• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 62 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы психологии отношений юношей и девушек к будущей семейной жизни 7
1.1. Проблема психологической готовности лиц юношеского возраста к семейной жизни в отечественной и зарубежной научной литературе 7
1.2. Основные теоретические положения и малоизученные аспекты подготовки старшеклассников к созданию семьи 11
1.3. Анализ направлений деятельности психолога по ознакомлению юношей и девушек с особенностями функционирования современной семьи 17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности юношей и девушек к будущей семейной жизни 26
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 26
2.2 Методика исследования 27
2.3 Результаты исследования 28
2.4 Обсуждение результатов исследования 35
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значительные социально-экономические проблемы современного общества находят определенное отражение в процессе функционирования семьи, которая становится краеугольным камнем социального института.
Можно отметить такие негативные тенденции, как значительное уменьшение количества зарегистрированных браков и увеличение количества разводов. В настоящее время число разводов растет и, причем, 40% приходится на долю семей со стажем до 4 лет. Современные отношения, в том числе и семейно-брачные требуют от людей определенного уровня нравственно – этического и духовного развития.
Перечисленные выше негативные процессы протекают в условиях ухудшения экологической, психофизиологической и духовной составляющих существования современного человека.
На государственном уровне приоритетным направлением оздоровления общества есть занятия физкультурой, спортом, туризмом, общественной деятельностью. Но практика показывает, что пропаганда спорта и здорового образа жизни не является основным критерием улучшения общественного здоровья.
Духовный, физический и моральный упадок в нашей стране, алкоголизация общества вызывают достаточно высокий уровень заболеваемости и смертности населения, разрушение семьи как основы здорового общества. В последние десятилетия наблюдается тенденция к омоложению алкоголизма, что вызвало необходимость создания юношей и даже детской наркологии.
Процессы акселерации, распространение негативных явлений молодежной субкультуры искажают сферу досуга юношей и юношества, интенсификация их контактов актуализировали многие проблемы, связанные с половыми отношениями, здоровым образом жизни, развитием морально-психологических качеств в молодежной среде, что, в свою очередь, приводит к росту венерических заболеваний и омоложению проституции. Этому способствует недостаточная информированность юношей по вопросам семейных отношений и отсутствие навыков успешного и конструктивного решения актуальных проблем в условиях духовно-нравственной дезориентации общества.
Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую жизнь, но, к сожалению, это не у всех получается.
Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только их биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные. Современные молодые люди, чтобы создать прочную семью должны овладеть культурой общения. Овладение культурой общения –важная составляющая сохранения и укрепления здоровья.
Эта культура должна закладываться в юношеском возрасте и развиваться в гармоничном единстве с половым и психическим созреванием. Но для нормальной семейной жизни мало иметь только чувство, даже самое высокое. С невзгодами и трудностями помогут бороться доброжелательность, критическое отношение и требовательность к себе, заботливость, тактичность, толерантность, внимательность, ответственность, взаимное уважение и культура поведения.
Также актуальность данной проблемы определяется особенностями, характерными для создания, развития и становления современной семьи. Брачный возраст омолаживается, число разводов стремительно увеличивается. Это связано с ошибочными представлениями юношей и девушек о мужской и женской социальной роли в семье, с их неумением строить доверительные отношения.
Объект исследования: семейные и полоролевые установки у юношей и девушек.
Предмет исследования: семейные и полоролевые установки у лиц юношеского возраста как условие социализации.
Цель исследования: провести психологическое исследование отношений юношей и девушек к будущей семейной жизни.
Актуальность и недостаточность исследования проблемы позволяет сформулировать исследовательские задачи.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению проблемы семейных и полоролевых установок у юношей и девушек.
2. Провести исследование их семейных и полоролевых установок.
3. Проанализировать полученные результаты.
Вкачестве гипотезы исследования явилось предположение о том, что юноши и девушки, неудовлетворенные взаимоотношениями с родителями, имеют неверные семейные и полоролевые установки.
Методы исследования:
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач в работе используется комплекс методов, включающий:
1. Методы подготовки исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, тестирование, проективная методика.
3. Методы обработки и интерпретации эмпирических данных: количественный и качественный анализ, методы математической статистики.
Методы математической статистики:
1. Определение средних коэффициентов по методикам исследования.
2. Расчет коэффициента корреляции.
