• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 9
1.1. Экологическая культура: цели, задачи, принципы и направления
формирования 9
1.2.Государственная экологическая политика РФ 17
1.3. Нормативно-правовое регулирование природоохранного
просвещения в РФ 23
1.4. Нормативно-правовое регулирование экологической политики
Свердловской области и Муниципального образования «Город
Екатеринбург» 32
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» 44
2.1. Общая характеристика Комитета по экологии и природопользованию
г. Екатеринбурга 44
2.2. Общий анализ деятельности Комитета по экологии и
природопользованию 48
2.3. Роль стратегического проекта «Экологическое просвещение и
образование населения г. Екатеринбурга 2004 - 2015 гг.» в деятельности
Комитета по экологии и природопользованию 55
2.4. Анализ состояния экологического просвещения и образования
населения г. Екатеринбурга 65
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-АГИТАЦИОННОЙ КАМПАНИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СРЕДИ ЖИТЕЛЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА 75
3.1. Анализ проблемной ситуации и причин ее возникновения 75
3.2. Разработка стратегического замысла и целевой структуры проекта 81
3.3. Ресурсное планирование 86
3.4. Реализация проекта 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 106























РЕФЕРАТ

Глобальный экологический кризис затрагивает все человечество, все сто-роны жизни людей, но по-разному проявляется в каждой стране в зависимости от ее природных условий, экономической и социальной ситуации. Поэтому требуется выработка концепции экологической безопасности для каждой стра-ны. От уровня экологического воспитания, экологической культуры населения зависит вопрос выживания человечества.
В связи с этим приобретает актуальность повышение уровня экологиче-ской культуры и экологической грамотности населения.
Цель дипломной работы заключается в проведении анализа организации экологического просвещения населения города Екатеринбурга для разработки рекомендаций по его совершенствованию.
Объектом исследования в дипломной работе выступает Комитета по эко-логии и природопользованию города Екатеринбурга.
Предметом исследования в работе являются особенности организации экологического просвещения населения.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио-графического списка и приложений.
В дипломной работе содержится 118 страниц текста, 6 рисунков, 15 таб-лиц, 13 приложений.









ВВЕДЕНИЕ

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переос-мыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с 1960-х го-дов, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтоже-ния всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась эколо-гическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, поче-му экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соот-носится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он со-стоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует пока-зать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологиче-ской обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия выми-ранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством об-разования и путем пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего зако-нодательства.
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим вос-питанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предви-деть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
В связи с этим приобретает актуальность повышение уровня экологиче-ской культуры и экологической грамотности населения.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), обла-дать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и ус-танавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнози-ровать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на от-дыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообраз-ным.
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в от-ношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней че-рез свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмуще-ние, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохра-нить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные прояв-ления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоцио-нальную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отно-шению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положи-тельных естественных реакций (факторов) мира природы. Именно они вызы-вают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обра-ботки» полученных реакций мира природы. Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер фор-мирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической куль-туры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и сущест-вование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.
Соответственно, выбор темы исследования обусловлен, прежде всего, той значимостью, которую приобрела экологическая проблема вообще и экологи-ческое просвещение населения в частности.
Проблемам экологии и охраны окружающей среды уделяется большое внимание. Существует множество исследований в той или иной степени ка-сающихся различных аспектов данной темы. Философское осмысление сущно-сти экологического противоречия нашли отражение в трудах В.И. Вернадского, М.В. Гирусова, А.А. Горелова, К.Х. Делокарова, JI.K. Казакова, Б. Коммонера, В.А. Лося, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула и др. Взаимосвязь соци-ального и экологического рассматривается в работах В.И. Данилова-Данильяна, В.Я. Ельмеева, В.Г. Овсянникова, А.С. Мартынова.
Вопросы экологического права нашли отражение в трудах С.А. Боголю-бова, М.Н. Бринчука и O.JI. Дубовика, реализации экологических функций го-сударства – в работах О.С. Колбасова, В.В. Петрова, Т.В. Бурмистровой, М.И. Васильевой, Э.Н. Желвакова, JI.O. Красавчиковой и др. Исследованием при-родно-охранной деятельности государства занимались такие исследователи, как О.А. Очирова, А.А. Очиров, Ф.Г. Мышко, А.Ф. Порядин и др.
Несмотря на обилие исследований, посвященных экологии, экологиче-ской безопасности, экологической политике государства, новые экологические «вызовы» ставят новые проблемы, требующие скорейшего решения.
Цель дипломной работы заключается в проведении анализа организации экологического просвещения населения города Екатеринбурга для разработки рекомендаций по его совершенствованию.
