• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2019
  • Оригинальность: 55 %

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические проблемы профилактики оптической дислексии у детей дошкольного возраста 5
1.1 Понятие, причины, классификация дислексии 5
1.2. Особенности проявления дислексии у детей 18
с общим недоразвитием речи 18
1.3 Специфика развития зрительной памяти у детей с нарушениями речи 26
Вывод по первой главе 40
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как средство профилактики оптической дислексии 42
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы 42
2.2.Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента 56
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования 59
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения 74
3aнятие 1 74
Занятие 2 75
Занятие 3 77
Занятие 4 78
Занятие 5 79
Занятие 6 81
Занятие 7 82
Занятие 8 84
Занятие 9 85

Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Рассматривая речевые нарушения, многие ученые отмечают взаимосвязь речевых нарушений с состоянием других высших психических функций человека, в том числе с восприятием и памятью (С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун, Г. Б. Химцева, Т. В. Волосовец, Л. С. Выготский , А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). В специальной литературе имеются указания на то, что способность воспринимать, слушать, понимать звуки речи, слова, запоминать их не возникает сама по себе [3,7,9].
Эту способность нужно целенаправленно развивать с ранних лет жизни ребенка, так как она тесно связана между собой и зависят друг от друга. Значимость раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Так же жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта.
Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить. Предупреждение нарушения чтения - одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь.
Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению.
На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах дети могут получить необходимую логопедическую помощь.
Поэтому задача профилактики дислексии чрезвычайно важна и необходима в наши дни. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева, при выявлении дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах - это происходит в 46% случаев.
Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Особенно часто предрасположенность к дислексиям встречается у детей с речевой патологией, которой является общее недоразвитие речи.
Возникает противоречие между необходимостью профилактики оптической дислексии и недостаточностью развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей профилактики оптической дислексии.
Объект исследования процесс профилактики оптической дислексии у старших дошкольников.
Предмет исследования развитие зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как средство профилактики оптической дислексии.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке возможности профилактики оптической дислексии в процессе развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс профилактики оптической дислексии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет осуществляться эффективно, если:
• проводить своевременную диагностику функционального базиса чтения с целью выявления группы риска возникновения дислексии;
• осуществлять комплексную коррекционно-педагогическую работу по развитию зрительной памяти.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Определить сущность дислексии.
2. Выявить особенности проявления дислексии у детей с ОНР.
3. Разработать и апробировать экспериментальную программу профилактики оптической дислексии у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2.Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Выводы по второй главе
Обобщая результаты исследования представленные выше, можно сделать следующие выводы:
3. Разработанная и использованная в исследовании методика позволила провести качественный анализ зрительной памяти старших дошкольников.
4. Проведенное нами исследование выявило:
 0 % дошкольников имеют низкий уровень зрительной памяти.
 66% дошкольников имеют средний уровень зрительной памяти
 32% дошкольников имеют выше старшего и высокий уровень зрительной памяти.
Сравнительный анализ результатов исследования показал рост показателей зрительной памяти от первого ко второму этапу исследования.
Таким образом, мы можем говорить о том, что все основные свойства зрительной памяти (объем, переключение и распределение) зрительной памяти улучшились, а следовательно, наша гипотеза, а именно предположение о том, что внимание старших дошкольников в будет активно развиваться, если в качестве средства развития будет использоваться сюжетно-ролевая игра, подтвердилась.

Заключение
Чтение и грамотность — это традиции, культура общества, необходимые для развития и отдельного человека и страны в целом, иначе у этой страны не будет будущего, потому что человеческое общение не заменит ни компьютер, ни электрон¬ная книга. Человек — существо социальное и без живого общения он деградирует. Для людей с ограниченными возможностями здоровья чтение и письмо — это возможность нормального развития, общения и трудоустройства в дальнейшем. Поэтому главная задача в работе — подарить любому ребёнку радость общения, где бы он ни находился.
Интерес к теме появился из-за увеличивающегося с каждым днём количества детей с проблемами в чтении и письме, ранее посещавших логопедические занятия по коррекции звуковой стороны речи до школы. Однако коррекция нарушенного звукопроизношения не гарантировала этим детям отсутствие трудностей при даль¬нейшем школьном обучении.
В логопедии идёт активный поиск новых обучающих материалов и пособий, подбор продолжительности и форм проведения занятий. Нам в силу специфики и разнообразия клиентов из разных социальных сфер пришлось прийти к пониманию значимости индивидуального подхода и искать новые обучающие и развивающие приёмы для преодоления когнитивных проблем у детей.
Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. По проявлению выделяются два вида: литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв, и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов.
Классифицируют нарушения чтения в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен: слуховой, зрительный или двигательный. И в связи с этим выделяет акустическую, оптическую и моторную формы дислексии.
Нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладения чтением, так и на темы чтения, и на понимание прочитанного. Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего слово теряет свое значение.
Развитие памяти тесно связано с развитием мышления, так как прогресс операциональных структур мышления оказывает положительное воздействие на мнемические процессы. Воспитание логической памяти предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности детей - развитие умения анализировать, выделять в предметах определенные свойства, признаки, сравнивать предметы и явления между собой; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по каким-либо общим признакам, классифицировать предметы и явления на основе произведенного обобщения; устанавливать смысловые связи. Именно мыслительные операции на определенной ступени их освоения становятся способами логического запоминания.
Обобщая результаты исследования представленные выше, можно сделать следующие выводы:
5. Разработанная и использованная в исследовании методика позволила провести качественный анализ зрительной памяти старших дошкольников.
6. Проведенное нами исследование выявило:
 0 % дошкольников имеют низкий уровень зрительной памяти.
 66% дошкольников имеют средний уровень зрительной памяти
 32% дошкольников имеют выше старшего и высокий уровень зрительной памяти.
Сравнительный анализ результатов исследования показал рост показателей зрительной памяти от первого ко второму этапу исследования.
Таким образом, мы можем говорить о том, что все основные свойства зрительной памяти (объем, переключение и распределение) зрительной памяти улучшились, а следовательно, наша гипотеза, а именно предположение о том, что внимание старших дошкольников в будет активно развиваться, если в качестве средства развития будет использоваться сюжетно-ролевая игра, подтвердилась.

