Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА 5
1.1 Понятие нормативно-правового акта 5
1.2. Признаки нормативно-правового акта как источника права 8
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА 12
2.1. Экономическая и политическая функция 12
2.2. Воспитательная и коммуникативная функция 14
2.3. Информационная и восстановительная функция 16
ГЛАВА 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
3.1. Общая характеристика нормативно-правового акта федерального уровня 18
3.2. Основная характеристика нормативно-правового акта уровня субъектов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трудно представить и правильно оценить правовую действительность современной России без учета законов и подзаконных нормативных актов.
Развитие теории государства и права в нашей стране вышло на новый исследовательский уровень, призванный объединить достижения юридической науки с соответствующими отраслями знаний, и среди категорий, требующих ее детальной разработки, есть категория "Источники права". Поэтому тема курсовой работы актуальна и предполагает более глубокий уровень изучения.
Нормативно-правовые акты играют важную роль в жизни российского общества. Ведь правовое регулирование общественных отношений нельзя назвать нормативно-законодательное регулирование. Необходимо восполнить это юридически и субординированно.
Основным источником права в Российской Федерации является нормативный правовой акт, под которым традиционно понимается «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение».
Значение нормативных правовых актов обусловлено повышением роли государства в регулировании наиболее значимых общественных отношений.
Понятие и признаки нормативного правового акта находятся в постоянном развитии. Сохраняются коренные проблемы анализа исследуемого феномена, в его непосредственной связи с государством. Все это указывает на необходимость доктринального подхода к исследования нормативных актов
Цель исследования: исследовать нормативно-правовой акт как основной источник права.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие нормативно-правового акта;
2. Изучить признаки нормативно-правового акта как источника права;
3. Проанализировать функции нормативно-правового акта;
4. Дать общую характеристику нормативно-правового акта федерального уровня;
5. Исследовать основные характеристики нормативно-правовых актов уровня субъектов.
Объект исследования: совокупность правовых отношений, связанныхс определением источников права.
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты исследования нормативно-правового акта как основного источника права.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
1.1 Понятие нормативно-правового акта
В российской правовой системе нормативно-правовые акты долгое время являлись основными, если не единственными, источниками права и сегодня играют важную роль в регулировании общественных отношений. Это обусловило интерес к изучению понятия «нормативно-правовой акт» и их природы (характеристик).
Судя по научным исследованиям по данной теме и анализу юридической практики, можно сказать, что на сегодняшний день нет единого подхода к определению и содержанию исследуемой категории.
Раскрытие понятия «нормативно-правовой акт» требует определения ряда вопросов, в которых используется данный термин, а также выявления общих признаков, характеризующих акты, определяемые данным понятием, и отличающих их от ряда других аналогичных явлений[11].
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события[5].
Нормативные правовые акты являются основным источником права в Российской Федерации, что объясняется многими преимуществами нормативных правовых актов по сравнению с другими формами выражения правовых норм.
Правовые акты выполняют свою функцию регуляторов общественных отношений только тогда, когда сформулированные в них требования воплощаются в поведении.
Нормативные правовые акты не являются характеристикой какого-либо другого акта, поскольку основная иерархия системы, в которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений, характеризует систему актов, основанных на их приоритетах и задачах на определенном историческом этапе развития государства и общества.
Однако эта функция представляется важной, поскольку она применима только к задачам, стоящим перед нормативными правовыми актами в отношении нее. Марченко считает, что иерархия нормативных правовых актов, устанавливаемых и поддерживаемых в каждой стране, имеет решающее значение для упрощения законодательства и правоприменительного процесса, установления и поддержания режима законности и конституционности. [13, с.344].
Основываясь на иерархии, идея правовой силы нормативных правовых актов может быть реализована таким образом, чтобы их системы не могли функционировать. Все нормативные правовые акты имеют юридическую силу и имеют разную юридическую силу. Однако существует общее правило, согласно которому нормативные акты меньшей юридической силы должны соответствовать, а не противоречить нормативным актам большей юридической силы. Таким образом, правовая сила указывает на уровень подчиненности этого акта другим нормативным актам, определяет его роль и место в иерархии нормативных правовых актов.
Юридическая применимость нормативных правовых актов определяется не только возможностями регулирующего органа. Например, Федеральная конституция основана на Конституции Российской Федерации и не может противоречить ей.
