• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021
  • Оригинальность: 56 %

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТ-НЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗ-РАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности межличностных отношений у детей старшего дошко-льного возраста
1.3 Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка-дошкольника
1.4 Педагогические условия формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕ-НИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРО-ВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение уровня сформированности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация занятий по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
2.3 Обобщение результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реа-гировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого че-ловека – всё это приводит к различному роду конфликтов и непониманию друг друга.
Это приводит к формированию недоверия к окружающим, пониженной самооценке, замкнутости, снижению стрессоустойчивости, формированию тревожности или чрезмерной агрессивности поведения. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, важны для всесторонне развитой и самореализованной личности, являются залогом благополучия и психическо-го здоровья.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 го-ду его жизни.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определен-ным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психиче-ские процессы и свойства личности, появляются психические новообразова-ния, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотноше-ний взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми до-школьников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной осо-бенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети.
Важность формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте, возможности, которые создает для этого игровая деятельность, обу-словили тему настоящего исследования.
Актуальность темы работы: изучение взаимоотношений дошкольни-ков в игре, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», яв-ляющейся для детской педагогики ключевой проблемой.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что кон-кретизированы положения концепции межличностных отношений дошколь-ников, выявлены критерии и показатели межличностных отношений и спо-собы их формирования в сюжетно-ролевой игре.
Практическая значимость состоит в создании педагогического обес-печения формирования межличностных отношений в группе дошкольников.
Цель исследования - разработать комплекс занятий по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игро-вой деятельности.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
- изучить особенности развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- определить влияние игровой деятельности на развитие межличност-ных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития межличностных отношений у детей стар-шего дошкольного возраста;
- разработать комплекс мероприятий по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
- сравнить и проанализировать результаты, полученные в ходе конста-тирующего этапа эксперимента с результатами формирующего этапа экспе-римента.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отно-шений.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
База исследования: исследование по изучению уровня сформирован-ности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе Структурного подразделения государственного бюд-жетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней об-щеобразовательной школы № 1 «Образовательный центр» имени Героя Со-ветского Союза С.В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошко-льного образования – Детский сад «Колокольчик».
Структура работы: состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог теоретическому анализу проблемы исследования, следует отметить следующее. С самого рождения человек вступает в межличностные отношения с окружающими людьми. Без взаимодействия в общении не мо-жет сформироваться его психика. В ходе межличностного общения ребенок узнает самого себя, мир, усваивает язык нормы, взаимосвязей взрослых, своих сверстников. Все, что ребенок старшего дошкольного возраста научится принимать и осмысливать, возникает в межличностном общении с взрослыми и с детьми.
Особой чертой современных детей является то, что большая их часть не умеет общаться, им трудно договориться друг с другом. Проблемы, которые испытывает ребенок в межличностном общении, в особенности при ор-ганизации коллективной игровой деятельности, проявляется на его нравст-венном и умственном развитии, поскольку опыт общения и совместная дея-тельность – это тот фундамент, на котором надстраивается все здание его бу-дущего личностного развития.
Межличностные отношения представляют собой систему избиратель-ных, многообразных, осознанных и эмоционально переживаемых связей ме-жду отдельными людьми и в группе тесного общения. Межличностные от-ношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объ-ективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказы-ваемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и обще-ния.
Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста отличаются увеличением контактов, возрастанием роли сверстника, форми-рованием стойких чувств симпатии или антипатии, дружеских предпочтений, усилением роли группы в различных видах деятельности, особенно ведущей – игровой.
Игровая деятельность, являющаяся главным видом деятельности в до-школьном возрасте, естественно влияет на формирование и развитие меж-личностных отношений. Для детей дошкольного возраста игра как главная форма организации детской жизни помогает им достигнуть качества добро-желательного отношения к людям, желания и стремления сделать им прият-но, найти друзей, стать членом коллектива, присвоить социальный опыт взаимодействия и сотрудничества.
Для определения уровня формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментательной дея-тельности проведена диагностика по методике. Ее результаты показали, что межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста сформи-рованы не в полной мере. Уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий.
В отношениях сверстников имеется достаточно высокая напряженность и конфликтность, возникают ссоры и конфликты, потому что дети, у которых формируются поведенческие и эмоциональные расстройства детского возраста нарушают социальные нормы и права других детей.
