• Категория: Журналистика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 74 %

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………….……2-4
Глава 1. История возникновения журналистского образования и его предназначение
§ 1.1 Возникновение журналистского образования как необходимый фактор работы в СМИ……………………………………………………...……5-9
§ 1.2 Формирование аналитического мышления посредством дисциплин в высших учебных заведениях……………………………..……9-12
Глава 2. Аналитика как явление
§ 2.1 Сущность аналитики…………………………………………..…13-15
§ 2.2 Аналитические жанры в СМИ…………………………….……15-25
Глава 3. Журналист-профессионал с разных ракурсов
§ 3.1 Соотношение понятий: призвание, профессия и ремесло в журналистике………………………………………………………………..…26-31
§ 3.2 Журналист как специалист и как творческая натура…….…31-35
§ 3.3 Журналисты без профессионального образования…………...35-42
§ 3.4 Журналисты, имеющие профессиональное образование……42-48
Заключение………………………………………………………………49-51
Список использованных источников………………………………...52-55

ВВЕДЕНИЕ

Журналистика носит глобальный характер. Об этом можно судить по тому, насколько она важна и доступна современному обществу. Охватывая всё население земного шара, журналистика ничего не оставляет незамеченным, будь то анализ политических событий или жизнь простого человека.
А насколько качественен материал, предоставляемый средствами массовой информации в современном обществе? От чего зависит качество работы журналиста? Помогли ли ему в работе знания, полученные в стенах университета? Развито ли у него аналитическое мышление?
Современное образование даёт возможность всем людям повысить свой уровень знаний в любой сфере деятельности, предполагая теоретическую и практическую части.
Будущим журналистам предоставляется аналогичная программа, в которой можно выделить важный элемент, в идеале необходимый каждому человеку, – аналитическая составляющая, которая помогает развивать мышление в нужном направлении.
Но может ли специалист быть достойным представителем СМИ без диплома об образовании? Действительно ли им может быть каждый или всё-таки это призвание?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять разницу между понятиями «призвание», «профессия», и «ремесло», а также провести анализ работ журналистов со специальным образованием и без него, чтобы сравнить их деятельность и узнать, действительно ли для этой работы нужен талант или журналистом может стать любой желающий.
Помимо этого, необходимо учитывать особенности журналистского образования в целом, знать его историю и предназначение, а также понять роль аналитики как явления в журналистике.
Получение диплома об окончании университета может кардинально изменить всю жизнь, а может стать посредственным событием. Вопрос в том, кому пригождаются знания, полученные в стенах ВУЗа, как они применяются на практике и применяются ли вообще. Поэтому в данном исследовании будут рассмотрены журналисты с различным уровнем образования.
Объект исследования – журналистская деятельность.
Предмет исследования – материалы, выпускавшиеся журналистами с образованием и без.
Цель дипломного исследования – определить роль журналистского образования в работе сотрудника СМИ как такового.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
1. Выявить суть понятия «аналитика».
2. Изучить аналитические жанры.
3. Соотнести между собой понятия «призвание, профессия и ремесло».
4. Изучить биографию, в частности уровень образования, у некоторых журналистов.
5. Рассмотреть материалы, провести анализ, и сравнить их между собой.
6. Сопоставить работу журналистов, основываясь на произведённых ими материалах.
Гипотеза исследования: журналистское образование является необходимым фундаментом в будущей работе специалиста СМИ.
Для целей исследования применялись такие методы, как описательный с элементами аналогии, сравнительный, структурно-функциональный и т.д.
Теоретической базой исследования стали сведения о журналистском образовании, аналитики как явления, статьи в журналах и газетах, а также информация, размещенная в сети Интернет.
Практической базой исследования являются Интернет-ресурсы в виде аналитических сайтов, новостных изданий, авторских проектов, библиографических и биографических архивов, а также различные телевизионные передачи, ведущими которых являются рассматриваемые журналисты в данном исследовании.
Анализ современного отношения человека, работающего в СМИ, поможет выявить ряд фактов, доказывающих или опровергающих то, что работа по профессии журналист – работа по призванию.
