Контрольные по риторике

  • Статус заказа: Поиск исполнителя
  • Просмотрено: 1763 раз.

1. ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ [54б.]
[3б.] (1) Приведите 3 примера речевых актов.
 
[10б.] (2) Укажите все речевые акты в следующем диалоге. Как называется каждый из них (совет, приказ, поздравление или т.п.)?
– Изумительно! – воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: – Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в Бога? – Он сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу. 
 – Да, мы не верим в Бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз.
(М. Булгаков. Мастер и Маргарита)
 
[6б.] (3) Укажите в следующем диалоге косвенный речевой акт и объясните, почему он является косвенным. Приведите пример прямого речевого акта, который мог бы передавать то же самое коммуникативное намерение.
Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумленному редактору руку, произнеся при этом слова: 
– Позвольте вас поблагодарить от всей души! 
– За что это вы его благодарите? – заморгав, осведомился Бездомный. 
– За очень важное сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак. 
(М. Булгаков. Мастер и Маргарита)
 
[4б.]
(из самостоятельной работы по русскому языку)
Вопрос:
...Почему ошибка на ударение типа Он звóнит стала широко распространённой?..
Ответ:
Указанная ошибка стала широко распространённой, потому как в широких массах русскоговорящего населения всё чаще можно услышать «звОнит», что со временем становится привычным. Привычным значит «нормальным», а это, в свою очередь, приводит к допущению использования как одной (звонИт), так и другой (звОнит) формы.
 
Почему преподавателя не устроил такой ответ?
 
[8б.] (5) Даны 3 юмористических диалога, в которых один собеседник не понимает (или делает вид, что не понимает) коммуникативных намерений другого. Определите, каковы реальные коммуникативные намерения одного собеседника и как их понимает другой (или под какие другие намерения они замаскированы).
 
(1) На франко-испанской границе в купе вагона входит таможенник.
– Коньяк? Табак? Наркотики? – спрашивает он.
 – Чашечку кофе, пожалуйста, – отвечает турист.
 
(2) Двоя, сойдя с полустанка, идут лесополосой. Вдруг один выхватывает нож и грозно спрашивает:
– Деньги есть?
– А тебе зачем? – отвечает другой, достав из-за пояса топор.
– Да разменять думал.
 
(3) Петербургский репортер N. Z., обозревая прошлогоднюю мануфактурную выставку, остановил между прочим своё внимание на одном павильоне и начал что-то записывать. 
— Это не вы обронили четвертную? — обратился к нему хозяин павильона, подавая ему бумажку. 
— Я уронил две четвертные! — нашёлся репортер. 
Экспонент изумился такой находчивости и подал ему другую четвертную. 
(А. Чехов. Майонез)
 
[2б.] (6) Какую информацию имплицитно передаёт Ходжа Насреддин в следующем диалоге с богачом? (Для ответа на этот вопрос достаточно написать, что мог бы сказать Ходжа Насреддин, чтобы передать ту же самую информацию явно.)
 
– Мне нравится этот жеребец, – надменно сказал богач, глядя поверх Ходжи Насреддина и любуясь гнедым арабским красавцем. – Скажи мне, продается ли этот жеребец?
– В мире нет такого коня, который бы не продавался, – уклончиво ответил Ходжа Насреддин.
(Л. Соловьёв. Повесть о Ходже Насреддине)
 
[2б.] (7) Какую информацию имплицирует Шерлок Холмс в следующем диалоге?
— Который из вас Холмс? — промолвил наконец посетитель.
— Это мое имя, сэр, — спокойно ответил мой друг. — Но я не знаю вашего.
(А. Конан-Дойл. Пёстрая лента)
 
[4б.] (8) Укажите хотя бы одну пресуппозицию в следующем высказывании:
Выходя отсюда, закройте дверь, а то, право же, сильно сквозит. (А. Конан-Дойл. Пёстрая лента)
 
[4б.] (9) Укажите хотя бы одну пресуппозицию в следующем высказывании:
Вы по-прежнему считаете, что общество, в котором один человек безнаказанно нарушает права другого, – это нормальное общество?
 
