• Категория: Архитектура
  • Вид работы: Реферат
  • Год защиты: 2024

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ВИДЫ АРХИТЕКТУРЫ 4
2.ТИПЫ ЗДАНИЙ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что архитектура – искусство, которое играет важную роль в жизни человека. Архитектура выполняет как декоративную, так и утилитарную функцию. Существуют различные виды архитектуры, а также различные типы зданий, в зависимости от их функционального назначения.
Цель данной работы – исследовать различные виды архитектуры и разные типы зданий.
В связи с данной целью, были поставлены следующие задачи:
-определить основные виды архитектуры,
-исследовать основные типы зданий и их назначение.
Объект исследования – архитектура.
Предмет исследования – виды архитектуры и типы зданий.

1.ВИДЫ АРХИТЕКТУРЫ
Архитектура – это искусство проектировать и строить объекты, оформляющее пространственную среду для жизни и деятельности человека. Здания, построенные по законам искусства. Архитектор – тот, кто разрабатывает проект сооружения, руководит строительным осуществлением проекта в действительности [8].
Объект архитектурного творчества: Здания, архитектурные ансамбли (группа зданий выполненные в едином стиле), сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.д.).
Основные виды архитектурной деятельности:
1. Градостроительство – раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.
2. Зодчество – основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
3. Ландшафтная архитектура – раздел архитектуры, посвящѐнный организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.
4. Дизайн интерьеров – раздел архитектуры, связанный с оформлением интерьера зданий, то есть непосредственно среды обитания человека[11].
Виды архитектуры (по назначению):
1. Монументальная (инженерно-оборонительная, промышленная);
2. Светская (жилая, общественная);
3. Декоративная (садовопарковая: беседки, павильоны);
4. Культовая (мемориальная, храмовая).
Типы архитектуры:
1. Жилая (здания с помещениями, предназначенными для проживания людей: дома, загородные виллы, дворцы и др.);
2. Промышленная (это инженерные, инженерно-технические, транспортные сооружения: заводы, фабрики, ГЭС, плотины, крепостные стены, телевизионные башни, акведуки, мосты и т.д.);
3. Мемориальная (триумфальные арки);
4. Общественная (театры, музеи, форумы, термы, крытые рынки, стадионы, больницы, магазины, вокзалы, административные здания и т.д.);
5. Храмовая (храмы, соборы, монастыри, церкви, мечети, синагоги и т.д.);
6. Декоративная (садово-парковая: беседки, павильоны, фонтаны и др.)[13].
Мы знаем, что зданий, не имеющих никакого назначения, никогда не существовало. Это слишком дорогое удовольствие. Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей. Появление тех или иных типов архитектурных сооружений всегда определялось политическим устройством страны, её общественным укладом, идеологическими требованиями, бытовыми условиями, системой религиозных верований, народными традициями.
В Древнем мире, к примеру, строили т.н. базилики, являвшиеся зданиями административно-судебного назначения, а также грандиозные бани-термы. В Средние века надобность в этих сооружениях отпала, и они уже не возводились. В феодальную эпоху основными видами монументальных сооружений были замки, монастыри, в XIX в., формируется новый тип зданий – многоэтажный «доходный дом», чаще всего с замкнутым в его пределах тесным двором-колодцем и т.д[9].

Рисунок 1 – Античная архитектура
История строительства раскрывает перед нами картину постоянного изменения строительных материалов и тех конструкций, которые из них выполняются. Если в строительстве Древнего Рима в республиканское время постройка крупных зданий осуществлялась из камня-известняка, песчаника или туфа, то позже, в период наибольшего расцвета Рима, во времена империи, все монументальные сооружения строились из обожжённого кирпича в сочетании с бетоном. Предшественница Рима – Древняя Греция – использовала для перекрытия своих сооружений исключительно балки – деревянные или каменные.
Это стоечно-балочная конструкция. В Риме использовались сводчатые конструкции. Строительные традиции античной архитекторы оборвались вместе с крушением Древнего Рима. Варвары принесли с собой новую строительную технику – технику камня, каменных сооружений. Громадные замки-крепости, соборы средневековых городов, а порой и жилые здания стали возводиться целиком из этого прочного, но трудного в обработке материала [6].
В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) камень в западноевропейском строительстве сменяется кирпичом, который надолго становится главным материалом и для возведения опор и кладки сводов. Кирпичная строительная техника, получившая широкое распространение еще 400-500 лет тому назад, без существенных изменений просуществовала до наших дней. С начала XX в. стали широко применяться железобетонные конструкции. Художественная сторона архитектуры Сила выразительности здания зависит прежде всего от того, насколько удачна решена композиция в целом.