Рассматривая вопрос об иерархии форм права, Р. Р. Исмагилова выделяет 7 факторов, доказывающих правовую силу правовой формы: степень непосредственности выражения воли народа, степень общности (абстракции) правовых норм, важность регулируемых общественных отношений, кодифицированный характер закона, компетенция нормотворческих властей, наднациональный характер компетенции, общее нормотворчество[14, с.100].
Нормативные правовые акты, принятые на референдуме, имеют большую юридическую силу, чем нормативные акты, принятые законодательными органами того же уровня (федеральными, региональными и местными органами власти).
Нормативные правовые акты более высокого уровня должны включать фундаментальные и социально значимые нормы, чем нормы более низкого уровня.
Требуемая иерархия осуществляется при наличии четкой правовой основы для классификации нормативных правовых актов по основаниям, имеющим юридическую силу. Правовая система содержит нормативные правовые акты в строгом порядке. Таким образом, иерархия системы более типична для ряда нормативных правовых актов, чем для других источников права.
Нормативные правовые акты регулируют отношения с общественностью. В сферу правового регулирования должны входить отношения, в которых отражаются как индивидуальные интересы членов общества, так и общие социальные интересы, реализуются взаимные интересы участников, в основе этих отношений лежит соглашение о соблюдении определенных правил, признание обязательств этих отношений. правила, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательства которых поддерживаются достаточно влиятельной властью.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать определение нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - это официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом (гражданином, органом государственной власти или органом местного самоуправления) в пределах его компетенции, в порядке и форме, установленных законом, в целях регулирования наиболее важных и социально значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия, т. е. правовые нормы, содержащие обезличенные правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение[18].
Они характеризуются публичным характером, добровольным содержанием, иерархическим и нормативным характером, принятием (изданием) уполномоченными органами по определенной процедуре, объективизацией и определенной структурой в установленной законом форме, регулированием общественных отношений и обеспечением их принудительной силой государства.
Таким образом, понятие и признаки нормативных правовых актов постоянно эволюционируют. Основные признаки изучаемого явления, такие как прямые отношения с государством, сохраняются. Они указывают на необходимость формирования нового доктринального подхода к нормативным правовым актам. Для достижения этого результата назрела острая необходимость принятия федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», регламентирующего систему нормативных правовых актов и правотворческий процесс.
1.2. Признаки нормативно-правового акта как источника права
Понятие «источники права» существует уже много веков. На протяжении столетий оно интерпретировалось и применялось юристами всех стран. Исходя из общего значения термина «источник права», под ним следует понимать правотворческую власть в области права. К таким полномочиям относится прежде всего государственная власть, которая реагирует на потребности общества и развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Когда мы говорим об источниках права в юридическом смысле, мы имеем в виду различные формы (способы) выражения, объективации правовых норм.
Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения и объективации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в прямом смысле слова. Форма права показывает, как государство создает и закрепляет такие правовые нормы, в каком виде эти нормы, приобретая объективный характер, доводятся до сознания членов общества (фактический образ).
В научной и учебной литературе источниками права традиционно считаются нормативные правовые акты, авторитетные прецеденты и судебная (или административная) практика.
В юридической литературе в качестве свойств, характеризующих нормативно-правовые акты, чаще всего называют следующие признаки:
- документированная форма объективации;
- принятие компетентными субъектами (гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления);
- общественный, государственный и институциональный характер и содержание;
- юридическая сила; иерархичность;
- дифференциация; систематизация; особый порядок принятия, наличие установленных форм и структур, принудительные положения государства, нормативный характер, общеприменимость актов, нормативный и институциональный характер[8, с. 112].
Е.В. Самсонова считает, что нормативные правовые акты обладают следующими признаками:
а) письменная форма;
б) содержание составляют правовые нормы, т.е. правила поведения;
в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, обладающих правом принимать, изменять и дополнять правовые нормы;
г) принимаются в особом порядке, называемом правотворческим процессом;
д) иерархическая соподчиненность актов [15, с. 273].
С.В. Босно перечисляет следующие признаки: волевое содержание, публичный характер, введение в единую систему, нормативный характер, письменный акт, принимаются в особом порядке, принимаются компетентными органами, регулируют общественные отношения, гарантируются государственным принуждением [7].
