• Категория: Ювенальная юстиция
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 67 %

Оглавление

Введение 3
1. Правовая характеристика правоотношений по усыновлению (удочерению) 7
1.1. Усыновление в России: становление и развитие 7
1.2. Условия усыновления (удочерения). Ограничение при усыновлении (удочерении) 21
1.3 Правовые последствия усыновления (удочерения) 30
2. Порядок и процедура усыновления (удочерения) 34
2.1 Учет детей, оставшихся без попечения родителей; учет кандидатов в усыновители 34
2.2. Судебный порядок усыновления (удочерения) 39
2.3. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных (удочеренных) детей. Отмена усыновления (удочерения) 58
Заключение 70
Библиографический список 75

Введение
Настоящая работа посвящена теме усыновления (удочерения) в Российской федерации.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года.
К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье. В связи с этим возникает много проблем. Их решение непосредственно связано со степенью их изученности. Поэтому данная тема является актуальной.
20 ноября 1989 г. в мировом сообществе произошло важное событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.
Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых «государственных детей», тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях. Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом принцип приоритета устройства детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления.
Законодательная база, регулирующая усыновление в России, развивается в последние годы достаточно быстро. Государственная Дума весьма болезненно реагирует на коммерциализацию усыновления. Отсюда желание законодателя как можно детальнее описать этот весьма деликатный и сложный процесс и оградить его от произвольных толкований.
Тем не менее, защита прав и интересов биологических родителей при усыновлении оставляет желать лучшего. Особенно часто их права и интересы игнорируются при международном усыновлении.
Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения, принятия грамотных мер по борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных за подготовку и принятие решений по установлению усыновления.
К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье.
Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, так же Семейным кодексом РФ была введена и принципиально новая форма – приемная семья. Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление. Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей стране приоритет отдается воспитанию именно семейному, которое в полной мере может обеспечить институт усыновления.
Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими российскими юристами. Среди них А.Чучаев, А.Черняк, В.Г. Глухарева, А.З. Дзугаева, Е.Л. Невзгодина, О.Косова, А.Нечаева, С.Трошина и некоторые другие правоведы теоретики и практики. Они принимают активное участие в работе по изучению проблем реализации отдельных положений семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран. В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.
Предметом исследования данной дипломной работы является институт усыновления в Российской Федерации. Объект исследования – правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.
Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
 изучить общую характеристику института усыновления детей-сирот;
 рассмотреть преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот;
 проанализировать проблемы и перспективы развития института усыновления детей-сирот.
В работе использованы такие методы исследования как контент-анализ, анализ статистических данных, анализ социологических исследований и анализ нормативно-правовых актов.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В заключении делаются выводы и даются рекомендации по некоторым вопросам, входящим в предмет рассмотрения настоящей работы.

Заключение
Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической обстановкой в мире.
В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; современное состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области международного сотрудничества.
Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.
Вскрытие основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.
В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.
Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья 124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.
Несмотря на правозглашение социально ориентированной экономики в Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.
Наряду с этим результаты социологических опросов общественного мнения, проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.
С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми.
По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена неудовлетворительная работа Министерства образования России по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными данными о детях, подлежащих усыновлению, Минобразования России, как оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами, министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не представилось. Косвенно это подтверждается итогами проверки за 2001 год с помощью федерального банка данных. За более чем трехлетний период его функционирования было усыновлено лишь 19 детей.
Тем не менее, анализ работы высших исполнительных и представительных органов власти РФ за последние годы позволяет полагать, что вопросы усыновления детей находятся в центре внимания Правительства РФ и Государственной Думы. Остается надеяться, что они впредь будут решаться в соответствии с российским законодательством и гуманными принципами международного права.
Таковы основные положения, связанные с проблемой усыновления (удочерения) на современном этапе. Их следует учитывать всем, кто решился на этот очень ответственный и, хочется верить, глубоко продуманный шаг.
Оценка работы различных органов и организаций в сфере усыновления, в том числе и международного, основанная на материалах прокурорских проверок и с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области усыновления за последние годы в России, позволила прийти к следующим выводам:
1. Для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, местными органами исполнительной власти. Сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления (удочерения).
2. Будет справедливым использование положительного опыта других стран по борьбе с коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в области осуществления усыновления. В том числе и в области международного усыновления. Необходима разработка механизма своевременного выявления и принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в целях предотвращения угрозы нанесения ущерба интересам и безопасности государства.
3. Обновление действующего законодательства, приведение его в соответствие с потребностями российского общества. В литературе не раз высказывались предположения относительно введения обязательного коллегиального рассмотрения дел этой категории. По мнению В.В. Кустовой это предположение заслуживает пристального внимания законодателя. Внесение соответствующего изменения в законодательство повысило бы гарантии соблюдения прав детей и иных лиц, участвующих в делах об установлении усыновления.
Представляется, что эти предложения имеют реальное значение для обеспечения эффективного функционирования всей социальной сферы общества. Играют немаловажную роль в процессе становления и развития Российской Федерации как правового и социального государства, его интеграции в мировое сообщество.
В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное – поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.