Практическая значимость полученных результатов: сравнительный анализ семейных и полоролевых установок у юношей и девушек из благополучных и неблагополучных семей может быть использован в работе как с самими лицами юношеского возраста, так и с их семьями.
Эмпирическая база исследования: «Камбарский машиностроительный колледж» им. Калашникова г. Камбарка
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложения. Основной текст изложен на 58 страницах, включая 2 таблицы.

Выводы
Семья для человека всегда была самым важным социальным институтом. Именно в семье начинает формироваться личность ребенка, происходит присвоение социальных ролей, необходимых для успешной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает первым воспитательным институтом, связь с ней неразрывна и человек ощущает ее на протяжении всей жизни. Именно поэтому особое значение пробретает получение каждым ребенком полноценного семейного воспитания, которое будет способствовать его личностному, гражданскому и профессиональному становлению.
Социально-психологическая атмосфера семьи зависит от готовности юношей и девушек к брачным отношениям. Психологическая готовность к браку – система психологических характеристик субъекта, которые обеспечивают успешное вступление в брак.
Формирование морально-нравственного мировоззрения юношей в сочетании с их подготовкой к семейной жизни предполагает формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающих специфические потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношение к представителям другого пола и соответственно этих образований форм поведения.
Психологическая готовность к созданию семьи представляет собой развитые навыки общения с людьми, в похожих взглядах на семейную жизнь и мир в целом, устойчивость характера и чувств и умение создать здоровую психологическую атмосферу в семье. Начинающиеся семейные отношения часто усложняет, и даже прекращает, психологическая несовместимость. Психологическая несовместимость – это полное несовпадение взглядов на семейную жизнь и абсолютно разное мировоззрение и восприятие мира. Также различие темперамента, не устойчивая самооценка, акцентуации характера, чрезмерные требования друг к другу и к себе.
В структурном отношении такая готовность представлена эмотивным, когнитивным, оценочно-волевым и деятельностным компонентами. Выделение данных компонентов в структуре готовности студентов к семейной жизни объясняется основными потребностями юношеского возраста (когнитивными, эмотивными, оценочно-волевыми и потребностями в деятельности и общении).
На будущие семейные отношения огромное воздействие оказывает семья. Именно в семье вырабатываются определенные идеалы и представления о взаимоотношении полов, о роли и «функциях супругов». Отношения между родителями, бытующие в семье традиции, стиль и характер общения, распределение и выполнение семейных обязанностей – все это прекрасная школа подготовки молодежи к семейной жизни.
Образы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка, прежде всего, через непосредственные проявления старших мужчин и женщин, ребенок хочет ориентироваться на ценности своего пола, ребенок впитывает все формы поведения, как полезные, так и асоциальные. В семье дети преимущественно подражают родителям своего пола.
Таким образом, важнейшее место в формировании супружеской пары занимает вопрос готовности молодых людей к вступлению в брачные отношения. Готовность к браку обусловливается рядом критериев, таких как: степень привязанности будущих супругов друг к другу, гармония в эмоциональных отношениях партнёров, схожесть предпочитаемых ценностных систем и норм поведения, психофизиологическая совместимость и общий культурный уровень обоих партнёров. Следует также сказать о том, что стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной готовности молодых людей к совместной семейной жизни, иначе проблемы, с которыми молодая семья неизбежно в той или иной степени столкнётся, окажутся для нее трудноразрешимой.
Таким образом, благодаря процессу гендерной социализации, мы определяем и узнаем, что является приемлемым и неприемлемым в нашем обществе для мужчин и женщин. В ходе исследования было определено, какие агенты гендерной социализации являются наиболее значимыми для юношей. Особенно влиятельным агентом гендерной социализации для юношей является семья. Мы выявили, что процесс гендерной социализации зависит от многих факторов: личности родителей, их самооценки, возраста, статусных позиций и от гендерного разделения труда в семье.