Структура дипломного исследования обусловлена поставленной целью и задачами. Исследование состоит из введения, трёх глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В журналистике, как и в любой другой сфере нашей жизни, необходимо человеческое желание и стремление. От этих факторов зависит и качество выполненной работы. Подход к своему делу как к будничному приводит к снижению уровня качества материала, что негативно сказывается на всём, что нас окружает.
Исследование журналистского образования, его истории и развития, аналитики как явления, рассматриваемые в теоретической части дипломного исследования, является важным этапом в процессе становления такой области современного общества как СМИ.
Именно обучение специальным предметам может повлиять на дальнейшую работу человека, поступившего на факультет журналистики.
На примере того, как дисциплины могут отразиться на развитии аналитического мышления студента, можно сказать, что они, бесспорно, необходимы, так как это оказывает значительное влияние на качество его дальнейшей работы и развития в области СМИ.
Выявив понятие аналитики как явления, её роли в жизни общества, а также определив её значение в работе журналиста, можно сделать вывод о том, что развитие подобного рода мышления необходимо для специалиста, который в будущем сможет правильно и грамотно представлять информацию массам.
Если каждый человек обязан быть осведомлён в актуальных и вечных проблемах, то на журналисте лежит двойная ответственность – ему необходимо знать всё и обо всём.
Знания, накопленные в социуме, в стенах ВУЗов, конечно же, пригождаются в жизни, но умело оперировать ими – вот настоящий талант.
Это далеко не каждому под силу. Но если развивать в себе силу воли, логику, мышление, в данном случае аналитическое, и другие важные качества, то можно смело называть себя достойным членом общества.
Не забывая о том, что СМИ является четвёртой властью, многие могут пользоваться этим в качестве способа манипуляции аудиторией, что иногда выгодно властям. Тогда информация может быть искажена, недостаточна, неточна и не подкреплена фактами. Не только это, но и недобросовестность и безответственность человека могут повлиять на его дальнейшую карьеру, а может, и на всю его жизнь.
Изучив историю и развитие журналистского образования, а также исследовав биографию, в частности уровень образования, некоторых журналистов, внимание которым уделяется в практической части дипломного исследования, напрашивается вывод о том, что не только лекции, книги и ежедневное посещение занятий делают из человека журналиста, но и его внутренние способности, талант, добросовестность, стремление к справедливости и умение владеть пером.
Безусловно, база знаний, которая даётся студентам ещё в стенах ВУЗов, не может не помочь им в будущем, но и не всегда она может пригодиться.
На примере биографий журналистов, приведённых выше, невозможно выделить кого-либо конкретного из них, так как всеми ими движет талант. Некоторые из них и вовсе говорят о том, что специальное образование в университетах не так и необходимо.
Но когда-то зародилось немалое число журналистских школ. Неужели их появление и развитие напрасно, если профессионалом в области СМИ может стать любой человек, при условии его обучения на практике уже на работе? Скорее всего, нет, ибо за отсутствием такого большого прогрессивного в истории шага как открытие специализированных школ и университетов, не было бы той журналистики, какой она является сейчас.
Любое явление, приходящее в наш мир, имеет определённые цель и предназначение. Так же, как и любой человек может выбрать сам свой путь – идти ему учиться азам профессии или впасть в объятия зова сердца, говорящего о том, что «талант не пропьёшь».
Благодаря правильному подходу к своему делу, умению рассуждать, анализировать, работать с фактами, материалами разного рода, журналиста будет ждать непременный успех. Ведь каждый человек стремится к лучшему. Именно поэтому саморазвитие, самосовершенствование помогают людям не только в карьере, но и в жизни в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:
1. Аграновский В. Вторая Древнейшая Беседы о журналистике М., Изд. «ВАГРИУС», 1999.
2. Акопов А.И. Общий курс издательского дела. Воронеж: ВГУ, 2004.
3. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики. М., 1972.
4. Большой толковый словарь русского языка гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2002.
5. Буданцев Ю.П. Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Москва, 2001.
6. Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
7. Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. М., 1980.
8. Ивин А.А. Логика для журналистов. М.: Аспект Пресс, 2002.
9. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. Учебное пособие для студентов вузов под ред. М.: Аспект Пресс, 2004.