Нормативно-правовой акт - это документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентного государственного органа или всего народа (путем референдума), устанавливающий или подтверждающий норму права, вводящий, изменяющий или отменяющий норму общего характера.
В праве термин «акт» используется в двух смыслах: как деяние (действие или бездействие) и как документ о действии (инструмент передачи информации).
Во втором значении термин используется в понятии «нормативно-правовые акты».
Особенности этого правового источника - это акт нормативного характера. То есть это документ, содержащий определенные нормы (положения). Именно это отличает нормативные правовые акты от актов о применении или толковании права.
Во-вторых они содержат нормы самого права, а не нормы, существующие в обществе. В-третьих, это акт, созданный в результате правотворческой деятельности государства или народного волеизъявления (референдум). Круг субъектов правотворческой деятельности узок. Нормативные правовые акты принимаются по строго определенной процедуре, от степени сложности которой зависит юридическая сила будущих нормативных правовых актов.
В-третьих, нормативные правовые акты носят общеобязательный характер. Это означает, что действие нормативного правового акта распространяется не на заранее определенный круг юридических лиц, а на всех лиц, включенных в сферу действия нормативного правового акта. Этот признак отличает нормативные правовые акты от индивидуальных правовых актов, созданных для конкретного случая или конкретного лица, как, например, закон об установлении пенсий.
В-четвертых, нормативные правовые акты реализуются в форме официальных письменных государственных документов. Перечень качеств, необходимых для нормативного правового акта, строго определен. Точно определен перечень реквизитов нормативного правового акта - название акта, наименование органа, принимающего акт, время вступления его в силу, время окончания его действия и т.д.
В-пятых, нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, группируются по определенной структурной форме. Структура нормативного правового акта включает в себя статьи, разделы и части.
Имеют ли нормативные правовые акты как источник права какие-либо преимущества перед другими источниками права?
Многие правоведы отвечают на этот вопрос утвердительно. Нормативные правовые акты вообще являются самым распространенным источником права в современном мире, а для стран с «кодифицированной системой права» - классическим и наиболее важным источником права. Благодаря такому «охвату» подавляющее большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные стороны общественной жизни, содержится в нормативных правовых актах. Другие источники права не имеют общерегулятивного значения.
Если в тексте нормативных правовых актов четко определены предписанные нормы поведения, то правовые нормы, выраженные в других источниках, могут носить вторичный характер (например, в виде прецедентного права) или не всегда иметь явно выраженный характер (в виде юридической практики).
Путем внесения изменений в нормативные правовые акты (законодательство) право может быть преобразовано, если это необходимо, гораздо решительнее и быстрее, чем, например, путем изменения прецедентного или обычного права. Например, в южных республиках новообразованного Советского Союза кровные узы были запрещены, поскольку государственные органы отказались признать эту этническую практику и возвели гражданскую ответственность за нее в ранг уголовного преступления (непредумышленное убийство или нанесение телесных повреждений).
Примерами правовых норм являются Гражданский кодекс Франции 1804 года, Кодекс исполнения наказаний Финляндии 1809 года и Конституция Российской Федерации 1993 года.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
2.1. Экономическая и политическая функция
Функции нормативно-правового акта - это основное направление правового воздействия, оно выражает роль права в регулировании общественных отношений, его социально-правовую природу. Они могут оказывать юридическое воздействие на общественные отношения, упорядочивая, регулируя их и придавая им стабильность и динамизм, в которых они нуждаются.
Посредством функции выполняются задачи, которые предопределены ролью закона в регулировании общественных отношений.
Функция нормативно-правового акта определяется следующими общими характеристиками:
а) уровнем развития общества определяет содержание и виды функций закона;
б) вытекает из его сущности и определяется назначением закона в обществе;
в) подразумевает наиболее общее направление влияния закона на общественные отношения;
г) способствует реализации стоящих перед обществом приоритетов, разрешаемых законом;
д) обладает относительным постоянством и стабильностью и в то же время может изменяться в связи с серьезными изменениями в обществе;
е) формирует единую, взаимосогласованную систему существующих правовых функций посредством взаимодействия, благодаря которому достигается эффективное правовое регулирование[10].
