• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 63 %

Работа содержит доклад, презентацию, иллюстративный материал.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отклоняющегося поведения и акцентуаций характера в юношеском возрасте. 6
1.1.Отклоняющееся поведение в юношеском возрасте как психолого-педагогическая проблема. 6
1.2.Особенности проявления акцентуаций характера в юношеском возрасте. 15
1.3. Роль тренинговых упражнений в профилактике девиантного поведения в юношеском возрасте. 21
Выводы по главе 1. 29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения учащихся техникума с различным типом акцентуаций характера. 32
2.1 Организация и методы  исследования. 32
2.2 Исследование проявлений акценутаций характера и девиантного поведения у учащихся техникума. 34
2.3 Программа по  профилактике девиантного поведения у обучающихся техникума  41
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования. 48
Выводы по главе 2. 52
Заключение. 53
Список использованной литературы.. 55
Приложения. 59

Введение
Актуальность темы. Выбор темы можно объяснить несколькими причинами. В современном мире проблема девиантного поведения стоит особо остро. Экономическое неравенство, массовая глобализация, свободный доступ к информации, развитие демократии, а также социальные явления часто становятся причиной негативных реакций в подростковой среде. Молодёжь бунтует против несправедливости, устоявшихся или навязанных моральных принципов. Часто этот протест перерастает в особо опасные формы, которые приносят вред не только юному «революционеру», но и всему обществу.
При этом современные условия способствуют тому, что в большинстве своем родители занимаются трудовой деятельностью, из-за которой времени на ребенка значительно не хватает. А так как девиантное поведение в юношеском возрасте стоит намного более остро, целесообразно  проводить анализ возможных причин появлений девиаций, в частности, различные акцентуации характера.

Цель исследования: выявить эмпирическим путем наличие склонности к отклоняющемуся поведению у учащихся техникума с различным типом акцентуаций характера, разработать и реализовать программу по его профилактике. 
Объект исследования: девиантное поведение учащихся техникума.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения у учащихся техникума.
Гипотеза исследования: склонность к проявлению различных форм девиантного поведения у учащихся техникума будет снижена, если будет разработана и реализована программа профилактики, основанная на:
- повышении уровня информированности по проблеме девиантного поведения;
-  проведении занятий, включающих тренинговые упражнения;
- учете имеющихся у учащихся акцентуаций характера.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме девиантного поведения и акцентуаций характера в юношеском возрасте.
Исследование проявлений акценутаций характера и девиантного поведения у учащихся техникума.
Разработка и реализация программы по профилактике девиантного поведения у учащихся техникума, проверка ее эффективности.
Теоретическая основа исследования:-Проблематика акцентуаций характера и смежных с ней проблем в отечественной психологии юношеского возраста изучена достаточно подробно. Эта тема освещается в трудах Ю.А. Александровского, М.И. Буянова, М.В. Грибановой, О.И. Захарова, И.С. Кона, К.С. Лебединского, О.Е. Личко, Н.Ю. Максимовой, К.Н. Поливановой, Ю.В. Попова, А.Н. Прихожан, О.В. Скрипченка, О.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейна и других авторов.
Среди зарубежных исследований можно отметить труды К. Леонгарда, а также исследования, которые проводились в рамках психоаналитической парадигмы (С.М. Джонсон, О. Лоуен, В. Райх, A. Horner, D. Shapiro).
Методы исследования:
- теоретические – анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент.
В исследовании использовались следующие диагностические методы:
Наблюдение.
Беседа.
Психодиагностический метод. Методики:
- Методика изучения акцентуаций личности (К.Леонгарда-С. Шмишека)
- Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел;
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, содержащего 30 источников, приложения.

