• Категория: Конфликтология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 70 %

Файл содержит: ВКР, доклад, презентацию, практикум, расчеты по методикам.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КОНФЛИКТЕ 6
1.1 Понятие конфликта в научной литературе 6
1.2 Основные причины и стадии развития конфликта 10
1.3 Основные стратегии поведения в конфликте 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 26
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 28
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция поведения в конфликте студентов 35
3.1 Разработка программы по снижению агрессивного проявления 35
3.2 Анализ результатов исследования психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения студентов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, в современных условиях изучение поведения в конфликте студентов ВУЗа с разным уровнем внутриличностного конфликта имеет большое значение для успешного функционирования любой социальной группы и требует понимания причин и динамики развития конфликта.
Любой человек неоднократно сталкивается с конфликтными ситуациями в своей жизни.
Отрицательное действие конфликтов в свою очередь способствует:
• снижению эффективности учебы студентов;
• снижению объединения в группе;
• повышению уровня стресса у человека [22].
Каждый конфликт имеет достаточно хорошо выраженную структуру, где, прежде всего, выделяется объект конфликтной ситуации. Как правило, объектом конфликта выступают деловые или личные отношения конфликтующих сторон, трудовые отношения, производственные проблемы, особенности организации труда и т. д.
В структуру конфликта входят также цели и мотивы поведения его участников, связанные с их объективными и субъективными интересами, личностными особенностями, системой ценностей и взглядов. Кроме этого, в конфликте выделяются его субъекты, конкретные лица, участвующие в нем.
Наконец, в любом конфликте выделяется повод, не совпадающий с причинами конфликта, и часто являющийся достаточно второстепенным его элементом. При устранении только одного повода конфликт может не только не прекратиться, но и перерасти в более ожесточенные формы. Разрешение любого конфликта достигается грамотным анализом его причин и психологически точным поведением в ходе конфликтных ситуаций, превращением их в управляемый процесс.
В конфликтах выделяются следующие стадии развития:
• возникновение и проявление противоречивых интересов, мотивов, ценностей, правил поведения;
• появление реальных поведенческих реакций, отражающих степень осознания участниками конфликта своих интересов и целей;
• собственно конфликтные действия;
• разрешение конфликта или его переход на другой уровень.
В учебных заведениях управление конфликтами возлагается на руководителей всех уровней, педагогов и сотрудников администрации. Из-за отсутствия четких действий по управлению конфликтом, когда он уже возник, управление им проходит на основе личных соображений и не долгосрочно. Поэтому, крайне важно структурировано изложить информацию как направлять конфликт в нужное русло, чтобы он больше не возник.
Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. Более того, в определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем. Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка.
В более сложных ситуациях учителя прибегают к компромиссу, делая уступки, друг другу, или сами проводят анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используют принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.
Проблема исследования раскрывается через следующее противоречие: на сегодняшний день являются достаточно изученными особенности поведения в конфликте студентов с разным уровнем внутриличностного конфликта , однако ее связь с самоотношением изучена не достаточно.
Объект исследования: Поведение в конфликте.
Предмет исследования: Особенности поведения в конфликте студентов с разным уровнем внутриличностного конфликта
Цель исследования: Изучить особенности поведения в конфликте студентов ВУЗа с разным уровнем внутриличностного конфликта.
В соответствии с предметом, целью и проблемой были выделены следующие задачи:
1. Изучить теоретические о аспекты исследования поведения студентов в конфликте;
2. Провести дагностику предрасположенности к конфликтному поведению;
3. Определить особенности самоотношения студентов.
Гипотеза исследования: существуют различия в выборе стратегий поведения в конфликтных ситуациях студентов в зависимости от самоотношения.
Теоретико – методологической основой исследования самоотношения выступили фундаментальные идеи отечественных и зарубежных авторов таких как: С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин; К. Роджерс, М. Розенберг, С. Куперсмит, Л. Уэлс, Дж.Марвел, Л.С. Выготский, И.И. Чеснокова, В.Н Мясищев, А.А. Бодалев и др
Конфликт как социальнопсихологический феномен изучался в трудах таких авторов, как: Н.И. Леонов, Е.А. Родионова А.Я. А.И. Шипилов, В.П. Ратников, Н.В. Гришина, Анцупов и пр.
