• Категория: Культурология
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2024

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Феномен богослужения в авраамических религиях 6
1.1. История развития богослужебной практики 6
в авраамических религиях. 6
1.2. Принесение жертвы в богослужениях и виды жертвоприношений в авраамических религиях 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЙ В АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ 16
2.1. Литургика в христианстве (православие), исламе и иудаизме 16
2.4. Общее и различное в богослужебных практиках авраамических религий 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В связи с возрождением интереса к религии и религиозной культуре в настоящее время возникает необходимость более подробно изучать особенности оправления религиозных культов, как одного из элементов общемировой и российской культуры. Понимание общего и особенного в культах авраамических религий дает понимание того как строить диалог между носителями данных религий, в том числе и на территории нашей страны.
Проблема. В авраамических религиях, связанных между собой исторически происхождением, и общей историей народов-носителей религиозной культуры, обусловленной этими религиями, обнаруживаются общие и особенные черты, которые необходимо тщательно изучать, для получения более полной картины религиозной жизни населения нашей страны.
Объект. Феномен богослужения в авраамических религиях.
Предмет.Общее и различное в богослужебных практиках авраамических религий.
Гипотеза. В богослужебных практиках авраамических религий имеются общие и различные элементы.
Цель. Выявить общее и особенное в богослужебных практиках авраамических религий.
Задачи:
1. Изучить феномен и историю развития богослужебной практики в авраамических религиях.
2. Рассмотреть богослужебные практики в авраамических религиях.
3.Проанализировать и сравнить богослужебные практики в авраамических религиях.
Проработанность темы. Над вопросом феномена авраамических религий, их сходства и различия, их общей истории, над причинами и следствиями расхождения одной монотеистической авраамической религии, её разделением на три основных русла: христианство, иудаизм, ислам, работали многие, религиоведы, философы, социологи и т.п.
Муртазин М.Ф. в своей статье рассматривал вопросы формирования и взаимовлияния ислама, иудаизма и христианства в диахроническом разрезе. Вот что он говорит: «Вопрос отношения ислама к христианству и иудаизму представляет собой одну из самых щепетильных сторон межрелигиозных отношений в современном обществе, а также актуальнейшую проблему в религиоведческой науке» [25].
Бирюлина Т. В. в схожей статье рассматривает эти религии через веру их основоположника Авраама. Вот что она пишет: «Проблема мирного сосуществования различных религиозных традиций включает вопросы межрелигиозного диалога. И темы для такого диалога существуют. В частности, три религии – иудаизм, христианство, ислам основывают свое учение на пересекающемся корпусе текстов и имеют некий общий концептуальный базис. Одна из таких тем – вера Авраама[24].
Интересный подход к рассмотрению данной проблемы выбрал Ф. О. Нофал. Он рассматривает проблему диалога на примере таких категорий, как «мессианство», «жертва» и «закон»: «В условиях современного глобального диалога вопрос межрелигиозной полемики был поставлен перед мировым сообществом с особой остротой. Информационное пространство наших дней уничтожило остатки «богословского вакуума», существовавшего в том или ином виде на протяжении многих веков истории человечества. Стоит ли и говорить, что крушение подобной герметичности привело к стремительному росту взаимного интереса представителей различных конфессий и религиозных традиций друг к другу и, как следствие, к постановке новых проблем перед религиоведением, историей философии, философией религии и социологией. Одной из подобных проблем является исламо-христианский спор, предстающий не столько иллюстрацией «догматического» конфликта двух теологических систем координат, сколько показателем их глубинного мировоззренческого, логико-смыслового различия. Вне всякого сомнения, от нашего ответа на этот, сформулированный самим временем, вызов зависит будущее нашей – равно как и мировой – культуры» [26].
Автор данной работы предлагает рассмотреть эту проблему через анализ богослужения, сходства и различия священнодействий в этих религиях.
Новизна работы. Автор рассматривает общее и различное в авраамических религиях через богослужебные практики.
Структура работы. Работа имеет введение, 2 главы, выводы, заключение, библиографический список.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе последовательно решены поставленные задачи: изучить феномен и историю развития богослужебной практики в авраамических религиях, рассмотреть богослужебные практики в авраамических религиях, проанализировать и сравнить богослужебные практики в авраамических религиях.
В результате исследования достигнуты цели: выявить общее и особенное в богослужебных практиках авраамических религий, то есть проведен компаративный анализ священнодействия в этих религиях. Автор считает гипотезу о наличии общего и особенного в авраамических религиях доказанной.
В ходе исследования была проделана следующая работа. В первой главе рассмотрено богослужения как феномен с точки зрения религиоведения, выявлено, что богослужения, это в первую очередь последовательность ритуалов, устанавливающих возможность и порядок богообщения.
В истории развития богослужебной практики авраамических религий, по мере разделения и обособления каждой из них, формирования трех отдельных религий, соответственно развились и различия в богослужениях. Хорошо различия видны на отношении к приношению жертвы. В иудаизме жертвоприношение стало невозможным с разрушением храма, христианство заменило жертвоприношение на причастие вином и хлебом, в исламе жертвоприношение сохранилось.
Во второй главе изучены богослужебные практики, их отношение к кровавым жертвам, а также основное мотивационное построение. В православии главным является воспевание Бога, покаяние и причастие, а также упование на милость Бога, на его могущество в прощении. Храм в христианстве – это дом Бога, куда ещё при жизни могут приходить все. В иудаизме очень важным является изучение священных писаний, воспоминаний религиозной истории, и упование на божественное могущество и ожидание его прихода на землю. Пока нет храма, жертвоприношения заменяются другими ритуалами. Исламские богослужения обязательно включают в себя определённые молитвы, изучение священных писаний, и в определённые дни даже могут быть принесены в жертву животные.
Практическая значимость работы. Материал работы можно использовать в преподавании курсов религиоведения, истории религии, в проведении религиоведческих экспертиз, при работе с религиозными организациями органами власти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Монографии

