• Категория: Искусство
  • Вид работы: Реферат
  • Год защиты: 2024

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГРАФИКИ………………………………………..3
2.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ГРАФИКИ……………………………...6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...10
ИЛЛЮСТРАЦИИ…………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что графика занимает важное место в классификации искусств. Существуют различные виды графики, и у каждого из них своя специфика, свои особенности изобразительного языка. В связи с этим, представляется необходимым исследовать основные особенности художественного языка графики.
Цель данной работы – изучить основные особенности художественного языка графики.
В связи с данной целью, были поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие и классификацию графики,
-рассмотреть особенности изобразительного языка графики.
Объект исследования – графика как вид искусства.
Предмет исследования – особенности художественного языка графики.
Данная тема широко освещалась отечественными и зарубежными искусствоведами и художественными критиками.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГРАФИКИ
Графика - вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова графо, которое означает писать, чертить, процарапывать. Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный. Самостоятельные, отдельные произведения называют станковой графикой. Несколько станковых листов, объединенных общей идеей, образуют графическую серию [3].
Графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику. Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани. Папирус – материал для письма, изготовленный из болотного растения папируса. Пергамент – материал для письма, изготовленный из кожи животных. Графические техники. Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели.
Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (краснокоричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели. В отличие от рисунка, печатная графика существует во многих экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру - изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге. Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография [4].
С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики. В повседневности мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это - почтовые марки, афиши, театральные программки, этикетки, фирменные знаки, рисунки на коробках для тортов и конфет и т.п. Линогравюра - рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму.
Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования - валиков. Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, - эстампом. Ксилография (гравюра на дереве) - изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит. Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее [5].
Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги. Офорт, или гравюра на металле, - это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения. Существуют способы более легкого нанесения рисунка.
Пластину можно покрыть защитным слоем специального лака и «рисовать», снимая лишь лак. Потом такую пластину погружают в емкость с кислотой, и кислота вместо гравера делает углубления в металле. Краску на офортную пластину наносят руками. Отпечаток делают на печатном станке. Мягкая бумага, прижимаясь к пластине, как бы выбирает краску из углублений. Литография - это гравюра на камне. Для нее используют специальный, литографский камень. Система нанесения рисунка на камень очень сложная. Это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом [6].
Во всех этих случаях используют материалы, предназначенные только для литографии. Печатают оттиск на печатном станке. Литография позволяет достичь тонких градаций (переходов) тона, похожих на рисунок карандашом или акварелью. Благодаря этому литографские оттиски иногда напоминают акварельные рисунки. Искусство разнообразно и многогранно. Оно не только удовлетворяет духовные потребности общества, но и стремится ответить на многочисленные духовные запросы каждого человека. Большую группу искусств, в общем достаточно отличных друг от друга, называют обычно искусствами изобразительными.
Сюда относят живопись, скульптуру, графику, но часто включают в это понятие и архитектуру, и прикладные искусства. Иногда все эти виды искусств называют «искусствами пространственными», ибо они создают реальные предметы, существующие в реальном пространстве. Иногда - «искусствами пластическими», потому что они передают пластику, или, иными словами, трехмерность, протяженность реального мира в объемных или плоскостных формах [7].
Среди прочих видов изобразительного искусства самое распространенное - графика. Возможности применения этого искусства очень широки, а виды и формы более чем разнообразны. Книжные иллюстрации и спичечные этикетки, станковые рисунки и гравюры, литографии и театральные афиши, плакаты и почтовые марки, газетные карикатуры, торговая, реклама, шрифты для набора книг -- вот весьма не полный, перечень произведений графического искусства. Без этих произведений трудно представить себе нашу жизнь. Именно поэтому графика, участвуя в оформлении всего, что окружает нас в быту, более чем какой-либо другой вид изобразительных искусств обладает возможностями активного воздействия на человека.

