общественных отно¬шений, систему социально-экономического, культурно-идеологического и политико-правового устройства социума, влияя на вектор их дальнейшего развития. Существует и обратный процесс: практически весь спектр социальных факторов в их взаимосвязи влияет на законность и правопорядок, значительно меняя их об¬лик, а также качественные характеристики. Диалектическая обратная связь организована и с такими основополагающими в юридической науке феноменами как правосоз¬на¬ние и правовая культура. Поэтому трансформации, которым подвержены законность и пра¬вопорядок, способны вносить достаточно серьезные коррективы как в качественное состояние правовой культуры, так и в привычные алго¬ритмы социальных связей. Научный анализ этих феноменов спо¬собствует конкретизации имеющихся знаний об их юридической природе, механизмах и способах обеспечения, соци¬альной обусловленности, взаимосвязи, взаи¬мовлиянии и единстве с правосознанием и правовой культурой общества.
Подчеркнем, что формулировка темы данного исследования довольна ши¬рока и включает четыре фундаментальные юридические категории, ко-торые, яв¬ля¬ются, с одной стороны, самостоятельными с точки зрения научного анализа, а с другой - являются конкретным проявлением взаимодей-ствия элементов социаль¬ной системы (индивидов, малых и больших социальных групп), поэтому, с нашей точки зрения, корректен диалектический подход к изучению их во взаимосвязи и взаимодействии, поскольку каждый из элементов системы является лишь частью, порождающей новое качество в своих взаимоотношениях. Попытки проанализи¬ро¬вать сущность правосознания и правовой культуры как самостоятельных науч¬ных категорий ведут к ряду теоретических проблем. Их суть в том, что правосознание является как детерминантой, так и производным от специфики социальной системы, в том числе от экономического базиса обще¬ства. Именно поэтому изменяется оно так медленно. Самосознание целостно, но с точки зрения на-учного познания разделено на составляющие. Внутри него принято выделять обыденную и теоретическую формы, идеологию, психологию; эмо-циональный, когнитивный, и волевой компоненты. Правосознание объективно существует на уровне от¬дельного чело¬века и на уровне групп, больших и малых. Поэтому сложности становления госу¬дарственно-правовой системы свя¬заны, во многом, с измене¬нием правовых ценностей и на групповом и на индивидуаль¬ном уровнях. Го¬сударство, ранее практически утратившее возможность влияния на аксиологиче¬скую сферу права, начинает разворачивать правовосози¬дающую деятельность, оказывать содействие в освоении ценности соблю¬дения законности и правопорядка гражданами, то есть в формиро¬вание правосозна¬ния и правовой культуры в целом.
В свою очередь, правосознание мотивирует к правовому поведению, вопло¬щает побудительные устремления граждан в повседневную правовую действитель¬ность. Правосознание может стать общезначимой основой, способной объединить об¬щество в повышении эффективности институтов гра-ж¬данского об¬щества. Ренессанс граж¬данского общества нуждается в целеустремлен¬ности, в действии, критиче¬ском анализе имеющегося правового опыта, реали¬стической и трезвой оценке актуальной и будущей ситуации. Правовая культура является ключом, помо¬гающим социаль¬ной общности принимать и понимать себя и других в рамках общест¬венных дого-воренностей.
Степень научной разработанности проблемы. Определение юридической природы содержания и формы правовой культуры и правосознания остаются од¬ними из центральных исследовательских тенденций в теории государства и права. Этой фундаментальной тематике, имеющей важное методологи¬ческое значение, посвящены труды С.С. Алексеева, В.В. Бородина, А.М. Ва¬сильева, А.Б. Венгерова, К.С. Гаджиева, Н.Н. Деева, О.Е. Кутафина, Р.З. Лившиц, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, А.С. Панарина, Ю.М. Резник, А.М. Салмина, А.Г. Хабибу¬лина, Л.С. Явич, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова. Существенный вклад в изучение проблематики взаимоотношения государства, права, общества и лич¬ности и вне¬сли такие представители западноевропейской мысли как: М. Вебер, Р. Арон, И. Кант, Г. Гегель, Э. Дюркгейм, П. Козловски, О. Конт, Ш.Л. Монтескье, К. Ясперс, К. Поппер, Ф.Ф. Фукуяма, К. Маркс, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, Ф.А. Хайек.
