• Категория: Искусство
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2014

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ М.В. НЕСТЕРОВА……………………………………………..10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В СЮЖЕТНЫХ КАРТИНАХ М.В. НЕСТЕРОВА……………………………………………………………………..14
ГЛАВА 3. ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ М.В. НЕСТЕРОВА «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ»……………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...24
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………..27
ИЛЛЮСТРАЦИИ…………………………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ
Михаил Васильевич Нестеров, выдающийся русский и советский художник, живописец родился 19 мая 1986 года в Уфе. Художник прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив после себя многогранное творческое наследие. Индивидуальный почерк мастера формировался в период с 1880 по 1890 годы. Творчество художника охватывает два объемных периода дореволюционной ( именуемый периодом расцвета искусства 19 века) и послереволюционной эпох (советское искусство). Символистские принципы и идеи модерна нашли своё отражение преимущественно в дореволюционном периоде творчества художника. Большое влияние на творческий путь Нестерова оказало подмосковное имение Абрамцево, где проявляется интерес к народному творчеству и истории древней Руси.
В творчестве художника появляются работы, выполненные в жанре исторической и религиозной живописи. Появляются картины «Отрок Варфоломей» и «Пустынник» и другие работы мастера. В историю художественной культуры Михаил Нестеров вошёл преимущественно как автор объёмных сюжетных картин и пейзажа. Автор стремился максимально доступно чистый образ незапятнанный пороком и хаосом, через творчество раскрывал извечные темы бытия – связь человека и вселенной.
Художник известен редким живописным даром, способностью раскрыть человеческую суть через его взаимодействие с природой. Количество работ мастера включающих образ природы внушительно. В своих работах, «не мудрствуя лукаво», сердечно и просто Нестеров говорит о любови к родной земле, к величественной русской природе. Всё это тонко и поэтично, выражено в пейзажах художника. В том числе, на картине изображающей встречу мальчика и таинственного аскетичного старца с маленькой иконой в руке. Картина «Видение отроку Варфоломею» стала первой из внушительного цикла работ посвящённых преподобному Сергию Радонежскому. Художник писал её на протяжении с 1889 по 1890 годов. Было создано немало черновиков и зарисовок предшествующих итоговой версии картины. Это эскизы, рисунки, этюды. Интересен для изучения этюд написанный художником в Абрамцево изображающий природу Подмосковья.
Нестеров писал: «Как-то с террасы абрамцевского дома моим глазам неожиданно представилась такая русская, русская красота: слева лесистые холмы, под ними извивается аксаковская Воря, там где-то розовеют дали, вьется дымок, а ближе капустные, малахитовые огороды. Справа золотистая роща. Кое-что изменить, добавить, и фон для «Варфоломея» такой, что лучше не придумаешь…».
Биографы и искусствоведы, детально исследовавшие путь этого яркого выразительного мастера неоднократно упоминали картину, как в критических, так и в хвалебных отзывах. Отмечалось то, что «Видение отроку Варфоломею » стало связующим звеном от ранних портретов, изображений жанровых сцен, произведений историко-бытового характера к новому периоду в творчестве художника.
По мнению И. Э. Грабаря, раннее творчество М. Нестерова отличается большим своеобразием. в русской живописи 70-80-х гг. XIX в. К этому времени в России сложилась своя религиозная философия, своя картина мира, где пространство и время не поддавались физическому измерению -статика и покой преобладают в ландшафтах среднерусского пейзажа. В русской духовной традиции решающую роль играет мифологема «возвращения внутрь», созерцательной интроверсии. Национальную природу М.В. Нестеров представлял в идеальном виде, в духовном единении с Божественной Красотой; своих героев искал среди русских святых, нестяжателей, монахов. С новыми темами пришли и новые стилевые качества .
Ю.М. Лебедева утверждает, что исполненное пророческих прозрений, русское искусство конца ХIХ – начала ХХ века становится одним из наиболее востребованных духовных источников. Этим объясняется и возросшее внимание в последние годы к М. В. Нестерову, в исследованиях творчества которого появляются новые аспекты. Становится очевидной необходимость глубокого осмысления религиозно-философской проблематики его произведений, сохранившейся на протяжении всего периода творчества и обеспечившей неразрывную связь религиозных картин художника с его портретами .
