• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 75 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические и методологические аспекты изучения социально-психологического климата в коллективе 9
1.1 Понятие и структура социально-психологического климата 9
1.2 Факторы, формирующие социально-психологический климат 14
1.3 Методы исследования социально-психологического климата 19
1.4 Пути регулирования и совершенствования социально-
психологического климата 28
2 Анализ социально-психологического климата в коллективе работников ГБУ СОН СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
города Красноуральска» 34
2.1 Общая характеристика учреждения и персонала 34
2.2 Изучение социально-психологического климата методом
анкетирования 45
2.3 Диагностика межличностных отношений в коллективе ГБУ СОН СО
«СРЦН города Красноуральска» методом Дж. Морено «Социометрия» 55
2.4 Диагностика социально-психологического климата в коллективе ГБУ
СОН СО «СРЦН города Красноуральска» по методикам О.Немова,
В.Шпалинского и Э.Шелеста 63
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе ГБУ СОН СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Красноуральска» 71
3.1 Общая характеристика мероприятий 71
3.2 Технико-экономическое обоснование мероприятий 76
3.3 Ожидаемый эффект от реализации мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 92




























РЕФЕРАТ

На дипломную работу: «Социально-психологический климат в коллек¬тиве: ди-агностика и пути совершенствования (на примере Государственного бюджетно-го учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Красно-уральска»)».
Данная дипломная работа выполнена на 90 листах машинописного текста (без учета приложений).
Количество таблиц – 48 (без учета приложений).
Количество рисунков – 3 (без учета приложений).
Ключевые термины: коллектив, социально-психологический климат.
Дипломная работа состоит из введения, трех частей, заключения, библио¬графического списка, приложений.
В теоретической части представлены основные понятия, структура, фор¬мирующие факторы социально-психологического климата в коллективе, ме¬тоды его исследования и пути и пути регулирования.
В практической части представлена общая характеристика исследуемого учреждения и его персонала, проведен анализ социально-психологического климата в коллективе ГБУ СОН СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Красноуральска».
В третьей (проектной) части на основе полученных данных разработаны предложения по совершенствованию социально-психологического климата в учреждении.
В заключении подведены итоги в соответствии с поставленными зада¬чами.




ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения в культурной, политической и экономической жиз-ни российского общества требуют научного осмысления тех процессов, ко¬торые связаны с реформированием устоявшихся форм социальных взаимодей¬ствий. За изменением политических и экономических отношений, прежде все-го, стоит качественное преобразование отношений социально-психологиче¬ского характера. В этой связи, успех осуществляемых в последние годы реформ непосредственным образом зависит от того, насколько складывающиеся формы социальных отношений будут отвечать актуальным тенденциям развития рос¬сийского общества.
Важнейшей областью в пространстве социальных отношений является взаимодействие внутри трудового коллектива. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом за¬висит не только эффективность совместной деятельности, выражающейся в экономических показателях, но также отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой, внешняя мотивация и, в конечном итоге, удовлетво¬ренность работой. Социально-психологический климат играет существенную роль в плане создания корпоративной культуры и повышения эффективности функционирования коллектива, объединенного общей целью.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала обще¬ства и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Фор¬мирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производи¬тельности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реали¬зации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического про¬гресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве поли¬функционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от опти¬мальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и пере¬страивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенци¬альные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межлич¬ностного взаимодействия.
Социально-психологический климат выступал предметом изучения мно¬гих исследователей (К.К. Платонов, А.И. Донцов, В.А. Петровский, А.Л. Свен¬цицкий, Я.Л. Коломинский, Л.Г. Почебут, Б.Д. Парыгин, Е.С. Кузьмин, МЛ. Ночевник, Н.С. Мансуров, В.П. Машеро, Г.А. Моченов, А.А. Русалинова, Ф.М. Русинов, Ю.Т. Тимофеев, В.А. Чикер, И.Е. Шварц, А.И. Щебетенко и др.). Тем не менее, тема изучения и совершенствования социально-психологического климата в организации продолжает оставаться актуальной и требует дальней¬шего изучения.
Данная дипломная работа посвящена теме «Социально-психологический климат в коллективе: диагностика и пути совершенствования».
Цель исследования: провести диагностику социально-психологического климата учреждения и разработать рекомендации по его улучшению.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретический материал по теме работы;
- проанализировать понятие, структуру социально-психологического климата и влияющие на его формирование факторы;
- рассмотреть методы исследования социально-психологического климата в коллективе и пути его совершенствования;
- проанализировать социально-психологический климат в Государствен¬ном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердлов¬ской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Красноуральска»;
- разработать рекомендации по совершенствованию социально-психоло¬гического климата в учреждении.
Объект исследования: трудовой коллектив ГБУ СОН СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Красноуральска».
Предмет исследования: социально-психологический климат в трудовом коллективе.
При написании дипломной работы были использованы следующие ме¬тоды: теоретический (изучение и анализ научной литературы в сфере социаль¬ной и организационной психологии, социологии, психологии менеджмента и управления персоналом по исследуемой проблеме), эмпирический (социомет¬рия; тестирование), статистический (количественный и качественный анализ результатов исследований). Для диагностики социально-психологического климата в коллективе были использованы следующие методики исследования: Социометрия Дж. Морено, методика изучения социально-психологической са¬мооценки коллектива О. Немова, методика диагностики психологического кли¬мата в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Прилага¬ется библиографический список. Имеются приложения.


























