• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2024
  • Оригинальность: 78 %

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 глава. Теоретические основы проблемы формирования сплоченности детей младшего школьного возраста 6
1.1. Проблема тимбилдинга в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2. Тимбилдинг как психолого-педагогический феномен 13
1.3. Особенности групповой сплоченности детей младшего школьного возраста 22
2 глава. Технология формирования сплочённости детей младшего школьного возраста 27
2.1. Диагностика уровня сплочённости детского коллектива 27
2.2. Технологическая карта и программа формирования сплочённости детей младшего школьного возраста 34
2.3. Обоснование условий формирования психолого-педагогических условий сплочённости детского коллектива 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе все большее внимание уделяется развитию и воспитанию детей младшего школьного возраста. Одной из важных задач в этом процессе является сплочение коллектива детей, укрепление их взаимоотношений и формирование командного духа. В последние годы тимбилдинг, как современный способ сплочения, начал активно внедряться и в младших классах школ.
Тимбилдинг – это разнообразные мероприятия и игры, направленные на укрепление командного духа, создание благоприятной атмосферы в коллективе и формирование навыков сотрудничества и совместной работы. Тимбилдинг можно охарактеризовать как веселую и познавательную форму отдыха, которая часто проводится в необычной среде и включает в себя разнообразные задания и игры. Это помогает детям почувствовать себя частью команды, научиться слушать и понимать других, привыкнуть к сотрудничеству и уметь действовать в группе.
Проблема сплочения детского коллектива заключается в вопросе: каковы педагогические условия формирования тимбилдинга в детском коллективе.
Объектом исследования педагогическая деятельность классного руководителя.
Предмет исследования: процесс формирования тимбилдинга как эффективного способа сплочения детей младшего школьного возраста.
Целью данного исследования является обоснование педагогических условий тимбилдинга как средства сплочения детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучить теоретические основы проблемы формирования сплоченности детей младшего школьного возраста;
 Дать сущностную характеристику психолого-педагогическому явлению тимбилдинг;
 Обосновать психолого-педагогические условия сплочённости детей младшего школьного возраста.
При изучении проблемы коммуникации группы используется понятие «сплоченность», которое рассматривается Л.А. Карпенко, В.В. Шпалинским, М.Г. Ярошевским как итог ценностно-ориентационной целостности членов коллектива. А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером - как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов. П.И. Третьяковым, Т.Н. Шамовой — как одна из важнейших характеристик деятельности школы.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 города Воскресенск.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
 анализ психолого–педагогической и методической литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач и построения их системы;
 метод наблюдения, метод игротерапии;
 методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент;
 методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Гипотеза: Эффективность формирования тимбилдинга, возможна при соблюдении следующих условий:
1. Разработка и реализация программы формирования сплоченности детей младшего школьного возраста;
2. Участие родителей в деятельности детей;
3. Учет возрастных особенностей детей при разработке и реализации программы направленной на формирование сплоченности детей младшего школьного возраста.
Основываясь на теории и практическом опыте, будет проведен анализ различных методик и приемов тимбилдинга и их влияния на развитие детей.
Данная выпускная квалификационная работа поможет пролить свет на значимость тимбилдинга в жизни младших школьников и даст рекомендации педагогам и родителям о применении эффективных методик, включающих этот способ сплочения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании были рассмотрены различные аспекты тимбилдинга в контексте сплочения детей младшего школьного возраста и решены следующие задачи:
 Изучены теоретические основы проблемы формирования сплоченности детей младшего школьного возраста.
Проблема формирования сплоченности детей младшего школьного возраста имеет теоретические основы в области различных дисциплин, таких как психология, педагогика и социология. Рассмотрим основные теоретические подходы к этой проблеме:
1. Социально-психологический подход: В рамках этого подхода изучается влияние социальной среды и среды обучения на формирование сплоченности детского коллектива. Теории социального взаимодействия, такие как теория социального позитивного влияния и теория групповой динамики, помогают понять, каким образом общение и взаимодействие со сверстниками способствуют формированию сплоченности.
2. Развивающий подход: Этот подход касается формирования сплоченности через организацию совместной деятельности, игровых ситуаций, совместных проектов, что способствует установлению доверительных отношений между детьми и развитию их коммуникативных навыков.
3. Психология развития: Теории развития личности и социализации, в частности, теория Леонтьева, выделяют важность коллективных форм общения для формирования социальных навыков и включения в социальные группы.
4. Педагогика: Педагогические концепции активного обучения и воспитания через совместную деятельность и сотрудничество между детьми, такие как концепция Л.С. Выготского, выделяют значение коллективной работы для развития детей.
 Дана сущностная характеристика психолого-педагогическому явлению тимбилдинг.
Тимбилдинг - это психолого-педагогическое явление, направленное на укрепление команды, повышение ее эффективности и сплоченности. Основная цель тимбилдинга - создание благоприятной атмосферы для коллективного взаимодействия, развитие доверия между участниками, улучшение коммуникации и сотрудничества. Тимбилдинг может включать в себя различные игры, тренинги, задания, которые способствуют развитию лидерских качеств, управлению конфликтами, развитию командного духа и решению общих задач. Важной характеристикой тимбилдинга является его направленность на различные аспекты психологического и педагогического воздействия на участников с целью улучшения работы в команде и достижения поставленных целей.
 Обоснованы психолого-педагогические условия сплочённости детей младшего школьного возраста.
Создание сплоченности среди детей младшего школьного возраста требует определенных психолого-педагогических условий.
1. Поддерживающая среда.
2. Развитие эмоционального интеллекта.
3. Коллективные занятия и проекты.
