• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021
  • Оригинальность: 65 %

Оглавление
Введение 1
Глава 1. Характеристики внимания и условия его развития в научно-методической литературе 4
1.1 Виды внимания, основные функции и свойства 4
1.2 Условия развития внимания младших школьников 14
1.3 Особенности развития внимания у младших школьников 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников 27
2.1 Этапы и методы исследования 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 30
2.3 Формирующий этап исследования 34
2.3 Анализ результатов контрольного этапа исследования 41
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения 55

Введение
В настоящее время в системе образования важнейшее значение приобретает формирование у школьников способностей, связанных с обработкой и преобразованием информации, что прямо подчеркивается в ФГОС НОО [60]. В свою очередь информационная компетентность прямо связана с саморегуляцией и самоорганизацией, следовательно, предполагает высокий уровень развития внимания как общей направленности деятельности [41].
Сегодня педагоги отмечают большие проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Практика показывает, что все большее число детей младшего школьного возраста не способны сосредоточиться на объекте, они отвлекаются на посторонние явления. Особенно тревожно, что такие дети чрезмерно подвижны и двигательно расторможены, а значит, не могут удержать цель деятельности и приблизиться к ее результату. В целом младшим школьникам с проблемами организации внимания трудно изучать предметный материал и осваивать способы учебной работы. Вместе с тем в новом информационном пространстве урока педагоги затрудняются в поисках и применении адекватных приемов развития внимания у младших школьников.
Проблемой развития внимания занимались Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.Н. Ланге, В.С. Мухина, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн и другие психологи и педагоги. В арсенале науки накоплено множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста, большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных свойств внимания.
В научных исследованиях многократно показано, что внимание - основа всякой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то мышление, восприятие, воображение, память, не может действовать без внимания. Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения [57]. Обучение в школе ставит перед ребенком младшего школьного возраста новые задачи, несхожие с теми, которые он привык решать во время игры [24, с. 80]. Учебные занятия, как правило, содержат большой объем новой информации, а процесс работы выполнения на уроке требует долгого сосредоточения. Поэтому нарушения внимания - главная причина плохой успеваемости детей в образовательном учреждении, особенно в младших классах. Недостатки внимания могут приводить к не усвоению учеником нового материала, плохому запоминанию, ошибкам при выполнении домашнего задания [36].
Проблема исследования связана с выявлением психолого- педагогических и методических условий развития произвольного внимания младших школьников при выполнении учебной работы.
Значимость поставленной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы «Развитие произвольного внимания младших школьников в учебной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития произвольного внимания младших школьников в учебной деятельности.
Предмет исследования: совокупность приемов, обеспечивающих развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Актуальность темы позволила определить цель работы - изучить на теоретическом уровне особенности развития произвольного внимания у младших школьников и апробировать на практике педагогические приемы, которые способствуют развитию произвольного внимания третьеклассников в учебной деятельности.
Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
1. выполнить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. подобрать и реализовать на практике приемы формирования внимания у младших школьников;
3. изучить уровень сформированности внимания у младших школьников в рамках исследовательской работы.
Методы исследования:
• теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме;
• эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом полученных данных.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МБОУ СОШ № 35 г. Ижевска, в 3 «А» классе с участием 10 учеников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение
Проведённый анализ психологической литературы позволил выявить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.
Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастной особенностью младших школьников является сравнительная слабость произвольного внимания. У них значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все яркое, неожиданное, новое и само по себе интересное привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны.
Дети могут отвлечься и упустить существенные детали в учебном материале и заострить свое внимание на менее существенных только потому, что они привлекают внимание. Именно по этому детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на малопривлекательной и однообразной для них работе или на интересной работе, но требующей умственного напряжения. Это вынуждает включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности [18, с. 21].
Но постепенно ведущим у младшего школьника становится произвольное внимание. И перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложная задача - особенно строго продумывать специальную работу по организации внимания детей.
Формирование произвольного внимания - длительный и сложный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и адаптации к современному миру [65].
Исходя из выше изложенного, при организации учебного процесса необходимо создать такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению активности и самостоятельности мышления учащихся, а так же продвижению в их умственном развитии. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умение думать, не учит быть внимательным и малоэффективно.

