СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.АРХИТЕКТУРА И ПЛАН ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА…………………3
2.ИСТОРИЯ РАБОТ ПО РАСКОПКАМ ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА…..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что гробница Тутанхамона является уникальным памятником культуры и искусства Древнего Египта. История раскопок гробницы представляет большой интерес для археологов и искусствоведов, исследующих искусство Востока. Архитектурный план и внутреннее убранство гробницы, а также артефакты, найденные в гробнице, позволяют получить обширные представления о египетском искусстве.
Цель данной работы – исследовать основные особенности гробницы Тутанхамона с точки зрения истории искусств.
В связи с данной целью, были поставлены следующие задачи:
-исследовать особенности архитектурного плана и внутреннего убранства гробницы Тутанхамона,
-рассмотреть историю раскопок, проводимых на территории гробницы.
Объект исследования – гробница Тутанхамона.
Предмет исследования – архитектурный план, внутреннее убранство и история раскопок гробницы Тутанхамона.
1.АРХИТЕКТУРА И ПЛАН ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА
Тутанхамон (около 1333 - 1323 гг. до н.э.) - сын Эхнатона и его «младшей» жены Кийи, муж третьей дочери Эхнатона от Нефертити - Анхесенпаамон. Вступив на престол достаточно в юном возрасте в 12 лет, Тутанхамон умер, не дожив до 20 лет. Во время его правления, власть фактически находилась в руках визира Эйе и других вельмож.
Важнейшими мероприятиями во время правления Тутанхамона стали: отмена религиозной реформы Эхнатона и перенос столицы из Ахетатона в Фивы. Хотя формально XVIII-я Династия прекратила свое существование вместе с царствованием Хоремхеба, египтологи сходятся на мысли, что Тутанхамон был последним фараоном династии, в жилах которого протекала царская кровь. Он взошел на престол в так называемый "Амарнский период" и возвратил в руки жрецов Амона их влияние, которым они обладали до религиозно-политической революции Эхнатона. Во время его короткого правления фактическая власть сосредотачивалась в руках у Эйе и Хоремхеба, Эйе управлял государственными делами, а Хоремхеб возглавлял армию [1].
Тутанхамон не был именно тем фараоном, который прославился в древние времена; относительно небольшой размер его захоронения, а именно гробница KV62, был причиной того, что оно оставалось неизвестным до XX века. Это место обнаружил в 1922 году Говард Картер. Открытие гробницы было освещено на весь мир, это послужило причиной возобновления интереса к наследию Древнего Египта.
Фараон Тутанхамон рано умер, и ни одно из задуманных им сооружений не было завершено. Он, вероятно, не оставил бы после себя никакой памяти в потомстве, если бы не его гробница, вырубленная в скалах на западном берегу Нила в так называемой Долине царей — месте погребения фараонов второй половины Нового царства. В это время, опасаясь разграбления своих гробниц, фараоны сооружали их в скалах, отдельно от заупокойных храмов. Гробница Тутанхамона была открыта в 1922 г. английским археологом Картером, производившим раскопки на средства лорда Карнарвона [3].
Рисунок 1 – Мумия фараона
Вырубленная в скале гробница имеет Т-образную форму. К гробнице ведет лестница, завершающаяся дверью, за которой идет узкий проход длиной 7,6 м, отделенный второй дверью от большой прямоугольной в плане (3,6×8 м) комнаты. Эта комната имеет две двери, одна из них ведет в кладовую (2,9X4 м), другая — в погребальный покой (4,03X6,4 м). Здесь стоит алебастровый саркофаг, сделанный в форме человеческого тела (3,3×5 м), в котором помещались вставленные друг в друга семь гробов; три из них были сделаны из золота и инкрустированы цветной пастой и драгоценными камнями [3].
Рисунок 2 – Вскрытие гробницы Тутанхамона
В последнем гробу лежала мумия Тутанхамона. В соседних с погребальной камерой комнатах были обнаружены мебель, колесницы, модели кораблей, опахала, сосуды, одеяния. Здесь стояли погребальные ложа фараона из черного дерева с опорами в виде фигур львов и гиппопотамов, складные стулья с ножками в форме шеи и головы утки. Особенно большой интерес представляет трон фараона. Он вырезан из дерева, покрыт левкасом и богато украшен золотом, фаянсом и драгоценными камнями. На спинке трона, покрытой листовым золотом, выгравировано изображение Тутанхамона и его супруги Анхесенпаамон.
Предметы из гробницы Тутанхамона, отличающиеся богатством и разнообразием материалов, совершенством техники исполнения, нарядностью, декоративностью, свидетельствуют о высоком уровне развития художественного ремесла в период XVIII династии.
