• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 65 %

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивов выбора профессии и удовлетворенности трудом 7
1.1.Удовлетворенность работой и профессиональная мотивация 7
1.2.Характеристика профессиональной мотивации и ее функции 16
1.3.Персональные потребности сотрудников как мотивирующие факторы, мотивационные теории выбора профессии 21
Глава 2. Экспериментальное исследование мотива выбора профессии и удовлетворенности трудом у менеджеров 31
2.1.Цель, задачи, методы исследования выбора профессии и удовлетворенности трудом у менеджеров 31
2.2.Система мероприятий по повышению уровня удовлетворенности трудом у менеджеров 37
2.3.Динамика изменения уровня удовлетворенности трудом у менеджеров после проведенных мероприятий 43
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложения 60

Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.
Удовлетворенность трудом определяет, насколько работник доволен условиями своей работы, насколько работа соответствует его ожиданиям, насколько в ней могут реализоваться его способности и склонности.
Для каждого работодателя важно, чтобы его сотрудники трудились эффективно и обеспечивали предприятию высокую прибыль. С возникновением крупных предприятий начались работы по изучению способов увеличения производительности труда. При этом относительно недавно было установлено, что одной из важнейших характеристик, влияющих на эффективность трудовой деятельности, является удовлетворенность трудом.
Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в группе, и одновременно следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками. Что касается эффективности деятельности, то для адекватной оценки этого первостепенного параметра социальной активности личности и группы учет такого субъективного фактора, как удовлетворенность трудом, является необходимым условием.
Удовлетворенность трудом - это приятное, позитивное, эмоциональное состояние, исходящее из оценки своей работы или опыта работы. Она является восприятием самими работниками того, насколько хорошо их работа обеспечивает важные с их точки зрения вещи.
Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом рассматриваются в качестве очень важных человеческих ресурсов в организациях, ресурсов, с которыми следует не только считаться всерьез в контексте организационной культуры и своеобразия, но также принимать во внимание в управлении эффективностью и качеством.
Разработанность. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено огромное количество публикаций, среди них работы Асеева В.Г., Васильева И.А., Вилюнаса В.К., Додонова Б.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Мерлина В.С, Петражицкого Л.И., Якобсона П.М.; а также зарубежных авторов: Хекхаузена Х., Аткинсона Д.В., Халла Д., Клейнбека У., Маслоу А.Г. и др.
Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок.
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
Удовлетворенность работой тесно связана с лояльностью персонала, преданностью работников своей организации, их желанием прилагать максимум усилий в ее интересах, разделять ее ценности и цели. «Изучая удовлетворенность, мы получаем информацию о силе привязанности персонала к компании. Если ценный сотрудник балансирует на грани увольнения, то такая ситуация весьма опасна и нежелательна для организации. С другой стороны, если плохой сотрудник полностью удовлетворен своей работой и не собирается увольняться - это информация к размышлению для руководителя. Значит, в компании созданы весьма благоприятные условия для ленивых, бестолковых, неэффективных работников.
При выборе профессии, конечно же, очень важно учитывать, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Кроме этого человеку важно иметь адекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, чтобы не было рассогласования между склонностями и способностями, с одной стороны, и психологическим содержанием работы, с другой. В случае рассогласования вряд ли будет достигнута высокая эффективность деятельностью или удовлетворение ею. Важно также осознавать, что склонность не означает узкой направленности выбора. Одни и те же склонности могут реализоваться в разных профессиях.
На основе проведенного анализа научной литературы сформулировано следующее противоречие: несмотря на многообразие психологических условий и факторов, проблема их комплексного влияния на выбор профессии у менеджеров, к числу которых относят, например, противоречие между интересами личности и интересами общества, которые не всегда совпадают и в профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии.
Это противоречие обусловило постановку проблемы исследования: возможно ли с помощью различных методик определить удовлетворенность трудом и своей профессией?
