• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 65 %

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения в научной литературе 5
1.1 Сущность профессионального самоопределения 5
1.2 Риски профессионального самоопределения студентов 9
1.3 Сущность и понятие профессионального самоопределения обучающихся среднего профессионального образования 15
Глава 2. Исследование профессионального самоопределения студентов 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов профессионального самоопределения студентов 24
2.3 Направления развития профессионального образования студентов сферы ИТ-технологи 41
Заключение 48
Список использованной литературы 49
Приложения 54

Заключение
В результате выполнения настоящей работы, мы пришли к следующим выводам:
Анкетирование студентов-выпускников специальности Информационные технологии и программирование продемонстрировало осознанный выбор профессии: большинство опрошенных выбрали профессию программиста, основываясь на внутренней мотивации и ценностный установках.
При этом они выражают готовность продолжать карьерную траекторию в сфере IT - технологий после окончания колледжа: большинство студентов планируют пойти работать по своей специальности (программистом, СИС админом) в коммерческие организации. Четверть опрошенных планируют углубить свои знания по информационным специальностям и продолжить обучение в техническом вузе.
Студенты-выпускники продемонстрировали среднюю степень развития карьерных компетенций: большинство студентов считают необходимым задумываться над своей карьерой, ставить карьерные цели (при этом четверть опрошенных не имеет карьерных целей на 5 лет, а треть опрошенных не задумывалась над карьерными целями в долгосрочной перспективе); большинство студентов считают, что смогут самостоятельно спланировать свою карьеру.
При этом студенты уверены, что для молодого специалиста возможен карьерный рост (под карьерным ростом студенты понимают административные должности в сфере IT - технологий и работу в сфере управления проектами, а также получение квалификационной категории по результатам прохождения аттестации).
Студенты отмечают, что помочь им в формировании карьерных траекторий помимо посещения мероприятий по карьере (таких как Ярмарки вакансий), могут специализированные сайты, посвященные вопросам карьеры, а также самостоятельный поиск вакансий и изучение рынка труда.