Рисунок 2 – Архитектура Ренессанса
Архитектор распоряжается в основном геометрическим объемом. Важное значение имеет цвет, материал, характер обработки поверхности стен, т.н. фактура. Т.о. художественный образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Данная сторона архитектуры тесно связывает её с культурой. Стоит отметить роль архитектуры в формировании и сохранении региональной культуры, где она сложна и многообразна.
Именно здесь материализуются общие эстетические идеалы. В основе региональной культуры лежат вырабатывавшиеся на протяжении столетий характерные только для нее представления людей об окружающем мире, которые влияют и на эстетические особенности предметно-пространственной среды того или иного региона [10].
Люди, воспитанные в традициях определенной региональной культуры, формируют предметно-пространственную среду в соответствии с принятыми именно их культурой “моделями мира”. В зависимости от специфики своей региональной культуры люди так или иначе относятся к организации пространства, к ее размерам и форме, соответственно строится их отношение к объемно-пространственной композиции отдельных зданий и сооружений, к формированию предметно-пространственной городской среды в целом.
Если своеобразие традиционных эстетических форм образует как бы внешний слой региональных особенностей культуры, то своеобразие представлений об окружающем мире создает их второй, более глубинный слой. Именно этот слой позволяет культуре того или иного народа сохранять национальное своеобразие даже в условиях принятия им общих для определенного историко-культурного региона форм регионального стиля. В процессе формирования региональной культуры образуется как бы еще один слой, определяющий своеобразие культуры уже в пределах исторически сложившего региона[7].
При распространении регионального стиля в культуре отдельных народов исчезают лишь легко воспринимаемые, чисто внешние различия эстетических форм, но одновременно более четко выделяются различия в самих представлениях этих народов. Именно на этой основе складывались в прошлом и складываются сейчас местные художественные школы в пределах региональной культуры. Иначе говоря, усреднение эстетических форм, естественное в условиях распространения регионального стиля, отнюдь не предполагает и обязательное усреднение представлений.

2.ТИПЫ ЗДАНИЙ
Архитектурно-пространственная среда представляет собой единство нескольких основных компонентов: зданий и сооружений, пространства между ними и внутри них и элементов естественной природы, в той или иной степени включенных в среду. Важнейшим компонентом этого единства являются здания и сооружения.
Функциональное назначение зданий главным образом и определяет их форму. А функциональное назначение в первую очередь определяется социальными запросами общества, которые зависят от присущего им характера производственных отношений. Поэтому и типология в архитектуре отражает характер производственных отношений общества.
Процесс формирования типологической структуры очень сложен. Кроме четко выраженных типов зданий, существует множество переходных неопределившихся форм. Это объясняется тем, что в процессе развития общества типы зданий постоянно видоизменяются [9].
Первичная типологическая классификация зданий и сооружений, существующих в настоящее время, включает четыре их основных группы, соответствующие основным видам человеческой деятельности: быту, труду и общественно-административной деятельности:
общественные здания и сооружения
жилые дома
промышленные здания и сооружения
здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства
Каждая из этих групп имеет в свою очередь собственную типологическую структуру в зависимости от специфики этой группы.

