• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 3
1. Сущность процесса развития творческого мышления учащихся 6
1.1 Возможности среды программирования Scratch 10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1 Практические задания в среде Scratch для развития творческого мышления учащихся 13
Задание 1. Создание диалога. 14
Задание 2. Диалог «Правила игры» 15
Задание 3. Создание игры «Лови мяч!» 15
Задание 4. Создание Игры Pong 16
Задание 5. Создание игры «Кот следит за Мячом» 17
Задание 6. Создание игры «Гарри Поттер и дементоры» 18
Задание 7. Создание игры «Мышонок и кот» 25
Задание 9. Игра «Прыжки» 29
Задание 10. Игра «Полет Бетмена» 32
Задание 11. Игра «Арканоид» 34
Задание 12. Игра «Догонялки» 36
2.2 Особенности творческого мышления учащихся 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 1. Интерфейс программы Scratch 3.0 49
Приложение 2. Задание 1. Создание диалога. 50
Приложение 3. Создание диалога «Правила игры» 50
Приложение 4. Возможная реализация задания 2. 52
Приложение 5. Начальные значения переменных, начальное положение спрайта. Перемещение по полю. Передача сообщений при касании мяча. 55
Приложение 6. Движение спрайта Мяч. Реакция на касание со спрайтом Бен. 56
Приложение 7. 56

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Мы живем в век информатизации общества. Информационные технологии проникают в нашу жизнь с разных сторон. Одно из самых удивительных и увлекательных занятий настоящего времени - программирование. Программисты знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в компьютерные программы.
Обучение основам программирования учащихся должно осуществляться на специальном языке программирования, который будет понятен ребенку, легок для освоения и соответствовать современным направлениям в программировании. Для обучения структурному, объектно-ориентированному программированию оптимально подходит среда Scratch. Анимационная мультимедийная среда программирования Scratch сочетает в себе и программирование, и графику, и моделирование. Scratch - инструмент создания разнообразных программных проектов: мультфильмов, игр, рекламных роликов, музыки, “живых” рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ для решения проблем: обучения, обработки и отображения данных, моделирования, управления устройствами и развлечения.
Известно, что для формирования творческого мышления необходимо выполнение следующих условий:
 избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
 не допускать переутомления и учебных перегрузок;
 использовать стимуляцию познавательных интересов;
 стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы объясняется тем, что создание проектов в среде Scratch позволяет выполнять все эти условия, развивая, таким образом, творческое мышление учащегося.
Объект исследования: развитие творческого мышления учащихся.
Предметом исследования являются возможности среды программирования Scratch.
Целью работы является разработка сборника практических заданий в среде Scratch для развития творческого мышления учащихся.
Гипотеза: разработка сборника практических заданий в среде Scratch для развития творческого мышления учащихся будет возможна, если учесть особенности творческого мышления учащихся.
Задачи:
1. Раскрыть сущность процесса развития творческого мышления учащихся
2. Рассмотреть возможности среды программирования Scratch.
3. Определить особенности творческого мышления учащихся
4. Разработать сборник практических заданий в среде Scratch для развития творческого мышления учащихся.
Круг пользователей: студенты, педагоги дополнительного образования.
Методологической основой исследования являются работы авторов Торренса Е.П., Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, Лернер И.Я.
Методы исследования:
 Эмпирические: изучение методической литературы, интернет-источников.
 Теоретические: анализ литературы, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение.
База исследования: МКОУ «Мархинская НШ-ДС» Олекминский район с. Марха Мархинская СОШ
Практическая значимость: разработанный нами сборник практических заданий, ориентированный на изучение среды программирования Scratch может использоваться для развития творческого мышления учащихся.
Работа состоит из введения, пояснительной части, практической части, заключения, списка литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Раскрыта сущность процесса развития творческого мышления учащихся на основе анализа работ Дж. Гилфорда, Торренса Е.П., Лернера И.Я., В.Н. Дружинина. Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Показатели, характеризующим творческое мышление: беглость, гибкость и оригинальность мысли.