Список использованной литературы
1. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании//Педагогическое образование в России. 2014. №11. с.16- 23
2. Вишневский Ю.Р. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? //Образование и наука. Том 20. №1. 2018. с.152-170
3. Власова, И. М. Диагностика психологических качеств как аспекта профессиональной компетентности дизайнера / И. М. Власова, Г. В. Чумаченко // Вестник Южно-Уральского государственного универ- ситета. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2015. – Т. 7, № 3. – С. 102-108.
4. Воронина, Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е. В. Воронина. – Текст : электронный // Концепт. – 2013. – № 04. – URL: http://ekoncept.ru/2013/13081.htm (дата обращения: 24.05.2121).
5. Глебова, Г. Ф. Исследование проблем и условий оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов (из опыта Смоленского государственного университета) / Г. Ф. Глебова, Ю. В. Грачёва // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 2 (10). [Электронный ресурс]. –URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php? id=2805
6. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества Свердловской области: теоретические подходы, проблема, динамика//Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2017, №5 (50) с.210-217
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. Воронеж: МОДЭК, 2008. С.127.
8. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – М. : Ака- демический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академия, 2010. С.204.
10. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Климов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2010. – 304 с.
11. Кудрявцев, Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 67-69.
12. Омельченко Е.А. Факторы, влияющие на становление культуры самовыражения студентов в процессе профессиональной самореализации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4.
13. Панарина, Ю. П. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и студентов-юристов / Ю. П. Панарина, Л. Н. Гридяева // Перспективы развития науки в современном мире : сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции : в 2-х частях. – 2017. – С. 156-159.
14. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий//Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 167 с.
15. Пряжников Н.С. Активизирующая профориентационная методика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/131/.
16. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва: Академия, 2007.С.419.
17. Пряжникова, Е. Ю. Проблемы профессионального становления личности / Е. Ю. Пряжникова, Т. А. Егоренко. – Текст: электронный // Современная зарубежная психология. – 2012. – № 2. – С. 111-122. – URL: http://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 21.05.2121).
18. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования: учебно-методическое пособие для аспирантов. Пенза: ПГУАС, 2014. С.12.
19. Сандлер Д.Г., Сущенко А.Д. Экономические мотивации выбора магистрантами образовательных, научных и профессиональных траекторий // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 2. С. 547-559.
20. Сборник психологических тестов. Часть III : пособие / сост. Е. Е. Миронова. – Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.
21. Соколова А. Образование для карьеры // Высшее образование для карьеры. 2008. № 9. С. 160-162.
22. Соколова Н. Л. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования / Н. Л. Соколова, Т. Ю. Цибизова // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.
23. Сорокина Е.Л., Елинская Я.А. К вопросу о современных стратегиях непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 30 января 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. 2017. С. 166-169.
24. Социально-профессиональный портрет педагога: Науч. докл. / И.И. Соколова, Н.М. Александрова, А.С. Мищенко [и др.]. СПб.: учреждение РАО ИПО. 2009. С. 3-15.
25. Старченко С.А. Проблемы и ориентиры развития педагогического образования в колледже // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 66-73.
26. Тарасенко В.В. Управление карьерой управленческого персонала образовательной организации: современные проблемы и возможные решения // Вестник университета. 2019. № 9. С. 26-32.
27. Тенюнина И.А. Модель становления траектории профессионального развития студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 160-166.
28. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07 мая 2018 г. № 204. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 02.04.2020).
29. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М. 2015. 638 с.
30. Файн М.Б. Индивидуальная образовательная траектория педагога как средство достижения его профессионального развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 348-351.
31. Филинкова Е.Б. Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой // Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С. 89-100.
32. Филинкова Е.Б. Роль удовлетворенности трудом в формировании готовности педагогов к переходу к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 129-140.
33. Чернухина Е.Е., Мартынова Е.В. Профессиональное самоопределение современной студенческой молодежи // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №4. С. 399-404.
34. Шкурин, Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Д. В. Шкурин, Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 7. – С. 168- 187. – Doi: 10.17853/1994-5639-2018-7-168-187.
35. Шульгина, Т. А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности / Т. А. Шульгина, Н. А. Кетова, К. А. Холодова [и др.] // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 1. – С. 96-115. – Doi: 10.17853/1994-5639-2018-1-96-115.
36. Щербакова, Т. Н. Изучение содержания представлений студентов о факторах успешности юристов / Т. Н. Щербакова, Д. Н. Мисиров, Р. Д. Мисиров // Проблемы современного педагогического образо- вания. – 2017. – № 57-13. – С. 208-214.
37. Янченко И.В. Диагностика сформированности карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 42-46.
38. Akosah-Twumasi, P. Systematic review of factors influencing youth career choices – the role of culture /P. Akosah-Twumasi, T. I. Emoto, D. Lindsay, et al. // Front. Education. – 2018. – № 3:58. – Doi: 10.3389/feduc.2018.00058.
39. Alexandera, P. M. Factors affecting career choice: Comparison between students from computer and oth- er disciplines / P. M. Alexandera, M. Holmnera, H. H. Lotrieta, et al. // Journal of Science Education and Tech- nology. – 2011. – Vol. 20, Issue 3. – P 300-315.
40. Bikse, V. Comparative analysis of career choices by students in Latvia and the UK / V. Bikse, I. Lūsēna- Ezera, U. Libkovska, et al. // 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAd’18) Universität Politecnica de Valencia. – Valencia, 2018. – Doi: http://dx.doi.org/10.4995/HEAd18.2018.8202.
41. Zhou, Xiaolu. Career guidance and counseling in Shanghai, China: from 1977 to 2015 / Zhou Xiaolu, Li Sexy, Gao Yao Ming // Career Development Quarterly. – 2016. – Vol. 64, № 3. – P. 203-214.

Приложения
Приложение А
Добрый день! Перед Вами анкета, которая посвящена вопросу построения Вашей будущей карьеры. В анкете большинство вопросов закрытые – вам необходимо выбрать один или несколько подходящих вам вариантов ответа. Данные анкеты анонимны: будут обработаны и представлены в обобщенном виде.
Ваш пол: 1) мужской 2) женский Ваш возраст: лет
На каком вы курсе:
1) Перечислите мотивы, которыми Вы руководствовались при выборе профессии(возможно несколько вариантов ответа)


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.