Цель исследования: выявить взаимосвязь мотивов выбора профессии и удовлетворенности трудом у менеджеров.
Объектом нашего исследования является изучение удовлетворенности трудом у менеджеров.
Предмет: влияние мотива выбора профессии на удовлетворенность профессиональной деятельностью менеджеров.
В соответствии с поставленной проблемой была выдвинута гипотеза которая заключается в предположении о том, что на формирование удовлетворенности трудом менеджеров влияет уровень мотивации к достижению цели – успеху, коммуникативные и организаторские склонности.
Задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации выбора будущей профессии.
2. Выявить и изучить преобладающие ценности в направленности личности менеджеров, мотивы выбора будущей профессии.
3. Выявить взаимосвязь мотивов выбора профессии и удовлетворенности трудом у менеджеров.
4. Разработать тренинг программу по повышению уровня удовлетворенности трудом у менеджеров.
4. На основе проведенного тренинга, проследить динамику изменений уровня удовлетворенности трудом и профессией.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме, анкетирование, проективные методики, анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что высокий уровень удовлетворенности трудом менеджеров связан с высоким уровнем мотивации к успеху.
Методологическую основу нашего исследования составляют современные идеи, концепции и подходы к определению мотивации выбора профессии которые рассматривали в своих трудах ученые и психологи Ю.М. Забродина, А.В. Карпова, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой, М.В. Ретивых, В.Д. Шадрикова, и др., теоретические исследования мотивационных факторов выбора профессии С.И. Вершинина, Н.Н. Захарова, Е.Л. Климова, М.С. Савиной, С.Н. Чистяковой и других.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме, анкетирование, проективные методики, анализ полученных результатов.
Методики исследования
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования, выбраны следующие методики:
1. Тест «Определение удовлетворенности своим трудом»
2. Опросник для оценки мотивации к достижению цели - успеху по Т. Элерсу.
3. Тест ««Довольны ли Вы своей работой?».
Этапы работы:
Работа проходила по следующим этапам:
I этап: Подбор, изучение и анализ
литературы по проблеме исследования. Обоснование актуальности темы, определение цели, задач исследования. Разработка научного аппарата, определение комплекса диагностических методов и методик эксперимента. Определение базы исследования.
II этап: Проведение экспериментального исследования, количественный и качественный анализ данных, обобщение результатов.
На данном этапе были проведены два среза оценки уровня удовлетворенности трудом и структуры мотивов выбора профессии. В экспериментальной группе проведен формирующий эксперимент в виде тренинга, направленного на повышение эмоционального отношения к профессиональной деятельности.
По результатам второго среза определена динамика изменений уровня удовлетворенности трудом и профессией в контрольной и экспериментальных группах, что определило эффективность тренинговых занятий.
III этап: Изложение заключения работы, формулировка выводов и предложений по решению исследуемой проблемы, окончательное оформление выпускной квалификационной работы.
Организация исследования: Исследование было проведено в ООО «МАКСОН». В исследовании приняли участие – работники данной организации в количестве 20 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение
Функционирование человека как общественного существа порождает необходимость его ориентации в социальном пространстве для управления своей деятельностью. Уровень удовлетворенности трудом зависит от удовлетворенности профессией как видом труда, обеспечивающим желаемый социальный статус.
Проблема удовлетворенности реально значима для любой организации, понимающей, что работа имеют для людей наибольшее значение наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом.
Основные направления исследований удовлетворенности трудом можно сгруппировать в три главные категории:
 причины и ограничители удовлетворенности (неудовлетворенности),
 последствия удовлетворенности (неудовлетворенности)
 исследование уровней удовлетворенности (неудовлетворенности).
По результатам этих исследований, можно говорить о том, что удовлетворенность трудом влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей.