По мнению А.И. Михайлова, в конце девятнадцатого – начале двадцатого века атмосфера духовных исканий вовлекала в свою орбиту многих художников. Для одних религиозные темы были ведущими в творчестве, как у Нестерова, другие прибегали к ним в моменты особого душевного состояния. Автором подчеркивается, что Нестеров, пожалуй, был единственным, кто с поразительной последовательностью следовал однажды выбранной религиозно-философской теме и одним из немногих, чьи произведения вызывали столь противоположные оценки .
В изучении литературы о М. В. Нестерове, месте пейзажа в его творчестве хочется важно упомянуть о статье Алексея Фёдорова-Давыдова, советского искусствоведа, автора многих книг по истории русского и советского искусства. В статье «Природа и человек в творчестве Нестерова» Фёдоров-Давыдов А. подчёркивает уникальность нестеровского пейзажа, заключающуюся в красноречии и содержательности «из картины в картину» переданных им образов природы. Плавность и статичность фона у художника подчёркивает взаимосвязь природы и главных персонажей картин, конкретизируется качество русской природы А. Фёдоров –Давыдов даёт любопытное определение. По мнению искусствоведа, за счёт видимой безэмоциональности природного фона, подчёркиваются характеры и настроения персонажей Нестерова .
«Остовом» литературы о творчестве художника является одна из старейших книг Сергея Николаевича Дурылина, литературоведа, философа и биографа художника. Книга «Нестеров в жизни и творчестве» (1976 г) интересна тем, что это не искусствоведческое исследование, но включает в себя «гербарий» теплых воспоминаний, что является следствием многолетней дружбы автора и художника. Записи С. Н. Дурылина ценны анализом, отсылающим к современникам художника, например, к Левитану, Саврасову, Тютчеву. Много говорится о картине «Видение отроку Варфоломею» и новаторстве этого произведения для эпохи, в которую оно было создано .
В книге «Русские живописцы 20 века» (2001г.) Дмитрия Сарабьянова рассказывается о непростом этапе деятелей русской художественной культуры. В издании приводится обзор русского изобразительного искусства конца 19 – начала 20 века. На сложный период социальных потрясений пришлось обновление живописного почерка Нестерова.
Сарабьянов подчеркивает, что в атмосфере страны уже сгущались тучи-предвестники революционных гроз и всякому человеку необходим был «якорь спасительный», в особенности художникам, обладающим тонкой душевной организацией. Тогда же Нестеров, как и многие его современники, обращается к Богу и природе .
Уместно упомянуть и подробную искусствоведческую статью «Опоэтизированный реализм» Галины Чурак вышедшую в 2013 году . В ней раскрывается переход от социальных тем к пейзажным и философско-религиозным, к передвижническому реализму. Например, в картине «Христова Невеста», написанной в 1886 году. Статья включает в себя анализ поворотных моментов творчества Нестерова, к примеру, увлечение художника историей старинных русских обрядов, показывает лирическую любовь к русской природе.
Для наиболее полного понимания личности Нестерова необходимо перейти и к эпистолярному наследию художника. Письма и воспоминания представляют «сокровищницу», наиболее достоверную информацию «из первых уст». Это «Давние дни» , «Воспоминания» и «Письма». В собственных записях художник отмечает влияние подмосковного Абрамцево. Усадьба в Абрамцево была для ярчайших выдающихся русских художников конца 19 века (Васнецова, Коровина, Поленова, и многих других) и местом рождения модерна в России. Художник настолько проникся фоном, багрянцем и охрой великолепных подмосковных далей, что именно с пейзажа начал своё «Видение отроку Варфоломею» .
Яркой лептой в изучении является альбом-каталог искусствоведа С. В. Игнатенко «Произведения Михаила Васильевича Нестерова в музеях, галереях и частных собраниях России. Живопись. Графика. Содержательный альбом-каталог всероссийской выставки, посвящённой 150-летию со дня рождения М.В. Нестерова». (2012 г.) . Монография Э. В. Хасановой «Михаил Нестеров. Неизвестные страницы жизни и творчества» (2012 г.), которая включает фотографии из личных архивов Н. М. Нестеровой, дочери художника и даёт объёмное представление об обнародованных в последние десятилетия фактах жизни и творчества М. В. Нестерова .