[7б.] (10) Постройте фразу, в которой пресуппозицией было бы следующее утверждение:
Раньше Петя и Коля ходили друг к другу в гости.
 
[2б.] (11) Какой постулат Грайса не соблюдается в следующем примере?
— <...> Здесь была моя падчерица. Я выследил ее. Что она говорила вам?
— Что-то не по сезону холодная погода нынче, — сказал Холмс.
— Что она говорила вам? — злобно закричал старик.
— Впрочем, я слышал, крокусы будут отлично цвести, — невозмутимо продолжал мой приятель.
(А. Конан-Дойл. Пёстрая лента)
 
[2б.] (12) Какой постулат Грайса не соблюдается в реплике Шерлока Холмса?
— Знаю я вас, подлеца. Я уже и прежде слышал про вас. Вы любите совать нос в чужие дела.
Мой друг улыбнулся.
— Вы проныра!
Холмс улыбнулся еще шире.
— Полицейская ищейка!
Холмс от души расхохотался.
— Вы удивительно приятный собеседник, — сказал он.
(А. Конан-Дойл. Пёстрая лента)
 
Литература:

  1. И.А. Стернин. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. С. 21-32.
  2. Энциклопедия для детей. т. 10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд., перераб. и доп. / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 476–477.
  3. Г.П. Грайс. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика.- М., 1985.- С. 217-237. (http://kant.narod.ru/grice.htm)
  4. Ю.Б. Норман. Игра на гранях языка. М.: Флинта, Наука, 2006. С.173-207. (otk-rhet@yandex.ru; пароль: givemebooks)
  5. Хэндаут по пресуппозиции (otk-rhet@yandex.ru; пароль: givemebooks)
  6. Н.И. Формановская. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Изд-во «ИКАР», 2007. С. 96-98, 268-269, 352-361.
 
2. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ [8б.]
 
[2б.] (1) Приведите пример ситуации, в которой может быть произнесена неофициальная публичная речь.
 
[3б.] (2) Какие вам известны способы поддержания контакта с аудиторией во время публичного выступления?
 
[3б.] (3) Какие мнемотехники вы знаете? Приведите 3 примера.
 
Литература:
  1. И.А. Стернин. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.
  2. Дэйл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично (Есть в Интернете).
 
3. ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ И ЕГО СТРУКТУРА [17б.]
 
[10б.] (1) Укажите все средства связи в следующих фрагментах текстов:
(а)
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
            Слыхали ль вы?
(А. Пушкин)
 
(б)
Талантам надо помогать. 
Бездарности пробьются сами.
(Л. Озеров)
 
(в)
Собака, видно, голодна. Лай с самого утра слышен.
 
[3б.] (2) Почему хиазм называют обратным параллелизмом?
 
[4б.] (3) Укажите параллелизм и хиазм в следующем отрывке:
Мой дар убог и голос мой не громок...
(Е. Баратынский)
 
4. РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ [21б.]
 
[3б.] (1) Почему метафору называют скрытым сравнением?
 
[18б.] (2) Определите риторическую фигуру. Поясните Ваш ответ:
 
(а) (строка с искомой риторической фигурой подчёркнута)
Потом вылезали из будок, как псы,
Смотрели, как море горело.
И золотом каждой прохожей косы
Пленялись со знанием дела.
(А. Блок)
 
(б) (фраза с искомой риторической фигурой подчёркнута)
За спиной Нияза в зелени виноградника показалось смеющееся лицо Гюльджан. Ходжа Насреддин прервал песню и начал обмениваться с Гюльджан веселыми, таинственными знаками.
- Куда ты смотришь? Что ты увидел там? - спросил Нияз.
- Я вижу райскую птицу, прекраснее которой нет в мире!
 (Л. Соловьёв. Повесть о Хожде Насреддине)
 
(в) (строки с искомой риторической фигурой подчёркнуты)
Думал я, что грозная победа 
Поведёт тупые корабли. 
Жизнь моя, как чёрная торпеда, 
С грохотом взорвалась на мели.
(С. Марков)
 
(г) Горе можно нести одному, но для радости нужны двое.
(Э. Хаббард)
 
(д) (строка с искомой риторической фигурой подчёркнута)
Подходит ночь. Смешав и перепутав
Гул океана, книгу и бульвар,
Является в сознанье лилипутов
С неоспоримым правом Гулливер.
 