Удовлетворенность трудом складывается из удовлетворенности внутренними и внешними поощрениями. Внутренние поощрения связаны с самим процессом выполнения работы. Примером внутренних поощрений является чувство удовлетворенности от хорошо выполненной работы, достижения высокого результата и реализации поставленных целей. К внешним поощрениям относятся финансовые стимулы (зарплата, премии и т.п.), дополнительные льготы, продвижение и т.д. Оба типа поощрений важны для работников, поскольку они отвечают их разным потребностям.
Взаимоотношения между поощрениями и удовлетворенностью являются динамическими: они изменяются по мере изменения как самих работников, так и их окружения.
Для организации данные об удовлетворенности работой – это фактически информация о кадровых рисках компании.
Благополучие личности, как удовлетворенность жизнью, складывается из ряда составляющих: социальное, духовное, физическое (телесное), материальное и психологическое благополучие. Все они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Удовлетворенностью жизнью зависит от множества факторов и причин. Удовлетворенность трудом является одной из составляющих удовлетворенности жизнью и оказывает свое влияние на нее на разных возрастных этапах развития.
На основе полученных теоретических знаний была сформирована эмпирическая часть исследования.
Экспериментальное исследование было проведено в ООО «МАКСОН». В исследовании приняли участие – работники данной организации в количестве 20 человек.
Для исследования были применены следующие методики:
1. Тест «Определение удовлетворенности своим трудом»
2. Опросник для оценки мотивации к достижению цели - успеху по Т. Элерсу.
Участвовать в исследование согласились менеджеры, в обязанности которых входит обслуживание клиентов. Все работники находятся в равных трудовых условиях: рабочие места оборудованы компьютерами с идентичным программным комплексом, телефонами. Менеджерами руководят два ведущих специалиста, в соответствии с этим сотрудники разделены на 2 группы по 10 человек.
В ходе исследования первым этапом нашей работы было ознакомление с теоретическими основами проблемы мотивов выбора профессии и удовлетворенность трудом. Изучив литературу отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, мы пришли к выводу:
1.Удовлетворенность работой тесно связана с преданностью работников своей организации, их желанием прилагать максимум усилий в ее интересах, разделять ее ценности и цели.
2. Мотивы выборы профессии определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией. Оно определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности.
3.Удовлетворенность содержанием и характером работы занимает центральное место. Можно выделить следующие элементы или показатели удовлетворенности работой:
- содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
-условия работы;
- оплата труда, материальное вознаграждение;
-степень престижности работы;
-руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
- карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.;
- окружение, психологический климат в коллективе.
5. Проведенные диагностические мероприятия показали, чем выше у менеджеров уровень коммуникативных и организаторских склонностей, тем выше его удовлетворенность трудом и он больше доволен своей работой. Исследование показало, что большинство менеджеров вполне довольны своей работой.
5. Выдвинутая в нашей работе гипотеза подтвердилась. Между уровнем психологической удовлетворенности трудом и мотивацией к достижению успеха имеется связь. Чем больше мотивация к достижению цели – успеху, тем выше удовлетворенность его трудовой деятельностью.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование проблемы выбора профессии и влияние на удовлетворенность трудом может служить важным материалом для дальнейшего исследования данной проблемы.

Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 6-е изд., испр. /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 672 с.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. - М.: Просвещение, 2009. – 224 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Просвещение, 2010. – 335 с.
4. Акперов И.Г. Психология предпринимательства: учеб. пособие / И.Г. Акперов, Ж.В. Мосликова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 429 с.
5. Алексеев Ю. Выбирая профессию /Ю. Алексеев // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С.23-29.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 212 с.
7. Болотова Е.Л. Профильное обучение в старшей школе / Е.Л. Болотова. - М.: Просвещение, 2010. – 264 с.
8. Булыгин Е. Мотивация, которая работает // Новый персонал. - 2013. -№7. - С.39-41.
9. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника /А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 2009. – 390 с.
