• Категория: Ювенальная юстиция
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Оригинальность: 68 %

Оглавление
С
Введение ……………………………………………………………………….3 1.

Понятие и значение института семьи в РФ
1.1. Понятие институту семьи в РФ ………………………………………..9
1.2. Основные принципы государственной семейной политики в РФ….13
2. Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания детей, защита их прав в РФ
2.1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей ……………………………………………………………………. 22
2.2. Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми ………………………………………………25
2.3 Понятие приемной семьи….………………………………………………… 34
2.4. Социальная поддержка семьи и социальное обслуживание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Челябинской
области …. …………………………………………………………………….45
Заключение ……………………………………………………………………63
Библиографический список ………………………………………………….65
Приложения …………………………………………………………………..73

Введение

Роль семьи в жизни общества очень важна и многогранна. Существует немного общественных явлений, которые фокусировали бы в себе практически все основные аспекты человеческой жизнедеятельности и выходили на все уровни практики: от общественно – исторического до индивидуального; от экономического до духовного. Семья – один из них.
В семье и семейных отношениях отражаются все общественные законы, тенденции, принципы, мораль, нравственность. Каково общество – таковы и семейные ценности.
Объект исследования – семья, семейный союз — специфическое сложное общественное отношение, в котором проявляются моральные, психические, физиологические и хозяйственно – бытовые связи между небольшим кругом лиц (членов семьи), порождающие общность их жизни и интересов. Статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации, именуемого в дальнейшем СК РФ, закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье. Это право прежде всего заключается в обеспечении реализации этой возможности в семье – естественной среде обитания ребёнка, в которой закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека.
Таким образом, объект исследования — семья представляет собой сложный комплекс естественно – биологических, материальных и духовно – психологических связей, многие из которых вообще не допускают правовой регламентации и подвластны лишь нравственному регулированию со стороны общества.
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Это планомерная, взвешенная политика, реализуемая всеми уровнями власти: федерального уровня, органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Одним из принципов семейного права является принцип обязательной государственной поддержки семьи. Данный принцип предполагает, что нормы российского семейного права соответствуют требованиям международно – правовых актов по правам человека, а семья является объектом государственной политики.
Целью государственной семейной политики является обеспечение государством условий для реализации семьей её функций и повышение качества жизни семьи.
Целью данной работы является анализ современного законодательства, направленного на защиту семьи и прав ребёнка в Российской Федерации.
Задача, которая была поставлена при написании этой работы – проанализировать, насколько реализован комплекс мер, направленный на создание благоприятных условий для становления современной семьи, а именно:
— уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
— стабилизация материального положения семьи;
— обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
— кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
— усиление помощи семье в воспитании детей.
Защита государством семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путём принятия разнообразных мер, направленных на укрепление и поддержку семьи.
Это заложено в семейном законодательстве, гражданском законодательстве, а также в законодательстве об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде.
Россия является участницей Конвенции ООН 1989 года о правах ребёнка. По Конституции Российской Федерации, именуемой далее Конституция РФ, данная Конвенция является частью российского законодательства, и её нормы, которые не были включены в национальное законодательство, подлежат непосредственному применению. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя обязательства по обеспечению прав ребёнка, который рассматривается как самостоятельная личность, наделённая правами и способная в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. В СК РФ включена глава одиннадцатая, посвящённая правам несовершеннолетних детей.