Все вышеупомянутые источники затрагивают тему «Видения…». Важные факты о неоконченном варианте произведения и о жизни художника в родном городе представлены в статье « Нестеров и Уфа» С. В. Игнатенко . Анализ всякого пути творца это интеллектуальные «раскопки» подразумевающие обнаружение редких объектов, «артефактов». И особенно ценно, когда подобные «сокровища» сохранены в родном городе художника.
Замыслы и личность Михаила Васильевича Нестерова раскрывают редкие архивные письма, в частности, и в родную Уфу, опубликованные искусствоведом Ириной Севастьяновой. Это уникальные образцы переписки художника с родственниками, близкими друзьями. Небольшая по количеству страниц, но ценная по содержанию книга в данное время находится в библиотеке Башкирского государственного музея имени М. В. Нестерова .
Картина «Видение отроку Варфоломею» вызывала противоречивую оценку современников. Работа подверглась критике со стороны СМИ, освещавших XVIII Передвижную выставку. Картину критиковал М.Н. Ремезов. В. В. Стасов утверждал: «Картина попала на выставку по недоразумению, ей на выставке Товарищества не место... Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика... » . М.П. Соловьев, в своей статье «Русское искусство в 1889 году», напротив, поддерживал Михаила Васильевича, считая живописный почерк художника самобытным. В целом общественная оценка сводилось к единому мнению – картина удивительно точно отражает русский дух через образы человека и природы. И всё же, настолько ли вреден налёт мистицизма и взывания к духовности для потомков и современных художников? А, быть может, напротив, уникальность картины в переданном автором взаимодействии человека и природы как проявления высшего разума к « праматери» всего сущего на земле. В изучении этого вопроса поможет привлечение неоконченного варианта картины находящегося в БГХМ им. Нестерова.
Во вступительной статье Александра Филиппова к «Давним Дням» ( 1986 г.) приводится анализ влияния классиков на Михаила Нестерова. А также влияние пейзажной живописи Нестерова на последователей художника, в особенности на ярких живописцев, мастеров башкирской живописной школы Бориса Фёдоровича Домашникова и Ахмата Лутфуллина.
В одном из своих писем художник подчеркивает важность и значение образа природы уже на ранних этапах написания своего «Видения». Михаил Васильевич Нестеров часто упоминал о том, что картина будет ценна, если зрителю не составит труда её трактовать, увидеть в работе поэзию.
Анализ литературных источников приводит к предположению, что недописанный вариант представляет индивидуальный метод работы Михаила Нестерова. Он может стать примером для современников, стремящихся к познанию тонкостей создания картин высокого мастерства. Произведение является ценным для искусствоведов и для последователей Нестерова . В нем просматривается замысел композиции, уже видны намёки на цветовые решения и стилистические черты завершённого пейзажа. итогового результата экспонируемого в Третьяковской галерее для наглядности и сравнения «замысла и итога». Необходимо проанализировать принципы работы, манеру художника на примере оконченной работы находящейся в Государственной Третьяковской галерее и недописанного варианта «Видения отроку Варфоломею» ( БГХМ. им. Нестерова»).
Итак, объектом изучения стала картина «Видение отроку Варфоломею» (вариант представленный в Третьяковской галерее) с привлечением неоконченного варианта из музея М. В. Нестерова в Уфе
Предметом исследования являются качества картины, составляющие её образное и стилистическое своеобразие.
Цель исследования: выявление того, что пейзаж в «Видение отроку Варфоломею» подчеркивает духовную связь человека и природы, высвечивает значимость маленькго человека на его жизненном пути. А также ценности неоконченного варианта произведения ( вариант в БГХМ им. Нестерова в Уфе) заключающейся в том, что недописанная часть подчёркивает и усиливает сюжетную линию и характер персонажей, выявляет этапы работы, особенности почерка художника.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. провести художественно-стилистический анализ произведения,
2. вписать его в контекст художественно-исторической ситуации и определить место в творческом наследии автора.
3. провести анализ мотивов, несвойственных мастеру ранее на примере картины.