Библиографический список
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.// Российская газета. – 1 января 1994 года.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95г. (вступил в силу с 01.03.96г.)// Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996г. – №1.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96г. №63-ФЗ в редакции ФЗ от 14.03.2002г. №29-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996. – №25. – Ст.2954.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.02г. №138-ФЗ // Российская газета. – 2002г.
5. Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.93г., №4462-1 (в редакции от 30.12.01г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1993. – №10. – Ст.357; Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001. – №53. – Ст.5030.
6. Федеральный Закон от 24.11.97г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000. – №22. – Ст.2264.
7. Федеральный Закон от 27.05.98г., №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1998г. – №22. – Ст.2332.
8. Федеральный закон от 27.06.98г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1998г. – №26. – Ст.3014.
9. Федеральный Закон от 15.12.01г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001г. – №51. – Ст.4831.
10. Закон Российской Федерации от 15.11.97г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание Законодательства Российской Федерации». – 2002. – №18. – Ст.1724.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.95г. №676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995г. – №28. – Ст.2693.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.05.96г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996 г. – №19. – Ст.2304.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96г. № 919 «О порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996г. – №33. – Ст.3995.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г. №267 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000г. – №14. – Ст.1500.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г. №268 « О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000г. – №14. – Ст.1501.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства» // Собрание Законодательства Российской Федерации». – 2000г. – №15. – Ст.1590.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.01г. №719 «Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001г. – №43. – Ст.4101.
18. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 19.09.97г. №1728-IIГД «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1997. – №39. – Ст. 4501.
19. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и Министерства образования РФ от 25.12.95г. №369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // Российские вести. – 1996. – №77.
20. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96г. №332 об утверждении Положения «О медицинском освидетельствовании гражданина (ки), желающих стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем» // Российские вести. – 1996г. – №197.
21. Приказ Министерства образования РФ от 26.08.99г. №214 «О нарушении законодательства об усыновлении детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей» // Вестник образования. – 1999г. – №11. – С.63.
22. Приказ Министерства образования РФ от 20.07.01г. №2750 «Об утверждении Типовой формы заключения о возможности быть кандидатом в усыновители и Типовой формы заявления о согласии родителей на усыновление (удочерение)» // Российская газета. – 12 сентября 2001г.
23. ФЗ от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». // Система ГАРАНТ. – 2006г.
24. Кодекс о браке и семье РСФСР от 01.11.69г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1969г. – №32. – Ст.1086. – утратил силу.
25. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64г. // Ведомости Верховного совета РСФСР. – 1964. – №24. – Ст.407. – утратил силу.
<p style="text-align:justify;">II. Научная литература
1. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. – 2001г. – №16.
2. Арутюнян Г. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданское право. – 2002. – №3. – С.85-95.
3. Беспалов Ю. Усыновление как способ защиты прав ребенка // Российская юстиция. – 1997. – №7. – С.39-41.
4. Бондова М. Для какой цели необходим государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей // Закон и право. – 2002. – №1. – С.25-26.
5. Глухарева В. Г. Процессуальные особенности рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) // Арбитражный и гражданский процесс. – 2001. – №3. – С.44-45.
6. Глухарева В.Г. История развития института установления усыновления (удочерения) в России // История государства и права. – 2001. – №1. – С.38-42.
7. Еремичев И.А., Страгунич Э.Л. Семейное право (альбом схем). – М.: Изд-во Инфра-М, 2002г.
8. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская Юстиция. – 2001. – №7. – С.32-34.
9. Ивлев Г.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Изд-во Юрайт, 2003.
10. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М.: Юридический Дом Юстицинформ", 2003.
11. Косова О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы. // Российская юстиция. – 2001. – №2. – С.45.
12. Косова О. Особенности международного усыновления // Законность. – 2001. – №1. – С.16-19.
13. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребенка. – М.: Изд-во Дрофа, 2001.
14. Красницкая Г.С. Усыновление детей: вопросы и ответы. – М.: Изд-во Дрофа, 2001.
15. Крашенинников П.В., Седугин П.Н. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. Издание 2-е. – М.: Изд-во Норма, 2001г.
16. Курявцев И.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. Издание 2-е. – М.: Изд-во Юристъ, 2002г.
17. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // Журнал российского права. – 2002. – №7. – С.81.
18. Летова Н. В. Новое в усыновлении. // Закон. – № 10. – 2005г. – С. 56-57.
19. Муратова С.А. Семейное право. Учебное пособие: нормативные акты. – М.: Изд-во Юриспруденция, 2001г. – С.138.
20. Мурзин Р. Л. Усыновление в Российской Федерации. // Закон и право. – № 11. – 2005г. – С 29.
21. Невзгодина Е. Л. Вопросы судебной практики по делам об установлении усыновления // Российский судья. – 2001. – №8. – С.11.
22. Нечаева А. М. Усыновление детей иностранцами в Российской империи // Российская юстиция. – 2000. – №10. – С.63-65.
23. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. Издание 2-е. – М.: Изд-во Юристъ , 2003г.
24. Нижник Н. С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. – СПб., 2006г.
25. Подзоров С.А. Семейное законодательство. – М.: Изд-во Экзамен, 2001г.
26. Пчелинцев Л. М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. Издание 2-е. – М.: Изд-во Норма, 2002г.
27. Пчелинцев Л. М. Семейное право России. Учебник для вузов. – М.: Изд-во Норма, 2001г.
28. Ревенко О.А. Правовые вопросы усыновления в РФ. // Юридическая газета. – 2001. – №12. – С.3.
29. Рясенцев В.А. Советское семейное право. Учебник. М.: Изд-во Юридическая литература, 1989г.
30. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (Особенная часть). М.: Изд-во Норма-Инфра, 1996г.
31. Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны усыновления // Законность. – 2002. – №3. – С.16.
32. Шульга Р.Ю. Современные тенденции развития регионального законодательства по защите прав детей-сирот: реальность и перспективы. // Юрист. – 2000. – №8. – С.11-18.</p>
<p style="text-align:justify;">III. Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 4.07.97г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1997г.
2. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2001г. – №1.
3. Обзор судебной практики за III квартал 2000 года (по гражданским делам) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – апрель 2001г. – №4.
4. Постановление Президиума Тюменского областного суда от 15.11.02г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2003г. – №4.
5. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.03г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2003г. – №11.</p>


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.