2.ИСТОРИЯ РАБОТ ПО РАСКОПКАМ ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА
Искать усыпальницу Тутанхамона начали в 1916 году. Идея изначально казалась всем сумасшедшей, поскольку в те годы эта территория была перерыта везде, и считалось, что найти здесь еще что-то невозможно. На поиски гробницы было потрачено более шести лет, а обнаружили ее там, где ожидали найти меньше всего, перекопав все окрестности, был не тронут лишь небольшой участок, на котором находились хижины древних строителей усыпальниц, интересно, что именно отсюда и начинали раскопки. Проверить, нет ли пустот под хижинами, было решено, скорее, от отчаяния, поскольку все мыслимые участки были уже перекопаны, и было уже принято решение отправиться домой, после зимы [6].
Уводящая вниз ступенька была обнаружена египтологами под первой же лачугой. Расчистив лестницу, археологи увидели внизу замурованную дверь - открытие гробницы Тутанхамона состоялось! Случилось это 3 ноября 1922 года. На этом этапе работы в гробнице фараона Тутанхамона были приостановлены: как раз в это время лорд Карнарвон находился в Лондоне. Картер, решив дождаться его, отправив телеграмму, что он нашел то, что искал, терпеливо ожидал друга в течение трёх недель. Тот приехал с дочерью, леди Эвелин - и 25 ноября 1922 года археологи спустились к гробнице [5].
Ещё не дойдя до двери, египтологи поняли, что грабители гробниц здесь побывали, вход не только вскрывали, но и обратно замуровывали и запечатывали. Это подтвердило и тот факт, что размуровав дверь, в коридоре были обнаруженные разбитые черепки, целые и битые кувшины, вазы и прочие осколки предметов - грабители явно уже уносили добычу, когда были остановлены, возможно, стражей. Почему же сокровища гробницы Тутанхамона оказались неразграбленными - одна из тайн, которая уже около столетия не даёт покоя учёным.
Интересно, что в результате исследований египтологами было точно установлено, что грабежом усыпальниц занимались не только профессиональные расхитители гробниц, но и близкие к трону люди. Когда Египет переживал кризисные времена, пополнять казну за счёт вскрытия гробниц давно почивших фараонов не гнушались. То, что первая обнаруженная печать, которой запечатали усыпальницу молодого фараона, являлась лишь обыкновенной царской печаткой, а имя Тутанхамона находилось на печати, находящейся на нетронутой части двери, говорит само за себя. Удивлению археологов не было пределов [4].
Рисунок 3 Интерьер гробницы
После многочисленных работ им удалось добраться до комнаты, заставленной разнообразными предметами: здесь находился золотой трон, ларцы, светильники, вазы, письменные принадлежности, золотая колесница. Друг напротив друга стояли две чёрные скульптуры фараона, в золотых передниках и сандалиях, с булавами, жезлами и со священной коброй на лбу. Также была обнаружена дыра, сделанная грабителями и ведущая в боковую комнату, которая была полностью забита золотыми украшениями, драгоценными камнями, предметами быта и даже находилось несколько распиленных кораблей, на одном из которых правитель после смерти должен был отправиться в загробный мир.
Придя в себя от увиденного обилия сокровищ, археологи поняли, что саркофаг в этих помещениях отсутствует, и из этого следует что, должна быть ещё одна погребальная комната. Третье запечатанное помещение было обнаружено между двумя скульптурами. И вот именно тут исследования были остановлены, Картер решил закрыть гробницу, и уехал в Каир для организационной работы, увидев такое количество драгоценностей и ценных экспонатов, он принял решение провести с египетским правительством переговоры. Вернулся он примерно в середине декабря, после чего к причалу была проведена железная дорога [7].
А возле берега находился пароход, который был специально арендован для того, чтобы вывезти сокровища гробницы Тутанхамона. Первая находка была извлечена из усыпальницы 27 декабря, а первую партию драгоценностей на судно доставили в середине марта, как раз в это время заболевает и умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Вытаскивать наружу находки было очень нелегко, тогда, как часть вещей находилась в идеальном состоянии, другая часть - почти истлела. В качестве примера Картер наводит пару найденных вышитых бисером сандалий: одна сандалия буквально рассыпалась при малейшем прикосновении, и чтобы её кое-как собрать, пришлось усердно потрудиться, а вот вторая оказалась довольно крепкой [5].
Такая ситуация возникла из-за проникающей через известняковую стену влаги, из-за которой многие предметы в комнате покрылись желтоватым налётом, а кожаные вещи сильно размякли. Погребальную комнату, в которой был установлен обитый пластинами из золота и украшенный синей мозаикой огромный футляр, вскрыли примерно в феврале. То, что воры сюда не забрались, стало понятно, после того как Картер обнаружил, что печати на саркофаге оказались нетронуты. Размеры футляра, где находился саркофаг, поражали. Длина составляла 5,11 м, Ширина 3,35 м, Высота 2,74 м. Футляр занимал практически всю усыпальницу самое интересное, что из этой комнаты можно было попасть в ещё одну, которая была наполнена сокровищами.