Основным признаком зданий, по которому определяют принадлежность его к той или иной группе, является его назначение как отражение потребности общества в здании определенного типа для определенной цели.
Кроме типологической классификации, т. е. классификации зданий по назначению, существует подразделение зданий на классы по значимости[5].
Каждому классу зданий (их четыре) предъявляются определенные требования относительно капитальности (строительные материалы и конструкции, огнестойкость и т. д.), степени градостроительного и народнохозяйственного значения, характеристики эксплуатационных качеств.
Здания I класса
Жилые и общественные здания, отвечающие повышенным требованиям (общественные здания, играющие особо важную роль в композиции городов, жилые выше шести этажей и др.).
Здания II класса
Здания массового строительства, жилые дома в 4 - 5 этажей.
Здания III класса
Малоэтажные здания с небольшой вместимостью.
Здания IV класса
Здания, удовлетворяющие минимальным требованиям.
Существует несколько типов объемных композиций, наиболее часто используемых в архитектурной практике.
По характеру взаимосвязи между функциональными группами помещений различают следующие основные типы объемных решений:
1. Централизованный тип здания (все группы помещений находятся внутри одного, главного, объема; связь между ними - внутренняя. Основное развитие объема - по вертикали).

2. Блокированный тип здания (основные группы помещений расположены в отдельных блоках, связанных между собой отапливаемыми переходами).
3. Павильонный тип здания (отдельные группы помещений связаны крытыми неотапливаемыми переходами или участком. Основное развитие объема - по горизонтали). Однако такое подразделение условно. Очень часто встречаются композиции, включающие отдельные черты нескольких перечисленных типов[4].

Рисунок 3 – Производственный тип здания
Массовому строительству во многом способствуют типовое проектирование и строительство зданий по типовым проектам. Типовой проект, предназначенный для многократного использования, должен быть совершенным в функциональном, конструктивном и художественно-эстетическом отношениях, а также удовлетворять требованиям экономичности и индустриализации строительства.
Особенностью типового проекта является то, что он выполняется не для строительства отдельного здания или комплекса зданий, а для определенного климатического района [9].
Типовые проекты разрабатываются для холодного, умеренного и южного климатических районов.
Типовые проекты составляются без учета рельефа местности. Уровень чистого пола первого этажа здания принимается на определенной высоте от условного уровня земли — горизонтальной плоскости. При строительстве конкретных зданий по типовым проектам в эти проекты следует вносить некоторые коррективы, т. е. приспосабливать их к конкретным условиям строительства.