Проблематика законности и правопорядка традиционно расположены в фокусе внимания российского правоведения, им посвящены труды Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, С.Н. Братусь, А.М. Васильева, А.Б. Венгерова, В.Н. Кудрявцева, Л.С. Явич, И.С. Самощенко, О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородского. Однако многие аспекты совре¬менной проблематики законности и право¬по¬рядка и их взаимосвязи с правосозна¬нием и правовой культурой остаются дис¬кус¬сионными. Следует подчеркнуть, что такое исследование может в дальнейшем но¬сить меж¬дисциплинарный характер, поскольку затрагивает не только правовые, но и фило¬софские, исторические, социолого-психологические аспекты. Детальное изучение проблематики этого взаимовлияния способствует получению принципи¬ально новые знания о сущ-ности, особенностях и тенденциях развития правопорядка, правосознания и правовой культуры в обновленной России. Данные обстоятельства обусловили выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования являются теоретико-правовые проблемы взаимо¬связи и взаимозависимости культурно-правовых отношений, правосоз-нания и правовой культуры общества.
Предмет исследования - роль правосознания и правовой культуры совре¬менной российской государственности в сохранении законности и пра-вопорядка.
Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, цель работы заключается в комплексном анализе проблем взаимосвязи правосознания и правовой культуры, их влияния на сохранение законно¬сти и правопорядка в России. Для достижения поставленной цели необходимо ре¬шить следующие задачи:
• исследовать юридическую природу категорий правосознание и правовая куль¬тура, их функциональные характеристики, диалектическую взаи-мо-обусловленность и не¬разрывность в структуре процесса юридического позна¬ния;
• показать значимость изучения проблем взаимосвязи правосознания и пра¬вовой культуры и их влияния на поддержание законности и правопорядка;
• рассмотреть специфику актуального развития Российского правосознания и правовой культуры;
• изучить роль правового воспитания в формировании правовой культу-ры, поддержании законности и правопорядка
Методологическая основа исследования. При решении за¬дач, поставленных в работе, автор опирался на базовые методы познания, разработан¬ные современной наукой и апробированные практикой, таких как струк¬турно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие ме¬тоды, а также законы и категории диалектики (единства исторического и логиче¬ского, аб¬страктного и конкретного, общего и особенного, единичного и уникаль¬ного).
Научная новизна исследования состоит в том, что в дипломной работе при современном научном подходе проведено исследование сущности и содержания правосознания и правовой культуры современного российского общества и их взаимообусловленности с сохранением законности и правопо-рядка.
Структура исследования. Диплом состоит из введения, трех глав, заклю-че¬ния и списка использованной литературы. В первой главе проводится понятийный анализ категорий «правосознание» и «правовая культура», их взаимосвязи и взаимообусловленности. Во второй главе рассматриваются научные подходы к трактовке законности и правопорядка, изучается специфика их актуального состояния в России. Третья глава посвящена проблематике совершенствования правовой культуры и правосознания и их роли в сохранения законности и правопорядка в российском обществе. В заключении подводятся итоги, делаются выводы проведенного исследования.

Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, можно заключить, что цель, поставленные в работе, достигнута, задачи – выполнены. Основные результаты можно сформулировать в виде следующих положений.
1. Современное право представляет собой но¬вый этап в развитии правосознания и совершенствования правовой культуры и характеризуется динамичным развитием и совершенствованием регулирования общественных отношений.
2. Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы определить правовые ценности и идеалы, к кото¬рым законода¬телю, право¬применителю, обществу и гражданину следует стремиться.
3. Под правовой культурой понимается сложное системное образование, являющееся целостным сочетанием отдельных элементов, каждый из которых упорядоченно связан друг с другом. В ее структуре определяются следующие компоненты: право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную или неправомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты, а также правосознание.
4. Сущность правосознания проявляется в следующих особенностях:
- оно не может существовать автономно, вне зависимости от других форм общественного со¬знания;
- социально-политические, нравственные, идеологические феномены правосознания (представ¬ления, стереотипы, установки, убеждения, мнения и т.п.) активно воздей¬ствуют на формирова¬ние и реализацию норм права.
5. В правосознании отражены те явления общества, которые непосредственно связан¬ы с правом. Оно включает создание норм права и реа-лизацию их требований в правоотноше¬ния. Прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их конкретного применения, моральные, нравственные, этические, полити¬ческие или иные идеи должны быть интериоризованы, включены в право¬сознание.
6. Правосознание является интегральным образованием, отражающим результаты процессов правовой социализации субъектов права, уровень законности и правопорядка в социуме, оценку нормативности требований формально-юридического и неправового характера, уровень потребностей в изменении элементов или всей системы права.
7. Правосознание личности структурно включает поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты, на которые можно оказывать влияние при помощи механизмов формирующего воздействия, что создает объективные предпосылки для изменения и совершенствования правовой культуры.
8. Законность и правопорядок являются элементами правовой культуры. В то же время, законность – это системное образование, содержащее в своей структуре принципы, требования, режимы, воплощающие необходимость безусловного соблюдения и практическую реализацию всеми субъектами правовой системы общества соответствующих источников права. Законность служит основой обеспечения, защиты прав личности и поддержания пра-вопорядка.
9. Правопорядок - элемент социального порядка, имеющий множество форм проявления и определяемый всей совокупностью поведенческих актов (правомерного и противоправного характера), правомерностью и неправомерностью отношений, существующих в рамках единого социально-правового пространства. Правопорядок отражает качество подчиненности общественных отношений конвенциальным юридиче¬ским предписа¬ниям, сохранность государственных и общественных инсти¬тутов, функциони-рующих на основе права, возможность и действенность применения субъектами со¬циальных отношений принадлежащих им прав и ис¬полнение возложенных на них юридических обязанностей; возможность индивидуальных и коллективных социальных субъектов адаптироваться к изменяющимся усло¬виям правовой жизни с учетом динамики ценностных ориентиров.
10. Правовая культура и содержание правосознания зависят от правовой осведомленности. Однако знание права не является решающим фактором правомерного поведения людей, единообразным критерием высокого уровня развития правосознания. Поэтому социально-правовые механизмы стимулирования законности и правопорядка должны включать не только санкции и юридическое просвещение, но также и национальную государственно-правовую идеологию, влияющую на формирование правовых установок и стереотипов личности в ее социально-конкретных, не всегда благоприятных объективных условиях.
11. Необходимо реконструировать государственную систему правового воспитания и образования, направленную на повышение правовой культуры, укрепления законности и правопорядка на основе новой правовой идеологии гуманистического характера, обеспечивающей солидарные действия граждан и государства в создании нового общества на принципах подлинной демократии и доминанты права.
12. Правовое воспитание следует рассматривать в качестве одной из основных функций правового государства, требующей систем¬ного государственного подхода и действия эффективных, подтвержденных бюд-жетным финансированием долгосрочных целевых программ, направленных на формирование правосознания, правовой культуры, поддержания законности и правопорядка в новой демократической России.
Очевидно, что, пока в России не сформируется высокий уровень как общественного, так и индивидуального правосознания и пра¬во¬вой культуры, достигнуть практически оптимального уровня законности и право¬порядка будет невозможно. Для решения этой проблемы, по¬вышения уровня законности и правопорядка государство обязано пропагандировать и внедрять в сознание граждан примат права, сделав его, таким образом, ис¬точником позитивных преобразований в государстве. Начало такой работе положено и сформулировано в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных Президентом Российской Федерации еще в 2011 году.


Не нашли подходящую работу?

Отправьте заявку и уже через 10 минут наши авторы предложат написать работу качественно и по доступной для Вас цене!

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Готовая работа: № 23799
3 000 руб.
9.0

Пользователь еще не разместил информацию о себе!

Настоящий магазин работает в автоматическом режиме. После оплаты работы, на указанный вами e-mail поступит ссылка на скачивание. При возникновении трудностей со скачиванием, отправьте заявку на vipnauka@bk.ru.
Условия приобретения готовых работ.

Похожие работы