Список использованных источников
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: Лениздат, 1946. 251 с.
2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 2000. №2. С.47-53.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось-89», 1997. 224 с.
4. Беганцова И.С., Карюхина А.С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2014. №21.1. С.72-76.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, педучилищ и колледжей и родителей. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. 231 с.
6. Богданова О.Ю. Развитие внимания младших школьников на уроках русского языка // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 2, 2013. URL: http://cyberlemnka.ru/article/n/razvitie- vnimaniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 13.05.2021).
7. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградов А.Д. и др. Общая психология: учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1981. 383 с. / Под ред. В.В. Богословского и др./ - 3-е издание переработано и дополнено/.
8. Богуславский В.М. Психология как наука Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 2000. 370 с.
9. Бочкарева Т.И. Внимание младшего школьника. М.: Аркти, 1960. 153 с.
10. Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах. М.: Астрель, 2002. 370 с.
11. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. М.: Издательский центр «Академия», 1995. 256 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
13. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме: «Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 1965. 51 с.
14. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирования внимания. - М.: Издательство Московского университета, 1974. 102 с.
15. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Психология как объективная наука. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=107903 (дата обращения 15.05.2021).
16. Гиппенрейтер Ю.Б, Романова В.Я. Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. 71 с.
17. Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
18. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. 160 с.
19. Джеймс У. Научные основы психологии. М.: Педагогика, 2003. 368 с.
20. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. М.: Просвещение, 1965. 295 с.
21. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания в кн: Психологич. наука в СССР, т.1, М.: Просвещение, 1959, 187 с.
22. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. М.: Правда, 1951. 32 с.
23. Евстигнеева В.Г. Развитие внимания младших школьников средствами мультимедиа технологий // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 6, 2015. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7razvitie- vnimaniya-mladshih-shkolnikov-sredstvami-multimedia-tehnologiy (дата обращения: 13.05.2021).
24. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М.: Знание, 1987. 80 с.
25.Завьялова Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. М.: Аркти, 2008. 56 с.
26.Золотая И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 1, 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie- didakticheskih-igr-na-urokah-matematiki-dlya-razvitiya-vnimaniya (дата обращения: 13.05.2021).
27. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Мы учимся и развиваемся. М.: ООО ИД «Белый ветер», 2000. 58 [2] с.
28. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М.: Знание, 1980. 93 с.
29. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М.: «Ось-89», 2001. 96 с.
30. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с.
31. Марютина Г.М., Мешкова Т.А., Гавриш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов. // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1988. 78 с.
32. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2004. 583 с.
33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития ребенка. М.: Линка-Пресс, 1997. 176 с.
34. Машталь О.А. Лучшие методики развития внимания у детей. 100 тестов, заданий и упражнений. СПб.: Наука и Техника, 2008. 304 с.
35. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
36. Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 352 с.
37. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.
38.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с. 39.Осипова А.А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М.: ТЦ Сфера, 2001. 104 с.
40. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. 2011. №5. С. 151-155.
41. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. 120 с. - (Стандарт второго поколения).
42. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр "Академия", 1998. 160 с.
43. Психология развивающейся личности / под ред. В.В. Давыдова. М.: «Институт практической психологии, МОДЭК», 2008. 512 с.
44. Развиваем внимание / сост. И.Шагинов. - М.: Мой мир, 2007. 236 с.
45. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. М.: «МПСИ, Флинта», 2003. 320 с.
46. Рибо Т. Психология внимания: Хрестоматия по психологии. СПб.: Типография Высочайше Учрежденного Товарищества «Общественная Польза», 2001. 102 с.
47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1999. 529 с.
48. Рубинштейн С.Л. Внимание и его воспитание. М.: Просвещение, 1972. 256 с.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
50. Сайт для родителей о внимании и внимательности [Электронный ресурс]. URL: http://zheschool3.ru/index.php/uzitschool/lop/215-lop8/ (дата обращения: 15.03.2021).
51. Сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям: [Электронный ресурс]. URL: http://psinovo.ru. (дата обращения: 10.04.2016).
52. Семенченко П. Энциклопедия интеллекта. 399 задач для развития ребенка. М.: Олимп-Пресс, 2000. 238 с.
53. Столинская Е.В. Развитие концентрации внимания у младших школьников // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 7, 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7razvitie- kontsentratsii-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.05.2021).
54. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.
55. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
56. Титченер Э.Б. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: Просвещение, 1976. 365 с.
57. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль.: Академия развития, 1996. 192 с.
58. Ушинский К.Д. Программа педагогического курса для женских учебных заведений. М.: издательство АПН РСФСР, 1950. 258 с.
59. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. М.: Академия педагогических наук, 1949. 450 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. 47 с. - (Стандарт второго поколения).
61. Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова. М.: Издательство московского университета, 1976. 295 с.
62.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для педагогов. Ярославль.: Академия развития, 1997. 219 с.
63. Шардаков М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. 256 с.
64. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. / Глав. ред. В. Володин. М.: Аванта+, 2003. 640с.
65. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьника. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 21 с.

Приложения
Приложение 1.
Корректурная проба (Тест Бурдона)


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.