Цель дипломной работы определила задачи исследования:
- рассмотреть теоретические и правовые аспекты экологического просве-щения населения;
- проанализировать экологическую политику Свердловской области и ор-ганизацию экологического просвещения населения МО «Город Екатеринбург»;
- выявить роль Комитета по экологии и природопользованию в организа-ции просвещения населения города;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации эколо-гического просвещения населения города Екатеринбурга.
Объектом исследования в дипломной работе выступает Комитета по эко-логии и природопользованию города Екатеринбурга.
Предметом исследования в работе являются особенности организации экологического просвещения населения.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования состав-ляют общенаучные методы анализа и обобщения, представляющие основопола-гающие подходы, выработанные наукой и являющимися актуальными при ис-следовании проблем, связанных с реализацией экологической политики и орга-низацией экологического просвещения населения. В ходе изучения поставлен-ной проблемы привлекались различные методы, выбор которых определялся поставленными задачами.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, за-ключение, библиографический список, приложения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших проблем современности, без сомнения, является остро стоящая проблема экологии. На сегодняшний момент общий уровень экологического образования населения как на уровне рядового гражданина, так и на уровне политического деятеля, еще очень низок. А уровень осознания всей трагедии человечества, стремительно уничтожающего природные богатства, ничтожно мал. Лишь исследователи, вплотную занимающиеся этой проблемой, полностью осознают всю глубину экологического кризиса и его последствий. Поэтому, так остро сегодня стоит вопрос природоохранного просвещения на всех уровнях социальной иерархии.
В дипломной работе осуществлен анализ организации экологического просвещения населения МО «Город Екатеринбург».
В ходе изучения теоретических и правовых аспектов темы были сделаны следующие выводы.
Основная цель формирования экологической культуры - объединение усилий и солидарной ответственности представителей власти, профессиональ-ных и общественных объединений, граждан на формировании экологически от-ветственного мировоззрения населения всех возрастов.
Основными направлениями деятельности по формированию экологиче-ской культуры являются экологическое просвещение; дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование; профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения эколо-гической безопасности; разработка экономического механизма и нормативно-правовой базы; распространение экологических знаний.
Экологическое просвещение населения осуществляется в рамках государ-ственной экологической политики - целостной системы, включающей совокуп-ность целей, принципов, функций и механизмов реализации.
Государственная экологическая политика и экологическое просвещение нашли отражение в ряде нормативно-правовых документов разных уровней. В Свердловской области действуют «Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года», Закон «Об охране окружаю-щей среды на территории Свердловской области», ряд Постановлений Прави-тельства. В Екатеринбурге реализуются пять стратегических проектов в сфере охраны природы («Управление отходами», «Вода для жизни», «Чистый воз-дух», «Зеленый город», «Экологическое просвещение и образование населения г.Екатеринбурга».
Анализ организации экологического просвещения населения МО «Город Екатеринбург» позволил сделать следующие выводы.
В Екатеринбурге активно реализуется государственная экологическая по-литика благодаря достаточной нормативно-правовой и материально - техниче-ской базе. При этом основной акцент делается на молодежь, обучающуюся в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях.
Основная роль в организации экологического населения города принад-лежит Комитету по экологии и природопользованию. В рамках своей деятель-ности сотрудники Комитета ежегодно организуют массовые мероприятия (творческого, научного, трудового, обучающего содержания), направленные на повышение уровня экологической культуры граждан; осуществляет обучение кадров разных учреждений по экологической направленности; осуществляет методическую работу.
Комитет по экологии и природопользованию занимается реализацией стратегического проекта «Экологическое просвещение и образование населе-ния г. Екатеринбурга», цель которого - формирование экологического мировоз-зрения, развитие экологической культуры и личной ответственности жителей города за состояние окружающей среды. Для реализации проекта налажено взаимодействие с заинтересованными лицами, запланировано достижение оп-ределенных показателей по каждой задаче. В ходе реализации проекта органи-зованы 6 базовых центров по экологическому просвещению и образованию, осуществляется подготовка руководителей организаций в области охраны ок-ружающей среды и экологической безопасности, разработано и издано ряд учебных пособий для средней и высшей школы.
В целом деятельность Комитета по экологическому просвещению насе-ления можно назвать эффективной. Но ее необходимо совершенствовать.
В дипломной работе представлен проект по проведению информационно-агитационной кампании в области охраны окружающей среды среди жителей Екатеринбурга с целью повышения их уровня экологической культуры и гра-мотности.
Актуальность проблемной ситуации подтверждается данными статисти-ки: в Екатеринбурге наблюдается рост совершенных экологических преступле-ний гражданами.