2.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ГРАФИКИ
Слово «графика» происходит от греческого слова «графо» - «пишу». Так как всякое письмо обычно осуществляется с помощью пера или кисти, дающих на бумаге одноцветную линию, то графику рассматривали в первую очередь как линейное изображение в одну краску. Это и отличало ее от живописи, которая пользуется многокрасочной палитрой и цветным мазком. Постепенно понятие графики расширялось: в нее включались различные виды гравюры - и одноцветной, и многоцветной, - литографии, рисунки черными и цветными карандашами. Изобразительные возможности графики совершенствовались.
Она стала воспроизводить многое из того, что когда-то воспроизводила только живопись: свет и тени, цвет, присущий предметам, воздушную среду и воздушную перспективу, и целый ряд тех свойств окружающей нас природы, которые из линейного изображения были исключены. Наконец, к графике стали причислять также и акварель, то есть живопись водяными красками на бумаге, в которой цвет играет ведущую роль. графика изобразительный гравюра ксилография Обычно произведения графики, будь то изображение, сделанное непосредственно рукою художника, или воспроизведение рисунка любым видом полиграфической техники, создаются на бумажном листе [2].
В этом один из наиболее существенных признаков графики. Но далеко не все произведения графики созданы на бумаге. Скажем, портрет великого русского певца Шаляпина, сделанный Валентином Александровичем Серовым, нарисован углем на холсте, а графические произведения первобытных народов дошли до нас на камнях или на стенах пещер. Часто про картину или фреску говорят» что они графичны. Что же хотят этим сказать? Обычно прежде всего это означает, что в картине или фреске отчетливо проступает рисунок, линия, контур, что в произведении все элементы изображения отделены четко друг от друга.
Очень часто понятие графичности, применяемое к живописи, означает также явное преобладание в ней черного и белого или сочетания белого с серым или с коричневым, то есть цветов, как их называют, «ахроматических», как бы бесцветных (греческое слово «хромое» означает «цвет»). Таким образом, одним из характерных признаков графики является построение изображения исключительно с помощью рисунка и применение одного - ахроматического, а чаще всего черного цвета в сочетании с белым или цветным фоном самой бумаги (иногда холста, стены, камня или металла).
Ничто не меняется от того, что часто в самом рисунке преобладает не линия, а пятно -- он все равно остается рисунком. Правда, иногда употребляются и другие цвета, а цветной гравюре или литографии, в рисунках цветными карандашами. Но все дополнительно вводимые краски остаются именно дополнением и не определяют основных элементов изображения. Это легко проверяется фотографированием [4].
На черно-белой фотографии, как правило, произведения графики воспринимаются во всей своей полноте, чего никак нельзя сказать о черно-белой фотографии живописного произведения. Под это определение особенностей графики не подходят акварель и пастель. Их объединяет с графикой лишь материал - бумага. По характеру изобразительных средств и возможностей они скорее принадлежат к живописи. Поэтому в дальнейшем мы почти не будем их касаться.
Как уже говорилось, графика на первый взгляд гораздо более, чем живопись, ограничена в средствах выражения. Так как она оперирует по большей части лишь черным и белым, то ей неподвластно изображение всего красочного многообразия реального мира. А поскольку цвет составляет одно «из важнейших качеств реальных предметов, то никогда в графическом изображении не может быть достигнуто такое подобие реальности, какого с легкостью можно добиться в живописной картине [5].
Ограниченная в своих цветовых возможностях, графика не в силах создавать произведений, в которых разнообразные красочные переливы с неуловимыми переходами тонов являются основным средством эмоционального воздействия. И все же эта относительная бедность средств графики в сравнении со средствами живописи лишь кажущаяся. Многообразно варьируя отношение даже одного только черного цвета рисунка к белому фону бумаги то в виде лаконичных контрастов белого и черного, то прибегая к тончайшим и сложнейшим переходам пятен и линий разной интенсивности, художник-график может добиться большой выразительности. Он может заставить вас увидеть не только объем предметов и пространство, в котором они существуют, но и различные эффекты света - то мягкого, то яркого, дать почувствовать свойства поверхности предметов - гладкой, шероховатой, блестящей (их так называемую фактуру), и даже вызвать представление о цвете [2].
Благодаря этому в настоящем высокохудожественном произведении графики мир никогда не будет выглядеть обесцвеченным, как не выглядит он таковым, скажем, в черно-белом фильме. К тому же графика имеет и ряд преимуществ: ее исполнение требует меньшего времени, и потому она может очень быстро отразить волнующие художника чувства и мысли, будь то непосредственные впечатления типа путевых зарисовок или отклик на события жизни в виде газетного рисунка, карикатуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, виды графики очень многообразны, гораздо многообразнее, чем виды живописи. Как и живопись, графика может быть станковой, то есть предназначенной для самостоятельного, независимого от определенного места существования. Название это произошло от названия «станковая живопись». Так называют живопись, которая в отличие, например, от стенных росписей создается на особом станке - мольберте.
Станковую картину, как и произведение станковой графики, можно переносить с места на место, повесить на любой стене» или же хранить отдельно. Однако, помимо станковой, существуют многие другие виды графики, связанные с весьма определенным назначением. Такова книжная графика - иллюстрации и оформление книги, затем плакаты, афиши, газетные рисунки, карикатуры и так называемая прикладная графика: марки, этикетки, графическое оформление конвертов и многое, многое другое.
Во всех этих видах графики, отличающихся друг от друга своим назначением, используются и различные техники. Это прежде всего обыкновенный рисунок - безразлично, наносится ли он карандашом, пером или кистью на бумагу, процарапывается ли на металле или выполняется на камне. Рисунок, будучи механически воспроизведенным любым видом печати, все равно остается в основе своей рисунком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения / А. Аксенова. - М.: Эксмо, 2017. - 220 c.
2. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Духовно-исторический метод. Социология искусства. Иконология / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 275 c.
3. Бобриков, А.А. Другая история русского искусства / А.А. Бобриков. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 744 c.
4. Волкова, П.Д. История искусства: иллюстрированный атлас / П.Д. Волкова. - М.: АСТ, 2018. - 320 c.
5. Гнедич, П. История искусств. Европа и Россия: мастера живописи (шелк) / П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 c.
6. Забалуева, Т.Р. История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке. Уч. / Т.Р. Забалуева. - М.: АСВ, 2013. - 128 c.
7. Ильина, Т.В. История отечественного искусства. от крещения Руси до начала третьего тысячелетия: Учебник для академического бакалавриата / Т.В. Ильина, М.С. Фомина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 501 c.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Рисунок 1. Уникальная графика
Рисунок 2. Ксилография
Рисунок 3. Компьютерная графика
Рисунок 4. Линогравюра
Рисунок 5. Книжная графика
Рисунок 6. Газетно-журнальная графика
Рисунок 7. Графика письма
Рисунок 8. Литография
Рисунок 9. Офорт
Рисунок 10. Монотипия


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.