Методы исследовнаия:
1. Теоретический анализ, обобщение литературных источников;
2. Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению;
3. Тестирование с целью определения особенностей самоотношения.
4. Методы математической статистики.
В работе были использованы следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеев (МИС).
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике Томаса.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, содержит список литературы и приложение.
Объем работы составляет 98 страниц. В работе результаты исследования отражены в диаграммах и таблицах. Основная часть работы разделена на параграфы, в которых логически раскрываются основные этапы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов дают такое определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых разногласий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся отрицательными эмоциями».
Большинство изученных нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта:
1. Внутриличностный. В этом случае сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности, к примеру, выборочные черты, типы либо инстанции.
2. Межличностный конфликт появляется между двумя (или более) отдельными личностями. При этом прослеживается столкновение из-за потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
3. Личностно-групповой конфликт появляется зачастую по причине несоответствия действий личности с условиями группы.
4. Межгрупповой. В данном случае способно осуществляться столкновение стандартов поведения, общепризнанных норм, целей или ценностей различных социальных групп. В рамках нашего исследования изучаются конфликты в малой студенческой группе. Возможно, что это межгрупповые конфликты либо конфликты между личностью и группой. По
нашему мнению, последний - один из непростых видов конфликта, т.к. в данном случае более наглядно будут проявлены все без исключения отрицательные результаты конфликта по отношению к личности, реже к группе.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия.
Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции.
Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы).
Цель нашей работы, заключавшаяся в теоретическом обосновании, а также в подборе и апробации программы профилактики межличностных конфликтов в студенческой среде, достигнута.
Анализ психолого-педагогической литературы и изучение теоретических основ межличностных конфликтов студентов является теоретической базой данного исследования.
В работе были определены методы и формы профилактики межличностных конфликтов в студенческой среде.
В результате анализа теоретической базы, сформировалась гипотеза: существуют различия в выборе стратегий поведения в конфликтных ситуациях студентов в зависимости от самоотношения.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Проведенное исследование дает возможность наметить перспективы дальнейшей работы по профилактике межличностных конфликтов в студенческой среде 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст]: учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2007, - 528 с.
2. Кондратьев, М. Ю. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь [Текст]: словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006, - 176 с.
3. Малькевич, В. Л. Словарь-справочник: экономика, внешняя торговля, выставки [Текст]: словарь / под общ. ред. В. Л. Малькевича; авт.-сост. П. А. Кошель. - М.: 2012, - 345с.
4. Шейнов, В. П. Управление конфликтами [Текст]: книга / В. П. Шейнов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2014, - 576 с.
5. Абузярова, Я. Э. Решение проблем управления конфликтами в современных организациях [Электронный ресурс] / Я. Э. Абузярова // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problem-upravleniya-konfliktami- v-sovremennyh-organizatsiyah (Дата обращения: 14.12.2020)
6. Басенко, В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений [Электронный ресурс] / В. П. Басенко // Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/section?id=1518 (Дата обращения: 1.06.2020)
7. Брайович, А. С. Конфликты в организациях: типы и модели [Электронный ресурс] / А. С. Брайович // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/konflikty-v-organizatsiyah-tipy-i-modeli (Дата обращения: 18.12.2020)
8. Вестник ВГУ [Электронный ресурс] : серия: экономика и управление №1. - М., 2007, - Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2007/01/2007-01-16.pdf (Дата обращения: 7.06.2020)
9. Виды и сущность социальных конфликтов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija- konfliktov.html (Дата обращения: 11.11.2020)
10. Динамика конфликта: этапы и фазы конфликта [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://students-library.com/nbrary/read/60229-dinamika- konflikta-etapy-i-fazy-konflikta (Дата обращения: 17.11.2020)
11. Кобзик, Е. Г. Контроль как функция управления [Электронный ресурс] / Е. Г. Кобзик // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/kontrol- kak-funktsiya-upravleniya (Дата обращения: 16.12.2020)
