• Категория: Автодело и автотранспорт
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 65 %

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА

Специальность 23.01.03 «Автомеханик»

Тема Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения автомобиля Opel Astra
Содержание

Введение 4
1 Основная часть 8
1.1 Назначение системы охлаждения двигателя .Техническая
характеристика 8
1.2 Устройство и работа системы охлаждения двигателя 12
1.3 Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки 13
2 Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля 17
2.1 Виды ТО, периодичность воздействия 17
2.2 Перечень работ по видам ТО 18
3 Карта технологического процесса 21
3.1 Карта технологического процесса на замену радиатора Opel Astra 21
4 Охрана труда 26
4.1 Техника безопасности при выполнении работ по замене радиатора на Opel Astra 26
4.2 Обеспечение требований санитарных норм на рабочем месте 27
4.3 Обеспечение пожарной безопасности на рабочем месте 29
4.4 Оказание первой доврачебной помощи при производственной травме 30
Заключение 32
Приложение А Карта технологического процесса 33
Приложение Б Конструктивная схема системы охлаждения двигателя автомобиля Opel Astra 38
Литература 39
Введение

Вплоть до 1979 года автомобили концерна ОPEL выпускались в классической компоновке. В конце 1979 года производители концерна «Опель» выпустили переднеприводную модель «Кадет Д», вместо заднеприводной модели «Кадет С». Именно с этого момента началась история развития современных моделей Опель Астра, несмотря на тот факт, что первый автомобиль под маркой «Кадет А» увидел свет еще в далеком 1962 году.
В 1984 году публике представили очередную модель «Кадет Е». Это была последняя модель компании Опель под этой маркой.
В конце 1991 года появилась новая модель под названием «Астра», которая и заняла средний сегмент в модельном ряду Опеля вместо модели «Кадет Е».
Общий вид автомобиля представлен в соответствии с рисунком 1.



Рисунок 1 - Общий вид автомобиля
В 1997 году на автосалоне во Франкфурте была презентована совершенно новейшая модель Opel Astra второго поколения. Серийное производство начатое весной в 1998 году, представило на автомобильный рынок 3-х и 5-ти дверной хэтчбэк, универсал и купе-кабриолет с бензиновыми двигателями объемом 1,2; 1,4; 1,6 ; 1,8 и 2,2 л, а также с дизельными двигателями объемом 1,7 и 2,0 л. Коробка передач предлагалась механическая с пятью скоростями передач и четырехступенчатая автоматическая.
В середине сентября 2003 г. опять-таки на Франкфуртском автосалоне представили модернизированную модель Опель Астра, в котором сочетались подчеркнутые линии корпуса и стильно выполненный дизайн. На текущий момент на автомобильном рынке модель Опель Астра представлена 3-х и 5-ти дверным хэтчбэком, седаном, универсалом и кабриолетом с бензиновыми двигателями объемом 1,4; 1,6; 1,8, 2.0 л (2.0Т и 2.0 ОРС) с мощностью 90, 115, 140, 200 и 240 л.с. соответственно. Дизельные двигатели объемом 1.9 л (1.9 D и 1,9 ТD) с мощностью 120 и 150 л.с. Модельный ряд представлен в следующей комплектации : Эссеншиа 1.4, Эссеншиа 1.6, Энджой 1.6, Энджой 1.8, Космо 1.6, Космо 1.8, Спорт 1.8, Космо 2.0Т, Спорт 2.0Т, ОРС, Энджой 1.9 и Космо 1.9.
Преимущество автомобиля данной марки можно почувствовать в адаптивности шасси, позволяющее обеспечивать состояние сбалансированности между плавностью хода и безопасностью во время движения. Система электронного управления включает в себя систему динамической стабилизации, АБС и постоянное управление демпфированием, которое ранее применялась только на спортивных моделях. Все внедренные технические новшества способствуют оптимальному управлению настройками подвески.
Opel Astra значительно подняла свой престиж, внедряя современные системы стабилизации ESP +, системы помощи в момент старта с места и экстренном торможении.
Что касается дизайнерских особенностей, то можно отметить увеличенное расстояние для ног водителя и пассажиров. Также создается удобство при входе в проем задней двери, при этом нет необходимости нагибать голову при посадке. В салоне автомобиля предусмотрено множество кармашков и прочих удобных мест для разнообразной мелочевки. Складывающаяся задняя спинка обязательно пригодится при перевозке грузов длиной до 1,67 м.
Современный дизайн, высокая плавность движения и управляемость делают Опель Астру весьма популярной на автомобильном рынке как Европы,так и России. Несмотря на преимущества, имеется ряд небольших нареканий на слабоватый и шумный двигатель, жестковатую подвеску. Имеется ограничение видимости зеркала заднего вида из-за подголовников, неудобное расположение органов управления климатом.
Хотя надо признать, что дизайнерам удалось совместить современную внешность, вместимый багажник, простор на задних креслах и жестковатость при движении. Базовая комплектация 5-ти дверного хэтчбэка Опель Астра обойдется покупателю в 450 тыс рублей. А самая дорогая комплектация ОРС обойдется в 830 тыс. рублей, в которой вы найдете 240 сильный двигатель, спортивный обвес, жесткую и низкую подвеску, мощные тормоза.
Оптимальное решение при выборе является 5-ти дверной хэтчбэк, окрашенный в цвет металлик, комплектации «Космо 1.6», с дополнительно заказанными ксеноновыми фарами, защитой картера, пакетами «Свет и обзор», в который входит датчик дождя и освещенности и внутрисалонное зеркало с автозатемнением и «Космо» и такая модель обойдется в 580 тыс рублей. По цене получается не самый оптимальный вариант среди автомобилей своего класса, но если решающее значение имеет безопасность и отличная управляемость то это верный вариант. Opel Astra это великолепное сочетание семейных ценностей, презентабельной внешности и малой толики спортивности.