1 Теоретические и методологические аспекты изучения социально-психологического климата в коллективе

1.1 Понятие и структура социально-психологического климата

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность про¬цессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиениче¬ские условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влаж¬ность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состоя¬ния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат ор¬ганизации», «микроклимат» и др.
«Изучение социально-психологического климата коллектива издавна привлекает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, сделаны сотни докладов на научных конференциях и симпозиумах. Однако ученым пока так и не удалось окончательно договориться, что же такое социально-психологический климат. Сегодня существует более сотни определений данного явления и не меньшее количество методик его изучения» .
В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан. Моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия, которого значительно локальнее морального и социального.
Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе .
Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
«Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения» .
В.Д. Парыгин дает следующее определение социально – психологиче¬ского климата: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и от¬носительно устойчивый психологический настрой коллектива, который нахо¬дит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» .
Один из видных исследователей социально – психологических проблем управления трудовыми коллективами В.М. Шепель, определяя психологиче¬ский климат как эмоциональную окраску психологических связей, возникаю¬щих на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склон¬ностей, выделяет три климатические зоны.
Первая – социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии гарантировано соблюдение конституционных прав и обязанностей работников.
Вторая – моральный климат, определяемый моральными ценностями, общепринятыми в коллективе.
Третья – психологический климат, под которым понимает ту атмосферу, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Несмотря на различие в подходах и определениях социально – психоло¬гического климата, многие авторы сходятся на том, что относительно устойчи¬вый психологический настрой является в известной степени целостной харак¬теристикой коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отноше¬ниях к трудовой ситуации, влияет на результаты производственной деятельно¬сти, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или отри¬цательно) .
Наиболее глубоким по содержанию и степени разработанности является определение социально – психологического климата, данное Ю.Л. Неймером. По его мнению, социально – психологический климат коллектива - это внут¬реннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность дос¬тигать стоящие перед ним цели.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции, в нашем случае это качественные медицинские услуги. Вместе с тем, социально - психологиче¬ский климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. От уров-ня оптимальности социально-психологического климата каждого отдель¬ного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политиче¬ская, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Обобщая результаты проведенного исследования, целесообразно сделать основные выводы.
Социально-психологический климат – качественная сторона межлично¬стных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических усло¬вий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятель¬ности и всестороннему развитию личности в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая тре¬бовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчи¬ненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива реше¬ния.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро и микросреды.К факторам макросреды относятся общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные и этнические факторы. К факторам микросреды относятся: объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов, а также субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.
В практике исследований социально-психологического клима¬та исполь¬зуются следующие методы: социометрический, ролевые игры, интервью, тес¬тирование, наблюдение, эксперимент, анке¬тирование.
Деятельность по улучшению условий формирования СПК может осуще¬ствляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияю¬щих факторов: улучшение условий труда, совершенствование организации и стимулирования труда, совершенствование социально-демографических ха¬ракте¬ристик коллектива, совершенствование взаимоотношений и стиля управ¬ления.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания на¬селения Свердловской области «Социально - реабилитационный центр для не¬совершеннолетних города Красноуральска» предназначено для комплексного об¬служивания на территории муниципального образования семей и несовер-шен¬нолетних, нуждающихся в социальной поддержке, путем своевременного и квалифицированного оказания социальных услуг.
В ГБУ СОН СО «СРЦН города Красноуральска» работает 55 сотрудников (44 основных сотруд¬ника и 11 обслуживающего персонала). Среди персонала 85,5 % составляют женщины и 14,5 % - мужчины.
Проведенное анкетирование среди персонала позволило выявить отно¬шение работников ГБУ СОН СО «СРЦН города Красноуральска» к социально – психологическому климату в рабочем коллективе: в коллективе работников ГБУ СОН СО «СРЦН города Красноуральска», по мнению большинства опро-шенных, преобладает достаточно бла¬гоприятный социально – психологический климат, который позволяет работать эффективно, не испытывая раздражения при общении с коллегами. Опрошен¬ные отметили значительность влияния со-циально – психологического климата на качество работы и необходимость ру-ководителя коллектива улучшать его. При этом также большая часть выразила готовность принимать участие в меро¬приятиях по улучшению социально – пси-хологического климата в коллективе.
Анализ межличностных отношений сотрудников ГБУ СОН СО «СРЦН города Красноуральска» по методике «Социометрия» Дж. Морено показал, что несомненным лидером в коллективе является директор учреждения – Степано-ва И.В. Так называемых изгоев в коллективе ГБУ СОН СО «СРЦН города Красноуральска» нет, каждый работник получил оп¬ределенное число выборов коллегами (либо положительных, либо отрицатель¬ных).
Анализ социально-психологического климата в коллективе по методике О. Немова показал, что социально-психологический климат в коллективе ра¬ботников ГБУ СОН СО «СРЦН города Красноуральска» отличается высоким уровнем ответственности, коллективизма, сплочённости, контактности, откры-тости, организованности, информированности.
Диагностика психологического климата в малой производственной груп-пе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста, проведенная среди 45 выборочных со¬трудников ГБУ СОН СО «СРЦН города Красноуральска», показала, что все 45 человек опрошенных довольны социально-психологическим климатом в кол-лективе. По оценке всех 45 опрошенных, в учреждении наблюдается высокая благоприятность психоло¬гического климата.
Для совершенствования социально-психологического климата в коллек¬тиве работников ГБУ СОН СО «СРЦН города Красноуральска» в дипломной работе разработаны реко¬мендации. Они сводятся к тому, что совершенствова-ние социально-психологи¬ческого климата в коллективе должно осуществляться по двум направлениям: совершенствование условий труда персонала и совер-шенствование взаимоот¬ношений между работниками. Для этого рекомендуется:
- в рамках первого направления - приобрести компьютерное оборудова¬ние для персонала и создать комнату психологической разгрузки в учреждении;
- в рамках второго направления – организовать проведение конкурса «Лучший работник» и систематически проводить коллективные мероприятия.
В дипломной работе составлена смета затрат на реализацию предлагае¬мых мероприятий. При этом потребуется 178 896 рублей.
Разработанные мероприятия направлены не на улучшение финансового состояния учреждения. Они позволят улучшить социально-психологический климат в коллективе работников учреждения. Это, в свою очередь, должно по¬ложительно сказаться на их работе. Другими словами, от реализации разрабо¬танных мероприятий ожидается социальный эффект, который невозможно вы¬разить в количественных показателях.
