Таким образом, предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие защиту прав ребёнка. Семья обеспечивает право ребёнка на заботу со стороны родителей, на помощь ребёнку, что служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей (обеспечение его питанием, лечением, одеждой и т. п.). Поэтому одним из основных принципов семейного законодательства является защита прав ребёнка на семейное воспитание. При этом имеется в виду прежде всего собственная семья, которую образуют родители. Закон, как правило, выполняет здесь охранительную функцию, ограждая семью и ребёнка в ней от незаконных посягательств извне, воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Но при грубом нарушении прав ребёнка в семье применяются методы более активного воздействия на такую семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.
Дети, оставшиеся по каким-то причинам без попечения своей семьи, передаются на усыновление, в приёмную семью, в семью опекуна. И только в случаях, когда устройство ребёнка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения .
Актуальность представленной темы заключается в том, что одной из проблем, стоящих сегодня перед обществом, является социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность. Во всесторонней поддержке со стороны государства нуждаются также малоимущие и неполные семьи, семьи, в которых имеются дети-инвалиды и многодетные семьи.
Научная новизна работы состоит в необходимости повышения общественного статуса семьи, укрепления её моральных, нравственных устоев. Поддержка в воспитании детей является важной задачей, которую решает Правительство РФ и правительство субъектов РФ на местах. Поэтому, объявленный Президентом РФ 2008 год-Годом семьи явился продолжением уже начатых дел, и отправной точкой для нового направления социальной политики, позволил объединить усилия государства и общества вокруг важнейших вопросов поддержки и укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей. В целях улучшения демографической ситуации в РФ реализовывались меры по поддержке семьи.
Для решения обозначенной проблемы в субъекте РФ — Челябинская область — в отношении детей предусмотрено:
— оказывать первоочередное внимание к наилучшему обеспечению прав детей и защите их интересов во всех сферах жизнедеятельности;
— проводить разработку и исполнение областных целевых программ охраны и защиты детей, профилактики безнадзорности и предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а также других социальных программ и мероприятий, направленных на обеспечение прав детей и защиту их интересов;
— выделение в областном бюджете средств для реализации межведомственных и ведомственных программ, принимаемых в интересах детей, отдельной строкой;
— развитие государственной и муниципальной служб по вопросам семьи, детей и мониторингу проблем детства .
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод и отдельные частнонаучные методы : логический, сравнительно — правовой, описательный, историко- генетический, формально – юридический.
Нормативную базу исследования составили: положения Конституции Российской Федерации, международных правовых актов и соответствующих федеральных законов, действующее семейное, гражданское и гражданско-процессуальное законодательство РФ; постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Приказы Министерства образования РФ, решения и определения по конкретным гражданским делам, Законы Челябинской области, приказы Министерства социальных отношений и Министерства образования Челябинской области.
Теоретическую базу исследования составили труды известных специалистов в области семейного права, таких как: член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам семьи и молодёжи, руководитель рабочей группы по подготовке «Семейного кодекса РФ», ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ И.М.Кузнецова; авторы учебных пособий по семейному праву: Антокольская М.В., Абашин Э.А., Астахов П.А., Крашенинников П.В., Королёв Ю.А., Матвеев Г.К., Муратова С.А., Нечаева А.М., Пчелинцева Л.М., Рясенцев В.А..
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассмотрено понятие правового института семьи в РФ, механизм правового регулирования в области защиты семьи, материнства и детства со стороны государства. Во второй главе исследован комплекс мер, направленных на обеспечение ребенку защиты его неотъемлемых прав, гарантии свободы и достоинства детей как условий формирования полноценной личности; мероприятия по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работу завершает заключение, библиографический список и дополняют приложения.

