• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 70 %

Использование методов и средств диагностики коммуникативных ууд у детей старшего дошкольного возраста

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы применения методов и средств диагностики коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста …….…..6
1.1.Понятие и сущность коммуникативных умения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
1.2.Методы и средства диагностики коммуникативных умений……………………………………………………..………..……………….......22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с использованием методов и диагностики коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..27
2.1.Исследование исходного уровня сформированности коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста ……………….....................27
2.2.Формирующий эсперимент…..................................................................41
2.3.Результаты контрольного эксперимента изучения особенностей коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста…………44
Выводы по 2 главе …………..………………………………………………......52
Заключение……………………..……….……………………………………....53
Литература………..………………..……………………...........………………54
Приложения …………………………………………………...…………….....57


Введение
Изменение системы дошкольного образования, определяемое ФГОС ДО, требует в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся с развитыми предпосылками универсальных учебных действий, подготовленных к дальнейшему обучению в школе. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.
В настоящее время многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной подготовку детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также соответствующей «доподготовки» уже в рамках школы.
В контексте предлагаемой концепции действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Актуальность развития коммуникативных умений для детей старшего дошкольного возраста обусловлена следующими факторами:
• необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
• необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
• возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.
Все это предъявляет повышенные требования в подготовке детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.
Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте, являющихся одной из основных, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования[16].
Следовательно, для успешной подготовки старших дошкольников к школе, необходима целенаправленная организованная работа по формированию таких умений у детей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок коммуникативных уменийу детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и средства диагностики коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и описать возможности лингвистических игр для формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если систематически и последовательно применять лингвистические игры на занятия по развитию речи детей в старшей группе у детей старшего дошкольного возраста с помощью специальных упражнений, то это будет способствовать развитию коммуникативных умений.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать и описать сущность понятия коммуникативные умения.
2. Описать и подобрать методики сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность методов и средств диагностики коммуникативных УУД.
4. Разработать дидактический материал по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории о единстве сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; взаимосвязи обучения и развития Л.С.Выготского; внутреннего строения деятельности А.Н.Леонтьева; учение об управлении процессом усвоения знаний П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной; исследований по проблеме компетентностного подхода к обучению (Е.А.Быстрова, С.И.Львова, Е.Я.Коган); общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.) и понятие «универсальные учебные действия» (Ю.В. Агапов, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина.
Теоретическая база исследования: работа опирается на системно-деятельностный подход Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов.
Методы исследования:
− теоретические (изучение педагогической, учебной и методической литературы по теме исследования; анализ, синтез, обобщение);
− эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение,
эксперимент);
− математические (количественный и качественный анализ
экспериментальных данных).
Экспериментальная база исследования:
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: расширено понятийно-терминологическое поле исследования за счет определения понятий «метапредметные компетенции младших школьников», «формирование метапредметных компетенций у младших школьников»; определены движущие силы формирования метапредметных компетенций; теоретически обоснованы пути и этапы развития метапредметных компетенций; выявлен педагогический потенциал методов и приёмов формирования метапредметных компетенций удошкольников; рассмотрены особенности методов и средств диагностики коммуникативных (предметных) УУД у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие по самостоятельной работе / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. —М.: Изд. центр "Академия", 1997. – 132 с.
3. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики: [Краткий очерк] / Ю.Д.Апресян. – М. : Просвещение, 1966 . – 302с. : схемы. – (Вопросы советского языкознания) . - Библиогр.:с.283-301 .
4. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей. – 2-е издание., испр. и дополн. – М.,2008. – 128 с.
5. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание. 1998. № 6, с.86 - 89.
6. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками / А.Г. Арушанова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 6-13.
7. Богуш А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста: Метод.пособие / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. — Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2003. — 251 с.
8. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. С. 200-508.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 570 с.
11. Галигузова, JI.H. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 154с.
13. Доронова Т. О концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание. 2007. № 8, с. 18-31.
14. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2014. – 64 с.
15. Ельцова О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения // Дошкольное воспитание. 2009. № 12, с. 21-24.
16. Калмыкова Л.А. Детская речь как многомерный феномен / Л.А. Калмыкова // Проблемы онтолингвистики – 2009. – СПб: Златоуст, 2009. – С. 25 – 28.
17. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2 -7 лет: метод.пособие для воспитателей /О.А.Карабанова, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева. М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
18. Каравасилиади С.К. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников // Наша сеть: социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/04/formirovanie-kommunikativnykh-navykov-u-doshkolnikov
19. Клюева, Н. В. Учим детей общению [текст]: пособие для работников ДОУ / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
20. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 237 с.
21. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 161-164.
22. КомароваТ. С. , И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011. – 400 с.
23. Королева Г.Р. Учим общаться / Г.Р. Королева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 2. – С. 52-56.
24. Крутий Е. Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и речевого общения детей младшего дошкольного возраста. — http://www.kzdeti.com/
25. Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009 .-№3. - с.34.
26. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина; ред. А. Г. Рузская; Рос. акад. образования (РАО), МПСИ. – 2-е изд. – М. : Изд-во МПСИ, 2001 . – 384 с
27. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе [текст]: дис. . канд. пед. наук / М.Г. Маркина. Одесса, 1991.-179 с.
28. Меркулова О.Н. Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию // Ребенок в детском саду. 2012. № 2, с.9-10.
29. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Учебник. М., 2005. – 350 с.
30. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры / Л.Р. Мунирова. - М.: Наука, 2013. - 205 с.
31. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -292с.
32. Паршутин И.А. «Исследуем детские межличностные отношения» журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения 2014 №9.
33. Ремизова Г. Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч. - 2001. - N 4. -С. 17-21.
34. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 2006
35. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
36. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников.–М.: ВЛАДОС,2005.– 184 с
37. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников.–М.: ВЛАДОС,2005.– с.97
38. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель. 2008. № 1, с. 58-65.
39. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. - 2012. - № 1. - С. 58-62.
40. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. – М., 2009
41. Сомкова О.Н. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / О.Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 9. – С. 40.
42. СомковаО.Н. Развиваем речь детей / О.Н. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 22-33.
43. Социализация человека / под ред. А.В. Мудрика. - М.: ИЦ «Академия», 2014. - 304 с.
44. Ушакова О.С.,Карпова С.Н. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
45. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Творческий Центр Сфера, 2001.
46. ФГОС ДО
47. Филиппова, Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности / Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев. - Пермь: Перм. ун-т, 1992. – 264 с.
48. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 256 с.
49. Чуковский К.И. От двух до пяти: книга для родителей/ К.И. Чуковский.- М.: Педагогика,1990.- 384с.
50. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М., 2009
51. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов 2007// Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование». – 253 c.
52. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня, М 2004


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.