• Категория: Теория государства и права
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 72 %

Содержание
Введение…………………………………………………………………… 2
Глава 1 Политическая система общества и государство:
сущностные характеристики………………………………………….....8
1.1 Понятие «политическая система»: признаки и структура…………....8
1.2 Генезис понятия и сущности государства …………………………....21
Глава 2 Место и роль государства в политической системе
современного общества…………………………………………….…….38
2.1 Взаимоотношение государства с другими элементами
политической системы………………………………………………….….38
2.2 Развитие российского государства в контексте изменений
политической системы общества……………………………………….…44
2.3 Актуальные проблемы и задачи государства в современной
политической системе России ……………………………………….……68
Заключение ………………………………………………………………..86
Библиографический список ……………………………………………..91

Введение
Актуальность темы исследования. В начале ХХI столетия Россий-ская Федерация переживает сложный и исторический неоднозначный период развития. Международные политические риски как следствие мирового финансово-экономического кризиса затронули все сферы общественной жизни страны, обозначили острые моменты, прежде всего, в общественно-политической и социально-экономической областях. Кризис создал для органов власти большинства современных государств новые вызовы. В условиях сокращения ресурсов, находящихся в частных руках, получение доступа к государственным средствам оказалось условием выживания целых отраслей экономики и социальных групп. Как следствие актуализировалась борьба различных политических групп за принятие органами государственной власти необходимых им решений. Государственный аппарат, являющийся и без того главным распорядителем ограниченных ресурсов, стал мишенью для адресования к нему множества требований, зачастую взаимоисключающих, со стороны различных политических и экономических сообществ. Не будучи способен удовлетворить их все, власть обязана делать между ними выбор. Это крайне актуализирует изучение положения государства аппарата в политической системе, особенно учитывая то, что он неизбежно выступает в качестве объекта политических воздействий.
В настоящее время и в научном дискурсе началось активное обсуждение сущностных проблем системы политических институтов, определения места государственной и политической власти, возможности и целесообразности взаимодействия институтов и органов власти с обществом и гражданами. При актуальном политическом и правовом развитии государства поиск эффективных средств и методов организации политической жизни, их эволюция, теоретико-правовые проблемы модернизации российского государства как системообразующего элемента политико-правовой жизни общества крайне важны.
Длительное время ведутся поиски такого состояния политической системы, при котором человек и государство, с одной стороны, а также иные институты политической системы - с другой, не противостояли бы друг другу, а взаимодополняли друг друга в социальной жизни. В условиях быстрых перемен, переживаемых современной Россией, на смену одному набору политических институтов приходит другой. Происходит институциональная трансформация структурных элементов политической системы. Одним из примеров подобного рода является динамика избирательного процесса в отношении глав субъектов. И если Президент В.В.Путин в 2004 г. заявил, что в условиях резкой активизации терроризма система исполнительной власти в стране «должна быть кардинально перестроена с целью укрепления единства и недопущения возникновения кризисов», а высшие должностные субъекты Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства, то в 2013 году вновь введены выборы руководителей субъектов РФ с использованием муниципальных депутатских фильтров.
Стоит отметить, что и события, происходящие на Украине, актуали-зировали необходимость укрепления государственности, системного разви-тия политической системы, снижающей риски ее расшатывания и деструк-ции.
Таким образом, проблематика данной работы имеет концептуальную и научно-практическую значимость для совершенствования функционирования современного российского государства и политической системы в целом.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с анализом политической системы, характеристикой ее основных элементов, классификацией политических систем, их взаимодействием и взаимовлиянием, ролью и местом государства в политической системе общества, привлекали внимание многих ученых.
Особо значимы для теоретических разработок по изучению политической жизни общества как целостной системы и формированию самой концепции «политической системы» труды таких ученых, как Г.Алмонд, А. А. Богданов, В.И.Вернадский, Г. Зиммель, Д. Истон, Ч. Кули, Т.Парсонс, А. Раппопорт, BФ. Тейлор, У.Р. Эшби.
В советской науке понятие «политическая система» ранее не исполь-зовалось как самостоятельная научная категория, а политико-правовая жизнь рассматривалась сквозь призму категории «политическая организация». Благодаря работам Н.Т.Абрамова, М.И.Байтина, Г.А.Гаджиева, А.Г.Спиркина, социальная и политическая жизнь стали рассматриваться системно, появилось понятие политической системы и ее основных элементов.