10. Крикунов Ю. Рецензия в газете. М., 1975.
11. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2004.
12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспектпресс, 2004.
13. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». Серия «Практическая журналистика». М. РИП-холдинг, 2003.
14. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
15. Пряхин М.Н. О стратегии журналистского образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». 1996. № 1.
16. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. – М.: Аспект Пресс, 2003.
17. Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста//Логос. Общество. Знак. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997.
18. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000.
Сетевые источники:
1. Какие знаменитые, известные люди родились сегодня? / http://famous-birthdays.ru/data/15_yanvarya/kozenko_andrej_dmitrievich_jurnalist.html.
2. Новостной сайт «Узнай всё» / http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.html.
3. ALL ANALYTICS – ВСЯ АНАЛИТИКА / http://allanalytics.ru.
4. Новостной сайт интернет-издания Meduza / https://meduza.io/feature/2015/04/30/bessmertnyy-polk-popal-v-okruzhenie.
5. TJournal, онлайн-издание о технологиях и трендах / https://tjournal.ru/p/journalism-education.
6. ATLAS - OM MEGA / http://atlasommega.ru.
7. EvArtist, авторский проект Екатерины Алеевой / http://evartist.narod.ru.
8. Блог одного учёного / http://myaria.ru.
9. Моя библиотека / http://mybiblioteka.su.
10. Biblioteki Online, библиотека русских учебников / http://uchebnikionline.com.
11. Онлайн-рейтинг «Лучшие люди страны» / http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1565/bio/.
12. Последние политические новости / http://sta-sta.ru/?p=20660.
13. Первый мультипортал KM.RU / http://www.km.ru/economics/2015/01/09/pravitelstvo-rossii/753283-mleontev-protiv-rossii-vedetsya-ekonomicheskaya-voin.
14. Магазин антикварных книг, каталог биографий людей, поэтов, писателей, известных исторических личностей / http://obook.ru/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F?n=160633_%D1%81%D0%B0%D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.
15. Интернет-издание Slon.ru / https://slon.ru/posts/51780.
16. Онлайн-радио и онлайн-телевидение TVRadio.biz / http://tvradio.biz/celebrity/celebrity_tv/14102-zeynalova-irada.html.
17. База данных лиц России, интеллектуальной элиты страны Allrus.info / http://www.allrus.info/main.php?arc_new=1&ID=266710.
18. Первое интернет-телевидение 1tvnet.ru / http://www.1tvnet.ru/content/show/arkadii-mamontov-biografiya.html.
19. Телеканал 24, Космполит К / http://oblicomorale.blogspot.com.ar/2012/05/blog-post_21.html.
20. Международный медиа-клуб Format-a3.ru / http://www.format-a3.ru/announces/59.html.
21. Самые успешные, знаменитые и красивые люди мира / http://the-most-beautiful.ru/?q=men/andrey-malahov.html.
22. Новости шоу бизнеса России / http://www.starhit.ru/andrey-malahov/#biography.
23. Полные и краткие биографии жизни известных людей / http://all-biography.ru/alpha/p/parfyonov-leonid-parfenov-leonid.
24. Живая библиотека Livelib.ru / https://www.livelib.ru/author/230465.

Эмпирическая база:
1. Meduza.io, 03.02.15, 20.09.15, 20.12.2015.
2. KM.ru. 20.09.13, 5.01.14, 19.11.14. 17.12.14, 09.01.15.
3. ВестиFM. 23.11.15, 28.12.15.
4. Однако. Первый канал. 01.12.15, 6.12.15, 13.12.15, 23.12.15.
5. Специальный корреспондент. Россия-1. 22.10.13, 13.05.14, 27.05.15, 25.11.15, 30.12.15.
6. Воскресное Время. Первый канал. 11.05.15, 06.12.15., 20.12.15.
7. Прямой эфир. Россия-1. 27.11.13, 25.08.14, 16.12.15, 22.12.15.
8. Хочу верить! СТС. 2009 г.
9. Пусть говорят. Первый канал. 27.08.15, 13.09.15, 07.01.16.
10. Намедни. НТВ. 1992, 1996, 2001 гг.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.