Функция нормативно-правового акта напрямую связана с экономическими, политическими и социальными проблемами, с которыми сталкивается закон,
Экономическая функция нормативного правового акта заключается в регулировании экономических отношений, отношений по использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Экономическая функция предопределяется тем, что право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, может способствовать развитию экономики путем оптимального регулирования отношений между производителем и потребителем, принятием современного налогового, таможенного законодательства и т.д.
Об экономической функции юридических документов речь идет тогда, когда при их помощи организуются и осуществляются экономические отношения. В гражданском обороте, в частности, активно используются гражданско-правовые договоры. В них определяются конкретные права и обязанности сторон, последствия взаимодействия субъектов, результат, к достижению которого стремятся стороны. Также в договорном порядке регулируются меры ответственности субъектов за ненадлежащее исполнение или неисполнение договорных обязательств.
Причем санкции за нарушение договора могут устанавливаться не только в договоре и в ГК РФ, но и в иных нормативных правовых актах. Например, в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за умышленные преступления в сфере экономики, например, за мошенничество, вымогательство, хищение и т.п[16].
На общегосударственном уровне эконмическая функция наиболее наглядно проявляется в принимаемом ежегодно федеральном бюджете.
На государственном уровне эта функция наиболее четко проявляется в федеральном бюджете, который принимается ежегодно.
Политические функции нормативных правовых актов проявляются в связи с политическим устройством государственной и общественной жизни, местного самоуправления.
Политическая функция нормативно-правового акта связана с регулированием политических отношений между государством и политическими партиями, другими общественными объединениями, совершенствованием соответствующей нормативной основы и основы народовластия (выборы, референдум и др.).
Политическая функция нормативно-правового акта направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной обеспечения научности государственного построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики.
Именно в правовых документах закрепляются институты власти. Например, Конституция Российской Федерации изменяет политическое состояние общества, механизмы его власти, направление внутренней и внешней политики государства, федеративное устройство государства, региональную и общегосударственную политику, социально-экономическую деятельность государства и т.д..
Таким образом, нормативные правовые акты призваны регулировать взаимоотношения между государством и обществом, ориентируясь на интересы общества[15].
2.2. Воспитательная и коммуникативная функция
Воспитательная функция нормативно-правового акта, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства.
Воспитательная функция нормативно-правовых актов заключается в том, что он формирует правосознание граждан, их общую и правовую культуру.
Тем самым они определенным образом влияют на мысли и чувства людей, направляют их поведение (стимулируют или ограничивают). Как правило, при этом наибольшую поддержку со стороны населения получают такие юридические документы, которые имеют гуманный характер и в максимальной степени выражают интересы личности. Акты же, противоречащие интересам людей, не всегда получают поддержку населения, а потому нередко получают негативную оценку со стороны граждан.
С его помощью происходит становление правового сознания личности, её приобщение к праву как глобальному социальному явлению. Нормативные акты приобщают к знаниям о государстве и праве, законности и правопорядке, правах и свободах личности, вырабатывают у граждан устойчивую ориентацию на законопослушное поведение.
Коммуникативная функция нормативно-правового акта заключается в том, что он выступает средством правовой коммуникации. Благодаря ему физическое и юридическое лицо получает информацию о своих правах, законных интересах, обязанностях, ограничениях, запретах, ответственности, правовых преимуществах (льготах, привилегиях и др.).
С помощью нормативных актов государство адресует субъектам общественных отношений конкретно-допустимую модель поведения, а также транслирует возможные меры, направленные на принуждение к выполнению установленных правил поведения.
Коммуникативная функция нормативно-правового акта характеризует право как систему, способствующую правомерному общению между индивидами, организациями[13].
В юридической литературе также можно встретить упоминание о других общесоциальных функциях права.
Таким образом, воспитательная функция направлена на формирование ценностного восприятия права, уважительного отношения к правовым предписаниям, выраженного в осознании их незыблемости и необходимости соблюдения.
Коммуникативная функция характеризует способность нормативно-правового акта выступать способом связи между субъектом управления (государством) и объектом управления (обществом)
2.3. Информационная и восстановительная функция
Информационная функция нормативно-правового акта определяет правовые акты как средства, являющиеся носителями определенной информации. «Благодаря знакомству с нормативными актами многие люди получают информацию о структуре органов власти и управления, о том, что истинно и что ложно, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать…» .