В ходе исследования было обнаружено, что отношения между родителем и респондентом одного пола укрепляют взгляды на традиционные отношения и уже существующие гендерные стереотипы о «мужском и женском», о традиционных гендерных ролях и т. д. В свою очередь, отношения с родителем противоположного пола являются значимым фактором в изменении стереотипных представлений, и общение с родителем противоположного пола очень важно для юношей и девушек. Было выявлено противоречие: с одной стороны, женщины (мамы) являются более социально активными. С другой – именно они поддерживают процесс формирования гендерных стереотипов в семье.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья для человека всегда была самым важным социальным институтом. Именно в семье начинает формироваться личность ребенка, происходит присвоение социальных ролей, необходимых для успешной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает первым воспитательным институтом, связь с ней неразрывна и человек ощущает ее на протяжении всей жизни. Именно поэтому особое значение пробретает получение каждым ребенком полноценного семейного воспитания, которое будет способствовать его личностному, гражданскому и профессиональному становлению.
Социально-психологическая атмосфера семьи зависит от готовности юношей и девушек к брачным отношениям. Психологическая готовность к браку – система психологических характеристик субъекта, которые обеспечивают успешное вступление в брак.
Формирование морально-нравственного мировоззрения юношей в сочетании с их подготовкой к семейной жизни предполагает формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающих специфические потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношение к представителям другого пола и соответственно этих образований форм поведения.
Психологическая готовность к созданию семьи представляет собой развитые навыки общения с людьми, в похожих взглядах на семейную жизнь и мир в целом, устойчивость характера и чувств и умение создать здоровую психологическую атмосферу в семье. Начинающиеся семейные отношения часто усложняет, и даже прекращает, психологическая несовместимость. Психологическая несовместимость – это полное несовпадение взглядов на семейную жизнь и абсолютно разное мировоззрение и восприятие мира. Также различие темперамента, не устойчивая самооценка, акцентуации характера, чрезмерные требования друг к другу и к себе.
Таким образом, рассмотрен один из взглядов на развитие гендерных характеристик в юношеском возрасте, постулирующий интенсификацию гендерной идентичности. Предложенные исследователями первые модели были подвергнуты многочисленным проверкам, результаты которых носят неоднозначный характер. Так, в большом числе работ показана несостоятельность гипотезы интенсификации гендерной идентичности. Однако ряд исследований подтверждают тот или иной ее аспект: например усиление маскулинных черт у мальчиков в подростковом возрасте. Очевидно, что невозможно предсказать общую модель развития гендерной идентичности для всех подростков.
Малоизученной областью остается проблема восприятия детьми гендерных ожиданий родителей, друзей и общества. Таким образом, в следующих исследованиях должны рассматриваться не только гендерные установки и гендерное поведение, но и сложные, многогранные процессы, которые влияют на принятие традиционных или не традиционных гендерных ролей. Кроме того, результаты приведенных исследований отражают необходимость возобновления изучения качеств, традиционно отражающих гендерные роли в свете современных культурных норм.
В современном обществе с изменением социокультурной ситуации происходит изменение действия механизмов гендерной социализации подростков. Стереотипы о мужских и женских ролях в настоящее время все больше размываются, исчезают гендерные ориентиры. В семье закладываются гендерные стереотипы, на основе которых создается образ будущей идеальной семьи с соответствующим распределением гендерных ролей. Взаимоотношения родителей влияют на формирование гендерной идентичности, т.к. перед подростком встает задача конструирования своей идентичности как представителя определенного пола, распознание и принятие в себе индикаторов мужского и женского и включение в эту группу.
Нами было обнаружено, что отношения между родителем и респондентом одного пола укрепляют взгляды на традиционные отношения и уже существующие гендерные стереотипы о «мужском и женском», о традиционных гендерных ролях и т. д. В свою очередь, отношения с родителем противоположного пола являются значимым фактором в изменении стереотипных представлений, и общение с родителем противоположного пола очень важно для юношей и девушек. Было выявлено противоречие: с одной стороны, женщины (мамы) являются более социально активными. С другой – именно они поддерживают процесс формирования гендерных стереотипов в семье.
В ходе проведения эмпирического исследования гипотеза нашла свое подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. – М.: Просвещение, 2010.
2. Анисютина, С.А. Программа педагогического сопровождения процесса формирования готовности подростков к семейной жизни / С.А. Анисютина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. -С. 27-31.
3. Антонова Е.А., Данилова М.В. Идентичность подростков в связи с детско-родительскими отношениями // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2014. Т. 2. С. 20-28.
4. Афанасьева, Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений /Т.М. Афанасьева - М.: Эксмо, 2011. – 260с.
