• Категория: Искусство
  • Вид работы: Реферат
  • Год защиты: 2024

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
СКУЛЬПТУРА ФИДИЯ 5
СТАТУЯ АППОЛОНА 6
ТРИ СТАТУИ АФИНЫ 7
СТАТУЯ ЗЕВСА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВВЕДЕНИЕ

Время жизни и творчества Фидия, родившегося в Афинах между 500 и 480 г.г. до н. э., вошло в историю под названием "Золотой век". Этот период характерен созданием лучших образцов скульптуры, архитектуры, расцвета греческой цивилизации.
Произведения того великого скульптора привлекают силой и гуманизмом. Эти качества были приоритетны в общественном укладе и искусстве периода расцвета греческой культуры, так называемой просвещённой Эллады на который пришлось становление Фидия. Именно тогда возник культ идеального тела.
Скульптор хорошо понимал истину - искусство должно не просто «говорить о высоком», а, показывать подлинные нравственные общечеловеческие черты. Современники называли скульптора «творцом богов». Уникальность творческого почерка скульптора заключалась в том, что он сумел придать образу Бога выражение человечности и доброты.
Для более ясного понимания творчества скульптора важно познакомиться с истоками его становления. Первым учителем Фидия был скульптор Гегий. Художественное образование Фидий получил в мастерской Пелопоннесского мастера Агелада (обучал также Мирона и Поликлета). Работая у Агелада. Благодаря обучению скульптор в совершенстве овладел искусством бронзового литья.
Детство и юность прошли в период Греко-персидских войн. Примечательно, что одним из лейтмотивов творчества Фидия стала тема памятников посвящённых победе греческого народа ( а именно городов Эллады) над персами. На протяжении всего творческого пути в своей скульптуре Фидий культивировал вдохновенную мысль о триумфе греческого народа одержавшего победу над персами.
Новаторство Фидия заключалось в том, что он привнёс в скульптурные композиции события происходящие в Афинах. Это стало явлением в истории греческого зодчества. Фидий стал кумиром миллионов юношей того времени, они желали походить на идеально атлетически сложенные образы отражённые мастером в своей скульптуре. Также скульптор стал первым мастером начавшем использовать в изготовлении своих произведений золото и слоновую кость. Хрисоэлефантинный стиль.
Выбор темы работы обусловлен тем, что Фидий, а также возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. V в. до н. э.) занимали главное место в искусстве высокой классики. Скульптор является основоположником европейского стиля.
Знание о творчестве мастера необходимо для наиболее полного постижения искусства скульптуры и объёмного спектра знаний о искусстве античности. Скульптор ушёл из жизни в 430 году до н. э. оставив потомкам внушительное объёмное наследие.
Уникальность Фидия заключается и в том, что этот мастер впервые применил хрисоэлефантинную технику в создании крупных скульптурных форм. По свидетельству современников Фидий работал в разнообразных масштабах и техниках, по некоторым источникам занимался торевтикой, живописью, а значит проявил себя и в прикладном творчестве.

СКУЛЬПТУРА ФИДИЯ
Великого древнегреческого скульптора и философа «камня» можно по праву назвать художником изображающим Богов. Скульптор наделял своих представителей звездного Олимпа особым человекоподобием, характерностью и намеренной эмоциональностью, гибкостью свойственной изображениям людей.

Рисунок 1 - Три богини с восточного фронтона Парфенона
Статуи созданные Фидием являются и отражением исторических событий происходящих в Древней Греции в ту эпоху. Как истинный «певец своего времени» мастер не мог остаться в стороне. Наследие оставшееся от великого мастера это исключительно копии, попытки реплик. Фидий создал внушительное количество эпических статуй богов. В данной работе рассмотрим прежде всего о самые знаковые произведениях великого древнегреческого мастера.


СТАТУЯ АППОЛОНА
Одним из первых известных творений Фидия (около 460 года до нашей эры), была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия. Мастер изобразил бога юным, сосредоточенным, но все же несколько задумчивым, отрешённым, об этом свидетельствует наклон головы молодого Апполона. Скульптура демонстрирует совершенство овладения скульптором пластической анатомией.



Рисунок 2- Апполон
Перикл, древнегреческий государственный деятель, оратор и полководец поручил скульптору государственный заказ - изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины.