Информативная функция нормативно-правового акта означает, что право представляет собой эффективную систему, содержащую значимые для индивидов сведения о правилах возможного, должного и допустимого поведения и способствует социально полезным, правомерным поступкам.
Задачей информационной функции является донесение адресантам акта о необходимом поведении в конкретных ситуациях[12].
Информационная функция нормативно-правового акта является отправной, выражается в его способности сохранять и накапливать правовую информацию, передавать ее во времени и пространстве. В процессе передачи соответствующей информации реализуются положения таких документов.
Информационное значение нормативно-правовых актов выражается в том, что через них субъекты правового общения получают сведения о самом праве, правовых явлениях и процессах. Именно юридический документ – главный источник информации о нормах правах, индивидуальных правовых положениях и правоотношениях. Юридические документы всегда имеют объективированное выражение, а, значит, они могут восприниматься через сознание адресата.
Также в нормативно-правовых актах выражается результат познания объективной реальности самим создателем документа.
Объем содержащейся в нормативно-правовом акте информации привязан к разнообразным явлениям общественной жизни, которые при этом включают научные дефиниции, юридические формулировки, сведения об исторических фактах, конкретных обстоятельствах социальной реальности, выражающихся особым образом, например, через рекомендации, дозволения, запреты и т.д[9, с. 63].
Нормативно-правового акты являются источниками сведения об организации власти, юридических критериях истинного и неистинного, законного и незаконного, дозволенного и запрещенного, последствиях совершения того или иного действия или бездействия. Например, из УК РФ мы узнаем о том, какие общественные отношения охраняются уголовным законодательством, какие последствия наступают в результате нарушения предписаний уголовно-правовых норм.
Восстановительная функция нормативно-правового акта помогает восстановить прежнее положение, которого субъект права был лишён (имущество, должность и т. д.). Она также может реализовываться в отмене принятого правового акта.
Восстановительная функция помогает восстановить прежнее положение, которого субъект права был лишен (имущество, должность и т.д.). Она также может реализовываться в отмене принятого правового акта. Например, сотрудника восстановили на несправедливого обвинения.
Именно юридические документы становятся средством, при помощи которого государство доводит определенные сведения до субъектов права.
Познанная информация в последующем становится источником позитивной правовой активности граждан.
Таким образом, при помощи и на основе нормативно-правового акта заинтересованные субъекты получают информацию о состоянии правовой реальности и могут зафиксировать ее.
ГЛАВА 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Общая характеристика нормативно-правового акта федерального уровня
Российская юридическая наука неоднократно пыталась убедить высшие органы власти России в необходимости разработки и принятия специальных федеральных законов о нормативных правовых актах, решающих проблемы иерархии нормативных правовых актов. Еще в 1980-х годах ученые-юристы предлагали принять "Закон о законах"[12].
Так, несколько проектов Федерального закона "О нормативных правовых актах" были подготовлены Институтом права и сравнительного правоведения при Федеральном правительстве России. Первый проект был предложен в начале 1990-х годов, а в 1996 году он также был принят в первом чтении[4]..
В проекте Федерального закона "О нормативных правовых актах" 1996 года иерархия нормативных правовых актов в России была определена следующим образом:
1) Конституция Российской Федерации,
2) Законодательство Российской Федерации (кодекс, правовая база);
3) Нормативное постановление Торгово-промышленной палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Нормативный указ Президента Российской Федерации;
5) Нормативные постановления правительства Российской Федерации;
6) Нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
7) Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации;
8) Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Среди нормативных правовых актов было названо нормативное постановление Конституционного Суда Российской Федерации, но его место не было четко определено с точки зрения юридической силы.
Все законопроекты о нормативных правовых актах в определенной степени повлияли на систему и иерархию более широкого предмета регулирования, то есть источников российского права.
Таким образом, каждый законопроект предусматривал соотношение роли нормативных правовых актов, актов международного права и актов вышестоящих судебных инстанций.
Все нормативные правовые акты имеют свое место в системе, где нижестоящий не должен противоречить вышестоящему. Правила, содержащиеся в некоторых нормативно-правовых актах, содержат противоречащие друг другу нормы. Применяется та, которая содержится в вышестоящем акте.
