• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования моделирования при работе над рассказом в начальной школе 6
1.1 Определение понятия «моделирование» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Методы и приемы работы над рассказом на уроках литературного чтения 10
1.3 Использование моделирования при работе над рассказом 20
Вывод по главе 1. 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования 36
2.1 Выявление уровня сформированности умения работать над рассказом 36
2.2 Проект экспериментальной работы по повышению эффективности работы над рассказом через использование моделирования 40
2.3 Статистика показателей 43
Вывод по главе 2. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48


ВВЕДЕНИЕ

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.
На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом.
Но чтобы это произошло, учитель прежде всего сам должен понимать, что литература – это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А. Рыбникова), а главное – он сам должен уметь анализировать художественный текст.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает использование метода моделирования.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: предметные результаты; метапредметные результаты; личностные результаты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-дидактических исследованиях в последние 20-30 лет В.А. Ступаковым, А.И. Айдеровой, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, М.И.Фридманом, Н.Г. Салминой и других. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление младшего школьника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и при работе над рассказом.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа). Так как моделирование является средством для достижения метапредметных результатов, то может эффективно использоваться на уроках литературного чтения, а именно при работе над рассказом.
Таким образом, актуальность теме нашего исследования «Методика работы с рассказом на уроках литературного чтения в начальной школе» придаёт постановка проблемы: выявить педагогические условия использования моделирования в процессе работы над рассказом в начальной школе.
Решение данной проблемы стало целью данного исследования.
Объект исследования: процесс формирования умения работать над рассказом у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия использования моделирования при работе над рассказом.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования с целью раскрытия сущности понятий: «рассказ», «моделирование».
2. Выявить уровень сформированности умения работать над рассказом у второклассников.
3. Выделить и обосновать педагогические условия использования моделирования для более успешной работы над рассказом в начальной школе.
4. Сделать обобщение и выводы.
Гипотеза исследования: использование моделирования будет служить для эффективной работы над рассказом в начальной школе, если в урок включать систему специально подобранных заданий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация и обобщение материала по проблеме исследования; подбор диагностических методик, проектирование экспериментальной работы.
Исследование было проведено в МКОУ «СОШ № 11» г. ………….. в 2 «А» классе. Классный руководитель ………………………………...
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Список литературы включает 27 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование посвящено проблеме использования моделирования при работе над рассказом в начальной школе.
В связи с недостаточной разработанностью системы работы по формированию умения моделировать, данная проблема остается актуальной в настоящее время.
Проанализировав научную литературу, в теоретической части мы рассмотрели понятия «моделирование», «рассказ». В связи с появлением нового стандарта использование моделирования становится неотъемлемой частью обучения.
В процессе изучения литературного чтения у детей должны быть сформированы умения работать над рассказом.
Таким образом, результаты исследования показывают, что применение метода моделирования при работе над рассказом в начальной школе дает ощутимые положительные результаты, а именно:
Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития младшего школьника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.
Кроме того, установлено, что применение метода моделирования является возможным и актуальным в связи с уровнем умственного развития младших школьников. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, достаточного для того, чтобы успешно применять метод моделирования для работы над рассказом.
Предлагается использовать метод моделирования шире в практике начального образования, активно применяя эту методику во всех направлениях начального образования и особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод дает наиболее ощутимые результаты.
Изучая школьные программы для начальной школы по литературному чтению, мы выяснили, что во всех программах ставится цель – формировать умения работать над рассказом.
В ходе опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий эксперимент во 2 «А» классе школы № 11, цель которого выявить уровень сформированности умений работать над рассказом у учащихся. Анализ результатов показал, что над умениями работать над рассказом у учащихся второго класса стоит продолжить работу, чтобы улучшить показатели.