Какому-нибудь малышу седому
Несбыточный маршрут свой набросав,
Расположившись в их бреду как дома,
Еще он дышит солью парусов...
(П. Антокольский) 
 
(е) Ученье – свет, а неучёных – тьма.
 
Литература:
  1. http://humanities.byu.edu/rhetoric/silva.htm (все определения риторических фигур с примерами).
  2. Э.М. Береговская, Ж.-М. Верже. Занятная риторика. М.: Языки русской культуры, 2000.
  3. И.Б. Голуб. Риторика: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. С. 15-180.   

Рекомендации по выполнению итоговой контрольной работы
Вот несколько пожеланий, рекомендаций и комментариев к вашим самостоятельным работам по риторике:
ФОРМАТ ФАЙЛОВ:
Работа принимается в формате .doс или .rtf, но не .docx!
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ:
Следовать требованиям, изложенным в методических материалах, можно, но нет необходимости. Достаточно указать ФИО, название курса и города.
ВНИМАНИЕ! Если вы составляете СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, то указывайте, пожалуйста, те источники, которыми вы действительно пользовались! Потому что, если список литературы никак не связан с тем, что вы пишите, зачем он тогда вообще нужен? Нет ничего плохого в том, что вы воспользовались Википедией или чьим-то рефератом, и признаваться в этом совсем не позорно, но по-настоящему плохо, позорно и некрасиво, если вы выдаёте скопированный текст за свой собственный – это называется плагиат. Если вы вставляете в работу куски чужого текста – оформляйте это как цитату, с указанием источника (например, Интернет-ссылки). С настоящего момента работы, в которых будет обнаружен плагиат, т.е. чужой текст без ссылок, будут оцениваться крайне низко и отправляться вам на переделку.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
    1. Самое общее требование на все случаи жизни, касающееся вашего текста: НЕ ПИШИТЕ тех слов, значения которых вы не понимаете, не можете объяснить. Это кажется очевидным, но на практике ошибка встречается удивительно часто. То есть если вы используете такие выражения, как «диалектическая связь противоположных элементов» или «слова, выходящие за рамки употребления» – будьте готовы к вопросам, что такое диалектическая связь и что такое рамка употребления. Не бойтесь объяснять какие-то вещи своими словами.
    2. Читайте внимательно вопрос; отвечайте на то, о чём спрашивается. Если спрашивается, например, что такое злостное отрицание доводов в споре и как с этим бороться, а вы пишите только про способы борьбы – такой ответ полностью засчитан не будет.
    3. Отвечая на вопрос, старайтесь не писать лишнего. Например, если спрашивается ровно про одну какую-то уловку в споре, а вы перечисляете все уловки, которые знаете, – это не ответ.
    4. Не пытайтесь заставить преподавателя самостоятельно искать в вашем тексте ответ на свой вопрос! Т.е. если вас спрашивают, что такое Х, а вы цитируете длинный текст, в середине которого содержится что-то похожее на определение Х-а, – так не пойдёт. Это ваша задача, ваша обязанность – найти это определение и выписать, предварительно оценив, насколько понятно оно сформулировано и не стоит ли вам над ним поработать, прежде чем предъявить в качестве ответа. Преподаватель не будет делать это за вас, а, ничтоже сумняшеся, поставит низкий балл. 


Файлы проекта:


Предложения специалистов: ✍ 0

Предложений нет
Оставлять свои предложения по проекту могут только зарегистрированные пользователи с аккаунтом специалиста.
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт под своим именем.