• Категория: Архивоведение
  • Вид работы: Отчет по практике
  • Год защиты: 2024

Содержание
Введение
Разработка темы исследования
Разработка структуры научно-исследовательской работы, выявление основной проблематики, составление аннотации и библиографии по теме
Проведение поиска архивных документов по заявленной теме
Детальное изучение информационных ресурсов и составление кратких исторических справок на архивные учреждения
Оформление перечня выявленных архивных документов по теме с указанием полного архивного шифра.
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Цель учебной (историко-архивной) практики заключается в том, чтобы приобрести навыки самостоятельной работы с историческими источниками, представленными в разнообразных архивах, включая базы данных российских архивов в режиме онлайн.
В связи с данной целью, были поставлены следующие задачи: ознакомиться с научными подходами в изучении культурно-этнических проблем, а также современными подходами к изучению актуальных проблем архивоведения и источниковедения, с методикой применения профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, на практике, прежде всего для выявления хранящихся в архивах исторических источников, с движущими силами и закономерностями исторического процесса, а также принципами использования базовых знаний в исторических исследованиях, с нормативной базой, регулирующей работу архивов, историей российского архивоведения; закономерностями сохранения человеческим обществом документальных свидетельств, значимых для настоящего и перспективных для использования в будущем; методикой выявления хранящихся в архивах исторических источников и работой с ними, требованиями нормативной документации и основными правилами составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии.
Выбранные в качестве базы практики архивы (электронные базы данных архивов) отвечают следующим требованиям:
- соответствуют данной специальности и виду практики;
- имеют сферы деятельности, предусмотренные программой практики;
- располагают квалифицированными кадрами для руководства практикой
студентов;
- имеют соответствующую материально-техническую базу.
Все виды работ выполнялись в соответствии с индивидуальным заданием.

Разработка темы исследования
На основании анализа теоретической литературы, посвященной творчеству М.В. Нестерова, была сформулирована тема исследования: образно-стилистический анализ картины М.В, Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью. Поскольку М.В, Нестеров, по мнению отечественных искусствоведов, является выдающимся мастером пейзажа.
В историю художественной культуры Михаил Нестеров вошёл преимущественно как автор объёмных сюжетных картин и пейзажа. Автор стремился максимально доступно чистый образ незапятнанный пороком и хаосом, через творчество раскрывал извечные темы бытия – связь человека и вселенной. Художник известен редким живописным даром, способностью раскрыть человеческую суть через его взаимодействие с природой. Количество работ мастера включающих образ природы внушительно. В своих работах, «не мудрствуя лукаво», сердечно и просто Нестеров говорит о любови к родной земле, к величественной русской природе. Всё это тонко и поэтично, выражено в пейзажах художника. В том числе, на картине изображающей встречу мальчика и таинственного аскетичного старца с маленькой иконой в руке. Картина «Видение отроку Варфоломею» стала первой из внушительного цикла работ посвящённых преподобному Сергию Радонежскому.

Разработка структуры научно-исследовательской работы, выявление основной проблематики, составление аннотации и библиографии по теме

