• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2019
  • Оригинальность: 87 %

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….....................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Общее понятие о ранней профориентации в условиях современности …..6
1.2. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС……………… 12
1.3. Формы организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности ……………………………… 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Диагностика уровня развития познавательных УУД у младших школьников…………………………………………………………………. 27
2.2. Разработка и проведение внеурочного занятия с младшими школьниками направленную на раннюю профориентацию………………………………42
2.3. Выводы и рекомендации по организации профориентационной работы во внеурочной деятельности с младшими школьниками……………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………...……………………………………...................53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников. Однако в современном обществе, когда мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются, когда появляются новые отрасли хозяйства, новые технологии труда, изменяется социальная ситуация в обществе, актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации с учениками младшей школы.
Профессиональная ориентация- система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. Профессиональная ориентация направлена на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов, с тем чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Актуальность работы в том, что организация профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников.
В начальных классах в первую очередь необходимо формировать положительное отношение к труду, его роли в жизни человека и общества, формировать потребность быть полезным людям. В этом возрасте формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, развивается интерес к будущей профессии. Реализация этих направлений возможна с помощью основных методов и приемов профориентационной деятельности: ролевые и дидактические игры, беседы, экскурсии на предприятия, классные часы. Существует ряд показателей, мотивационных и нравственно-волевых характеристик, для формирования которых младший школьный возраст является наиболее сензитивным. И, если это условие не будет учитываться, то у довольно значительной части школьников, так и не удастся в учебно-воспитательном процессе достичь должных результатов. Также в этот период у детей младшего школьного возраста актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе развития. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные, оптимальные знания о социальном производстве, мире профессий и специальностей, формировать у них мотивы трудовой деятельности.
Следовательно, учитель начальных классов должен использовать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста. И чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее будет процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Актуальность проблемы определила выбор темы работы.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы особенности ранней профориентации во внеурочной деятельности в начальной школе.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить особенности организации профориентационной работы в начальной школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: внеурочная деятельность в начальной школе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ранняя профориентация с младшими школьниками.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Рассмотреть сущность и понятие о ранней профориентации в условиях современности.
2. Изучить особенности организации внеурочной деятельности в ФГОС НОО.
3. Проанализировать формы организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности.
4. Изучить опыт педагогов по эффективной организации профориентационной работы во внеурочной деятельности.
5. Разработать и апробировать внеурочные занятия в рамках ранней профориентационной работы младших школьников.
6. Составить рекомендации для учителей начальных классов по эффективной реализации профориентационной работы младших школьников во внеурочной деятельности.
Данной проблеме посвящена работа О.К. Ищенко «Формирование первичных профессиональных ориентиров у младших школьников», работа В.А Илюхиной раскрывает роль ранней профилизации школьников, в трудах отечественных ученых Л. А. Йовайша, А. Я. Журкиной, Е. А. Климова и др. Особенностями профессиональной ориентации в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие.
В процессе исследования были использованы МЕТОДЫ исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов НОО; эмпирические: опрос, наблюдение; статистические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ: представленная теоретическая и опытно-педагогическая работа позволит учителям начальных классов повысить уровень организации ранней профориентационной работы младших школьников во внеурочной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: представленный материал в работе может быть использован учителями начальных классов во внеурочной деятельности, в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования, в системе профессионального педагогического образования и при организации семинаров, педагогических советов в образовательных учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональное самоопределение – это взгляд человека на мир профессий, на конкретную профессию, на ее возможности для самореализации личности в окружающем мире. Чем раньше начнется профессиональное самоопределение, тем в большей степени можно прогнозировать благополучие. Удовлетворенность жизнью и личностный рост индивида.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии в узком смысле. Но младший школьный возраст рассматривается как подготовительный этап, закладывающий основы самоопределения в будущем.
В этом возрасте, по мнению С.Н. Чистяковой, происходит формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, интереса к распространенным профессиям, основанным на включенности учащихся в познавательную, игровую, трудовую деятельность.
Главной целью пропедевтики профессионального самоопределения является формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности.
Содержание и формы профессионального самоопределения в процессе обучения связаны с реализацией профориентационной направленности содержания учебных предметов, с организацией и методикой обучения, формирующих образ «Я» ребенка, развивающих его познавательные и профессиональные интересы, обеспечивающих связь познавательной активности и практической пробы сил в труде.
Чтобы определить свое отношение к профессиональному будущему, школьнику необходимо иметь представление о сущности профессиональной деятельности, по миру профессии, требования их профессий к человеку, то есть необходимо профессии. На ее основе у младших школьников формируются компоненты культуры профессионального самоопределения; профессиональная направленность, которая выражается в профессиональных интересах, склонностях, идеалах, мотивах выбора профессии что, в свою очередь, стимулирует активную учебно-познавательную и трудовую деятельность ребенка.
Анализ опытов многих школ, программ и учебных пособий, подготовленных для начальной школы, указывает на то, что учебно - воспитательный процесс содержит большие возможности для проведения профориентации в младшем школьном возрасте. Поэтому учителям начальных классов следует широко и многоаспектно использовать все элементы воспитательных воздействий на постепенное формирование субъекта самоопределения.
На первом этапе изучался методический материал, проводился подбор анкет, наблюдения, тестирования, беседы. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявления уровня осведомленности о профессиях учащихся 2-го класса. Третьим этапом работы было проведение серии внеурочных занятий, направленных на профориентацию учащихся.
В заключении отметим: что при условии применения разных воспитательных методов: анкетирование детей, опросы изучение и анализ педагогической литературы, организация целенаправленной опытно-педагогической работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседы у детей развиваются самоопределение в профессии. Методики и диагностики показывают, что дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.






СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Законы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Гарант. Информационно-правовой портал. http://www.base.garan
2. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».http://минобрнауки.рф
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
Официальные документы
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ №373 от 06.10.2009 г. зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. №17785; изменения в соответствии с Приказом Министерства образования и науки.
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред.от 25.12.2013) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, рег. №19993
6. ГОСТ Р 52653-2006 Национальный Стандарт Российской Федерации «Информационно коммуникационные технологии в образовании»
7. «Конвенция о правах ребёнка».
Стандарт
8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) Приказ № 373 от 06.10.2009 г. зарегистрирован Министерством России 22.12. 2009, рег. № 17785; изменения в соответствии с Приказом Министерства образования и науки. Просвещение, 2011. -33с.
9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15), с.12-14
Книги одного автора
10. Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации. СПб., 2003.
11. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе// Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.
12. Данилюк А.Я. Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Часть 1 с 9, с 37; часть 2 с 124-125
13. Данилюк А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России с 15-17
14. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе с. 6
15. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии: Автореферат диссертации на сочетание ученой степени кандидата педагогических наук / Кемерово, 1997. – 19с.
16. Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] // Начальная школа.-2002.-№ 12.- С.40-43.
17. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005.
18. Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению // Директор школы. 2006. № 3. С. 65.
19. Крупина, И.В. Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду // Школа. - 2001. - № 2.-С.7-9.
20. Сергеева В.П. Методика воспитательной работы 2011г. с 284-295
21. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544с.
22. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий. Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2). - С.23-41.
23. Ярута, Т. В. Подпрограмма "Профессиональное самоопределение учащихся" [Текст] - 2006. - № 6. - С. 53-63. - Прил.: с. 60-62.
Книги двух и более авторов
24. Журкина А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя / Под ред. Кемерово, 1996. – 149с.
25. Бобровская Л.Н., Просихина О.Ю., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М., 2007.
26. Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учеб. пособие. СПб., 2006.
27. Ярута, Т. В., Антоненко А. А., Гайнутдинова Н. Г. Подпрограмма «Профессиональное самоопределение учащихся»//. Управление современной школой. - 2006. - № 6. - С. 53-63. - Прил.: с. 60-62.
Словари и энциклопедии
28. Ананьева Е., Белоусова М., Энциклопедия для детей Выбор профессии. 2003.
29. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия т.2. – М., 2012. - 109с.
30. Мижериков В.А. Педагогический словарь-справочник. – М.: Сфера, 2012. – 265 с.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2013. – 944 с.
32. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
33. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. – 257 с.
Статьи из газет и журналов
34. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников с 1-5
35. Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / Начальная школа. -2002.-№ 12.- С.40-43.
36. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2). - С.23-41.
37. Тебенькова Е.А. Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях села 21 век. - Центр развития образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования - Вестник ЮУрГУ, №36, 2014.
Интернет – источники
38. Свободная энциклопедия- Википедия http://ru.wikipedia
39. Профориентация учащихся как одно из направлений реализации ФГОС НОО http://mosmetod.ru/files
40. Внеурочная деятельность school4sh.ucoz.ru
41. Программа внеурочной деятельности School32.ru
42. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе Festival.1september.ru.
43. Парфенова Ю. П. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 719-721. https://moluch.ru/archive/53/7011
44. Краткий курс лекций по дисциплине «Теория и методика воспитания младших школьников» (Электронный ресурс) Режим доступа: http://studme.org/1387050224140/pedagogika/vospitanie_vneurochnoy_deyatelnosti
45. Агафонова, Е.В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе –(Электронный ресурc) Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/09/07/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v/


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.