• Категория: Макроэкономика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 67 %

Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственного
регулирования рыночной экономики……………………………………………6
1.1. Государственное регулирование экономики: природа, основные
цели и задачи………………………………………………………………………6
1.2. Методология и функции государственного регулирования
экономики в современных условиях……………………………………………..14
1.3. Сравнительный анализ отечественной практики и зарубежного
опыта государственного регулирования экономики………………………….24
Глава 2. Особенности и специфика государственной экономической
политики России на современном этапе…………………………………………37
2.1. Основные условия осуществления социально-экономической
политики государства на современном этапе……………………………….…37
2.2. Среднесрочная социально-экономическая стратегия России и
факторы ее обуславливающие…………………………………………….……..43
2.3. Необходимость и пути совершенствования государственного
регулирования экономики России в современных условиях…….….…….…..54
Заключение…………………………………………………………..……….……59
Литературные источники…………………………………………………………61

Введение
Мировой опыт убедительно свидетельствует о неразрывном единстве государства, общества и экономики. При всей кажущейся самостоятельности они немыслимы без взаимодействия, нуждаются во взаимосвязях, ибо тип экономики и формы государственного устройства зависят от типа общества, и наоборот. Экономическая система может эффективно функционировать в рамках определенного социального порядка и в условиях политической стабильности при соблюдении общепринятых правил во всех сферах общественной жизни, в том числе в экономике. Государственное регулирование экономических и социальных процессов вытекает из сущности государства.
Государственное регулирование, встроенное в хозяйственный механизм капиталистического общества, привело к быстрому росту общественного производства, более или менее умеренной безработице, заметному повышению уровня и качества жизни населения, смягчению противоречий и достаточной социальной стабильности. Государственно-регулируемый социально ориентированный рыночный капитализм благодаря этим достижениям выгодно отличается от стихийного капитализма свободной конкуренции.
В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику, однако необходимость государственного регулирования признается всеми ведущими экономистами мира.
Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Несмотря на то что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение не свойственных ему функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы, снижению предпринимательских основ хозяйствования и, как следствие,— повышению социального иждивенчества.
Целью дипломной работы является выявить особенности государственного регулирования и определить их роль в реформировании экономики на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Расскрыть теоретико-методологические аспекты государственного регулирования рыночной экономики
2. Рассмотреть особенности и специфика государственной экономической политики России на современном этапе.
Объектом исследования является государственное регулирование экономики.
Предметом – особенности роли и места госудасртвоа в экономике.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки таких авторов как Артемов А., Бабашкина А.М., Виноградов В.В., Донцова Л.В., Дохина Р.Р., Клавдиенко В. и др.

Заключение
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
В современных условиях роль государства еще более возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество.
Государственное регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей обществ.
Опираясь прежде всего на собственный опыт и традиции, заимствуя мировые достижения в области государственного регулирования экономики, Россия вырабатывает и налаживает собственную систему, отвечающую ее конкретным интересам, задачам и реальным возможностям. При отсутствии государственного регулирования экономика страны не в состоянии эффективно развиваться.
Сегодня перед российским обществом стоит задача создания новой экономической модели, которая была бы эффективна и социально ориен-тирована. Эта модель предполагает усиление роли государства в экономи¬ке.
Россия пока не исчерпала потенциал развития на первом этапе экономических реформ. «Но мы должны готовить политические институты к плавному переходу во второе состояние. Без этого создать развитую экономику, на мой взгляд, невозможно.
Второй этап реформ по модернизации экономики России потребует изменения политических институтов, в том числе политической конкуренции.
Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных корпораций, а также естественных и неестественных монополий.

Литературные источники
1. Абалкин Л. Реалистическая политическая экономия// Экономист.- 2005.- №
2. Байков Н. Инвестиции в отраслях топливно-энергетического комплекса и естественные монополии //МЭиМО. 1998. № 1. С. 130-134.
3. Вечканов Г. C., Вечканова Г. Р. Макроэкономика. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.:
4. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007.
5. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.;
6. Государственное регулирование экономики: Учеб. Пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 255 с.
7. Дементьев В. О характере российской «догоняющей модернизации» и ее инсти- туциональном обеспечении// Российский экономический журнал. – 2005, №2. — С.21-29.
8. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005.;
9. Клоцвог Ф., Чернова Л., Сухотин А. О выборе перспективы развития до 2010 г.// Экономист. – 2005, № 8. – С.12-22.
10. Конференция «Стратегия 2010» http://www.iet.ru/
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
13. Кушлин В.П. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики// Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Изд-во РАГУ, 2005.
14. Львов Д.С. Путь в 21 век. — М.Экономика 1999;
15. Малинникова Е. В. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ. 1998. Т. 22. № 3. С. 342-354.
16. Марыганова Е.А., Шапиро С.А., Макроэкономика – М.: КноРус», 2010
17. Мещеряков Д.А., Чарахчян К.К. Государственное регулирование структурных преобразований экономики россии Территория науки. 2006. № 1. С. 36-43.
18. Министерство экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/competition/
19. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. — Владивосток: ВГУЭС, 2006
20. Петров Ю., .Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской России // РЭЖ 7-8, 2006.
21. Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом.- М. Наука, 2003.
22. Стратегия 2010: планы и результаты http://www.forbes.ru/
23. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ http://www.apn.ru
24. Студенцов В. Государство и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 9. С. 86-97.
25. Сулашкин С.С. Инвестиционный фактор роста экономики России: ключевая роль и механизм реализации// Россия и современный мир. – 2005, № 2(47). – С.100-115.
26. Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и основные параметры прогноза до 2006 года// Вестник экономики. – 2004, № 2.- С.3-68.
27. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию/ Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2004.
28. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. Волкова и доц. О.В. Девяткина. —М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.