5. Баранова А.В., Хащенко Е.П. Гендерная идентичность девочек подростков с репродуктивными нарушениями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. № 34-2. С. 92-97.
6. Борисов, В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления /В.А. Борисов // Семья в России, 2015. - №1 – С. 12 - 29.
7. Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте // Психология и право. 2013. № 3. С. 1-10.
8. Бубнова И.С., Рерке В.И. К вопросу о формировании гендерной идентичности у подростков-сирот // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2012. № 17. С. 58-62.
9. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. Пособие. / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова. – М.: Издательский Центр «Академия», 2012. – С.212.
10. Дзюман Е.М., Целиковский С.Б., Котова Т.А., Михайлова О.Ю. Модели гендерной делинквентности // Российский психологический журнал. 2012. Т. 9. № 3. С. 41-48.
11. Дольто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. – Екатеринбург: У – Фактория, 2014. – 368с.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 208с.
13. Егидес А.П. Учебник семейных отношений или брак без брака / А.П. Егидес. – М.: АСТ-Пресс, 2014. – 336 с.
14. Жигинас Н.В. Проблемы психического здоровья и гендерной идентичности в подростковом возрасте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (156). С. 85-89.
15. Жигинас Н.В., Гребенникова Е.В., Зверева Н.А. Гендерная идентичность и подростковая девиантность как аспект личностного становления современной молодежи // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 4 (6). С. 72-77.
16. Зверева С.В., Скворцова Е.А. Индивидные и психофизиологические предпосылки становления гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 5. С. 116-123.
17. Зидер, Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII- XX вв.) /Р. Зидер. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 360 с.
18. Игнатова О.В. Взаимосвязь гендерной идентичности старшеклассников и мотивационно-ценностного компонента их будущего отцовства // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 3. С. 71-75.
19. Игнатова О.В., Косов А.В. Исследование интеркорреляции гендерной идентичности подростков и типологии их будущего отцовства // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 2. С. 46-50.
20. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – С.111.
21. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О,А, Карабанова. – М.: Гардарики, 2008. – 320 с
22. Каробанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие / О.А. Каробанова. – М., 2013. – 320 с.
23. Князева Н.Н. Динамика психологической готовности к семейной жизни и личностной зрелости у студентов колледжа Актуальные вопросы психологии. 2017. № 13. С. 4. [Электронный документ] https://elibrary.ru/item.asp?id=28805342 Дата обращения 12.11.2017г.
24. Котлова С.Ю. Проблемы становления когнитивного компонента самосознания юношей и девушек 16-18 лет // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 52. С. 137-142.
25. Курдыбаха О.Н. Формирование гендерной идентичности подростков в условиях семьи. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XXX международной заочной научнопрактической конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. – С. 99.
26. Курочкина И.А. Психологические особенности структурных компонентов гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1518-1524.
27. Мид, М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире / М. Мид. - М., РОССПЭН, 2014. – 351 с.
28. Науменко М.Н. Социокультурные факторы гендерной социализации подростков в транзитивном обществе. // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. C. 262.
29. Николаева, Е.И. Психология семьи: учебник для вузов / Е.И. Николаева. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 336 с.
30. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – С.9-58.
31. Подготовка к браку и добрачное консультирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-211252.html (дата обращения: 06.01.2017).
32. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А.А.Реана – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК. 2013. – 432с.
33. Размахнина Д.Ю., Лидерс А.Г. Неосознаваемые идентификации в составе гендерной идентичности подростков // В мире научных открытий. 2013. № 1-4. С. 224-236.
34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер. 2010. – 656с.
35. Рогов Е.И., Науменко М.В. К вопросу о детерминантах гендерной идентичности подростков // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 6. С. 85-92.
36. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2012.
37. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г Эйдемиллера. – СПб.: Питер. 2012. – 368с.
38. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. – М., 2011.
39. Тимошина И.Н. Интенсификация гендерной идентичности в подростковом возрасте (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 41-51.
40. Хрусталева В.В. Влияние половой структуры школьного класса на формирование гендерной идентичности // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 3. С. 75-83.
41. Хрусталева В.В. Особенности социальной идентичности подростков // Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 4. С. 59-63.
42. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – СПб., 2014.
43. Шевцова Ю.А., Матяш Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса становления гендерной идентичности подростков в системе работы школьной психологической службы // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 262-267.
44. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб.: Питер, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.