Заключение

В результате проведенных исследований можно отметить, что в РФ четко обозначен курс, направленный на последовательное повышение уровня и качества жизни населения, усиления защиты социально уязвимых категорий граждан, снижение масштабов бедности, повышение эффективности системы социального обслуживания.
Приоритетным направлением деятельности в условиях современной демографической ситуации стало улучшение положения семей с детьми.
В связи с разграничением полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями нормативная база приведена в соответствие с федеральным законодательством, создано единое правовое поле для реализации государственной семейной и демографической политики.
Поддержка семьи, материнства и детства всегда были одним из главных направлений социальной политики в РФ.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основными направлениями поддержания семьи, материнства и детства являются:
— организация работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства;
— комплексная социальная поддержка семьи и детей, включающая в себя как выплату «детских» пособий, так и выделение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
— малоимущим гражданам оказывается материальная помощь на газификацию домовладений;
— на подготовку детей к учебному году выплачивается единовременное пособие семьям, трех и более несовершеннолетних детей;
В рамках президентской программы «Дети России» реализуются федеральные целевые программы, такие как «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие.
В субъекте РФ — Челябинская область в целях повышения авторитета материнства, общественного признания и уважения материнского труда был принят Закон Челябинской области от 25 января 2007 года № 95-ЗО «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава». Учрежденным знаком отличия «Материнская слава» трех степеней награждено 734 многодетные матери. Всем награжденным выплачены денежные вознаграждения.
Комплекс предпринимаемых государством мер материальной поддержки семей с детьми может послужить определенным стимулом к повышению рождаемости, но мало произвести ребенка на свет, важно обеспечить ему нормальные жизненные условия.
Поэтому государственная поддержка семьям с детьми будет продолжена и особое внимание планируется сосредоточить на решении следующих вопросов:
— дальнейшее расширение форм помощи семьям с детьми;
— увеличение количества детей с ограниченными возможностями, прошедших реабилитацию в учреждениях социального обслуживания;
— усиление докризисной профилактики социального неблагополучия семьи;
— совершенствование форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; внедрение новых технологий по оказанию различных видов помощи несовершеннолетним;
— увеличение числа детей – сирот, взятых на воспитание в семьи;
— развитие различных семейных форм воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Успешное решение поставленных задач является необходимым условием улучшения демографической ситуации в РФ.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 февраля 1999. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1999. — 80 С.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней. Ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514; № 20. Ст. 2143.
3. Конвенция о правах ребёнка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 15 сентября 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств СНГ 1993 г. Ратифицирована Федеральным законом от 04 августа 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 1684; 1995. № 17. Ст. 1472; БМД. 1995. № 2. С. 3.
5. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1946 г. // РГ. 1995. 5 апр.
6. Семейный Кодекс Российской Федерации. Официальное издание.– М.: Юрид . лит . , 1996. — 96 С.
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации. В 3 – х частях. — М.: ГроссМедиа, 2005. – 384 С.
8. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации » ( в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103 – ФЗ, от 22.08.2004 № 122 – ФЗ, от 21. 12. 2004 № 170 ФЗ ) от 24 июля 1998 года № 124 – ФЗ.
9. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», принят Государственной Думой 26.04.1995 г. одобрен Советом Федерации 04.05.1995 г. (в редакции ФЗ от 25.10.2007 № 233 – ФЗ; от 01.03.2008 № 18 – ФЗ; от 14.07.2008 № 110 – ФЗ; от 23.07.2008 № 160 – ФЗ; с изменениями, внесёнными ФЗ от 22.12.2005 № 180 – ФЗ).
10. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей » от 16.04. 2001 г . № 44 – ФЗ.
11. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002г ., 10 января 2003 г.) от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ.
12. Федеральный закон « Об опеке и попечительстве » от 24 апреля 2008 года № 48 – ФЗ.
13. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», принят Государственной Думой 22.12.2006 г., одобрен Советом Федерации 27.12.2006 г. (в редакции ФЗ от 23.07.2008 № 160 – ФЗ).
14. Федеральный закон « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан » (с изм. от 14.12.1995 г.) от 27.04.1993 г. // Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
15.Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
16. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г . № 829 « Положение о приемной семье ».
17. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г . № 195 «О детском доме семейного типа ».
18. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 с изменениями от 4 апреля 2002 г. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации
19. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за её осуществлением».
20. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.
21. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 – 2000 годы» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4705.
22. Федеральная целевая программа «Дети — сироты» на 1996 – 1997 годы. Приложение к Указу Президента РФ от 19 февраля 1996 г. «О продлении действия президентской программы «Дети России» // СЗ РФ. 1996.№ 9. Ст. 799.