1 Основная часть

1.1 Назначение системы охлаждения двигателя. Техническая характеристика

Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:
- нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;
- охлаждение масла в системе смазки;
- охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
- охлаждение воздуха в системе турбонаддува;
- охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач.
В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения: жидкостная (закрытого типа), воздушная (открытого типа) и комбинированная. В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости. Воздушная система для охлаждения использует поток воздуха. Комбинированная система объединяет жидкостную и воздушную системы.
На автомобилях наибольшее распространение получили система жидкостного охлаждения. Данная система обеспечивает равномерное и эффективное охлаждение, а также имеет меньший уровень шума. Поэтому, устройство и принцип действия системы охлаждения рассмотрены на примере системы жидкостного охлаждения.
Конструкция системы охлаждения бензинового и дизельного двигателей подобны. Система охлаждения двигателя включает множество элементов, среди которых радиатор охлаждающей жидкости, масляный радиатор, теплообменник отопителя, вентилятор радиатора, центробежный насос, а также расширительный бачок и термостат. В схему системы охлаждения включена «рубашка охлаждения» двигателя. Для регулирования работы системы используются элементы управления.
Радиатор предназначен для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха, трубчатое устройство. Для увеличения теплоотдачи радиатор имеет специальное строение. Схема жидкостной системы охлаждения представлена в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2 - Схема жидкостной системы охлаждения

Наряду с основным радиатором в системе охлаждения могут устанавливаться масляный радиатор и радиатор системы рециркуляции отработавших газов. Масляный радиатор служит для охлаждения масла в системе смазки.
Радиатор системы рециркуляции отработавших газов охлаждает отработавшие газы, чем достигается снижение температуры сгорания топливно-воздушной смеси и образования оксидов азота. Работу радиатора отработавших газов обеспечивает дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, включенный в систему охлаждения.
Теплообменник отопителя выполняет функцию, противоположную радиатору системы охлаждения. Теплообменник нагревает, проходящий через него, воздух. Для эффективной работы теплообменник отопителя устанавливается непосредственно у выхода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя.
Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие температуры в системе устанавливается расширительный бачок. Заполнение системы охлаждающей жидкостью обычно осуществляется через расширительный бачок.
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается центробежным насосом. В обиходе центробежный насос называют помпой. Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др. На некоторых двигателях, оборудованных турбонаддувом, для охлаждения надувочного воздуха и турбокомпрессора устанавливается дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, подключаемый блоком управления двигателем.
Термостат предназначен для регулировки количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, чем обеспечивается оптимальный температурный режим в системе. Термостат устанавливается в патрубке между радиатором и «рубашкой охлаждения» двигателя.
На мощных двигателях устанавливается термостат с электрическим подогревом, который обеспечивает двухступенчатое регулирование температуры охлаждающей жидкости. Для этого в конструкции термостата предусмотрено три рабочих положения: закрытое, частично открытое и полностью открытое. При полной нагрузке на двигатель с помощью электрического подогрева термостата производится его полное открытие. При этом температура охлаждающей жидкости снижается до 90°С, уменьшается склонность двигателя к детонации. В остальных случаях температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 105°С.
Вентилятор радиатора служит повышения интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе. Вентилятор может иметь различный привод:
- механический (постоянное соединение с коленчатым валом двигателя);
- электрический (управляемый электродвигатель);
- гидравлический (гидромуфта).
Наибольшее распространение получил электрический привод вентилятора, обеспечивающий широкие возможности для регулирования.
Типовыми элементами управления системы охлаждения являются датчик температуры охлаждающей жидкости, электронный блок управления и различные исполнительные устройства.
Датчик температуры охлаждающей жидкости фиксирует значение контролируемого параметра и преобразует его в электрический сигнал. Для расширения функций системы охлаждения (охлаждения отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов, регулирования работы вентилятора и др.) на выходе радиатора устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости.
Сигналы от датчика принимает электронный блок управления и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства. Используется, как правило, блок управления двигателем с установленным соответствующим программным обеспечением.
В работе системы управления могут использоваться следующие исполнительные устройства: нагреватель термостата, реле дополнительного насоса охлаждающей жидкости, блок управления вентилятором радиатора, реле охлаждения двигателя после остановки.

