• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 61% %

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 6
1.1. Функции и цели школьного курса по обществознанию 6
1.2. Личностно-ориентированное обучение на уроках обществознания 16
1.3. Психологические проблемы старшего подросткового возраста в ракурсе обществоведческого образования 21
1.4. Основные трудности в коммуникативной деятельности 31
2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Обоснование и выдвижение гипотез 41
2.2. Методологические принципы исследования 41
2.3. Организация и проведение эмпирического исследования 42
2.4. Методы эмпирического исследования 43
3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ РАЗДЕЛУ «ПРАВО» 46
3.1. Констатирующий эксперимент 46
3.2 Коррекционная работа по повышению уровня коммуникативной деятельности и преодолению трудностей в общении 51
3.3. Контрольный эксперимент 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

ВВЕДЕНИЕ

Перед современным образованием ост¬ро стоит задача повысить эффек-тивность и качество образовательного процесса, спо¬собствовать наиболее полному умственно¬му и личностному развитию учащихся. Ре¬шение этой проблемы возможно за счет гуманизации образовательного процесса. При этом возрас¬тает необходимость опоры на данные пси¬хологии, на знание объективных законов психического развития.
Применительно к общество¬ведению (обществознанию) идея гуманиза-ции имеет свою специфику. Принципиальной особенностью современного содержания об¬ществоведческого образования, важной с психологической точки зрения, является включение в него человековедческих знаний. Философские, социологические, психологические знания о чело¬веке призваны обеспечить возможность формирования гуманис¬тического мировоззрения, а также создать условия для самосози¬дания развивающейся личности, для эффективного взаимодейст¬вия с другими людьми. Содержание обществоведческого образова¬ния определяется, прежде всего, исходя из потребностей самой личности, живущей в условиях коренных перемен в жизни обще¬ства.
Специфика социально-гуманитарного образования заключается также в особом отношении школьников к объему изучения: общест¬ву и человеку. Такое отношение может быть охарактеризовано как состояние психологической вовлеченности в объект, непрекращаю¬щегося взаимодействия с ним. Это является, с одной стороны, ис¬точником трудностей и проблем современного обществоведческого образования, с другой стороны, определяет его потенциал в плане перестройки содержания и методов образования, расширения воз¬можностей развития личности.
Гуманизация образовательного процесса способствует самоопределению учащихся. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте.
Окажет помощь в преодолении проблем, вызывающих затруднения у подростков в процессе общения, поможет школьный курс обществознания.
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.
Целью дипломной работы является выявление влияния ориентированно-личностного подхода на уроках обществознания на коммуникативные способности учащихся.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме «Психологические особенности обучения на уроках обществознания»;
- отобрать методики;
- провести исследование;
- сделать выводы.
Объект исследования: коммуникативная деятельность учащихся де-вятого класса на уроках обществознания.
Предмет: коммуникативные способности девятиклассников, реализу-емые на уроках.
Гипотеза: применение личностно-ориентированного подхода на уро-ках обществознания существенно способствует устранению «барьеров» об-щения и активному включению учащихся-старших подростков в коммуникативную деятельность.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования за-ключается в психологическом анализе условий продуктивного сочетания психолого-педагогических технологий, направленных на выявление и устранение причин, вызывающих затруднения у подростков в процессе об-щения.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы, получен-ные в результате нашего исследования, могут быть использованы педагога-ми, школьными психологами, а также родителями.
Методологической основой является системный личностно-деятельностный подход как сложная функциональная система взаимодей-ствия учащихся с учителем, учащихся со сверстниками в диалоге с учетом учебной информации в структурированной форме с использованием техно-логий, стимулирующих активную коммуникативную деятельность.
В дипломной работе мы использовали методы опроса, наблюдения, беседы, анкеты, анализ результатов деятельности, контрольные, проверочные и творческие работы; метод эксперимента.
Структура работы:
Работа, объёмом страниц, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (59 источников), приложения.
В первой главе рассматриваются психологические особенности школь-ного курса обществознания, специфика общения подростков, рассматриваются некоторые причины трудностей, возникающих в общении.
Во второй главе дается описание методологии и методов данного исследования.
В третьей главе представлен анализ данных полученных в ходе исследо-вания.
В заключении формируются выводы по данной проблеме.
В приложении представлены некоторые фрагменты коррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей у подростков в процессе общения на уроках обществознания по учебному разделу «Право».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешность обучения во мно¬гом определяется знанием психологических особенностей уча¬щихся, которым оно адресовано. Без обращения к ученику, без знания его внутреннего мира, чувств, мыслей и поступков невозможна конкретная педагогическая деятельность каждого учителя. В современных ус¬ловиях невозможна простая трансляция знаний от учителя к уче¬нику, а тем более - навязывание как знаний, так и определенных точек зрения, оценочных выводов. Новая информация должна быть соотнесена с личностным (субъектным) опытом тех, кто ее ус¬ваивает. Поэтому в содержании обществоведческого образования приоритетно личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоцен¬ность, субъективный опыт, который сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием, задаваемым обучением. При личностно-ориентированном обучении каждый педагог должен ориентироваться на потребности, запросы и проблемы своих воспитанников.
Современная психолого-педагогическая наука выделяет проблемы под-росткового возрас¬та - типичные субъективные трудности, которые испытывают де¬ти, и типичные сложности, с которыми сталкиваются воспитате¬ли, а также специфические для данного возраста скрытые конфликты. Центральное место в подростковом возрасте занимают про¬блемы общения.
Нами было проведено исследование с целью выявления влияния ориентированно-личностного подхода на уроках обществознания на коммуникативные способности подростков.
С целью диагностики коммуникативных способностей применена ме-тодика КОС-1. После повторного проведения методики были выявлены сле-дующие результаты:
- количество учащихся, имеющих средний уровень, повысилось на 8%;
- количество учащихся, имеющих высокий уровень, увеличилось на 4 %;
- количество учащихся, имеющих очень высокий уровень, увеличилось также на 4 %. Ниже среднего и низкого уровня коммуникативных способно-стей нет.
- методика – тест Кэттела позволила понять причины коммуникатив-ных трудностей у отдельных подростков и целенаправленно воздействовать на них в процессе коррекционной работы на уроках обществознания.
- по результатам полученных данных методики теста Кэттела, КОС-1, была проведена психокоррекционная работа по профилактике и преодоле-нию трудностей в общении;
- результаты контрольного эксперимента показали, что при ориентированно-личностном подходе у испытуемых повышается уровень коммуникативных способностей, что позволило сделать вывод о том, что причинами трудностей в общении подростков могут выступать их личностные особенности.
Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте.
Таким образом, наша гипотеза - применение ориентированно-личностного подхода на уроках обществознания способствует устранению «барьеров» общения и активному включению учащихся девятого класса в коммуникативную деятельность - нашла свое подтверждение.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.