• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Особенности духовно-нравственного воспитание в школе 6
1.3 Краеведческий музей как средство духовно-нравственного воспитания 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Методология и построение исследования 19
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования 26
2.3 Формирование духовно-нравственных представлений младших школьников 29
2.4 Результаты контрольного этапа исследования 36
Заключение 39
Список использованных источников 40

Введение
В условиях современного, стремительно развивающегося мира в обществе особенно остро встаёт вопрос о духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения. Негативные процессы, которые происходят в сознании современных граждан, находят выход в поступках, противоречащих не только нормам морали, но и закону. В данный период времени основным и наиболее важным компонентом социального заказа для образования является духовно-нравственное воспитание личности учащихся. Именно на этом базируется духовно-нравственная консолидация российского общества [19].
Проблема духовно-нравственного воспитания в системе образования обусловлена тем, что в образовательные учреждения приходят учащиеся, которые имеют базовые знания о нормах морали, но совершенно по-разному трактуют, а, следовательно, и осознают основные понятия нравственности.
Именно поэтому в школе необходимо выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы в ходе него проводилась чёткая, хорошо организованная и целенаправленная работа по развитию и формированию качеств, присущих истинному гражданину своей страны, нравственных норм учащихся. Такую работу необходимо проводить уже на ступени начального образования, т.к. именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребёнка, психологический и поведенческий базис личности человека, как части социума.
Проблема и важность решения данного вопроса в рамках современного социума вышла на совершенно новый уровень. Среди приоритетов современной политики государства в области воспитания выделяют формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года уточняется, что духовное и нравственное воспитание детей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств; формирования ярко выраженной нравственной позиции; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов [1].
Анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования показывает, что вопросы духовно-нравственного воспитания изучались довольно широко и на разных уровнях. Большинство исследователей находят точки взаимопроникновения понятий «духовность» и «нравственность» именно в понятии «духовно- нравственное воспитание».
Подтверждением сказанного служат работы Т.И. Петраковой, А.И. Соловцова, теолога Е.В. Шестуна, по мнению которых, проявление нравственности (как любви к Богу, ближним, самому себе и т. п.) характеризует уровень духовности человека. Близкой точки зрения придерживаются и исследователи-педагоги Т.И. Власова, Т.В. Емельянова, Е.И. Исаев, Н.Н. Никитина, В.И. Слободчиков, относя нравственность к одному «из измерений духовности человека» [2, с. 11].
Фундаментом музейной педагогики является погружение ребёнка в специально организованную среду, которая включает в себя элементы искусства, предметы старины, памятники природы и помогает ребенку установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Организованный в образовательном учреждении краеведческий музей становится для детей первым шагом к формированию интереса к своему народу, его традициям, истории и культуре.
Однако в педагогической практике существует противоречие между широкими возможностями краеведческого музея в духовно-нравственном воспитании детей и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические основы духовно-нравственного воспитания детей на материале краеведческого музея.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Школьный краеведческий музей как центр духовно-нравственного воспитания школьников».
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание школьников.
Предмет исследования: Школьный краеведческий музей как центр духовно-нравственного воспитания школьников.
Цель исследования: Исследовать роль школьного краеведческого музея как центра духовно-нравственного воспитания школьников
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования нравственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать комплекс методических рекомендаций по формированию нравственных представлений у младших школьников в течении образовательного процесса.
3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
4. Исследовать роль школьного краеведческого музея как центра духовно-нравственного воспитания школьников/
Гипотеза исследования: Мыв полагаем что применение исторических материалов краеведческих музеев благоприятно влияет на духовно-нравственное воспитание школьников.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2. эмпирические - естественный педагогический эксперимент.

Заключение
В ходе нашего исследования нами были решены следующие задачи:
1. Мы изучили понятие духовно-нравственного воспитания. Нами было выяснено, что духовно-нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали.
2. Нами была выявлена специфика духовно-нравственного воспитания младших школьников. В ходе духовно-нравственного воспитания младших школьников педагогу необходимо помнить о следующих особенностях детей этого возраста: склонность к игре, невозможность заниматься однообразной деятельностью продолжительное время, недостаточная сформированность моральных убеждений из-за небольшого жизненного опыта.
3. Проведенная работа по формированию духовно-нравственных качеств учащихся второго класса на материалах краеведческого музея оказалась успешной. Тесты показали положительную динамику формирования духовно-нравственного воспитания у учащихся.

Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373. Просвещение, 31 стр. Стандарты второго поколения, 2011 г. 3-е издание, переработанное.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http: //www.consultant.ru/
3. Алексич, М. Н. Школа изобразительного искусства [Текст] : учебное пособие. В 10 т. Т 1. / М. Н Алексич, М. Г. Манизер. - Москва : Изобразительное искусство, 1990. - 180 с.
4. Алёхин, А. Д. Когда начинается художник [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Александр Алёхин. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1995. - 160 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе [Текст] / Шалва Амонашвили. - Москва : Свет, 2017. - 390 с.
6. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] : избр. психол. труды / П. П. Блонский; под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006.- 631 с.
7. Бразговка, Л. П. Значение нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением [Текст] / Л. П. Бразговка // Нравственное воспитание. - 2007. - №3. - С. 35-47.
8. Веденеева, Г.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края: диссертация ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Г.И. Веденеева. - М., 2018. - 364 с.
9. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе [Текст] : Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. Н. А. Яковлевой; - Санкт-Петербург : ЛГПИ, 2009. - 155 с.
10. Возрождение и сохранение традиций духовно-нравственного воспитания: методическое пособие / авт.-сост. Соломенко Л.Д., Данилов С.В., Цветкова И.В., Морозов В.Е. - Ульяновск: УИПКПРО, 2013. - 124 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : психологический очерк / Лев Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2014. - 170 с.
12. Геращенко, Н. В. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для подготовки к интернет-тестированию / Наталья Геращенко. - Волгоград : ВГАФК, 2012. - 76 с.
13. Гринёва, Е.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников. Учебно-методическое пособие / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина, О.А. Зотова - М.: Прометей, 2013. - 77 с.
14. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; - Изд. 4-е. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.
15. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
16. Дубова, С. В. Мультиурок [Электронный ресурс]/Духовно- нравственное воспитание детей через художественно-эстетическое развитие детей : [сайт]. [2018]. Режим доступа : https://multiurok.ru/files/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-detei-cherez- khud.html. (Дата обращения: 07.04.2020)
17. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. -2-е изд., испр. - Москва : Астрель, 2005. - 636 с.
18. Золотарева, Е. К. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства [Текст] / Е.К. Золотарева // Раздумья. - 2015. - С. 74-77.
19. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст] / Евгений Игнатьев. - Москва : Знание, 2008. -140 с.
20. Ильинский, И.М. О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / И.М. Ильинский, В.А. Луков // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2015. - № 5. - С. 5-13.
21. Каирова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / Ирина Каирова. - Москва : Просвещение, 2005 - 290 с.
22. Караковский, В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс [Текст] / В. А. Караковский // Сельская школа. - 2004. - №2. - С. 58.
23. Козлов, В. И. Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях [Текст] / В. И. Козлов // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 106-108.
24. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества [Текст] : планы и сценарии уроков изобразительного искусства / Валентина Колякина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 172 с.
25. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: В 3 т. Т. 1 / Ян Коменский. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 665 с.
26. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009. - 26 с.
27. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / под ред. В. А. Макаренко. - Москва: Республика, 2000. - 669 с.
28. Лармин, О. В. Искусство и молодежь [Текст] / О. В. Лармин // Молодая гвардия. - 2010. - С. 192.
29. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для пед. институтов / Н. Д. Левитов. - Москва: Просвещение, 2009. - 427с.
30. Лукина, А. Эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством [Текст]/ А. Лукина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - №2 - С. 33-36.
31. Макаренко, А. С. О воспитании молодежи [Текст] : сборник избранных педагогических произведений / Антон Макаренко. - Москва : Трудрезервиздат, 1951. - 396с.
32. Меденцева, О. В. Инфоурок [Электронный ресурс] / Духовно- нравственное развитие воспитанников. Игры, упражнения, притчи: [сайт]. [2013]. Режим доступа : https://mfourok.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie- igri-uprazhneniya-pritchi-1388537.html. (дата обращения: 08.04.2020)
33. Методика «Диагностика нравственной самооценки» сост. Л. Н. Колмогорцева [Электронный ресурс] - Электрон. журн. - Москва : 1993 - Режим доступа : https://infourok.ru/diagnostika-nravstvennogo- vospitaniya-uchaschihsya-opit-issledovaniya-2358254.html. (дата обращения: 28.03.2020)
34. Миронова, А. В. Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / А. В. Миронова // Молодой ученый. - 2018. - №10. - С. 61-63.
35. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - Москва : Академический проспект, 2004. - 301 с.
36. Новое в воспитательной работе школы [Текст] / Сост. Н. Е. Щуркова, В. Н. Швырева. - Москва : Педагогика, 1991. - С. 59-69.
37. Соломенко, Л.Д. Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе исторического и православного краеведения в Мариинской гимназии. XIX-XXI века: учебно-методическое пособие / Л.Д. Соломенко, И.В. Цветкова, В.В. Хренкова, Н.Н. Миронычева. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - 184 с.
38. Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-formirovanie-i- razvitie-duhovnonravstvennih-osnov-lichnosti-1300590.html.
39. Цветкова, И.В. Наследие предков в работе гимназии / И.В. Цветкова // Начальная школа. - 2017. - № 5. - С. 17-19.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.