Если в ближайшее время проблема низкого уровня экологической куль-туры и образования населения города не будет решена, то возможно наступле-ние негативных последствий. Эти последствия будут выражаться в том, что будет продолжаться рост экологических правонарушений и преступлений, со-вершаемых жителями города; окружающей среде Екатеринбурга будет нанесен ущерб действиями жителей города; будет продолжаться наблюдаться отсутст-вие ответственности граждан за свои действия в сфере природопользования. А это, в свою очередь, может привести к ухудшению экологической обстановке в городе и негативно повлияет на состояние здоровья жителей.
Реализация проекта запланирована на август – сентябрь 2012 года.
Общие расходы на реализацию проекта составят 45 425 руб.
Реализация проекта позволит привлечь внимание общественности к во-просам охраны окружающей среды и экологической безопасности; донести до населения информацию об экологической обстановке в городе; повысить эко-логическую грамотность жителей Екатеринбурга; повысить уровень экологиче-ской культуры жителей Екатеринбурга.
Разработанный проект социально эффективен. Следовательно, его реали-зация целесообразна.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон Свердловской области №12-ОЗ «Об охране окружающей среды на территории Свердловской области» // Консультант-плюс.
2. Конституция РФ // Российская Газета от 25 декабря 1993 г., № 237.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 1995 г. № 91 «Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по эко-логическому образованию населения и ее персонального состава» // Кон-сультант-плюс.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» // Консультант-плюс.
5. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 "О федераль-ной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть II) ст. 4973.
6. Постановление Правительства Свердловской области от 21.07.2008 г. № 736-ПП «Об областной государственной целевой программе «Экология и природные ресурсы Свердловской области» на 2009 - 2011 годы» // Кон-сультант-плюс.
7. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 N 730-р «Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Фе-дерации на период до 2020 года» // "Собрание законодательства РФ", 02.05.2011, N 18, ст. 2680.
8. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об экологической доктрине РФ» // Консультант-плюс.
9. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Рос-сийской Федерации к устойчивому развитию" // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996 г., N 15, ст. 1572.
10. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об охране окружающей среды» // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
11. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации ме-стного самоуправления в Российской Федерации" // Собрании законодатель-ства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 35 ст. 3607.
12. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. М.: БЕК, 2008. 193 с.
13. Беркут В.П. Феномен экологического сознания: социально-философский анализ. М.: БЕК, 2002. 154 с.
14. Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования. М.: БЕК, 2002. 323 с.
15. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность. М.: ИПУ РАН, 2003. 192 с.
16. Высторобец Е. А., Дупак В. Я. Государственная и региональная экологиче-ская политика. М.: Одна восьмая, 2009. 160 с.
17. Гайкович Е.К. Экологическая политика. Н. Новгород: Интерплюс, 2006. 211 с.
18. Галкин Ю.Ю. Экологическое сознание: понятие и сущность. М.: БЕК, 2007. 265 с.
19. Гостева С.С., Гостева С.Р., Лопатина С.А. Государственная политика в об-ласти экологии и охраны окружающей среды. М.: Еврошкола, 2004. 255 с.
20. Зеркалов Д.В. Экологическая безопасность. К.: Основа, 2009. 513 с.
21. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология и экономика природопользования: Учеб-ное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 512 c.
22. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологичный менеджмент. Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2007. 389 с.
23. Костин А.И. Экополитология и глобалистика: Учебное пособие для студен-тов ВУЗов. М.: БЕК, 2005. 418 с.
24. Майданова М.В. Конституционные основы обеспечения экологической безо-пасности в Российской Федерации. М.: БЕК, 2009. 189 с.
25. Минеева В.И. Экологическая политика, ее место и роль в системе правовой политики российского государства. М.: БЕК, 2010. 268 с.
26. Митрохина Т.Н., Сорокин Ю.В., Тупиков А.В. Экология и политика в совре-менном обществе. Саратов: Издательство СГУ, 2011. 287 с.
27. Мышко Ф. Г. Экологическая безопасность. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. 176 с.
28. Мышко Ф.Г. Обеспечение экологической безопасности России: Теоретиче-ские, правовые и организационные проблемы. М.: МГУ, 2010. 384 с.
29. Приоритеты национальной экологической политики России. / Под ред. В.М.Захарова. М.: Типография ЛЕВКО, 2009. 152 с.
30. Русаков М.И. Экологическая безопасность современной России: Общепра-вовой анализ. Нижний Новгород: Интерплюс, 2006. 129 с.
31. Сосунова И.А. Проблемы развития экологического сознания в Российской Федерации: опыт конкретного социологического исследования // Использо-вание и охрана природных ресурсов в России. 2004. № 4.
32. Шипулин А.Н. Необъявленная война природы и новая международная эко-логическая коалиция. М.: Интердиалект, 2006. 265 с.
33. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социоло-гические исследования. 2009. № 7.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.