• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретическая «Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников» 9
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» 9
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников 18
1.3. Специфика внеурочной деятельности на ступени начального общего образования 28
1.4. Возможности внеурочной деятельности для формирования основ здорового образа жизни у младших школьников 35
Глава практическая «Анализ программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления» 42
2.1. Анализ программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» 42
2.2. Анализ программы Н.В. Ерховой «Страна здоровья» 46
Заключение 49
Библиографический список 51

Введение
В любом обществе существует своя иерархия ценностей, собственные приоритеты. Реакция человека на ограничение его возможностей открывает для него принципиально новые перспективные взгляды на высшие ценности. Очевидно, что даже скудное существование всё же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Вероятно, здоровье следует отнести к разряду именно таких ценностей.
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие «здоровье» определяется как «состояние полного, физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочерёдным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
Модернизация в сфере образования в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество, а, значит, успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человека, который ориентирован на здоровый образ жизни. Современная система образования выдвинула перед образовательными учреждениями новую цель- получение качественного образования, т.е. воспитание и развитие в ребёнке таких черт, которые отвечают общественным требованиям. Это нашло отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах и правительственных документах. В основе ФГОС НОО заложен системно-деятельностный подход, реализуемый в ряде требований, среди которых следует выделить формирование у школьников установки на безопасный, здоровый образ жизни. В пункте 8 ФГОС НОО говорится о необходимости укрепления физического и духовного здоровья обучающихся.
Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст.36 «Гигиеническое воспитание и обучение» провозглашает необходимость повышения санитарной культуры граждан и распространения знаний о здоровом образе жизни, в том числе «в процессе воспитания и обучения во всех образовательных учреждениях».
Проблема формирования здорового образа жизни имеет огромное значение, так как здоровый образ жизни определяет её качество и выступает необходимым условием организации продуктивного творчества, труда и самосовершенствования человека.
Множество публикаций посвящено исследованию проблемы формирования основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы. По мнению Афанасьевой К.В. и Захарова Л.В. здоровье – это высшая ценность, являющаяся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны. Бушенева И. С. считает, что приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни – это прежде всего процессы социализации и воспитания. При этом важнейшими факторами формирования здорового образа жизни подростков и молодёжи является семья и школа, поскольку именно благодаря этим социальным институтам формируется установка на ведение здорового образа жизни, закладываются основы индивидуального здоровья конкретных людей, в сово¬купности составляющие здоровье всего общества в целом.
В.М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья.
На протяжении многих лет здоровье и здоровый образ жизни пропагандировались в основном средствами санитарного просвещения. Эта форма пропаганды здорового образа жизни сыграла определенную положительную роль, однако, её эффективность в настоящее время признается не вполне достаточной. Многие годы школа не создавала у учащихся должной мотивации к здоровому образу жизни, но на современном этапе подключение системы образования к решению укрепления и сохранения здоровья населения является особенно актуальным.
Изучение проблемы здорового образа жизни младших школьников подчёркивает необходимость исследования возможностей внеурочной деятельности в системе образования для формирования здорового образа жизни. По мнению Татьяны Сергеевны Самсоновой, внеурочная деятельность является логическим и необходимым продолжением урочного процесса.
Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нём всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Поэтому внеурочная деятельность должна быть альтернативой для ребенка, не перегружать его дополнительными умственными нагрузками, а способствовать улучшению усвоения основного учебного процесса, учитывать интересы учащихся и развивать индивидуальные способности. Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. Чередование здоровьесберегающих мероприятий с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы. Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.
Современная тенденция к ухудшению здоровья всех групп населения, в том числе детей, обучающихся в начальной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья.
Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить возможности внеурочной деятельности для эффективного формирования у младших школьников основ здорового образа жизни.
Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников основ здорового образа жизни.
Предметом исследования выступают возможности внеурочной деятельности для формирования у младших школьников основ здорового образа жизни.
Цель работы – проанализировать возможности внеурочной деятельности для формирования у младших школьников основ здорового образа жизни.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность».
2. Рассмотреть особенности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников.
3. Выявить возможности внеурочной деятельности для формирования основ здорового образа жизни у младших школьников.
4. Проанализировать программы внеурочной деятельности с точки зрения возможности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод сравнения, анализ рабочих программ по внеурочной деятельности «Я- пешеход и пассажир», «Страна здоровья» и их сравнение.