Структура научно-исследовательской работы включает в себя следующие разделы:
ГЛАВА 1.ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ М.В. НЕСТЕРОВА.
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В СЮЖЕТНЫХ КАРТИНАХ М.В. НЕСТЕРОВА.
ГЛАВА 3. ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ М.В. НЕСТЕРОВА «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ».
Объектом изучения стала картина «Видение отроку Варфоломею» (вариант представленный в Третьяковской галерее) с привлечением неоконченного варианта из музея М. В. Нестерова в Уфе
Предметом исследования являются качества картины, составляющие её образное и стилистическое своеобразие.
Цель исследования: выявление того, что пейзаж в «Видение отроку Варфоломею» подчеркивает духовную связь человека и природы, высвечивает значимость маленькго человека на его жизненном пути. А также ценности неоконченного варианта произведения ( вариант в БГХМ им. Нестерова в Уфе) заключающейся в том, что недописанная часть подчёркивает и усиливает сюжетную линию и характер персонажей, выявляет этапы работы, особенности почерка художника.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. провести художественно-стилистический анализ произведения,
2. вписать его в контекст художественно-исторической ситуации и определить место в творческом наследии автора.
3. провести анализ мотивов, несвойственных мастеру ранее на примере картины.
4. проанализировать изучение, анализ и обобщение научных трудов по теме.
5. обобщение материалов исследования и формулирование выводов.
Методы исследования: стилистический анализ произведения живописи.
Библиография, составленная к данному исследованию, включает 41 библиографическую единицу. Список иллюстраций включает 5 иллюстраций с подписями к ним. Ниже кратко охарактеризованы наиболее важные источники, по которым писалась работа.
По мнению И. Э. Грабаря, раннее творчество М. Нестерова отличается большим своеобразием. в русской живописи 70-80-х гг. XIX в. К этому времени в России сложилась своя религиозная философия, своя картина мира, где пространство и время не поддавались физическому измерению -статика и покой преобладают в ландшафтах среднерусского пейзажа. В русской духовной традиции решающую роль играет мифологема «возвращения внутрь», созерцательной интроверсии. Национальную природу М.В. Нестеров представлял в идеальном виде, в духовном единении с Божественной Красотой; своих героев искал среди русских святых, нестяжателей, монахов. С новыми темами пришли и новые стилевые качества .
Ю.М. Лебедева утверждает, что исполненное пророческих прозрений, русское искусство конца ХIХ – начала ХХ века становится одним из наиболее востребованных духовных источников. Этим объясняется и возросшее внимание в последние годы к М. В. Нестерову, в исследованиях творчества которого появляются новые аспекты. Становится очевидной необходимость глубокого осмысления религиозно-философской проблематики его произведений, сохранившейся на протяжении всего периода творчества и обеспечившей неразрывную связь религиозных картин художника с его портретами .
По мнению А.И. Михайлова, в конце девятнадцатого – начале двадцатого века атмосфера духовных исканий вовлекала в свою орбиту многих художников. Для одних религиозные темы были ведущими в творчестве, как у Нестерова, другие прибегали к ним в моменты особого душевного состояния. Автором подчеркивается, что Нестеров, пожалуй, был единственным, кто с поразительной последовательностью следовал однажды выбранной религиозно-философской теме и одним из немногих, чьи произведения вызывали столь противоположные оценки .
В изучении литературы о М. В. Нестерове, месте пейзажа в его творчестве хочется важно упомянуть о статье Алексея Фёдорова-Давыдова, советского искусствоведа, автора многих книг по истории русского и советского искусства. В статье «Природа и человек в творчестве Нестерова» Фёдоров-Давыдов А. подчёркивает уникальность нестеровского пейзажа, заключающуюся в красноречии и содержательности «из картины в картину» переданных им образов природы. Плавность и статичность фона у художника подчёркивает взаимосвязь природы и главных персонажей картин, конкретизируется качество русской природы А. Фёдоров –Давыдов даёт любопытное определение. По мнению искусствоведа, за счёт видимой безэмоциональности природного фона, подчёркиваются характеры и настроения персонажей Нестерова .
«Остовом» литературы о творчестве художника является одна из старейших книг Сергея Николаевича Дурылина, литературоведа, философа и биографа художника. Книга «Нестеров в жизни и творчестве» (1976 г) интересна тем, что это не искусствоведческое исследование, но включает в себя «гербарий» теплых воспоминаний, что является следствием многолетней дружбы автора и художника. Записи С. Н. Дурылина ценны анализом, отсылающим к современникам художника, например, к Левитану, Саврасову, Тютчеву. Много говорится о картине «Видение отроку Варфоломею» и новаторстве этого произведения для эпохи, в которую оно было создано .
В книге «Русские живописцы 20 века» (2001г.) Дмитрия Сарабьянова рассказывается о непростом этапе деятелей русской художественной культуры. В издании приводится обзор русского изобразительного искусства конца 19 – начала 20 века. На сложный период социальных потрясений пришлось обновление живописного почерка Нестерова. Сарабьянов подчеркивает, что в атмосфере страны уже сгущались тучи-предвестники революционных гроз и всякому человеку необходим был «якорь спасительный», в особенности художникам, обладающим тонкой душевной организацией. Тогда же Нестеров, как и многие его современники, обращается к Богу и природе .
Уместно упомянуть и подробную искусствоведческую статью «Опоэтизированный реализм» Галины Чурак вышедшую в 2013 году . В ней раскрывается переход от социальных тем к пейзажным и философско-религиозным, к передвижническому реализму. Например, в картине «Христова Невеста», написанной в 1886 году. Статья включает в себя анализ поворотных моментов творчества Нестерова, к примеру, увлечение художника историей старинных русских обрядов, показывает лирическую любовь к русской природе.
Для наиболее полного понимания личности Нестерова необходимо перейти и к эпистолярному наследию художника. Письма и воспоминания представляют «сокровищницу», наиболее достоверную информацию «из первых уст». Это «Давние дни» , «Воспоминания» и «Письма». В собственных записях художник отмечает влияние подмосковного Абрамцево. Усадьба в Абрамцево была для ярчайших выдающихся русских художников конца 19 века (Васнецова, Коровина, Поленова, и многих других) и местом рождения модерна в России. Художник настолько проникся фоном, багрянцем и охрой великолепных подмосковных далей, что именно с пейзажа начал своё «Видение отроку Варфоломею» .
Яркой лептой в изучении является альбом-каталог искусствоведа С. В. Игнатенко «Произведения Михаила Васильевича Нестерова в музеях, галереях и частных собраниях России. Живопись. Графика. Содержательный альбом-каталог всероссийской выставки, посвящённой 150-летию со дня рождения М.В. Нестерова». (2012 г.) . Монография Э. В. Хасановой «Михаил Нестеров. Неизвестные страницы жизни и творчества» (2012 г.), которая включает фотографии из личных архивов Н. М. Нестеровой, дочери художника и даёт объёмное представление об обнародованных в последние десятилетия фактах жизни и творчества М. В. Нестерова .