Рисунок 4- Жилой тип здания
Типовые проекты корректируются на стадии составления рабочих чертежей. Вносимые изменения относятся прежде всего к фундаментам и цокольной части здания и определяются рельефом участка строительства и его геологическими особенностями.
При значительном перепаде уровня земли вдоль здания возможно устройство под частью здания подвальных или цокольных этажей, входы в здание нужно увязывать с отметками уровня земли. Вся эта работа получила название "привязки" зданий (типовых проектов) к условиям строительства [3].
Здание представляет собой объем, внутреннее пространство которого используется для различных видов человеческой деятельности. В зависимости от назначения зданий их внутреннее пространство делится на помещения. Помещения, полы которых расположены на одном уровне, образуют этаж. Здания подразделяют на промышленные (производственного назначения), гражданские (жилые дома, школы, общественные здания и др.) и сельскохозяйственные (сельскохозяйственного производства), а также на отапливаемые и неотапливаемые.
По этажности здания различают: одноэтажные, малоэтажные (до 3 этажей включительно), многоэтажные (4–9 этажей), повышенной этажности (10–20 этажей) и высотные (более 20 этажей). Кроме того, здания могут быть смешанной этажности. В зависимости от расположения различают этажи надземные, цокольные (полуподвальные), подвальные, мансардные (чердачные). К надземным этажам относятся все этажи, полы которых расположены не ниже спланированной вокруг здания земли или тротуара. Цокольные (полуподвальные) и подвальные этажи заглублены ниже поверхности земли или тротуара; цокольный – не более чем на 1/2 высоты помещения (считая от пола до потолка); подвальный – более чем на 1/2 высоты помещения[10].
Мансардным считается этаж, расположенный в пределах чердака. При определении количества этажей здания учитывают только надземные этажи. В зданиях повышенной этажности и высотных особым видом этажа является технический этаж, где размещаются санитарно-техническое оборудование и коммуникации, обслуживающие здание. Здания делят на классы, для каждого класса в соответствии с видом здания устанавливают его степень огнестойкости, долговечности, допустимую этажность и эксплуатационные требования.
Например, крупные общественные здания (театры, музеи и др.) относятся к I классу; школы, больницы, детские учреждения, предприятия общественного питания и торговли – ко II классу; жилые дома до 5 этажей – к III классу; жилые дома в 1–2 этажа и другие здания, к которым предъявляются минимальные требования, – к IV классу. К конструктивным схемам гражданских зданий относятся: фундаменты, стены, отдельные опоры, балки, ригели, прогоны, перекрытия. При совместной их работе они являются основными несущими конструкциями, образующими несущий остов здания. Несущий остов должен воспринимать нагрузки, действующие на здание, обеспечивая пространственную жесткость и устойчивость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать ряд выводов. Основные виды архитектурной деятельности:
1. Градостроительство – раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.
2. Зодчество – основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
3. Ландшафтная архитектура – раздел архитектуры, посвящѐнный организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.
4. Дизайн интерьеров – раздел архитектуры, связанный с оформлением интерьера зданий, то есть непосредственно среды обитания человека.
Функциональное назначение зданий главным образом и определяет их форму. А функциональное назначение в первую очередь определяется социальными запросами общества, которые зависят от присущего им характера производственных отношений. Поэтому и типология в архитектуре отражает характер производственных отношений общества.
Первичная типологическая классификация зданий и сооружений, существующих в настоящее время, включает четыре их основных группы, соответствующие основным видам человеческой деятельности: быту, труду и общественно-административной деятельности:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Архитектура зданий и строительные конструкции: учеб. для сред. проф. образования / К. О. Ларионова [и др.] ; под общ. ред. А. К. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 490 с.
2 Базавлук, В. А. Основы градостроительства и планировка населенных мест: жилой квартал : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. А. Базавлук, Е. В. Предко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 90 с.
3 Барышников, А. П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 196 с.
4 Вильчик, Н. П. Архитектура зданий : учебник / Н. П. Вильчик. – Москва : ИНФРА-М, 2012. – 319 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).
5 Воронцов, В. М. Архитектурное материаловедение : учеб. для СПО / В. М. Воронцов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 408 с.
6 Гусакова, Е. А. Основы организации и управления в строительстве : учеб. и практикум для сред. проф. образования / Е. А. Гусакова, А. С. Павлов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 648 с.
7 Заварихин, С. П. Архитектура второй половины XX века : учеб. для сред. проф. образования / С. П. Заварихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 238 с. Ишкова, И. А. Архитектурное материаловедение : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / И. А. Ишкова. – Москва : Академия, 2019. – 192 с. – (Строительство и архитектура).
8 Казаков, Ю. Н. Технология возведения зданий : учеб. пособие для СПО / Ю. Н. Казаков, А. М. Мороз, В. П. Захаров. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 256 с.
9 Киплик, Д. И. Техника живописи : учеб. для сред. проф. образования / Д. И. Киплик. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 442 с.
10 Микулина, Е. М. Архитектурная экология : учебник / Е. М. Микулина, Н. Г. Благовидова. – Москва : Академия, 2013. – 256 с. – (Высшее профессиональное образование).
11 Нойферт Эрнст, справочник, Строительное проектирование. – Москва : Архитектура-С, 2020. – 612 с.
12 Опарин, С. Г. Здания и сооружения. Архитектурно-строительное проектирование : учеб. и практикум для сред. проф. образования / С. Г. Опарин, А. А. Леонтьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 283 с.
13 Основы архитектуры и строительных конструкций : учеб. для академического бакалавриата / К. О. Ларионова, Н. В. Савина, А. К. Соловьев и др. ; под общ. ред. А. К. Соловьева. – Москва : Юрайт, 2015. – 458 с. – (Бакалавр. Академический курс).
14 Паранюшкин, Р. В. Техника рисунка : учеб. пособие / Р. В. Паранюшкин, Г. А. Насуленко. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 252 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.