• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 65 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
I.1 Психолого-педагогические условия и особенности развития связной речи детей 4-5 лет 5
I.2 Наблюдение за живой природой с дошкольниками: цели, задачи и принципы организации 13
1.3 Методика проведения наблюдения в природе за живыми объектами с детьми 4-5 лет по развитию связной речи 19
Вывод по первой главе 26
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
II.1 Организация и этапы проведения опытно-экспериментальной части исследования 27
II.2 Разработка комплекса наблюдений за живыми объектами в природе с детьми на развитие связной речи и его реализация на практике 39
II.3 Обсуждение результатов проведенного исследования 44
Вывод по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

ВВЕДЕНИЕ
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
В научной литературе связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Уровень развития связной речи выступает показателем общей речевой культуры человека [25].
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена, прежде всего, социальной значимостью и ролью связной речи в формировании личности, социальным заказом на развитие связной речи дошкольников. Так как именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи и именно связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. В настоящее время доказано, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
В процессе исследования проблемы выявляется противоречие между необходимостью, востребованностью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью специальной педагогической работы по ее развитию, необходимостью совершенствования качества работы педагогов путём создания специальных педагогический условий в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам, и интенсивно разрабатывается как российскими, так и зарубежными специалистами.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.
Цель исследования: эмпирически обосновать влияние наблюдения за живыми объектами на развитие связной речи дошкольников.
Объект: процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста..
Гипотеза исследования - связная речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании наблюдений за живой природой.
Для достижения цели нами определены следующие задачи:
1. Определить критерии и выявить уровни развития связной речи у детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента.
2. Экспериментально проверить условия развития связной речи у детей дошкольного возраста с помощью формирующего эксперимента по развитию связной речи дошкольников с помощью наблюдений за живыми объектами.
3. Определить эффективность воздействия использованных методов, приёмов и средств на развитие связной речи дошкольников на контрольном этапе эксперимента.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- сравнительный анализ, обработка полученных данных.
База исследования: Настоящее исследование было проведено в период с сентября 2017 г по апрель 2018 г. Всего в исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 4-5, группы «Колокольчик».
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования в процессе обучения и воспитания дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовательской работе изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.
Анализ психолого-педагогической, научно-исследовательской литературы по развитию связной речи старших дошкольников показал единство исследователей в понимании сущности, определения понятия связной речи с одной стороны, и различных взглядов на выделение основополагающих принципов, условий и факторов, влияющих на процесс развития связной речи детей дошкольного возраста
Рассмотрев основные программы дошкольного образования, мы сделали выводы о том, что развитие речи в старшем дошкольном возрасте, предусмотренное в каждой программе, отличается содержанием, подходом и методами обучения и воспитания.
На основе вышеперечисленного нами были построены теоретические предположения, которые легли в основу организации опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента выявлен уровень развития связной речи дошкольников контрольной и экспериментальной групп. На основании полученных результатов и изучения психолого-педагогической литературы был составлен план работы по развитию речи с использованием Наблюдений за живыми объектами на формирующем этапе эксперимента.
Система работы по развитию речи включала три основные направления: наблюдение за объектами живой природы, обучение творческому рассказыванию по картине и обучение оставление сказок и текстов фантастического содержания.
Для проверки эффективности системы работы, опробованной нами на формирующем этапе эксперимента, была проведана повторная диагностика.
Контрольный эксперимент показал, что занятия с использованием наблюдений за живыми объектами очень нравятся детям.
Дошкольники стали свободнее и самостоятельнее в речи. В результате обучения у детей возникло положительное эмоцио¬нальное отношение к занятиям, возрасти познавательная активность и интерес; детские ответы всё чаще стали нестандартными, раскрепощен¬ными; у детей появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь стала более образной и логичной.
Таким образом, гипотеза о том, что связная речь детей дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании наблюдений за живыми объектами , подтверждена.
Таким образом, использование наблюдений за живыми объектами в процессе развития связной речи у детей дошкольного возраста эффективно и ведёт к более успешному речевому развитию дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400с.
4. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2005 год - 106 с.
5. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе -- М.: Знание, 1994 . - 192 с
6. Вераксы Н.Е. Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» 2016 г.
7. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей. М., 1978;
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961. - 472с.
10. Гебова В.В. Составление описательных рассказов/ Гебова В.В.// Дошкольное воспитание. - 1981. - №9.
11. Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"// Гербова В.В., ГризикТ.И., Доронова Т.Н. - М.: Просвещение, 2006. - 191с.
12. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир чело¬века: метод, пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2015. - 208 с.
13. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 10-14.
14. Казаручик Г.И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 19-24.
15. Максимова М.Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 2. – С. 79-83.
16. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 17-19.
17. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 28-31.
18. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
19. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада 5-6лет. - М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2016.
20. Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие - М.:Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
21. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми //Под ред. М.И. Лисиной; Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
22. Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду.- М.: Школьная пресса, 2003.- 128с.
23. Радуга. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение. 2014. -233 с.
24. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2004.-336с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223с.
26. Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. - Екатеринбург: 2004.- 159с.
27. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2002.-432с.
28. Рубинштейн С. Л. К вопросу о языке, речи и мышлении// Вопросы языкознания, 1957 - № 2. – с.42-48
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. –468с.
30. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Дошкольная педагогика и психология".- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с
31. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
32. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015 г.
33. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
34. Турыгина С.В. Экологический марафон: игра, фестивали, программа для до¬школьников и начальной школы. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. - 128 с.
35. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.- 400с.
36. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра-зования. М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
38. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.-323с.
39. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - 239с.
40. Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
41. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
42. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.- Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
43. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. - М.: Гуманитарий, 1994. — 79 с.
44. Фролов И.Т Философский словарь [Текст] / Под ред. Фролова И.Т. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
45. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 1979. - 92 с.
46. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./ Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1981.-234с.
47. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Результаты диагностики уровня связной речи дошкольников контрольной группы.
Констатирующий эксперимент.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.