- Конституция Российской Федерации[1]. Это высший правовой акт страны, и остальные должны ему соответствовать. В нем закреплены основные принципы правовой системы, права и обязанности граждан, а также основы функционирования государственных институтов. Международные договоры, не соответствующие Конституции, не применяются и не вступают в силу (статья 125, часть 6 Конституции Российской Федерации).
- Международно-правовые акты. Согласно части 4 статьи 15 Конституции, правовая система Российской Федерации включает подписанные и ратифицированные международные принципы, нормы и договоры. Это означает, что международные акты не вступают в силу на территории Российской Федерации. Если международное соглашение устанавливает правила, отличные от тех, которые предусмотрены законом, применяются правила Соглашения.
- Федеральные конституционные законы. Необходимость их принятия указана в Конституции. Например, согласно статье 118, часть 3, судебная система устанавливается Конституцией и ФКЗ. Таким ФКЗ стал ФКЗ Федеральной конституции № 1 - 1996-12-31. Кроме того, ФКЗ регулирует вопросы введения военного положения или чрезвычайных ситуаций, изменения статуса региона или проведения референдумов. ФКЗ иерархически стоит выше федерального закона, но подпадает под действие Закона о внесении изменений в Конституцию.
- Федеральные законы. Процесс разработки и принятия федерального закона включает в себя несколько этапов. Инициатива принятия закона исходит от Президента, правительства, членов федерального собранияи законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Законопроект проходит несколько процедур, включая рассмотрение и голосование, принятие в обеих палатах и подписание президентом.
Федеральный закон принимается по целому ряду вопросов, включая пенсионное обеспечение, процедуры банкротства, рекламу, закупки и банковскую деятельность. Федеральное законодательство также включает кодексы, которые содержат большой набор правил для конкретной отрасли: гражданские, уголовные, семейные, налоговые, трудовые, земельные, бюджетные и т.д.
- Федеральные подзаконные акты. Подзаконные акты издаются на основе закона и в соответствии с требованиями закона. Они четко оговаривают изложенные в них правила, дополняют положения и разъясняют порядок их применения. К ним относятся:
- указы президента по вопросам политики, обороны, безопасности, международных отношений и т.д.;
- постановления Правительства, изданные для регулирования вопросов, установленных федеральным законом;
- акты федеральных органов власти, таких как Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий, Министерство здравоохранения, труда и т.д. Последние регистрируются в Министерстве юстиции, если они касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устанавливают правовой статус организации или носят межведомственный характер.
Нормативные правовые акты федерального уровня принимаются в определенной форме субъектом, принимающим законодательство в пределах своей компетенции, устанавливающим, изменяющим, уточняющим, вводящим в действие, прекращающим действие правовых нормы.
Некоторые особенности нормативных правовых актов федерального уровня:
- Общие признаки. Этот закон регулирует общественные отношения в целом или в их конкретных аспектах и не касается какого-либо конкретного лица. Например, законы о защите прав потребителей распространяются не только на частных лиц и компании, но и на всех граждан и организации.
- Общая обязанность. Все субъекты, на которых распространяется действие этого закона, обязаны соблюдать его положения. Например, нормы уголовного права обязательны для всех граждан, а также ответственность, предусмотренная за их нарушение.
- Иерархия. Нормативные правовые акты расположены в иерархической системе, в которой документы высокого уровня имеют приоритет над актами низкого уровня. Например, Конституция Российской Федерации является высшим нормативным актом страны, и все законы, принимаемые в России, должны ей соответствовать.
- Формальная процедура принятия. Подготовка и утверждение закона осуществляется в соответствии со строго установленными процедурами. Например, процесс принятия закона в Палате представителей включает в себя несколько чтений и направление их в Федеральный совет для дальнейшего рассмотрения.
3.2. Основная характеристика нормативно-правового акта уровня субъектов
Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право самостоятельно решать важные задачи на выделенной территории, внедрять законодательные нормы на своей территории и издавать нормативно-правовые акты на муниципальном уровне.
На сегодняшний день существует 2 формы осуществления муниципальной деятельности в области права. Это форма законотворчества и правоприменения. Это законодательство, которое характеризуется разработкой и последующим принятием муниципальных нормативных актов, которые играют важную роль в осуществлении муниципальных функций.
Деятельность по разработке и принятию правовых актов местных органов власти также является способом осуществления власти населением. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации, "народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления"[1].