2. Рассмотрены возможности среды программирования Scratch.
 программы создаются практически как конструктор LEGO
 можно создавать интерактивные истории и игры.
Scratch (Скретч) — визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. С практической точки зрения это простой в изучении, мощный инструмент, который содержит: графику, анимацию, музыку, видеоэффекты, и в то же время классическое событийно управляемое объектно-ориентированное и параллельное программирование, которое сегодня является чрезвычайно востребованной технологией.
3. Определены особенности творческого мышления учащихся на основе анализа работ авторов Немова Р.С., Дж. Гилфорда:
 Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы, причем здесь важно их количество, а не качество;
 Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, например, связанный с использованием объектов, методов и др. (в наиболее распространенном тесте на проверку гибкости мышления предполагается придумывать разные способы применения какого-либо предмета повседневного отдыха);
 Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи, отдаленные ассоциации, находить необычные ответы, отличающие от общепринятых;
 Точность – способность совершенствовать продуктивное творчество, добавляя детали, стремиться, к завершенности
4. Разработан сборник практических заданий в Scratch для развития творческого мышления учащихся:
 Создание диалога
 Диалог «Правила игры»
 Создание игры «Лови мяч!»
 Создание игры Pong
 Создание игры «Кот следит за мячом»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Scratch . [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://scratch.uvk6.info/home, 18.04.2021
2. Scratch для детей. Самоучитель по программированию / Мажед Маржи; пер. с англ. М. Гескиной и С. Таскаевой — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 288 с.
3. Scratch. Создавай истории, игры и мульфильмы./ Официальный сайт Scratch. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// scratch.mit.edu (дата обращения: 07.10.2020)
4. Scratch-программирование для детей – как играть в компьютерные игры с пользой. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://robx.org/blog/poleznye-razvlecheniya/scratch-programmirovanie/
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский – М.: «Просвещение» , 1967.
6. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления/ Вопросы психологии. [Текст]/ П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик - 1982. - №5, С.35-41.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. [Текст]/ М. В. Гамзео, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова - М.: Педагогическое общество России, 2009 - 512 с.
8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. [Текст]/ В. Н. Дружинин - СПБ, 2002. -431с.
9. Дубровина, И.В. Психология. [Текст]/ И. В. Дубровина - М.: Академия, 2003. - 464с.
10. Дударева, Ю. Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых // Молодой ученый./ Ю. Б. Дударева— 2016. — №6. — С. 767-771. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26813. – 16.03.2020.
11. Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс. [Текст]/ Р.С. Немов. – спб.: Питер, 2006. – 304с.
12. Немов, Р.С. Словарь-справочник: В 2 Ч. [Текст]/ Р.С. Немов. – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.
13. Патаркин, Е. Учимся готовить в среде Scratch. [Текст]/ Е. Патаркин.: СПБ. 2008
14. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст]/ Я.А. Пономарев; – М.: Наука, 1976. – 302с.
15. Программирование для детей на Scratch [Электронный ресурс] - Режим доступа: (Скретч) https://edu.clubpixel.ru/blog/tpost/nnj5aknvs6-programmirovanie-dlya-detei-na-scratch-s
16. Развитие творческих способностей у школьников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00526068_1.html (дата обращения: 07.10.2020)
17. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://helpiks.org/7-92967.html (дата обращения: 08.10.2020).
18. Симоненко В.Д. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов / В.Д. Симоненко. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 219 с.
19. Создание проектов в среде Scratch. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/20171/44(4)_2017/ToropovaIV.pdf
20. Тлупова Э.Н. Метод проектов как современная педагогическая технология. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/20/statyametod-proektov-kak-sovremennaya (дата обращения: 07.10.2020)
21. Ширинбекова О. Н. Творческое мышление учащихся. Формы, методы, технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2012/10/20/tvorcheskoe-myshlenie-uchashchikhsyaformy (дата обращения: 08.10.2020)



Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.