1.2 Устройство и работа системы охлаждения двигателя

Работу системы охлаждения обеспечивает система управления двигателем. В современных двигателях алгоритм работы реализован на основе математической модели, которая учитывает различные параметры (температуру охлаждающей жидкости, температуру масла, наружную температуру и др.) и задает оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов.
Охлаждающая жидкость в системе имеет принудительную циркуляцию, которую обеспечивает центробежный насос. Движение жидкости осуществляется через «рубашку охлаждения» двигателя. При этом происходит охлаждение двигателя и нагрев охлаждающей жидкости. Направление движения жидкости в "рубашке охлаждения" может быть продольным (от первого цилиндра к последнему) или поперечным (от выпускного коллектора к впускному).
В зависимости от температуры жидкость циркулирует по малому или большому кругу. При запуске двигателя сам двигатель и охлаждающая жидкость в нем холодные. Для ускорения прогрева двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор. Термостат при этом закрыт.
По мере нагрева охлаждающей жидкости термостат открывается, и охлаждающая жидкость движется по большому кругу – через радиатор. Нагретая жидкость проходит через радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха. При необходимости жидкость охлаждается потоком воздуха от вентилятора. После охлаждения жидкость снова поступает в «рубашку охлаждения» двигателя. В ходе работы двигателя цикл движения охлаждающей жидкости многократно повторяется.

1.3 Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки

При первых признаках перегрева, если загорелась сигнальная лампа перегрева двигателя, но из-под капота не вырываются клубы пара, включите максимальный режим отопления салона (см. разд. Система вентиляции, отопления и кондиционирования). Это необходимо для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления, затем, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части. Дайте двигателю Opel Astra поработать пару минут при нормальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, с включенным на полную мощность отопителем.
Предупреждение:
- не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг либо образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно.
После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом.
Предупреждение:
- никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.
- загляните под панель приборов со стороны переднего пассажира - нет ли под ней течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора отопителя.
Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты.
Полезный совет:
Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (например, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приобрести в автомагазинах.
Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.
Предупреждения:
- длительное использование воды вместо антифриза приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, к сокращению ресурса. Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Он должен остывать с открытым капотом не менее 30 мин.
- обрыв или ослабление натяжения ремня привода генератора и водяного насоса практически всегда приводит к перегреву двигателя. Если ремень цел, проверьте его натяжение (см. Проверка ремня привода вспомогательных агрегатов). Если произошел обрыв или ремень изношен настолько, что автоматическое натяжное устройство не обеспечивает нормального натяжения ремня, замените ремень (см. Замена ремня привода вспомогательных агрегатов).
Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя).
Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру шланга, соединяющего термостат с радиатором. Если шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.
Очень часто причиной перегрева двигателя, система охлаждения которого оснащена электрическим вентилятором, становится выход вентилятора из строя.