4. Поддержка со стороны педагогов.
5. Позитивное общение.
6. Родительское сотрудничество.
Эти условия помогают создать благоприятную обстановку, в которой дети могут развивать навыки сотрудничества, уважения и взаимопомощи, а также формировать чувство принадлежности к классному коллективу.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что тимбилдинг является эффективным современным способом сплочения детей младшего школьного возраста.
Он способствует формированию дружеских отношений между детьми, улучшает коммуникацию, развивает лидерские качества и умение работать в коллективе.
Важно отметить, что успешная реализация тимбилдинг-мероприятий требует комплексного подхода, учитывающего возрастные и психологические особенности детей, их интересы и потребности.
Также важным фактором является активное участие педагогов и родителей в проведении таких мероприятий.
Исследование позволяет сделать вывод о необходимости внедрения тимбилдинга в практику работы с детьми младшего школьного возраста с целью сплочения коллектива и формирования позитивной образовательной среды.
Данная работа может быть ценным ресурсом для педагогов, психологов и специалистов образования, которые заинтересованы в создании благоприятной среды для развития детей.
Таким образом, главная цель выпускной квалификационной работы считается достигнутой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СПС Консультант Плюс
Специальная научная учебная литература:
2. Акименко Е.А., Акименко Д.В. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взаимодействия // Социология государственного и муниципального управления. 2019. С. 144-147.
3. Алёхина, И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников [Текст] / Алёхина, И. А.// Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 83
4. Арсланова Р.Р. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте посредством проектной деятельности // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Анапа: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. С. 10-13.
5. Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
6. Банных Н.М. Сплочѐнный коллектив – залог успешного обучения / Н.М. Банных // Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 52-53.
7. Беломестных А.А. Влияние детского коллектива на формирование личностных характеристик младшего школьника // Россия Молодая. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2019. 379 с.
8. Беспаликова О.В. Педагогические условия формирования сплоченности группы младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. С. 51-52.
9. Бреславская К.О. Влияние работы классного руководителя и школьного психолога на развитие сплоченности ученического коллектива младших подростков // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. №14 (62). С. 84-87.
10. Воронкова А.Д. Совместная коллективная (творческая) деятельность как условие формирования сплоченности в коллективе // Вопросы педагогики. 2020. №1-2. С. 59-62.
11. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
12. Горохов А.Ю., Макаров Ю.В. Групповая сплоченность как социально-психологический элемент: учебно-методической пособие в помощь изучающим курс «Психология делового общения». СПб: Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. 63 с.
13. Давыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива. М.: Кадры, 2005. 208 с.
14. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. - М.: МГУ, 2000. - 128с.
15. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. – М.: МГУ, 2020. – 128с.
16. Журавский, Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г.Е. Журавский. - М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1998. 360 с.
17. Зиганшина Ю.Р. Формирование групповой сплоченности детей младшего школьного возраста средствами дополнительного образования // Актуальные вопросы современной психологии: взгляд молодых исследователей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. С. 24-33.
18. Зорина Е.А. Однородность малой группы как один из факторов, влияющих на ее сплоченность // Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. С. 100-104
19. Ивонтьева, А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. 42 Макаренко//Современная педагогика. - 2019.-№11.-С.37-40
20. Игра в тренинге. Личный помощник тренера Е. А. Леванова, В. А. Плешаков, А. Н. Соболева, Г. С. Голышев Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000614028-igra-v-treninge-lichnyj-pomoschnik-trenera-e-a-levanova
21. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 452 с.
22. Классному руководителю о воспитательной системе класса: сб. ст. / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Владос, 2020. 147с.
23. Климова К.Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. №4. С. 43-45
24. Корниенко, В. И. Командообразование: учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 291 с.
25. Корнилова Е.В. Особенности дружеских отношений у детей младшего школьного возраста // Актуальные вопросы современной науки. 2019. С. 93-97
26. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.
27. Лазарев, В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В.С. Лазарев // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - № 2. - С. 15-24.
28. Лепнева, О.А., Классный коллектив технология формирования / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко. - М.: ООО «ЦГЛ», 2005. - 128 с
29. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 345 с.
30. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 411 с.
31. Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность/ А.В. Сидоренков // Психологический журнал. - 2016.- №1.-С.44-49.
32. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной литературе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №2 (23). Т.7. С. 275-278.
33. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности. 2019г
34. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
35. Фопель К. Групповая сплоченность. Москва - 2017г.
36. Черновцева В.А. К вопросу формирования группой сплоченности детей младшего школьного возраста // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2016. С. 442-446.
37. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 457 с.
38. Шевченко Е.В. Теоретический анализ основных подходов в исследовании внутригрупповой сплоченности в психологии // Цивилизация знаний: российский реалии. М.: Российский новый университет, 2019. С. 598- 602.
39. Шестова Е. И. Диссертация на тему: Организационно педагогические условия командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации. 2019 г.

Интернет-ресурсы:
40. Понятие групповой сплоченности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.net/6_89617_ponyatie-gruppovoy-splochennosti.html 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1

МЕТОДИКА «CОЦИОМЕТРИЯ» ДЖ. МОРЕНО