Проведение поиска архивных документов по заявленной теме
В соответствии с планом и индивидуальным заданием на практику, был проведен поиск архивных документов, связанных с жизнью и творчеством М.В. Нестерова. Можно выделить следующие этапы поиска документной информации:
установить фондообразователя, в архиве, которого могут отложиться необходимые документы;
установление архива, в котором может находится фонд необходимого фондообразователя;
определение в архиве номера описи и единицы хранения с необходимыми документами;
визуальный просмотр единицы хранения с целью выявления необходимых документов.
В основе поиска находится определение архивного шифра (по схеме: архив – фонд – опись – единица хранения), по которому можно найти требуемый документ в архивохранилище. После выявления единицы хранения использовались хранящиеся в ней документы.

Детальное изучение информационных ресурсов и составление кратких исторических справок на архивные учреждения

В ходе работы были детально изучены информационные ресурсы –электронные фонды Российского Государственного архива литературы и искусства. Ниже приводится краткая справка о данном учреждении.
Российский Государственный архив литературы и искусства.
Наряду с рукописным и эпистолярным наследием в РГАЛИ хранятся произведения живописи и графики XIX и XX вв.: личные фонды художников – рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В.М. Васнецова, И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева, М.В. Нестерова, С.Ю. Судейкина, А.Н. Бенуа, Н.К. Рериха, К.С. Петрова-Водкина и многих десятков др. На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 1247 музейных мемориальных предмета, принадлежащие Н.А. Бердяеву, В.А. Соловьеву, А.М. Ремизову, М.И. Цветаевой, И.Г. Эренбургу, А.Г. Коонен, К.М. Симонову, К.А. Кедрову, М.М. Плисецкой и др. Также в РГАЛИ хранится более 180 000 наименований печатных изданий на русском и иностранных языках. Книжное собрание включает старопечатные издания ХV−XVII вв., книги с дарственными надписями крупнейших деятелей культуры, коллекции библиографических редкостей, книжные собрания ХIX−XX вв.

Оформление перечня выявленных архивных документов по теме с указанием полного архивного шифра
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Шифр
Заголовок ед.хр.
Крайние да-ты
Кол-во ли-стов

ф.470 оп.1 ед. хр.10
Письма Нестерова Михаила Васильевича Средину Вален-тину Леонидовичу. Опубл.: часть писем - Нестеров М. В. Из писем, изд. "Искусство", Л., 1968
7 января 1895-28 марта 1909
87

ф.618 оп.2 ед. хр.293
Раевский, С. "Портреты пером". (М. В. Нестеров. "Давние дни. Встречи и воспоминания". Издание Государственной и Третьяковской галлереи. М. 1941 г.)" Рецензия. Опубликовано в № 3-4 за 1942 г.
б. д.
2

ф.672 оп.2 ед. хр.82
Нестеров М. В. "Письмо П. М. Керженцеву". "О старом то-варище". Заметка о В. Н. Бакшееве. Опубл.: в № 22 за 1936 г. и за 1937 г.
Апрель 1936-28 ян-варя 1937
2