2 Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя

2.1 Виды ТО, периодичность воздействия

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяются на следующие виды:
- ЕО (ежедневное обслуживание);
- ТО-1 (техническое обслуживание-1);
- ТО-2 (техническое обслуживание-2);
- СО (сезонно обслуживание)
ЕО - включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, а также работы по поддержанию надлежащего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова. Выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени. Проверка эффективности тормозной системы и наличие утечки тормозной жидкости.
ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду
2.2 Перечень работ по видам ТО

Каждый автомобиль должен периодически проходить регламентный техосмотр. Это набор услуг по диагностике и замене оборудования и жидкостей, позволяющий увеличить ресурс и предотвратить возможные сбои в работе систем автомобиля. В зависимости от величины пробега можно выделить три вида ТО:
ТО-1. Его необходимо проходить каждые 7—15 тыс км пробега. В перечень услуг ТО-1 входят замена масла, контроль и долив технических жидкостей, визуальная диагностика работы систем автомобиля. Дополнительно на ТО-1 мастера могут проверить работу стеклоочистителей, состояние тормозов, подвески и автомобильной оптики, давление в шинах.
ТО-2. Периодичность прохождения — 20—30 тыс км пробега. В перечень услуг входят замена масла, свечей зажигания, воздушного, салонного и топливного фильтров, контроль и долив технических жидкостей, визуальная диагностика. Дополнительно мастера могут заменить тормозные колодки, отрегулировать тормозную систему, определить состояние охлаждающей жидкости и произвести другие работы по перечню ТО-1.
ТО-3. Периодичность прохождения — 60—90 тыс км. В перечень услуг входят замена масла, свечей зажигания, всех фильтров, технических жидкостей, приводных ремней и ремня ГРМ. ТО-3 является самым крупным этапом обслуживания автомобиля. К его моменту системы автомобиля, как правило, уже серьезно изношены, поэтому несвоевременность его проведения может привести к серьезным поломкам. Например, обрыв не замененного вовремя ремня ГРМ может повлечь за собой капитальный ремонт двигателя.
Техническое обслуживание включает в себя следующие виды работ:
- смазочные;
- регулировочные;
- контрольно-диагностические;
- крепежные;
- заправочные;
- электротехнические.
В зависимости от периодичности выполнения работ, их количества, сложности и трудоемкости, существуют следующие виды технического обслуживания автомобилей:
- ежедневное (ТО);
- первое (ТО-1);
- второе (ТО-2);
- сезонное (СО).
Задача ежедневного ТО заключается в том, чтобы поддерживать надлежащий внешний вид автомобиля, отслеживать его заправку топливом, маслом, иными расходными материалами, а также контролировать обеспечение безопасности дорожного движения.
Каждый раз перед поездкой водитель должен проверить:
- комплектность автомобиля;
- состояние его кузова;
- наличие и регулировку зеркал заднего вида;
- наличие и читаемость государственных регистрационных номерных знаков;
- исправность дверных замков, а также замков капота и багажника;
- исправность электрооборудования (приборы освещения и сигнализации, «дворники»);
- герметичность систем питания, смазки и охлаждения и наличие соответствующих расходных жидкостей;
- герметичность гидравлического привода тормозной системы;
- свободный ход рулевого колеса;
- работу контрольно-измерительных приборов.




3 Карта технологического процесса

3.1 Карта технологического процесса на замену радиатора Opel Astra

Карта технологического процесса представлена на замену радиатора в таблице 1.
Исполнитель - слесарь 3его разряда.
Трудоемкость - 2,9 чел. час.

Таблица 1 - Карта технологического процесса представлена на замену радиатора
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
1 Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. 2 Вручную Сначала «+» потом «-«
2 Удалите рабочую жидкость из системы охлаждения. 5 Вручную Подставить шланг в ведро
3 Открутите и выньте верхний левый болт, крепящий кожух электровентилятора к радиатору охлаждающей системы. 4 Трещотка force и головка на 12
4 Отверните и извлеките правый верхний болт, крепящий кожух электровентилятора к радиатору системы охлаждения двигателя. 4 Трещотка force и головка на 12
5
Отверните и выньте левый нижний болт, крепящий кожух электровентилятора к радиатору 4 Трещотка force и головка на 12