Мы предположили, что использование моделирования будет служить для эффективной работы над рассказом в начальной школе, если в урок включать систему специально подобранных заданий.
При реализации данного условия наша гипотеза подтвердилась, а значит, использование моделирования эффективно влияет на работу над рассказом.
От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности – судьба России, её будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохина, Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учеб.- метод. пособие / Е.Ю. Анохина. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2015. - 210 с. - URL: https://znanium.com /catalog /product/ 1009676
2. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – ФМ.: Просвещение, 2011. – 152 с.
3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе [Текст] / Т.А. Биржевая Н.Ш. - 2011. - №7. - С. 35-36.
4. Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения / Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014. С. 33–36.
5. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева [и др.]; под ред. М. П. Воюшиной. – М.: Академия, 2010. – 366 с.
6. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие. 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. М.: Вентана-Граф, 2010
7. Ковалёв, В. И. Словарь этимологически проверяемых слов русского языка: словарь-справочник / В.И. Ковалёв. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 175 с.- URL: https://znanium.com /catalog /product/1042075
8. Козлова, Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения через моделирование. Научная статья / Научно-методический журнал «Методист»//М.: ООО "Издательский дом "Методист", № 8, 2013, с. 50-56
9. Коханова, В. А. Технологии и методики обучения литературе: Учебное пособие / В.А. Коханова, М.П. Жигалова, Е.Ю. Колышева; Под ред. В.А. Кохановой. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 248 с. - URL: https://znanium. com/ catalog /product/320740
10. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
11. Литературное чтение.1кл.: учебник/ М. П. Воюшина, С. И. Петрова, Н. Н. Чистякова, Е. В. Лебедева. М.: Дрофа, 2014.-174 с.
12. Пранцова, Г. В. Методика обучения литературе [Электронный ресурс] : практикум / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. - Москва: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 272 с. - URL: https://znanium. com/catalog/product/455692
13. Романичева, Е. С. Введение в методику обучения литературе [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Романичева, И. В. Сосновская. - Москва: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 208 с. - URL: https: //znanium.com/catalog/product/455683
14. Ситченко, А.Л. Методика преподавания литературы: терминологич. словарь-справочник / А.Л. Ситченко, В.В. Гладышев. - 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2014. - 158 с. - URL: https://znanium.com/catalog /product/1042519
15. Кашаева, В.В. Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности / В. В. Кашаева //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – Т. 5. – С. 57–73.
16. Кравченко, А. И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с. - URL: https://znanium.com/catalog /product/478517
17. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2017. - 319 c.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c.
19. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 416 с. - URL: https://znanium. com/catalog /product /1055289
20. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: методическое пособие / Т.В. Азарова [и др.] ; под. ред. М.Р. Битяновой. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 304 с. - URL: https://znanium. com /catalog/product/1055299
21. Проблемы, закономерности и тенденции развития начального общего образования. Коллективная монография / Под общей редакцией М.А. Лукиной. Научный редактор Л.И. Духова. Курск, 2018. (2-е издание)


22. Самыкина, С. В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2 - 3 классов. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 25.01.14: утв. 25.05.14/ С. В.Самыкина.-М.,2014.- 214 с.
23. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. – М.: Дашков и К, 2017. - 520 с.- URL: https://znanium.com/catalog /product/430346
24. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников. Учебное пособие/ Составитель: Багичева Н.В., Кусова М.Л., Плотникова Е.И., Плотникова С.В., Шуритенкова В.А.//-М.: "ФЛИНТА", 2011, -272 с.
25. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. /-М.: Знание, 1984. -80 с.
26. Холодная, М.А. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся: монография / М.А. Холодная, Э. Г. Гельфман. – М.: Институт психологии РАН, 2016. - 200 с. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1061536
27. Чертов, В. Ф. Методика преподавания литературы. Персоналии: биобиблиографический словарь / В.Ф. Чертов [и др.]; сост. и науч. ред. В.Ф. Чертов. - М.: МПГУ, 2018. - 408 с. - URL: https://znanium.com /catalog/product/ 1020557











Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.