Для формирования эффективных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, получения ими позитивного социально- эмоционального детского опыта были проведены ряд сюжетно-ролевых игр, направленный на создание условий для развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенной работы были получены результаты, доказы-вающие выдвинутую гипотезу о том, что сюжетно-ролевая игра будет яв-ляться действенным средством формирования межличностных отношений ребенка в группе детского сада.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова, А. Г. Формы организации совместной игровой деятель-ности и общения младших дошкольников [Текст] / А. Г. Арушанова, В. В. Коннова, Е. С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №5. – С. 22 – 38.
2. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика., 2011. - № 1. – С. 74 – 85.
3. Бакаева, О. Н. Социальные ситуации развития как средство формиро-вания самостоятельности у старших дошкольников [Текст] / О. Н. Бакаева // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №6. – С. 96 – 100.
4. Брюхова, Н. Г. Нравственное саморазвитие человека [Текст] // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук), 2015. - № 7. – С. 289 – 301 с.
5. Брудный, А. А. К теории коммуникативного воздействия. Теоретиче-ские и методологические проблемы социальной психологии [Текст] / А. А. Брудный – 6-е изд. – М.: АСД, 2011. – 446 с.
6. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду [Текст] / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 144 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт., 2017. – 200 с.
8. Голубева, Н. В. Коммуникативный процесс [Текст] / Н. В. Го-лубева // Психологический журнал, 2010. - №4. – С. 52 – 59.
9. Жавнерко, А. П. Психологическая модель исследования пони-мания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Молодой ученый. – 2016. - №4. – С. 685 – 687.
10. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отноше-ний [Текст] – СПб.: Питер, 2009 – 576 с.
11. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]: пособие для воспитат. Дет. Сада / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 142 с.
12. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива [Текст]: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский – 2-е изд., доп. И пе-рераб. – Минск : Народная асвета, 2008. – 238 с.
13. Комратова, Н. Г. Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н. Г. Комратова, Н. В. Володина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психо-логии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. Науч.-практ. Конф. № 9 (66). – Но-восибирск: СибАК, 2016. – С. 39 – 43.
14. Дошкольная педагогика С.А.Козлова, Т.А.Куликова. -15-е изд., перераб. и доп.- Издательский центр «Академия», 2015г. 214 с.
15. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Либроком, 2014.- 216 с.
16. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
17. Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст]
/ А. Н. Лутошкин. – М., Педагогика, 1988 2016. – 128 с.
18. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Под ред. Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова – М., 2012. – 145 с.
19. Никитина, Е. Л. Развитие межличностных отношений дошко-льников в разновозрастных объединениях [Текст] / Е. Л. Никитина, Е. В. Парфина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.- Т. 28. – С. 52 – 54.
20. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников [Текст] / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева // Образование и воспитание. – 2016. - №2.- С. 25 – 29.
21. Пахомова, В. В. Игра как средство образовательной деятельно-сти в условиях реализации ФГОС ДО / В. В. Пахомова // Вестник педагога» [Электронный ресурс]. –URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=6519
22. Печенина, Н. А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / Н. А. Печенина, И. А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы раз-вития: материалы V Междунар. Науч.- практ. Конф. (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 2 (5). – С. 93 – 95.
23. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. [Текст] / Общ. Ред. И предисл. Е. И. Исениной – М.: Издательская группа «Прогресс, 2007. – 480 с.
24. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе дет-ского сада [Текст] / Т. А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 с.
25. Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой уче-ный, 2015. - №9. – С. 1267 – 1269.
26. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.- сост. В. А. Мижериков; под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
27. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмого-рова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
28. Фомичева, О. А. Игровая деятельность дошкольника [Текст] / О. А. Фомичева, Г. Е. Логоша // Молодой ученый, 2016. - №12. – С. 923 – 926.
29. Чумовская, О. Н. Игра как средство формирования межлично-стных отношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый, 2016. - №10. – С. 1317 – 1318.
30. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – 6- е изд. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
31. Яковлева, И. Н. Развитие свободного общения дошкольников [Текст] / И. Н. Яковлева, С. Н. Самсонова // Общественные науки. Педагогика, 2014.-№7 – 8. – С. 152 – 154.




Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.