10. Дундарь М.А. Психодиагностические методики для изучения мотивации человека // Менеджер по персоналу. - 2012. - №6. - С.50-57.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / Егоршин А.П. - 5-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2013. - 452 с.
12. Занюк С. С. Психология мотивации. - К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2011.- 621 с.
13. Запевалова Е. Факторы мотивации персонала // Методы менеджмента и Качества-2009. - №10. - С.16-18.
14. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора /А.И. Зеличенко, А.Г. Шмелев // Вестник МГУ. - 2010. - №4.- С. 32-39.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 394 с.
16. Климов Е.А. Как выбирать профессию /Е.А. Климов. - М., Просвещение, 2010. – 653 с.
17. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 2011. - С.52.
18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - изд-во "Феникс", Ростов-на-Дону, 2011. - 475с.
19. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации /Е.А. Климов. - М.: Знание, 2009. - 237с.
20. Климов Е.А. Путь в профессию /Е.А. Климов. - Л., 2014. - 190с.
21. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2011. - 672с.
22. Кон И.С. Психология /И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2010. - 386с.
23. Кроль В.М. Психология и педагогика /В.М. Кроль. - М.: Высш. шк., 2013.- 459 с.
24. Кухарчук А.М. Профессиональное самоопределение учащихся А.М. Кухарчук, А.В. Центипер. - Минск, 2006. - 127с.
25. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 289с.
26. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности. / Лигинчук Г.Г. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 с.
27. Мартина Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения /Н.К. Мартина. - Сургут, 2006. - 462с.
28. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования /И.О. Мартынюк. - Киев, 2012. - 318с.
29. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 2009. - 478с.
30. Нестер Т.В. Формирование готовности школьников к выбору профессии в условиях региона / Т.В. Нестер. - Кемерово, 2001. - 289с.
31. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию! /Е.Н. Прощицкая. - М.: Просвещение, 2009. - 332с.
32. Пряжников Н. Профессиональное личностное самоопределение / Н. Пряжников. - М.: Просвещение, 2012. - 384с.
33. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2011. - 672с.
34. Психологический словарь (под ред. Зинченко). - М.: Просвещение, 2012. - 532с.
35. Психология труда. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Просвещение, 2011. - 256с.
36. Пуденко Т.И. Как мотивировать продуктивную работу персонала / Т.И. Пуденко. - М.: ИУО, 2013. - 276 с.
37. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. - СПб.: Издательство "Питер", 2010. - 624с.
38. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М.: МПСИ, издательство "Флинта", 2010. - 326с.
39. Ретивых М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению / М.В. Ретивых. - Магнитогорск, 2009. - 442с.
40. Решмидт X. Подростковый и юношеский возраст / Х. Решмидт. - М.: Просвещение, 2007. - 67с.
41. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М.: Вершина, 2013. -224с.
42. Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала // Управление персоналом. - М., 2005.- 485 с.
43. Стивенсон Н. Как мотивировать людей / Н. Стивенсон. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 308 с.
44. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - 4-изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 441 с.
45. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Международная педагогическая академия, 2012. - 372с.
46. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации /А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 2007. - №2.- С.25-29.
47. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 2007. - 184с.
48. Харский К. Благонадежность и лояльность персонала. - СПб.: Питер, 2013.- 851 с.
49. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни; Восточно-европейский институт психоанализа. - М.: изд-во Б& К, 2009. - 238 с.
50. Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. - М.: Вершина, 2012.- 453 с.
51. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению /С.Н. Чистякова. - М.: Филология. Институт общего среднего образования РАО, - 2007. - 80 с.
52. Шангин Н.А. Психологическая подготовка старшеклассников средней школы к сознательному выбору профессии / Н.А. Шангин. - Ярославль, 2009. - 18с.
53. Ярошенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.
Приложения
Приложение 1.
Тест «Определение удовлетворенности своим трудом »
Данный тест позволяет оценить не только Вашу общую удовлетворенность своим трудом, но и ее составляющие.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.