При этом основная часть нормативных актов, принимаемых регионального значения, - это правоприменительные акты, которые выполняют законодательные функции и обеспечивают общественные отношения на местном уровне в правовой сфере.
Сама система муниципальных правовых актов состоит не только из актов, издаваемых муниципальными органами власти и соответствующими должностными лицами. Сюда также входят другие акты по важным вопросам местного самоуправления, принятые другими способами, такими как местные референдумы и собрания граждан, проживающих в конкретном муниципалитете.
Муниципальные правовые акты - это разновидность правовых актов, которые принимаются для решения важных проблем в регионе и служат одним из способов участия граждан в управлении государством.
На основании статьи 131-7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[2], по мнению законодателя, можно дать определение термину "правовые акты органов местного самоуправления".
Этим термином обозначаются решения по конкретным вопросам местного значения или по осуществлению определенных государственных полномочий, переданные местному самоуправлению или принятые непосредственно населением конкретного муниципального образования, и оформленные документами местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, которые обязательны для исполнения на территории этого муниципального образования. Кроме того, как правило, необходимо установить или изменить обязательные правила или иметь индивидуальные символы[5].
Если возникает проблема передачи полномочий того или иного государства местным органам власти, необходимо учитывать нормы, указанные в соответствующем федеральном или региональном законе, и добиваться их реализации.
Принятые и вступившие в силу правовые акты муниципального образования подлежат обязательному исполнению всеми лицами на всей территории данного муниципального образования. В случае нарушения положений муниципального нормативного акта наступает ответственность в соответствии с федеральными и региональными законами.
Правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции, федеральным законам и иным федеральным нормативным актам Российской Федерации. Также они не должны противоречить нормативным правовым актам субъекта Федерации, таким как конституция и устав субъекта, законы соответствующего субъекта.
Возвращаясь к терминологии, необходимо указать на некоторые специфические особенности правовых актов органов местного самоуправления как источников права. Прежде всего, правовые акты органов местного самоуправления - это специальные письменные документы, которые содержат правовые нормы, распространяющие свое действие на территорию конкретного органа местного самоуправления. Он составлен с использованием специальных нормотворческих приемов в соответствии с правилами юридической техники.
Исходя из того, что российское законодательство не содержит правовых норм по подготовке и принятию муниципальных актов, каждый регион страны может самостоятельно выбирать отдельные правила содержания и оформления издаваемых муниципальных актов. Судя по правилам правовых методов, определенным для регистрации правовых актов местных органов власти, они в основном ориентированы на внешнее оформление нормативных актов, но в то же время не распространяют свое действие на акты ненормативного содержания.
По этой причине в российских муниципалитетах отсутствует единая правотворческая практика. Все муниципальные правовые акты могут издаваться только соответствующими органами государственной власти или приниматься непосредственно населением. То, что написано в таких документах[14], указывает на наличие официального характера содержащихся в них норм.
Согласно статье 131-43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", можно сделать вывод, что в России существует определенная иерархическая система правовых актов органов местного самоуправления. Оно включает в себя как правовые акты муниципалитета, так и акты индивидуального характера. В обоих этих случаях правовые нормы закрепляются не юридической силой конкретного акта, а исходя из предмета ведения, который регулируется данным правовым актом[6].
Статьей 43 Федерального закона предусмотрено, что представительный орган муниципального образования в пределах своей компетенции может издавать общеобязательные правовые акты, имеющие юридическую силу на территории данного муниципального образования, такие акты относятся к категории нормативных правовых актов.
Все остальные акты, описанные в этой статье не распространяются на всех лиц, проживающих на территории муниципалитета, тем более что по отдельности такие правовые акты не являются нормативными.
Можно привести определенные особенности правовых актов местных органов власти, показать их как часть отечественной правовой системы.
Во-первых, такие действия являются источником муниципального законодательства.
Во-вторых, основной целью принятия такого акта является решение проблемы на региональном уровне.
В-третьих, они обладают юридическими полномочиями, соответствующими их уровню.
В-четвертых, нормы права, содержащиеся в таких актах, регулируют сферу местного самоуправления.