23. Основные направления государственной семейной политики, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г . № 712.
24. Указ Президента РФ от 18 июня 1996 г. «О национальном плане по улучшению положения женщин и повышении их роли в обществе до 2000 г.» // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3060.
25. Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента РФ от 14. 09. 1995 г. № 942.
26. Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г. «О президентской программе «Дети России» // СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1955.
27. Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. № 761 «Об объявлении 2008 года–Годом ребёнка» СЗ РФ 2007. № 10.
28. Типовое положение об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. (с изм. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г. и 30 марта 1998 г.) // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2693; 1996. № 43. Ст. 4917; 1997. №.36. Ст. 4191; 1998. № 14. Ст.1595.
29. Положение о порядке организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан. Утв. Приказом Федеральной службы занятости РФ от 30 апреля 1996 г. № 104 // БНА РФ. 1996. №1.
30. Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
31. Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( с изм. от 17 июля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721.
32. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приёмной семье» // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст.3721.
33. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью. Утв. Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.
34. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приёмными родителями // БНА РФ. 1996. № 8.
35. Приказ министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. № 369 / 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // Российские вести. 1996. 24 апр.
36. Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 23 июня 1995 г. № 1 – 6 – У «О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном обеспечении» // БНА РФ. 1995. № 10.
37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» // БВС РФ. 1997. № 9.
38. Постановление Государственной Думы от 19 декабря 1997 г. «Об экстремальных мерах по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и их надзора» // СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 75.
39. Письмо Министерства образования РФ от 19 апреля 1993 г. № 328/15 – ф «О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством».
40. Письмо Министерства образования РФ от 29 октября 2001 г. № 1293/28 – 5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями».
41. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 12 января 2000 г. № 1 «Об организации работы по устройству детей на воспитание в семьи».
42. Закон Челябинской области от 29 ноября 2001 г. № 54 – ЗО «Об охране и защите прав детей в Челябинской области».
43. Закон Челябинской области от 24 февраля 2000 г. № 112 – ЗО «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье».
44. Закон Челябинской области от 25 января 2007 г. № 95 – ЗО «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава»».
45. Закон Челябинской области от 28 октября 2004 г. № 299 – ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка».
46. Закон Челябинской области от 27 октября 2005 года № 417 – ЗО «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка».
47.Закон Челябинской области от 28.09.2006 г. № 48 — ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
48. Закон Челябинской области от 29.03.2007 г. № 118 — ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
49. Закон Челябинской области от 26.03.2007 г. № 122 – ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье».
50. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 г. № 1994 «Программа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2006 – 2010 годы».
51. Распоряжение Правительства Челябинской области № 135 – рп от 29 декабря 2008 г. « Межведомственный план мероприятий по проведению Года семьи в Челябинской области».
52. Астахов П. А. Семья. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / П. Астахов. – М.: Эксмо, 2006. – 320 с.
53. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.- 462 с.
54. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД », 1997. – 608 с.
55. Ильяшенко И. Н. Семья как приоритет социальной политики государства. Международно–правовые и конституционные основы / Конституционное и муниципальное право. – 2002. № 2. С. 18 – 22.
56. Корнеева И. Л. Семейное право Российской Федерации: Учеб.пособие. – М.: Юристъ, 2005. – 319 с.
57. Муратова С. А. Семейное право: учебник для студентов вузов / С.А. Муратова. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2009. – 367с.
58. Материалы к докладу Министра социальных отношений Челябинской области Н. А. Гартман на расширенном заседании Коллегии Министерства «Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Челябинской области за 2006 год и задачах на 2007 год», 2006. – 20 с.
59. Нечаева А. М. Семейное право: Курс лекций. М., 1998. 34 с.
60. Нечаева А. М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны / Государство и право. 1996. № 12. С. 99 – 107.
61. Нечаева А. М. Детская беспризорность – опасное социальное явление / Государство и право. 2001. № 6. С. 57 – 68.
62. Нижняк Н. С. Правовой статус ребенка в русской семье / История государства и права .2002. № 4. С. 5 – 7.
63. Сборник материалов о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области в 2007 году, издание Правительства Челябинской области . 2007. – 41 с.
Судебная практика

64. Решение Чебаркульского городского суда и материалы гражданского дела по исковому заявлению о восстановлении в родительских правах, об отмене взыскания алиментов, передаче детей в семью.
65. Решение Чебаркульского городского суда и материалы гражданского дела по исковому заявлению УСЗН ЧГО о лишении родительских прав и взыскании алиментов.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.