ф.769 оп.1 ед. хр.278
Списки художников с указанием выставок, на которых они участвовали. В том числе С.А. Коровин, А.И. Кравченко, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, М.В. Нестеров, К.К. Перву-хин, В.В. Переплетчиков, В.И. Суриков, В.А. Серов.
б. д.
93

ф.775 оп.1 ед. хр.22
Грабарь И. Э., Васнецов А. М., Нестеров М. В. и др. Отзывы о творческой деятельности Клодта Н. А.
1925
3

ф.816 оп.1 ед. хр.20
М.В. Нестеров. Воспоминания о К.П. Воскресенском с ри-сунком "Святитель Преподобный Сергий Радонежский".
[1890-е]
2

ф.816 оп.2 ед. хр.1
М. В. Нестеров. "Святая Русь".
1901-1905
1

ф.816 оп.2 ед. хр.10
М. В. Нестеров. "О Максиме Горьком". Воспоминания.
1935
3

ф.816 оп.2 ед. хр.11
М. В. Нестеров. "И. П. Павлов и мои портреты с него". Вос-поминания.
1930-е
16

ф.816 оп.2 ед. хр.12
М. В. Нестеров. "Отец Авраамий". Воспоминания.
[1930-е]
1

ф.816 оп.3 ед. хр.2
М.В. Нестеров. "Гонец", ["Распятие"], ["Пахарь"]. Рисунки.
1931-1939
6

ф.816 оп.3 ед. хр.28
М. В. Нестеров. "Пустынник", "Святая Русь". Репродукции картин. Дарственные надписи М. В. Нестерова [А. Д. Трес-киной] 1930-х гг.
1888-1905
2

ф.816 оп.3 ед. хр.29
М. В. Нестеров. "Богоматерь с младенцем". Эскиз росписи неустановленного храма.
1906
2

ф.816 оп.3 ед. хр.30
М. В. Нестеров. "Сашенька Кекишев. Этюд", "О том, о сём": "Фёдор Иванович Йордан", "Братья П. и М. Петровичи Бот-кины", "Петербургские похороны", "Актёр". Воспоминания.
Август 1929-[1930-е]
12

ф.816 оп.3 ед. хр.31
М. В. Нестеров. "И. П. Павлов и мои портреты с него", "Па-мяти И. И. Левитана", "Павел Михайлович Третьяков". Воспоминания.
Сентябрь 1936-август 1938
30

ф.892 оп.2 ед. хр.266
М. В. Нестеров. "Девойод и Ермолова". Статья. С дарствен-ной надписью С. Н. Дурылина Е. Д. Турчаниновой.
1938
5

ф.1982 оп.2 ед. хр.34
Е.Е.Лансере. М.В.Нестеров. "Давние дни". Эскиз виньетки к книге.
[1941]
1

ф.2326 оп.1 ед. хр.445
М.В. Нестеров. Портрет В.И. Мухиной
1940
1

ф.2357 оп.1 ед. хр.350
Нестеров М. В. Фигура женщины в старообрядческой одежде на берегу реки. С авторской подписью. С дарствен-ной надписью художника Л. И. Райской
1923

ф.2362 оп.2 ед. хр.201
Дело авторов, наследники которых утратили авторские права: Нестеров М. В., Николаев В. П.
1941-1949
11

ф.2465 оп.1 ед. хр.795
Прахов Н. А. "Воспоминания". [И. Е. Репин, В. М. Васне-цов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Антокольский, братья А. и П. Сведомские, А. А. Мурашко, В. А. Котарвинский, Горький на Капри]. Часть 1-я.
1940; 1948-1952; 1954-1955
152

ф.2465 оп.1 ед. хр.796
Прахов Н. А. "Воспоминания". [И. Е. Репин, В. М. Васне-цов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Антокольский, братья А. и П. Сведомские, А. А. Мурашко, В. А. Котарвинский, Горький на Капри]. Часть 2-я.
218

ф.2465 оп.1 ед. хр.797
Прахов Н. А. "Воспоминания". [И. Е. Репин, В. М. Васне-цов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Антокольский, братья А. и П. Сведомские, А. А. Мурашко, В. А. Котарвинский, Горький на Капри]. Часть 3-я.
185

ф.2486 оп.1 ед. хр.339
Михайлов А. И. "М. В. Нестеров" [жизнь и творчество]", монография. Часть I.
1954
200

ф.2486 оп.1 ед. хр.340
Михайлов А. И. "М. В. Нестеров" [жизнь и творчество]", монография. Часть 2.
1954
175