В заключение можно сказать, что система муниципальных правовых актов занимает аналогичное положение с федеральной и региональными системами государственных нормативных правовых актов. Местное самоуправление, как институт местного самоуправления, наделено полномочиями самостоятельно разрабатывать и принимать правовые акты органов местного самоуправления по предмету своей компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги курсовой работы, мы пришли к следующим выводам:
Нормативные правовые акты в настоящее время являются основным источником законодательства, существующим в Российской Федерации.
Традиционно нормативные акты издаются учреждениями, обладающими нормативными возможностями, в достаточно строго определенной форме. Нормативные акты - это официальные документы, в результате чего они являются основными носителями юридически значимой информации.
С помощью нормативных правовых актов вы можете вносить различные изменения в существующую систему правовых норм.
В России посредством издания нормативно-правовых актов осуществляется государственное регулирование практически во всех отраслях общественной жизни - он специально создавался для того, чтобы быть источником права, в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной и приоритетной формой права для данной правовой семьи.
Система источников возглавляется Конституцией, как высшим законом страны, а все иные источники могут рассматриваться как В исследованиях по теории права при рассмотрении проблем, связанных с источниками права, как правило, определяются основные подходы к пониманию того или иного источника с целью углубления в вопрос.
Проанализировав перечень юридической литературы по данному вопросу, представляется возможным сделать вывод о том, что в ней не имеется единого и универсального понятия, конкретного подхода к определению категорий и содержания нормативно-правовых актов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Правовая система «Консультант»
2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022, № 43, ст. 5084.
3. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обязательном экземпляре документов». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_5437/
4. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. – URL: http://regulation.gov.ru
5. Голубцов, В. Г. Юридическая сила нормативного правового акта, действие нормативного правового акта, применение нормативных правовых актов арбитражными судами / В. Г. Голубцов // Пермский юридический альманах. – 2021. – № 4. – С. 426-443.
6. Васильев, А. А. Иерархия нормативных правовых актов в России и Болгарии: к вопросу о законе о нормативных правовых актах / А. А. Васильев, С. Гройсман // Российско-азиатский правовой журнал. – 2022. – № 1. – С. 55-59.
7. Исмагилова, Р. Р. Правовая природа и место муниципальных правовых актов в системе нормативных правовых актов / Р. Р. Исмагилова // Молодые исследователи - современной науке : Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 27 октября 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 48-53.
8. Черкашина, Д. Д. Нормативный правовой акт как источник права / Д. Д. Черкашина // Проблемы государства и права в исследованиях студентов : Сборник материалов XVI Межвузовской научно-практической конференции, Тюмень, 14 апреля 2021 года. – Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Институт деловой карьеры", 2021. – С. 55-58.
9. Лысенко В. А., Крамской И. С., Рязанова Н. А., Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // ВЭПС. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-normativno-pravovogo-akta-kak-istochnika-rossiyskogo-prava (дата обращения: 12.11.2024).
10. Понятие и структура правовой информации. Нормативная правовая информация. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22473/98e8621c993b44294eedc128143e24b5a4036df4/]
11. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. – 2008. – № 11. – С. 27-29.
12. Джоусе-Иванина М. М. Нормативно-правовой акт в системе источников российского права: дис. канд. юрид. наук. – М., 2010. – 182 с.
13. Понятие и структура правовой информации. Нормативная правовая информация. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22473/98e8621c993b44294eedc128143e24b5a4036df4/]
14. Самсонова, Е. В. Функции нормативно-правовых актов, регулирующих современные технологии в сфере трудового права / Е. В. Самсонова // Гражданские правоотношения в цифровой среде: вопросы теории и практики : Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20 октября 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. – С. 103-107.
15. Карабеков М. М. Функции правовых актов в механизме правового регулирования // ЮП. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-pravovyh-aktov-v-mehanizme-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 14.11.2024).
16. Агаркова А.А., Павлов Н.В. Проблемы нормотворческого процесса органов местного самоуправления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 5-3 (56). С. 7.
17. Исмагилова, Р. Р. Правовая природа и место муниципальных правовых актов в системе нормативных правовых актов / Р. Р. Исмагилова // Молодые исследователи - современной науке : Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 27 октября 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 48-53.
18. Баранова Е.С., Ярмиева Н.С. Право граждан на участие в избрании главы местной администрации в контексте принципа гласности в местном самоуправлении // Лучшая студенческая статья 2020. Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. В 5-ти частях. 2020. С. 180-188.
