• Категория: Земельное право
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 50 %

Введение
В России насчитывается десятки миллионов садоводов и дачников - счастливых обладателей загородной недвижимости. К категории садоводов и дачников можно отнести как владельцев небольших, шестисоточных наделов в садоводческих объединениях, которые возникли еще в середине прошлого века, так и собственников земельных участков в популярных теперь коттеджных поселках.
19 лет назад был принят Закон о садоводах, а если быть точнее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". За эти годы в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Также было принято огромное количество федеральных законов и других нормативных правовых актов различного уровня, так или иначе затрагивающих отношения, связанные с деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Все это затрудняет применение данного Закона на практике.
Применять Закон о садоводах стало еще сложнее, особенно после того, как 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Этот Закон внес существенные изменения в гл. 4 ГК РФ о юридических лицах. Поскольку садоводческие и дачные объединения также являются юридическим лицами, эти изменения имеют к ним непосредственное отношение.
Кроме названного специального Закона, основными правовыми источниками, обеспечивающими гарантии прав граждан, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство, являются Конституция РФ, Гражданский, Земельный кодексы РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказ Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений".
На сегодняшний день существует достаточно большое количество нормативных актов, посвященных вопросам земельных отношений. И с учетом того, с какой скоростью меняется действующее законодательство, совершенствуется судебная практика, возникает необходимость в постоянном контроле за происходящими изменениями.
Произошедшие в 2014 году изменения в земельном законодательстве Российской Федерации рассматриваются федеральными органами исполнительной власти и специалистами как крупнейшая земельная реформа. Эти изменения затронули важнейшие вопросы, регулируемые земельным законодательством, в том числе порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в законную силу 1 марта 2015 г., внес существенные изменения в земельное законодательство Российской Федерации в части управления и распоряжения земельными участками, вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот и целый ряд иных изменений, включая новые понятия и институты, которые должны существенным образом изменить и повлиять на ранее сложившуюся систему земельных отношений в РФ.
Целью работы является проведение анализа изменений, внесенных в земельное законодательство Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части порядка предоставления земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В связи с чем, ставятся задачи, раскрыть особенности предоставления земельных участков некоммерческим объединениям садоводов, огородников и дачников, а также гражданам, не являющимся членами таких объединений, и проанализировать влияние внесенных изменений на взаимоотношения участников земельных отношений, их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Анализируется судебная практика по проблемным вопросам в указанной сфере
Нужно отметить, что принятые в 2014-2015 годах нововведения ни в коей мере не утрачивает свое значение и актуальность на сегодняшний день. Это связано с тем, что Федеральным законом N 171-ФЗ устанавливается длительный переходный период, в течение которого в ряде случаев остаются применимыми нормы Земельного кодекса Российской Федерации.
В работе делается вывод о том, что реализация положений указанного Закона, который полностью и концептуально изменил порядок предоставления земельных участков в собственность СТТ, создает серьезные проблемы в определении юридической природы такого явления, как дачное хозяйство, и предлагаются пути решения этой проблемы.

1 Основные понятия
Обратившись к современным словарям, мы узнаем, что земля - это "даровые блага природы", природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг; для производства сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов, дорог.
Объектами земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 6 ЗК РФ) являются:
- земля как природный объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- части земельных участков [4]
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ст. 2 ЗК РФ) [4].
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ) [4].
В Конституции РФ, ГК РФ, ЗК РФ, других законодательных актах термины "земля" и "земельный участок" используются как синонимы.
В частности, в соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах [2].
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В ч. 2 ст. 9 Конституции РФ также указывается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [1].
Несмотря на то, что в п. 1 ст. 6 ЗК РФ в качестве объектов земельных отношений указана земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков, объектом земельных отношений и земельных правоотношений является не земля как природный ресурс, а земельный участок - индивидуализированная в установленном законом порядке часть земной поверхности [4].
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи [4].
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п. 1 ст. 5 ЗК РФ) [4].
Объектами земельных отношений, как мы уже отметили, являются, в частности, земельные участки.
Образуются земельные участки при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что установлено п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ. Образование земельных участков при создании искусственных земельных участков осуществляется в соответствии с гл. I.1 ЗК РФ (п. 1.1 ст. 11.2 ЗК РФ) [4].



1.1 Садовые, огородные, дачные земельные участки
Помимо ЗК РФ понятия некоторых видов земельных участков раскрываются в ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан).
Садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха [7] (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений, и сооружений).
Огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории) [7].
Дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений, и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля) [7].


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.