• Категория: Психология
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 58 %

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Вопросы самоутверждения личности с разным статусом гендерной идентичности в научной литературе 6
1.1. Понятие и типы самоутверждения личности 6
1.2 Особенности самоутверждения подросткового возраста 10
Глава 2. Исследование взаимосвязи процесса самоутверждения юношей и девушек с разным статусом гендерной идентичности 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Анализ первичных результатов исследования 18
2.3 Исследование взаимосвязи процесса самоутверждения юношей и девушек с разным статусом гендерной идентичности 22
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения 30

Введение
Актуальность исследования. Современное поколение характеризуется противоречием между реальным на сегодняшний день, самоутверждением подростков, и несоответствием желаемой социальной значимости. Самоутверждение – важнейшая составляющая личности – у подростка во многом определяется свойственными возрасту социально- психологическими особенностями развития.
Существенной чертой характера, обусловливающей его поведение, являются внутренние противоречия (непримиримость к злу, готовность вступить в борьбу за справедливость, неумение разобраться в жизненных сложностях, стремление к идеалу, желание «быть хорошим» и неприятие «открытого воспитания», стремление к самостоятельному постижению истины, желание самоутвердиться и неумение это сделать). В основе этих внутренних противоречий может лежать отсутствие жизненного опыта у подростков.
Проблема изучения гендерных особенностей личности приобретает особое звучание и актуальность при изучении вопросов самоутверждения личности. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для молодых людей важнейшей задачей возраста, а с другой – за ним еще закреплен социальный статус, определяющий их положение в социуме.
Отметим, что юношеский возраст в большинстве работ отечественных ученых, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и зарубежных Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон психологических подходов и теорий, рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, находятся в стадии завершения формирования.
Проблема самоутверждения личности посвящены работы таких ученых как, (А. Адлер, Л. И. Божович, В. Н. Куницына, И. Кант, В. С. Мухина, Е. П. Никитин, С. П. Слаква, Н. В. Самоукина, В. С. Саблин, Д. И. Фельдштейн, Н. Е. Харламенкова).
Самоутверждение – это стремление человека к повышению и поддержанию своей самооценки, как с собственной стороны, так и со стороны других людей, которое проявляется в поведении и в способах взаимодействия с окружающими.
Противоречие заключается в том, что не все подростки самоутверждаются успехами в учебе, спортивными достижениями, творческими увлечениями, а начинают демонстрировать престижные вещи, места отдыха на каникулах, возвышая планку своих материальных потребностей и стремлений, а также может заключаться в негативизме по отношению к окружающим, отрицания личностной ценности и значимости другого, подавления личности другого.
Цель исследования: изучить взаимосвязь процесса самоутверждения юношей и девушек с разным статусом гендерной идентичности.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь процесса самоутверждения юношей и девушек с разным статусом гендерной идентичности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы вопросов самоутверждения личности с разным статусом гендерной идентичности в научной литературе.
2. Исследовать особенности гендерного статуса и самоутверждения юношей и девушек.
3. Выявить взаимосвязь процесса самоутверждения юношей и девушек с разным статусом гендерной идентичности
Теоретической базой исследования выступают подходы: А. Адлера (индивидуальный подход), который рассматривает потребность в самоутверждении (в превосходстве, в признании) как сущностную потребность человека. Кроме того, подход Э. Эриксона (эпигенетический), который определяет самоутверждение личности как основу изменения представлений о себе. Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн (сторонники деятельностного подхода) рассматривали самоутверждение как один из важных мотивационных линий подросткового возраста и как один из компонентов особого психического состояния.
Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №100 города Ижевска.
В работе использовались следующие методики:
1. Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова)
2. Диагностика психологического пола личности (С. Бем в модификации О.Г. Лопуховой)
3. Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас

Заключение
В ходе теоретического анализа подходов к решению проблемы самоутверждения личности мы выработали собственную методологическую позицию. Содержание рабочих понятий определил выбор диагностических методик нашего исследования.
Под самоутверждением, с точки зрения В. С. Мухиной, понимается «стремление человека к значительной оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и определённое этим стремлением поведение» [35, с. 207].
И. И. Чеснокова под самоотношением понимает «особенный вид эмоционального переживания, которое отображает отношение человека к тому, что он узнает, осознает и выявляет в самом себе» [53, с. 226].
Настоящее исследование проходило на базе МБОУ СОШ №100 города Ижевска.
Исследование проводилось на учащихся 11 класса. Всего в исследовании приняло участие 15 человек, из них 5 юношей и 10 девушек.
В результате обработки были подсчитаны средние групповые показатели по каждому тестовому вопросу. На основе групповых результатов производилось распределение на группы тестовых показателей. По ним рассчитывалось процентное соотношение количества испытуемых с искомым признаком. На их основе поводилась интерпретация результатов исследования для группы юноше и девушек в отдельности.
Исходя из результатов исследования мы можем сказать, что стратегии самоутверждения личности в группе юношей и девушек отличаются.
В выборке юношей наблюдается высокий показатель стратегии подавления – 61%. В группе девушек стратегия самоподавления преобладает в 46% случаев.
Анализу результатов диагностики психологического пола личности выявил, что преобладающим гендерным типом в группе юношей является маскулинный тип. 90% юношей обладают маскулинным типом личности. В 8% случаем выявлен андрогенный тип личности и в двух слуях выявлена феминимность.
В группе девушек в 92 % случаев преобладает феминимный тип личности. В пяти процентах случаев выявлена маскулинность и в трех проценатх случаев выявленаандрогенность. Результаты теста избегания успеха М. Хорнер показали, что в группе юношей в 54% случаев присутствует боязнь успеха.
В группе девушек данный показатель выше и составляет 69%. Таким образом, мы можем сказать, что девушки более уверены в себе и в меньшей степени боятся неудач.
Из результатов корреляционного анализа взаимосвязи процесса самоутверждения личности с разным статусом гендерной идентичности в группе юношей значимые связи выявлены между проявлениями андрогенности и стратегией доминирования. Значение коэффициента корреляции составило t =0,552.
Выявлена сильная положительная связь между андрогенностью и стратегией конструктивного самоутверждения. Значение коэффициента корреляции составило t =0,501.
Корреляционный анализ взаимосвязи процесса самоутверждения личности с разным статусом гендерной идентичности в группе девушек выявил сильную положительную связь между маскулинностью и стратегией конструктивного самоутверждения. Значение коэффициента корреляции составило t =0,511.
В остальных случаях в обеих группах сильных связей не обнаружено

Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 5-е изд. / Г.С. Мухина. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2019. – 702 с.
2. Андреев, А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения / А.М. Андреев // Вестник РГТЭУ. – 2020. – № 4. – С. 120-125
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб. заведений. – 5-е изд. / Г. М. Андреева. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
4. Андреева, Е.Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте / Е.Н. Андреева. – СПб.: Питер, 2003. – 200 с.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: учеб. пособие. – 3-е изд. / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2017. - 528 с.
6. Баранова, О.Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности / О.Г. Баранова // Молодой ученый. – 2019. – №6. – С. 566-569.
7. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография: – М.: Академия естествознания, 2010. – 340 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
9. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. 2009. - № 2. - С. 116-125
10. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
12. Грецов, А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание / А.Г. Грецов. – СПб. Питер, 2011. – 414 с.
13. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростка // Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной /Вопросы психологии личности школьника. 1961. – С. 120-169
14. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
15. Егорычева, И. Д. Самореализация подросткового возраста как деятельность / И.Д. Егорычева // Мир психологии. 2019. - № 3. – С. 11-32
16. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 367 с.
17. Захарова, Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики / Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 3-11.
18. Киреева, Е.А. Психология конструктивного самоутверждения у подростков / Е.А. Киреева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 4. – С. 1-13.
19. Киреева, Е.А. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте / Е.А. Киреева Т.Д. Дубовицкая // Экспериментальная психология. – 2011. – № 2. – С. 115-124.
20. Колышко, А. М. Психология самоотношения / А. М. Колышко. – Гродно: «ГрГУ» 2004. - 102 с.
21. Коммуникативные способности // Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Когито- Центр, 2011. – 56 с.
22. Крайг, Г. Психология развития. – 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
23. Крылов, А.А. Психология: учебник 2-е изд. перераб. и доп. / А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2013. - 752 с.
24. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.
25. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы подросткового возраста / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2009. – 273 с.
26. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
27. Остапова, А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. – 2019. - № 7. – С. 1-6.
28. Перевозчикова, Л.С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема / Л.С. Перевозчикова // Сибирская педагогика. – 2018. – № 1. – С. 1-8.
29. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 20-33.
30. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин // пер. В. Квиткевич, Ю. Мирончик. – СПб.: Питер, 2019. – 1270 с.
31. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. – 651 с.
32. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / Пер. с англ. – М.: Вече. АСТ, 2019. – Т. 2. – С. 216.
33. Романова, И.А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии /И. А. Романова // Психологический журнал. – 2021. - № 1. – С. 102-112.
34. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – 2-е изд./ Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2021. – 224 с.
35. Толстых, Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – М.: Изд. Юрайт, 2019. – 406 с.
36. Чеснокова И.И. Самоотношение в психологии / И.И. Чеснокова // Мир психологии. 2004. – № 2. – С. 224-234.
37. Федотова, В.А. Уверенность в общении и самоотношение как факторы удовлетворенности личности отношениями с другими В.А. Федотова, Е.Д. Комова // Социальная психология и общество. – 2019. – № 2. – С. 76–89.
38. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды: в 2 т. / Д.И. Фельдштейн. – М., 2020. - Т. 1. - 456 с.
39. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 378 с.
40. Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2019. № 1. – С. 133-138
41. Хломов, К.Д. Актуальные тенденции в исследовании проблем подросткового возраста / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2019. - № 1. – С. 3-27.
42. Цыпнятова, К.М. Психолого-педагогические особенности лиц младшего подросткового возраста / К.М. Цыпнятова, С.Г. Суханова // Молодой ученый. – 2014. - № 4. – С. 1129-1132.
43. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
44. Шешукова, О.И. Самоутверждение как способ самореализации личности, общества // Гуманитарные научные исследования. – 2018. № 1

Приложения
Приложение 1. Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова)


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.