Список использованной литературы
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. - М., 1998.
2. Алтухова Т.А. Коррекция нарушения чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. – БелГУ, 1998.
3. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. – Ростов н/Д., 2008.
4. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПНРСФСР. – Вып. 70. – С. 102 – 148.
5. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М., 1969.
6. Берман И.М. Чтение как речевой процесс и как предмет обучения. - Киев, 1977.
7. Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушениями речи //Логопед. – 2007. - № 4. – С. 76 – 80.
8. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.
9. Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1988.
10. Венгер А.Л., Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.
11. Ввозная В.М., Давьщова Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008. - № 1.
12. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
13. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. – Спб., 2009.
14. Вренева Е. Готовим к школе детей с системным недоразвитием речи: [упражнения для детей с дисграфией и дислексией] //Здоровье детей. – 2007. - № 16. – С. 37-41.
15. Выготский Л.С. Анализ знаковых операций ребенка. - М., 2000.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
17. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. – М., 2007.
18. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – Спб., 2006.
19. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи. – М., 1970.
20. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1985.
21. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1996.
23. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., Большой психологический словарь. – Спб., 2006.
24. Карачевцева И.Н. Пропедевтика нарушений чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дошкольная педагогика – 2009. - № 3. – С. 32 – 34.
25. Каше Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с недостатками произношения. – М., 1965.
26. Кирьянова Р.А. Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей чтению //Дошкольная педагогика – 2005. - № 3. – С. 7 – 12.
27. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - М., 2000.
28. Колюцкий В.Н. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2005.
29. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – Спб., 2003.
30. Корнев А.Н. Узловые вопросы дислексии //Дефектология. – 2007. - № 1. – С. 59-66.
31. Корчуганова Е.Ю., Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. //Логопед. 2005. № 1. - С. 7-12.
32. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М., 2006.
33. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – Спб., 2005.
34. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи //Логопед в детском саду 2007. - № 4. - С. 51 - 54.
35. Лагутина А.В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х лет с ОНР //Дефектология. – 2006. - №6. – С 49 – 58.
36. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. – Спб., 2001.
37. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – Спб., 1999.
38. Лалаева Р.И. Нарушения чтения. – Спб.,1998.
39. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Спб., 2004.
40. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
41. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника. - М., 1979.
42. Леонтьев А.А. Предисловие //Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Психолого-практические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста»: Тез. докл. – М., 1989. – С. 3-10.
43. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2004.
44. Немов Р.С. Психология: Кн. 3., 3-е изд., М., 1998.
45. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2001.
46. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед 2008. - № 4. - С. 102-115.
47. Оперенкова О.В. Я учусь читать. – Спб., 2000.
48. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи //Логопед. 2002. - № 2. - С. 50-53.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб., - 2001.
50. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - М., 1996.
51. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - Спб., 2009.
52. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
53. Сергеева Е. В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР – это обучение и воспитание в логопедической группе //Логопедия. – 2007. - № 4. – С. 53-64.
54. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1968.
55. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
56. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – Спб., 1997.
57. Трошин А.Я. Психологические основы процесса чтения. – СПб., 1990. – С. 15-27.
58. Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебное пособие. - М., 2006.
59. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб., 2003.
60. Чиркина Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология. – 2005. - № 1. – С. 89-91.
61. Чиркина Г. В. Теория и практика устранения дислексии – логопедический аспект проблемы //Дефектология. – 2007. - № 1. – С. 57-58.
62. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 1998.
63. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М., 1991.
64. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.
65. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе чтения. - М., 1965.
66. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 1990.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.