ТРИ СТАТУИ АФИНЫ
Скульптор знаменит тремя статуями Афины. Самая ранняя это Афина Промахос созданная при Кимоне во второй четверти V века до н.э. Статуя была расположена на площади Акрополя. В античном мире не создавалось ни одной реплики этого произведения.
Всё, что сохранилось от статуи - изображение на афинских монетах. Можно предполагать что статуя имела гигантские размеры отталкиваясь не только от изображения монет, но и от письменных источников. На монетах периода Афинской империи с изображеием акрополя можно заметить что размер статуи практически сходен с Парфеноном.

Рисунок 3 – Афина Промахос
Афина - Промахос от греческого «воительница», то есть воин сражающийся впереди. Исходя из источников эта фигура была расположена спиной к храму и была обращена к входящему в Акрополь. То есть название говорит само за себя – «сражающаяся впереди». Статуя была изготовлена из бронзы. В середине XIX века Лео фон Кленце изображает Афину такой на реконструкции Афинского акрополя. Эта статуя была изготовлена из бронзы.
Следующей скульптор создал Афина Лемния. Эта статуя около 450 года до н.э. была посвящена родному городу, а именно его жителям переселившимися на остров Лемнос. Эта Афина уже не дева-воительница, а покровительница домашнего очага. Отчасти и покровительница искусства. Изваяние женщины, было расположено на открытом месте. По сохранившимся данным прекрасная грация очаровывала своей женственностью, скульптура оставляла у смотрящего впечатление гибкой фигуры.
Самая известная Афина –Парфенос ( Афина Дева) была поставлена в храм. Она была создана для Афинского акрополя в 40-е годы 5 в. до н. э., так как в 438 г. она уже была поставлена в храм Афины Девы. Творение было создано из золота и слоновой кости и мрамора, из которого был построен и храм Афины Девы занимающий центральную часть финского Акрополя. В 480-479 годах до н. э. Афины были захвачены персами, были разграблены и сожжены знаковые святые места города. К ним относились и храмы на вершине Акрополя. Их развалины долго просуществовали как память о нашествии врага. Греки с трепетом отнеслись к созданию этой скульптуры, воспринимая статую как символ возрождения, первую ласточку символизирующую рассвет после длительного мрака войн и бедствий. Статуя была установлена на площади между пропилеями и Парфеноном. О чём повествует скульптура? По преданиям это женщина с копьём и щитом. Скульптура над акрополем, считалась его оберегом. Сохранилась информация о том, что статуя была хорошо видна со всех концов города, даже с моря. В XIII веке статуя была уничтожена в Константинополе из суеверия.

СТАТУЯ ЗЕВСА
Необходимо отметить ещё одну величайшую скульптуру Фидия - статую Зевса.
Настоящую славу и известность скульптору принесла статуя бога-громовержца Зевса, она была исполнена для храма в Олимпии около 448года до н.э. Колоссальная статуя достигала тринадцати метров в высоту. Фидий создал изваяние из золота и слоновой кости - хризоэлефантийная техника ("хризос"- золото, "элефант"- слон) она заключалась в том , что из сухого, выдержанного дерева тщательно вырезалась заготовка- основа будущей статуи. Затем все обнаженные части фигуры покрывались пластинками подкрашенной слоновой кости, которые тщательно пригонялись и полировались, а все остальное покрывалось чеканкой из листов золота. К началу работы Фидия над статуей храм был уже построен.
Это усложнило задачу создания статуи, учитывая ее огромные размеры. Чтобы не ошибиться и сделать такую статую соразмерно с храмом, Часть мастерской Фидий сделал такой же высоты как и помещение храма. Трон был создан из редких пород дерева и инкрустирован золотом, слоновой костью, драгоценными камнями и эбеновым деревом. Трон украшали барельефы богов, выполненные из золота, резные медальоны из слоновой кости, изображающие сцены из Олимпийских игр, а так же немало сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности, своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86-х олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков.