1.Белл Р. Коранистика: введение /Р. Белл. – Санкт-Петеребург : Диля, 2005. - 260 с.
2.Гадамер Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества / Г. Гадамер. - Москва : Пропилеи, 2007. - 239 с.
3.Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. – Санкт-Петербург : Наука, 2006. - 443 с.
4.Глубоковский Н. Н. Блаженный Феодорит, епископ Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. В 2 т. Т. 2. / Н. Н. Глубоковский. Москва : Университетская типография, 1890. - 208 с.
5.Гуссерль Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль. - Москва : Дом интеллектуальной книги, 2001. - 141 с.
6.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. – Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2004. - 399 с.
7.Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея и Евангелия от Иоанна / Евфимий Зигабен. – Санкт-Петербург : Аврора, 2000. - 360 с.
8.Желтов М. С. Богослужение / М.С. Желтов. - Москва : Эксмо, 2005. - 766с.
9.Зайцев И. Н. Уточнение «начала» философии / И. Н. Зайцев. – Санкт-Петербург : Изд–во СПбГУ, 2006. - С. 48– 67.
10.Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности / В. Ф. Иваницкий. - Киев : тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1911. - 519 с.
11.Илларион (Троицкий), свщмч. Священное Писание и Церковь / священномученик Илларион (Троицкий). - Москва : Просвещение, 1914. - 138 с.
12.Кирей Н. И. Этнография арабов Передней Азии и Северной Африки / Н. И. Кирей. - Краснодар : КГУ, 2005. - 111 с.
13.Крачковский И.Ю. Комментарии к Корану / И.Ю. Крачковский. – Москва : Наука, 1990. - 727 с.
14.Корсунский И. Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета / И. Н. Корсунский. – Москва : Тип. Л. Ф. Снигирева, 1885. - 340 с.
15.Лотман Ю. М. Триединая модель культуры. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург : Искусство, 1995. - 1304 с.
16.Малеванский Г. Догматическая система Оригена / Г. Малеванский. - Киев : Киевская духовная академия, 1870. - С. 96 – 102.
17.Матусова Е. Д. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета / Е. Д. Матусова. - Москва : Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2000. - 451 с.
18.Никоненко С. В. Современная западная философия / С. В. Никоненко. – Санкт-Петербург : Изд–во СПбГУ, 2007. - 433 с.
19.Пономарев П. П. Святые отцы и писатели Церкви о Священном Предании. О Священном Предании Церкви / П. П. Пономарев. – Санкт-Петербург : Свитокъ, 2000. - 540 с.
20.Сидоров А. И. Священное Писание в египетском монашестве IV в. / А. И. Сидоров. - М. : Индрик, 1996. - С. 343– 358.
21.Сидоров А. И. Библейско– критический труд Оригена «Гекзаплы» / А. И. Сидоров. - Новгород : Идея, 2001. - С. 333– 341.
22.Тэйлор Э. Первобытная культура / Э. Тэйлор. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 742 с.
Статьи

23.Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди. Выпуск 3. Представители ораторски–практического типа проповеди в IV в. на Востоке / Н. Барсов. - Харьков : 1895. - 65 с.
24.Бирюлина Т. В. Вера Авраама как тема диалога авраамических религий / Т.В. Бирюлина // Исламоведение. - 2011. - №3. – С. 14 – 16.
25.Муртазин Ф.Ф. Ислам, иудаизм и христианство: истоки и взаимовлияние / Ф.Ф. Муртазин // Исламоведение. - 2014. - №3.
26.Нофал Ф.О. Концепт «Преемственность» как основа теологии авраамических религий: к постановке проблемы / Ф.О. Нофал // Христианское чтение. - 2018. - №1.


Энциклопедии и справочники
27.Грицанов А. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век /А. Грицанов. - Москва : АСТ, 2002. - 976 с.

Собрания сочинений
28.Иероним Стридонский, блаж. Творения. В 15 т. Т. 5. / блаженный Иероним Стридонский. - Киев : Типография И. И. Чоколова, 1910. - 523 с.
29.Иоанн Златоуст святитель. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. / Святитель Иоанн Златоуст. М. : Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2004. - 1408 с.
30.Ириней Лионский святитель. Творения / Святитель Ириней Лионский. – Москва : Аврора, 1996. - 224 с.
31.Иустин Философ и Мученик, святые / Святые Иустин Философ и Мученик. – Москва : Просвещение, 1995. - 1325 с.
32.Леонардов Д. С. Учение о богодухновенности Священного Писания апологетов II века. В 3 т. Т. 1. / Д.С. Леонардов. - Москва : Просвещение, 1901. - 780 с.
33.Леонардов Д. С. Учение о богодухновенности Священного Писания апологетов II века //Д.С. Леонардов. - Москва : Просвещение, 1901. - 370 с.
34.Макарий (Булгаков), митр. Православно – догматическое богословие. В 12 т. Т. 1. / митрополит Макарий (Булгаков). - Москва : Наука, 1999. - 565 с.