4. проанализировать изучение, анализ и обобщение научных трудов по теме.
5. обобщение материалов исследования и формулирование выводов.
Методы исследования: стилистический анализ произведения живописи.
Структура работы соответствует ее целям и задачам. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы. К работе также прилагаются иллюстрации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенный анализ картины позволяет сделать ряд выводов. Избрав в искусстве путь "поэтизированного реализма", Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни, а "людей духовного подвига" всегда писал особенно любовно. Каждая картина художника становилась событием в искусстве, вокруг его произведений разгорались споры самых горячих его поклонников и не менее страстных противников. Так было и с картиной "Видение отроку Варфоломею".
Картина "Видение отроку Варфоломею" появилась на Десятой выставке художников-передвижников и сразу же произвела на публику ошеломляющее впечатление: у одних вызвала искреннее негодование, у других - полное недоумение, у третьих - восторг. Все в картине было наполнено тем трепетным умилением, которое М.В. Нестеров хотел вложить в душу грезящего отрока Варфоломея, и это очень сильно действовало на зрителя. Более всего публику поражала именно необычная трактовка самого сюжета, поражали стиль картины и соответствующая ему живопись.
Главная задача, которая пластически реализуется художником в этой картине, – соединение реальности происходящего с чудесностью видения. Нестеров говорил об «поэтизированном реализме». В изображенном пейзаже нет времени, сложно осознать – это день или утро. Растворяющиеся неяркие краски переживаются как весеннее пробуждение и как увядание осени. Пространство, за счет высокой линии горизонта, поднимается ввысь, становясь декоративной плоскостью, мерцающей древним золотом икон. В этот момент созерцания земное соединяется с небесным. Хрупкая фигура отрока в светлой домотканой рубашке становится главным живописным акцентом композиции. Перед ним возвышается темный силуэт монаха, таинственно отделяющийся от дуба. Древо символически связывается с вековой мудростью, которая через молитвенное сотворчество передается отроку. Скрытое лицо старца, нимб над его головой усиливают ощущение чудесности происходящего.
В истории мирового искусства не так много мастеров, достигших вершин творчества сразу в нескольких жанрах. Нестеров Михаил Васильевич относится к их числу. Можно сказать, что он прожил не одну, а несколько жизней. С одной стороны, он вошел в историю русского искусства как крупнейший художник- пейзажист. И одновременно является виднейшим представителем русской церковной живописи. Кроме того, Нестеров без сомнения входит в число виднейших портретистов ХХ века - его считали главой портретной школы новой русской живописи.
Трудно найти в истории отечественного искусства другого мастера, в творчестве которого с подобной силой и проникновенностью нашли бы отражение лирические стороны национальной природы и национального характера. Несомненно, что своей идейной глубиной и содержательностью н творчество Нестерова во многом обязано русской литературе и, но еще более – русской философии. Глубокая религиозность, патриотизм, склонность к философскому созерцанию являются яркими сторонами личности художника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньева Ю. М. Нестеров М. В. Люди творческого труда (альбом). М.: Советский художник, 1978.
2. Беляев Ю. Нестеров (встречи) // Новое время. 1907. 11 января
3. Бенуа А. Н. История живописи в 19 веке. Русская живопись. СПб.: Знание, 1901- 1902.
4. Бучкин П. Встречи с Нестеровым // Художник. 1966. № 11
5. Вагнер Г. К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX начало XX вв. М.: Искусство, 1993.
6. Васильев В. М. В. Нестеров //Искусство и печатное дело. Киев. 1910. №2.
7. Вилисова Н. Д. В альбом коллекционера. Михаил Васильевич Нестеров. Живопись и графика. Из собрания Государственной Третьяковской галереи (комплект открыток). М.: Советский художник, 1988.
8. Ге П. Н. Главные течения русской живописи XIX века. М.: Товарищества Бр. А. и И. Граной и К0., 1904.
9. Голынец С.В. Сергей Дягилев и национальный романтизм //Русское искусство. 2004. №4.
10. Грабарь И. Э. Две выставки // Весы. 1907.
11. Грабарь И. Э. Московские художники // Красная панорама. 1929. №23.
12. Гусарова А. П. Старые Боги Михаила Нестерова // Советская культура. 1989. 4 апреля.