Рисунок 4 – Статуя Зевса в Олимпии
Низкий пьедестал трона был сделан из темно-синего камня, а пол перед статуей был выложен черным мрамором. Статую обрабатывали оливковым маслом, чтобы уберечь её от издержек капризного болотистого климата. Голову статуи украшал золотой венок в виде оливковых ветвей. Это являлось символом миролюбия грозного бога. Ниспадающий с левого плеча золотой плащ покрывали чеканные изображения полевых лилий, звезд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке,поддерживаемой по краям золотыми львами. На ней едва проглядывалась надпись: "Афинянин Фидий, сын Хармида, сделал меня". В правой руке он держал золотую крылатую богиню победы Нику, в левой – скипетр, на котором сидел орел. Для правильного освещения статуи Фидий сделал в потолке храма прямоугольный проем, через который проходил свет, проникающий сквозь мраморные плитки кровли. Сдержанный, рассеянный свет спокойно и ровно озарял правильные черты лица Зевса, усиливая выражение покоя и доброжелательности.
Философ Эпиктет сказал о ней взволнованные слова: "Ступайте в Олимпию, чтобы увидеть бессмертное создания Фидия! Великое несчастье умереть, не увидев подобного чуда". Статуя казалась живой. По словам самого Фидия, величие образа Зевса открылось ем из описания громовержца в гомеровской "Илиаде".
Античный поэт I века Филипп Фессалоникский, потрясенный изумительной красотой статуи, писал: "Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?" Скульптуру Зевса Олимпийского в древности ценили выше всех творений греческого искусства, она просуществовала почти тысячу лет, однако и ее постигла печальная участь: в V веке до н.э.
Византийский император Феодосий II повелел разрушить и сжечь храмы Олимпии. По его приказу были варварски разбиты и уничтожены все статуи, украшавшие храмы и священный участок Альтис. По велению царя статуя Зевса была перевезена в Византию. И там сгорела дотла в бушующем пожаре, уничтожившего до основания царский дворец. Голову статуй Зевса – олимпийского воспроизвел в гемме римский резчик Гилл при императоре Августе, а общую композицию повторяет колоссальная статуя найденная в Кастель-Гондольфо, так же изображения прославленного фидиевского Зевса встречаются на монетах- и это, к сожалению, все что осталось от величественной колоссальной скульптуры Фидия.
Ни одна из его монументальных статуй богов не сохранилась. Великую греческую пластику мы знаем в основном по римским копиям. Статуи породившие великую славу Фидия, были колоссальных размеров, и снять с них копии оказалось невозможным. Что же касается произведений не столь значительных по размерам, то им повезло больше. Некоторые из этих копий дошли до нашего времени. В так называемом Анадумене Фарнезе из Британского музея в Лондоне был "узнан" Атлет-победитель, единственно достоверная статуя Фидия на спортивную тему.
Известны римские копий скульптур Диметры и коры, некогда украшавшие одну из площадей Акрополя. Статуя Зевса также, к сожалению, не дожила до нашего века. Но сохранилась статуя Юпитера ( автор неизвестен). Её прообразом и была статуя Зевса. Совсем недавно автор этой работы имел счастье любоваться Юпитером в Эрмитаже.
Хотелось бы упомянуть ещё одно значимое произведение Фидия. Это статуя Афродиты Урании (небесной) - также имеет свой аналог на восточном фронтоне Парфенона. Сильная, молодая, полная грации женская фигура отличается своими пропорциями, пластичностью, живописной игрой складок одежды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Убедительная естественность Фидиевских образов не исключает величавого и спокойного благородства. Римский писатель Квинтилиан утверждал, что своими культовыми статуями Фидий "освященной преданиями религии придал новое духовное содержание". Он умел одухотворить все, все наделить жизненной силой и воспламенить искрой своего великого гения. Фидий подчинял себе любой материал. И в мраморе, и в бронзе, и в гигантских деревянных фигурах, выложенных золотом, самоцветами и слоновой костью, он умел найти и открыть человека. Велик он и сейчас, и слава его ни когда не померкнет и его статуи живут! Оратор Демосфен утверждал: "Они так хороши и так многочисленны, что ни для кого из следующих поколений не осталось возможности их превзойти". И в маленьких изваяниях, и в грандиозных творениях был пламень жизни, и искры этого пламени долетели и до нашего времени.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бычков Ю.А. С веком наравне. 1986.
2. Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. 2005.
3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. 2002.
4. Любимов А.Д. Искусство древнего мира. 2002.
5. Плутарх. Избранные жизнеописания.1987 Т-I Перикл ст. 313
6. Ривкин Б.И. Античное искусство. Малая история искусства. 1972.