На одной из сторон футляра были установлены закрытые на засов створчатые двери без печати. За ними находился ещё один футляр, поменьше, без мозаики, но с печатью Тутанхамона. Над ним нависал прикреплённый к деревянным карнизам расшитый блёстками покров из льняной ткани, но к большому сожалению, время его не пощадило, он стал бурым и во многих местах порвался из-за находящихся на нём позолоченных бронзовых маргариток. Работы в очередной раз были остановлены.
Нужно было убрать стену, которая отделяла усыпальницу от первой комнаты и разобрать четыре позолоченных погребальных футляра, между которыми были обнаружены булавы, луки, стрелы, золотые и серебряные жезлы, украшенные фигурками Тутанхамона. На эти работы у археологов ушло около 85дней. Разобрав последний футляр, перед египтологами оказалась крышка огромного саркофага из жёлтого кварцита, длина которого превышала 2,5 метра, а крышка весила больше тонны [6].
Открыв саркофаг, учёные обнаружили огромный рельефный позолоченный портрет Тутанхамона, который оказался крышкой двухметрового гроба, повторяющей контуры мужской фигуры. На лбу крышки-портрета находились обвитые гирляндой из высохших цветов символы Нижнего и Верхнего Египта - Кобра и Ястреб. В первом саркофаге размещался второй, где и был установлен основной золотой гроб, и находилась окаменевшая и потемневшая от времени мумия Тутанхамона, лицо и грудь которого покрывала золотая маска, толщина стенки саркофага составляла около 3,5 мм.
Интересно, что статуи египетского правителя, найденные в первой комнате, как и золотые маски, обнаруженные на мумии и лицах на трех гробах, оказались точными копиями молодого правителя.
В состав еды, хранившейся в гробнице, входили хлеб, пшеничные и ячменные лепешки, говяжье и баранье мясо из задних ребер, заправленное специями и медом, 30 огромных кувшинов с вином, а также финики, инжир, виноград и миндаль. К оружию можно отнести 46 луков от детского, имеющего размер 30 см, до боевого в 1,8 метра в длину, булавы, бумеранги и ножи. Также были найдены шесть повозок, четыре из которых предназначались для церемоний и были сделаны из дерева, покрытого золотом и стеклянными вставками, а две другие - более легкие и служившие для охоты [4].
Здесь же имелись трости всего около 130 штук, которые все отличались друг от друга и были изготовлены из эбенового дерева, слоновой кости, серебра и золота, а одна среди них - из простого тростника, украшенного золотыми полосками, где сохранилась надпись, что это "тростник, который Его Величество вырезал собственными руками". Среди одежды были обнаружены более 100 льняных треугольных набедренных повязок и 27 пар перчаток. Две дочери Тутанхамона и Анхесенамон родились мертвыми, поэтому в гробнице фараона находились два маленьких гроба с останками двух младенцев женского пола.
Один из них являлся мертворожденным плодом на пятом месяце беременности, а другой умер при рождении. Мумия молодого царя была завернута в 13 слоев льняной ткани, среди них находилось 143 драгоценных камней и амулетов, которые должны были защитить преобразование фараона после смерти к бессмертию. Для этих же целей служила маска, закрывавшая его голову, золотая пектораль с именем бога Хора, находившаяся на шее, и висящей вдоль правого бедра нож из сусального золота. Обследование мумии показало, что при жизни рост царя был равен 1,63 метра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий 20 века. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его спеленутой мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона. Открытие гробницы Тутанхамона сыграло важную роль в изучении истории искусства Древнего Египта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Искусство Древнего Египта (живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство). Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1998. - 160 c.
2. Искусство Древнего Египта в собрании Эрмитажа. - М.: Аврора, 1994. - 201 c.
3. Любимов, Л.Д. Искусство Древнего мира / Л.Д. Любимов. - М.: АСТ, 2002. - 240 c.
4. Матье, М. Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. - М.: Издательство В. Шевчук, 2010. - 672 c.
5. Павлов, В. В. Искусство Древнего Египта / В.В. Павлов. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 2011. - 383 c.
6. Роз-Мари Искусство Древнего Египта / Роз-Мари, Райнер Хаген. - М.: Taschen, Арт-Родник, 2009. - 763 c.
7. Ходж, Сюзи Искусство Древнего Египта / Сюзи Ходж. - М.: Арт-Родник, 2010. - 128 c.