12. Конфликты в системе организации и их влияние на ее деятельность. Российский и Зарубежный опыт решения конфликтных ситуаций в современных организациях [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://manager.bobrodobro.ru/24555 (Дата обращения: 14.12.2020)
13. Краткий словарь психологических терминов. СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cpms-smol.ru/spec-mp/139-kratkij-slovar- psihologicheskih-terminov (Дата обращения: 17.12.2020)
14. Козлов, С. А. Конфликт в организациях [Электронный ресурс] / С. А. Козлов // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/konflikt-v-organizatsiyah (Дата обращения: 26.12.2020)
15. Кузьмина, Т. В. Шпаргалка по конфликтологии. Понятие «Управление конфликтом» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/78747 (Дата обращения: 10.12.2020)
16. Микитюк, А. О. Конфликты в организации [Электронный ресурс] / А. О. Микитюк // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/v/konflikty-v- organizatsii-2 (Дата обращения: 15.12.2020)
17. Мясницын, Р. В. Современные технологии урегулирования конфликтов в организациях [Электронный ресурс] / Р. В. Мясницын // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/v/sovremennye-tehnologii-uregulirovaniya- konfliktov-v-organizatsiyah (Дата обращения: 26.12.2020)
18. Основные периоды и этапы развития конфликта [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psyznaiyka.net/conf-rechenie.html?id=2 (Дата обращения: 20.11.2020)
19. Панина, Е. С. Трудовые конфликты на предприятиях [Электронный ресурс] / Е. С. Панина // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/v/trudovye- konflikty-na-predpriyatiyah (Дата обращения: 7.11.2020)
20. Переговоры как метод решения конфликтов. Психология от А до Я. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psyznaiyka.net/conf-rechenie.html? id=13 (Дата обращения: 20.11.2020)
21. Пушкина, Т. К. Словарь терминов по дисциплине «Управление конфликтами» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2211792/page:8/ (Дата обращения: 20.11.2020)
22. Радченко, В. А. Социокультурная специфика разрешения конфликтов в организации [Электронный ресурс] / В. А. Радченко // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsiokulturnaya-spetsifika-razresheniya- konfliktov-v-organizatsii (Дата обращения: 25.12.2020)
23. Резник, С. Д. Исследование конфликтов на предприятии: структура и причины возникновения [Электронный ресурс] / С. Д. Резник // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovanie-trudovyh-konfliktov-na-predpriyatii- struktura-i-prichiny-vozniknoveniya (Дата обращения: 29.11.2020)
24. Резникова, О. С. Управление конфликтами в организации [Электронный ресурс] / О. С. Резникова // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-konfliktami-v-organizatsii-5 (Дата обращения: 21.11.2020)
25. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lektsii.org/1-61617.html (Дата обращения: 24.11.2020)
26. Социология конфликта. Параметры конфликта [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soc.bobrodobro.ru/20865 (Дата обращения: 11.11.2020)
27. Способы управления конфликтами [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://poznayka.org/s46641t1.html (Дата обращения: 15.12.2020)
28. Теория административного управления А. Файоля [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psyera.ru/teoriya-administrativnogo-upravleniya- fayolya_9422.htm (Дата обращения: 4.12.2020)
29. Терминологический словарь профессионального психолога [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studme.org/85703/psihologiya/terminologicheskiy_slovar_professionalnogo_p sihologa (Дата обращения: 12.12.2020)
30. Технологии управления конфликтами. Понятие управления конфликтом [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studopedia.su/9_56789_ponyatie-upravleniya-konfliktom.html (Дата обращения: 12.12.2020) 
1. Управление конфликтами в организации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://delovoymir.biz/upravlenie_konfliktami_v_organizacii.html (Дата обращения: 26.12.2020)
2. Управление конфликтами: определение основных понятий. Принципы управления конфликтами [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lektsii.org/1-61617.html (Дата обращения: 10.12.2020)
3. Файоль, А. Общее промышленное управление [Электронный ресурс] / А.Файоль // Режим доступа: https://docplayer.ru/53642095-0bshchee-i- promyshlennoe-upravlenie-a-fayol.html (Дата обращения: 2.06.2020)
4. Ценности Сбербанк [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/about/values
5. Численность сотрудников в Сбербанке [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bankir.ru/novosti/20201130/cislennost-sotrudnikov-gruppy- sberbanka-sokratilas-v-i-kvartale-pocti-na-25-tys-celovek-10159347/ (Дата обращения: 5.06.2020)
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методика исследования самоотношения
С.Р. Пантилеев (МИС)


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.