ф.2486 оп.1 ед. хр.341
Михайлов А. И. "М. В. Нестеров" [жизнь и творчество]", монография. Часть III.
1954
152

ф.2486 оп.1 ед. хр.342
Михайлов А. И. "М. В. Нестеров" [жизнь и творчество]", монография. Часть IV.
1954
194

ф.2486 оп.1 ед. хр.590
Журнал № 5. Алпатов М. В. "Музею изобразительных ис-кусств им. А. С. Пушкина - 50 лет", Золотарев Н. "В основ-ных докладах, сделанных на 1-м съезде художников...", Ко-рин П. "М. В. Нестеров", Рубинштейн Р. "Памятники древ-ней Нубии" - статьи
1962
18

ф.2558 оп.2 ед. хр.1812
Т. В. Розанова. "Воспоминания о художниках и музыкантах XIX в. " (И. Е. Репин, М. В. Нестеров, В. В. Андреев, Л. В. Шервуд).
1965
26

ф.2579 оп.1 ед. хр.587
М.В. Нестеров. Портрет К.Г. Держинской в роли Ярославны ("Князь Игорь").
1938
1

ф.2920 оп.1 ед. хр.693
"Художник М. Нестеров"
12 июля 1962
60

ф.2980 оп.1 ед. хр.254
Материалы для книги "Нестеров в жизни и творчестве": вы-писки из писем М.Ю.Нестерова и отзывово о нем.
1930-е-1953

ф.2980 оп.1 ед. хр.255
Материалы для книги "Нестеров в жизни и творчестве": вы-писки из писем М.В.Нестерова и В.М.Васнецова.
1930-е

ф.2980 оп.1 ед. хр.256
Материалы для книги "Нестеров в жизни и творчестве": вы-писки из писем М.В.Нестерова к А.А.Турыгину, Е.Г.Мамонтовой и др.
1930-е
68

Итого 34 источника: письма, дневники, фотографии картин, воспоминания современников, статьи, материалы для книг.




Заключение
Таким образом, в ходе учебной (историко-архивной) практики были выполнены следующие профессиональные задачи:
Формирование у студентов общих представлений об основных архивоведческих терминах, архивном праве и законодательстве, современной архивной системе Российской Федерации.
Знакомство студентов с основными федеральными, ведомственными архивами, архивами субъектов РФ, а также отделами рукописей крупнейших библиотек и музеев: их профилем, принципами комплектования, основными направлениями деятельности.
Формирование у студентов практических навыков организации архивных фондов, а также подготовки архивных описей, архивных справочников и документальных публикаций.
Формирование у студентов практических навыков вести самостоятельный архивный поиск, а также исполнять различные виды запросов (тематические, персональные, социально-правовые, историко-генеалогические, историко-географические и др.).

Поставленная цель практики была достигнута.

Список использованной литературы
1. Архивное законодательство : Законы и иные нормативные правовые акты // Архивы России / Федерал. архив. Агентство. – М., 2013.
2. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: правовое регулирование деятельности архивов / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова и др. // Секретарское дело. – 2004. - № 1. – С. 63-67.
3. Асфандиярова И.Г. Правовые основы организации архивного дела : учеб.-метод. комплекс / И. Г. Асфандиярова, Г. Т. Калимуллина. – Уфа : БАГСУ, 2009. – 91 с.
4. Брагина Е.М. Современные проблемы нормативного правового регулирования в сфере архивного дела в РФ // Вестн. Югор. гос. ун-та. – 2009. - № 4. – С. 9-12.
5. Бурова Е.М. Архивоведение : (теория и методика) : учеб. для вузов / Е.М. Бурова, Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева. – М. : МЭИ, 2012. - 482 с.
6. Даль Е.П. Административная ответственность за правонарушения в области архивного дела // Актуал. вопр. правовой политики в соврем. условиях – Хабаровск, 2009. – С. 185-193.
7. Кузина И.Л. Архивное право : учеб. пособие - Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2011. - 136 с.
8. Лапина М.А. Информационное право : учеб. пособие для студ. вузов / М.А. Лапина, Ревин А.Г., Лапин В.И. ; под ред. И.Ш. Килясханова. – М. : Юнити : Закон и право, 2004. – 335 с.
9. Об архивном деле : федеральный закон от 22 окт. 2004 г. № 125-ФЗ : [принят Гос. Думой 1 окт. 2004 г. : одобр. Советом Федерации 13 окт. 2004 г.] // Рос. газ. – 2004. – 27 окт. (№ 237).


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.