Понятие «государства» и его место в политической системе всесто-ронне изложены в фундаментальных работах таких мыслителей как: Аристо-тель, Ж. Боден, Г.Ф.В.Гегель, Т.Гоббс, И.Кант, Дж. Локк, Н. Макиавелли, Ж.-Ж.Руссо, А. Токвиля. В отечественной юридической науке наиболее су-щественный вклад в данную проблематику внесли С.С. Алексеев, М.И.Байтин, А.Б. Венгеров, А.Я. Вышинский, Л.С.Мамут, В.С. Нерсесянц, В.Н. Хропанюк.
Однозначен факт, что проблематика особенностей государства и других элементов политической системы вызывают высокий научно-практический интерес. Однако при многочисленных исследованиях вопро-сов, связанных с особенностями государства в политической системе обще-ства, ее реформировании, они полностью не изучены. Это и предопределяет актуальность темы настоящей дипломной работы, ее целей и задач.
Объект исследования - политическая система как сложнейший ком-плекс элементов, структур и институтов публично-правовой организации общества.
Предмет исследования - взаимоотношения государства с институтами современной политической системы российского общества с учетом историко-правового ее развития и нормативно-правового закрепления.
Цель - теоретико-правовой анализ генезиса российского государства как системообразующего института политической системы, а также пробле-мы взаимодействия государства с другими ее элементами.
Исходя из поставленной цели в дипломной работе решаются следую-щие задачи:
- проанализировать научные подходы к изучению категории «политическая система», сформулировать определение политической системы, выделить ее структурные и содержательные характеристики;
- изучить генезис российского государства как центрального элемента политической системы;
- выявить правовые основы современной российской политической системы, а также проблемы нормативного и иного социального регулирова-ния общественных отношений иных институтов, входящих в нее;
- базируясь на современных политико-правовых концепциях и поло-жениях Конституции РФ, актуальную законодательную базу, определить со-стояние современной политической системы России, особенности политического и юридического взаимодействия между ее отдельными элементами;
- определить конституционно-правовые приоритеты развития политической системы и государства, основные направления совершенствования государства и политической системы современного российского общества.
Теоретическая основа работы опирается на научную базу в области общей теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. Для анализа государственно-правовой действительности в дипломной работе используется:
- системный подход, позволяющий рассмотреть, с одной стороны, политическую систему как единое целое, а с другой – показать сущностные характеристики ее отдельных элементов в их взаимовлиянии;
- сравнительный метод, позволивший выявить наиболее общие тен-денции и специфические черты развития политической системы и государ-ства, сравнить исторический опыт соотношения государства и иных элементов политической системы во временном континууме;
- формально-юридический метод, позволивший провести исследова-ние на основе нормативно-правовых актов и других социальных регуляторов, сформировать выводы о правовом базисе взаимодействия государства со структурными элементами политической системы.
Эмпирическую основу исследования составили различные социолого-правовые исследование зарубежных и отечественных ученых о развитии страны в прошлом и настоящем, о государственно-правовой деятельности и иных фактических данных, отражающих современное состояние государства и политической системы России.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Проведено исследование государства в политическом пространстве, включающем правовые, исторические и политологические аспекты;
2. Определена взаимозависимость основных элементов политической системы, значение государства в функционировании политико-правового пространства;
3. Проведен анализ наличия противоречий функционирования поли-тической системы и нормативным закреплением, проявляющиеся в опреде-ленном диссонансе между традиционным пониманием роли и места государства в политической системе Российской Федерации и его современным конституционно-правовым статусом.
Результаты дипломной работы представляют интерес для политиче-ской и законодательной практики в контексте развития основных институтов современной динамичной политической системы России, которые не всегда в полной мере учитываются в политическом процессе и его юридическом закреплении.
Структура работы раскрывает тему исследования и состоит из вве-дения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Заключение
В результате данного исследования были определены основные про-блемы развития современного российского государства как центрального элемента политической системы общества.
Политическая система представляет собой публично-правовую орга-низацию общества, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимо-действующих между собой идей, норм, отношений, ценностей и традиций, возникающих на их основе социально-политических институтов, осуществ-ляющих политическую власть, отражающих особенности взаимодействия государства с другими субъектами политической системы, призванные осу-ществлять определенные функции по представлению социальных интересов и обеспечивать устойчивое политико-правовое и социально-экономическое развитие.
Для лучшего понимания специфики процессов проведения той или иной политики, осуществляющейся в конкретном обществе, необходимо рассмотреть модели политических систем. Анализ моделей политических систем проводится по трем аспектам: социально-политические структуры, культурные ценности и поведение индивидов. Данные аспекты составляют основу типологии различных политических систем: народной (племенной), бюрократической, согласительной и мобилизационной.
Смена политической системы происходит вследствие возникновения несовместимости культурных ценностей, общественно-политических струк-тур и поведения индивидов. Эти несовместимости порождают структурные, культурные и поведенческие конфликты. Системная трансформация проис-ходит тогда, когда эти конфликты вступают во взаимодействие и взаимоусиливаются.