Заключение
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило нам прийти к следующим выводам:
Понять основы культуры здорового образа жизни невозможно без понимания сущности здорового образа жизни. Имеется множество определений понятия «здоровый образ жизни», однако их суть сводится к тому, что (ЗОЖ) - это стереотип поведения человека, являющийся для него привычной нормой, и приносящий пользу для его здоровья. Под здоровым образом жизни понимают культуру жизни человека, направленную на профилактику болезней, повышение иммунитета, сохранение и укрепление здоровья.
Формирование основ здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Здоровому образу жизни уделено внимание во внеурочной деятельности, которая позволяет вовлечь обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
Формирование основ культуры здорового образа жизни наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности всех направлений, но особенно досугово-развлекательного и спортивно-оздоровительного направления. Внеурочная деятельность позволяет младшему школьнику реализовать свои личностные качества, расширить кругозор, повысить умственную активность и познавательные интересы ребенка. Немаловажную роль здесь играет возможность выбора содержания и формы занятий.
Опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов, позволила диагностировать уровни развития основ здорового образа жизни у младших школьников и организовать серию занятий по внеурочной деятельности, направленных на развитие основ здорового образа изни. Анализ результатов подтвердил эффективность исследования.
Таким образом, цель исследования: выявить эффективность внеурочной деятельности в процессе формировании здорового образа жизни младших школьников - достигнута, задачи решены.

Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ : с измен. и дополн. На 2018 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Эксмо, 2018. - 222с.
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г., №373 ; с измен. и дополн. от 16.02.2016. – Москва : Ажур, 2019. – 35 [1]с.
3. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: воспитание и развитие личности / Ш.А. Амонашвили. - Киев : Свет, 2017. - 288 с.
4. Апанасенко Г. Л. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г. Л. Апанасенко. - СПб: 1993. - 122 с.
5. Бушенева И.С. Проблемы формирования здорового образа жизни у школьников в современных российских условиях. Современные проблемы науки и образования / И. С. Бушенева. –Саратов : СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2019. – 274с.
6. Гавронина Г. А. Физическая культура. Здоровый образ жизни / Г. А. Гавронина, К. В. Чедов, Т. И. Чедова. – Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. – 128с.
7. Долинский Г. К. Здоровья и образование. К понятийному аппарату валеопсихологии. Педагогические проблемы валеологии / Г. К. Долинский. - СПб: 1997. - 288 с.
8. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Здоровье нации. - Кишенев: 1991. - 184 с.
9. Казначеев В. П. Педагогика : «Физкультура и спорт». - под редакцией В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – СПб : 1978. - 427 с.
10. Казначеев В.П. Валеология. Основание формирования программы общей и частной валеологии. - под редакцией В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – СПб : 1996. - 213 с.
11. Киселев П.А. Настольная книга учителя физической культуры. Методическое пособие. / П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – СПб : 2009. - 340 с.
12. Колбанов В.В. Валеологияя в школе. / В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев. – СПб : 1992. - 312 с.
13. Куценко Г. И. Книга о здоровом образе жизни. / Г. И. Куценко, Ю. В Новиков. – СПб : 1997. - 218 с.
14. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – СПб : 1998. - 61 с.
15. Тюмасева З.И. Валеология в образовании. Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы 1 съезда валеологов/ З.И Тюмасева, Б.Ф. Кваша – СПб: МАНЭБ, 2002. - 380 с.
16. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни : учебное пособие для студентов сред. спец. и вузов / Б. Н. Чумаков. – Москва : Пед. О-во России, 2004. - 415 с.
17. Энгельман И.М. Человек и здоровье / И. М. Энгельман. – Йошкар-Ола : Марийское изд., 1986. – 126с.
18. Соловьева Е.В. Педагогический эксперимент "Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников"20 марта 2012 года, защита проекта. [Электронный документ] https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/01/19/pedagogicheskiy-eksperiment-formy-i-metody-formirovaniya-znaniy-o-zdorovom (дата обращения 23.12 2020)
19. Основные составляющие здорового образа жизни. [Электронный документ] https://vilovit.ru/ozdorovlenie/zdorovij-obraz-zhizni-zozh/ https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya- (дата обращения 23.12 2020)
20. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника. [Электронный документ] https://studwood.ru/1847412/pedagogika/sostavlyayuschie_zdorovogo_obraza_zhizni_mladshego_shkolnika (дата обращения 16.12.2020)
21. Формирование здорового образа жизни младших школьников. [Электронный документ] https://multiurok.ru/files/uchitieliu-obzh-mou-gimnazii-16-popovu-ievghieniiu.html


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.