13. Дмитровский М. К. Нестеров и его значение для русской живописи // Новый мир. 1901. № 4.
14. Дружинин С. Н. Нестеров М. В. М.: Изобразительное искусство, 1962.
15. Дурылин С. Н. Нестеров портретист. М.: Искусство, 1949.
16. Елгаштина М. Н. М. В. Нестеров (листовка: 9 илл. и текст). Уфа, 1956.
17. Игнатенко С.В. Произведения Михаила Васильевича Нестерова в музеях, галереях и частных собраниях России. Живопись. Графика. Содержательный альбом-каталог всероссийской выставки, посвящённой 150-летию со дня рождения М.В. Нестерова. – М.: Искусство, 2007. 136 с.
18. Игнатенко С.В. Нестеров и Уфа. https://tretyakovgallerymagazine.ru/magazine/our-authors/svetlana-ignatenko?ysclid=ls3rhhu3tn522278675 (дата обращения: 02.02.2024).
19. Климов П. Ю. Монументальная живопись М. В. Нестерова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб. 1994.
20. Кравченко Н. Выставка картин М. В. Нестерова // Новое время. 1907. 6 января.
21. Кукрыниксы. О М. В. Нестерове. К 100-летию со дня рождения // Исторический архив. 1962. № I.
22. Лебедева Ю. М. В. Нестеров (о присуждении Сталинской премии) //Творчество. 1941. №3.
23. Михайлов А. И. Михаил Васильевич Нестеров. Жизнь и творчество. М.: Советский художник, 1958.
24. Муратов П. П. Творчество М. В. Нестерова //Русская мысль. 1907. №4.
25. Нестеров М. В. Воспоминания /Под ред. А. А. Русаковой. М.: Советский художник, 1985.
26. Нестеров М. В. Письма к родным. К 100-летию со дня рождения //Исторический архив. 1962. - №1.
27. Нестеров М. В. «Продолжаю верить в торжество русских идеалов». Письма к А. В. Жиркевичу (вступительная статья, публикация и комментарии Н. Г. Подлесских) //Наше наследие. 1990. - №3.
28. Нестеров М. В. «Давние дни», Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986.
29. Никонова И. И. Михаил Нестеров. Образ и цвет (альбом). М.: Искусство, 1971.
30. Переятенец В. И. К вопросу об образах Троицкого собора в г. Сумы. В кн.: Суриковские чтения.
31. Петрова Е. Земная жизнь Иисуса Христа в русском изобразительном искусстве //Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века. Спб.: Русский музей, Italy: Palace Editions, 2000.
32. Пилипейченко В. М. В. Нестеров Портрет академика И. П. Павлова //Искусство. 1977. № 8.
33. Позднев А. Доктор Разумова //Работница. 1986. № 10.
34. Поспелов Г. Мотив приюта в русском пейзаже конца 19-начала 20 века. В кн.: Советская живопись. Сборник статей. М.: Советский художник, 1987.
35. Поселянин (Погожев Е. Н.) «Святая Русь». Впечатления выставки картин М. В. Нестерова //Московские ведомости. 1907. 18 февраля.
36. Прахов Н. А. Страницы прошлого. Киев, 1958.
37. Сарабьянов Д. В. Русские живописцы 20 века. М.: Искусство, 2001.
38. Севастьянова И. А. М. В. Нестеров. Каталог. Уфа, 1984.
39. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII – начала XX века. М.: Искусство, 1986.
40. Хасанова Э.В. Михаил Нестеров. Неизвестные страницы жизни и творчества. М.: Эксмо, 2012. 167 с.
41. Чурак Г. Опоэтизированный реализм. https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10802.php?ysclid=ls3ralx7z8343726673 (дата обращения 02.02.2024)

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1.М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 - 1990. Х., масло , 161х124. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
2.М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 - 1990. Х., масло , 160х211. Уфа. Художественный музей имени М.В. Нестерова.
3.М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 - 1990. Х., масло , 161х124. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент (фигура отрока).
4.М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 - 1990. Х., масло , 161х124. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент (фигура монаха).
5.М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 - 1990. Х., масло , 161х124. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент (пейзажный фон).


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.