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балковская Т.З., Голикова И.В. Социально – психологические и организаци¬онные основы управления персоналом. - Хабаровск. ХГАЭП, 2007. – 359 с.
2. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2000. – 242с.
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2003. – 207 с.
4. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне выс¬ших стандартов: теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2007. – 455 с.
5. Бутыркин В.С. Менеджмент организации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 566 с.
6. Ветошкина Т. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – №9. – С. 12-16.
7. Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело, 2003. –231 с.
8. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. - М.: Экономика, 2009. –226 с.
9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – М.: Тет¬раСистемс, 2000. – 198 с.
10. Кричевский Р. Если вы руководитель. - М.: Дело, 2001. – 174 с.
11. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – М.: Прогресс, 2000. – 174 с.
12. Кузьмин Е., Волков Н. Руководитель и коллектив. - М.: Экономика, 2009. – 395 с.
13. Неймер Ю.Л. Из стабильности в кризис: исследования и публикации социо¬лога в СССР, Украине и США. – М.: КнаРус, 2004. – 544с.
14. Парыгин Б.Д, Основы социально – психологической теории. – М.: Наука, 1991. – 186 с.
15. Платонов Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в груп¬пах и организациях. – М.: Речь, 2007. – 196 с.
16. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методо¬логический аспект. – М.: Мысль, 2002. – 181 с.
17. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Эконо¬мика, 2006. – 216 с.
18. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: Прогресс, 2000. – 204 с.
19. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 2007. – 265 с.
20. Свеницкий А. Социальная психология управления. - М., 2006. – 315 с.
21. Семикова Н.С. Методы изучения социальной среды организации // Управле¬ние персоналом. – 2007. – №6. – С. 13-16.
22. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176с.
23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 359 с.
24. Старобинский Э. Как управлять персоналом. - М.: Бизнес школа, 2008. –378 с.
25. Терещенко К. Социально-психологические аспекты руководства. - К., 2003. – 311 с.
26. Толмачев Н.Г. Хурс М.Н. Социально – психологический климат коллектива. - Минск:, 2000. – 218 с.
27. Шекшня С. Управление персоналом современной организации. - М.: ИС, 2006. – 274 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.