Заключение
Акцентуации - это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в вечерних средних школах, имеют акцентуированные характеры.
Проблема диагностики акцентуаций характера, как справедливо определяет В.В. Ковалев (1981), разработана еще не достаточно. Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.
Второй вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в юношеском возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы").
Психологическими исследованиями установлены связи между особенностями заострений характера у подростков и отклоняющимся поведением: правонарушениями, сексуальной патологией, вредными привычками - алкоголизацией, наркотизацией, никотиноманией и пр
На основании показателей приведенных в приложении, мы можем сказать, что явно выраженными признаками акцентуации личности обладают учащиеся техникума. Присущей чертой личности данной группы  является их высокая тревожность.
Качественный анализ методики СОП (Орел) показал, что значимые  различия в проявлении склонности к девиантному поведению наблюдается по параметру «Социальная желательность».
По остальным параметрам показатели не достоверны и находятся н\вне диапазона значимых показателей.
Так же повышенные показатели были выявлены по параметрам таблицы «Волевой эмоциональный контроль» и несколько превышает норму показатель «Склонность к делинквентному поведению».
Эти показатели ожидаемы в виду специфичности группы испытуемых.
Существует связь между акцентуацией характера и отклоняющимся поведением учащихся техникума, что подтверждает нашу гипотезу.

Список использованной литературы
Абрамова Г.С., Абрамова Т.С. Руководство практического психолога. – М.: Гаудеамус, 2003.
Аксенова В.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.,2011
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996.
Антонян Ю.М. Криминология: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 523 с.
Аткинсон Р. Введение в психологию. – М., 2012.
Батяев А.А. Идеальный персонал – профессиональная подготовка, повышение, переподготовка, повышение квалификации. М.: Альфа-Пресс. 2015.
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 2016. - 379 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. И доп. – Спб.: Питер, 2014. – 520с.
Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 1996 - 496 с.
Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением. // [Электронный документ] http://studme.org/149714254962/psihologiya/vzaimosvyaz_aktsentuatsiy_haraktera_otklonyayuschimsya_povedeniem
Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А, Девиантное поведение подростков. - Тула., 2015
Гордеева Т. Психология мотивации достижения / Т. Гордеева. – М.: Смысл, 2013. – 334 с.
ГордфруаЖ. Что такое психология. - Т2., Перев с фр. - М1992
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998.-399с.
Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2013.
Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 2011.
Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики акцентуаций характера. - М.:Директ-Медиа, 2013. - 250 с.
Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 2014.
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М., 2012.
Курцева Н.В. Основы социальной педагогики. - Краснодар., 2009 156 с.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2012. - 776с.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1989.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у учащихся: пато- характерологический диагностический опросник для учащихся (ПДО). - СПб.: Речь, 2009. - 251 с.
Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
Лупъян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс...- Ростов н/Д, 1991.- 224с.
Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
Маклаков В.С. Общая психология. – СПб., 2015.
Максименко С.Д. Общая психология – М.: 2013 – 528 с
Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – Москва-Воронеж. 2016.
ММаслоу А. Мотивация и личность/Пер. А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999.
Мюррей Г. Личностные переменные. – Спб., 2012.
Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР: В 2 т. - Т. 2. - М., 1960.
Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М., Спб., 2008. 345 с.
Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная
психология. М.,2015.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие.2-е изд., доп.и.перераб./В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред.А.А.Крылова, С.А.Маничева. – Спб.: Питер, 2003. – 560с.
Проблемность в учебной деятельности: теория и методы психологического анализа / Л. Г. Дикая. М.: РАН. Институт психологии, 2013.
Психологический словарь/авт. - сост. В.Н. Копорушина, М.Н. Смирнова, Н.О.Гордеева; Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов на Дону: Феникс, 2003.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб: Питер, 2012.-720с.
Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2015. 656 с.
Сарджвеладзе Н.И.. Личность и её взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1989.
Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. – М.: ИКА "Москва", 1990.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: МГУ, 1980.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 2013.
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н/Д: «Феникс», 2012.-448с.
Телина И.А. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовер¬шеннолетних. - 2-е издание. -М., 2013
Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2010. - 776с.
http://wiseparent.ru/test/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA/
Приложения


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.