Центральным элементом политической системы является государство, так как оно осуществляет главную функцию - авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества и культурные достижения.
Современную российскую политическую систему составляют госу-дарство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества. Существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом.
Исторический экскурс, проделанный в работе, показал особенности возникновения и развития Российского государства, которые состоят в том, что на протяжении всей российской истории государство активно вмешивалось во все сферы жизни общества, в то время когда европейская история осуществлялась без столь активного участия государства.
Своеобразием русской истории является слабость представительных начал, отсутствие политических свобод, а также подчинение личности госу-дарству при абсолютизирующей роли государства в обществе, а также широкое и активное его вмешательство в жизнь общества. Такова фундаментальная российская политическая традиция, имя которой - этатизм.
В то же время история показывает, что ослабление государства, даже когда оно сопровождалось повышением активности общества и прогрессом в экономике и культуре, раз за разом приводило страну к военным и политическим катастрофам или к распаду: русско-японская война, революция 1905 года, неудачи в Первой мировой войне, обе революции 1917 года, события 1990-1991 годов и, наконец, период президентства Бориса Ельцина.
Историзм играет большую роль в развитии государственной культуры и общества. Обеспечение непрерывности, преемственности процессов, происходящих в обществе, накапливающих определенные традиции, соответствующие материальным и духовным основам определенных регионов, стран, имеет прямое отношение к форме организации государственности. Несоблюдение принципа историзма и желание политических групп и политических деятелей разом перевести страну на иные рельсы усиливают отрыв государства от общества, делают государственный механизм деструктивным, часто разрушающим.
Игнорирование факторов историзма есть одно из проявлений политического насилия над структурами и процессами общества. В связи с этим следует отметить, что опасным по своим последствиям может быть, например, и попытка политических сил навязать Российской Федерации организационные формы, чуждые ее историческому опыту.
В то же время реальный взгляд на ход истории подтверждает, что искусственная задержка, торможение развития нового в недрах привычных форм организации также чреваты опасными последствиями. Имеется в виду, что комплексная оценка факторов, влияющих на состояние государственности как формы политической организации общества, дает основания для вывода об изменении представлений о сущности и назначении государства, сложившихся в XIX и XX вв.
В основу организации и функционирования российского государ-ственного механизма должны быть заложены демократизм, социальность, гуманность, законность, которые имеют конкретное проявление с учетом исторических условий и традиций, интегрированных процессов в системе мировой цивилизации.
Анализ современной российской политической системы показывает, что во всем многообразии ее связей и зависимостей она пока что находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечить неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан Российской Федерации.
Преодоление недостатков, присущих политической организации Рос-сийской Федерации, - основная задача ее дальнейшего развития как необхо-димого этапа на пути построения правового государства и созданию такой политической системы, при которой каждый гражданин мог бы беспрепят-ственно реализовать свои политические права, не нарушая прав других граждан и общества в целом.
Современная реформируемая политическая система России - это ти-пологически неоднородное, переходное явление, находящееся в стадии ста-новления и развития, обнаруживающее характеристики разных политических систем, связанных с переходом от авторитарной (советской) системы к демократическому обустройству социально-политической и правовой жизни общества.
Для создания эффективно действующей современной демократиче-ской политической системы, соответствующей приоритетам национального развития, предлагаются следующие первоочередные меры: совершенствовать законодательные основы, закрепляющие четкий правовой статус всех структурных элементов политической системы, в том числе и государства; расширять социальные основы политических партий и общественных объединений, движений; повышать роль политических институтов, их действенного и эффективного взаимодействия друг с другом; укреплять законность и правопорядок; развивать отечественную политическую систему с учетом историко-культурного опыта и геополитического положения страны; повышать правовую и политическую культуру населения.
Ранее нами указано, что современные конституционные приоритеты развития политической системы российского общества и государства заключаются в следующем: Россия признана демократическим, федеративным, правовым и социальным государством с республиканской формой правления (ст. ст. 1,7 Конституции РФ); государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при сохранении единства власти (ст. 10 Конституции РФ); в) взаимоотношения между субъектами политической системы осуществляются на основе идеологического и политического многообразия, многопартийности, а также на основе равенства последних перед законом (ст. 13 Конституции РФ).
Однако в действующей Конституции РФ нет четкого закрепления по-нятия политической системы и ее основных институтов, в связи с чем целе-сообразно внесение в Конституцию соответствующих поправок, которые бы отражали основные принципы институционального построения политической системы, способы и механизмы правового и политического взаимодействия между ее основными элементами.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.