Продолжение таблицы 1
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
6 Сожмите отогнутые усики хомута, крепящего отводящий шланг, после чего сместите хомут. 3 Пассатижи
7 Отсоедините шланг отвода охлаждающей жидкости от патрубка бачка, расположенного на радиаторе системы охлаждения двигателя. 2 Вручную
8 Раскройте держатель отводящего шланга (Держатель расположен на кожухе электровентилятора). 2 Вручную
9 Отожмите элемент фиксации колодки проводного жгута электровентилятора. 3 Вручную
10 Разъедините проводную колодку. 5 Вручную
11 Снимите вентилятор в сборе с кожухом с автомобиля 3 Вручную
12 Демонтируйте элемент защиты картера двигателя (см. Снятие и установка брызговиков двигателя и защиты поддона картера). 6 Трещотка и удлинитель головка на 14
13 Подденьте отверткой крепежный пистон брызговика переднего бампера. 3 Отвертка force Не поломав бампер
14 Извлеките крепежный пистон брызговика переднего бампера 2 Вручную


Продолжение таблицы 1
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
15 Аналогичным методом извлеките еще два крепежных пистона 2 Вручную
16 сдавите отогнутые усики крепежного хомута пароотводящего шланга. Сместите хомут по шлангу 3 Пассатижи
17 Отсоедините пароотводящий шланг от патрубка левого бачка радиатора системы охлаждения двигателя. 3 Пассатижи
18 Сдавите фиксирующий элемент колодки проводного жгута датчика температуры охлаждающей жидкости 12 Пассатижи
19 Отсоедините колодку проводного жгута от датчика температуры ОЖ. 3 Вручную
20 сдавите отогнутые усики крепежного хомута подводящего шланга. Сместите хомут по шлангу. 3 Пассатижи
21 Отсоедините подводящий шланг от патрубка правого бачка радиатора системы охлаждения двигателя. 3 Пассатижи
22 Слева и справа отверните и извлеките по два крепежных болта двух нижних опор радиатора системы охлаждения к подрамнику. 6 Трещотка force и головка на 11
23 Демонтируйте опоры 4 Вручную



Продолжение таблицы 1
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
24 Отверните и извлеките крепежный болт радиатора системы охлаждения двигателя к теплообменнику системы кондиционирования справа. 6 Трещотка force и головка на 10
25 Открутите и выньте два крепежных болта радиатора к теплообменнику слева. 6 Трещотка force и головка на 10
26 Отгибая кромку защитного брызговика переднего бампера, демонтируйте радиатор системы охлаждения двигателя вниз. 5 Вручную
27 Снимите со штифтов бачков радиатора системы охлаждения двигателя левую и правую крепежные подушки, 7 Вручную
28 Затем заменить левую и правую подушки 6 Вручную
29 Осуществите промывку радиатора снаружи напором воды, а затем осмотрите радиатор. При обнаружении трещин на бачках радиатор системы охлаждения двигателя необходимо заменить 10 Вручную Настроить давление воды
30
Произведите проверку герметичности радиатора, 6 Вручную для чего закупорьте его патрубки, подведите к нему воздух

Продолжение таблицы 1
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
под давлением
0.1 МПа и погрузите в большую емкость с водой на период времени, равный 30 секундам. Радиатор неисправен, если из него выходят пузырьки воздуха.
32
Устанавливаем новый радиатор производим сборку в обратном порядке 40 Удалите воздушные пробки из системы охлаждения двигателя.


4 Охрана труда

4.1 Техника безопасности при выполнении работ по замене радиатора Opel Astra

Подставить под МКПП пневматический упор.
4.1.1Охрана труда - это комплекс взаимосвязанных мероприятий по трудовому законодательству, промышленной санитарии, техники безопасности.
При работе с гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
4.1.2 При работе с зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
4.1.3 Проверять сносность агрегатов отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.
4.1.4 Снятые с автомобиля детали, узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали на стеллажи. Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, производится с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия.
4.1.6 6 При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

4.1.8 При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.
4.1.9 Не допускается:
- направлять струю воздуха на себя или других при работе с пневматическим инструментом.
- устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

4.2 Обеспечение требований санитарных норм на рабочем месте

4.2.1 Для работников предприятий должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, государственных стандартов, других нормативных актов.
4.2.2 Гардеробные (за исключением гардеробных для уличной одежды), душевые, умывальные и уборные должны быть отдельными для мужчин женщин. При количестве работающих в организации менее 20 человек количество санитарно-бытовых помещений может быть сокращено или они могут быть объединены, на что должно быть разрешение регионального органа Госсанэпиднадзора России.
4.2.3 Стены, перегородки и полы в гардеробных, умывальных и уборных (кроме уличных), помещениях для личной гигиены женщин, помещениях для чистки одежды, в которых требуется мокрая уборка должны быть облицованы материалами, допускающими их легкую очистку и мытье горячей водой с применением моющих средств. В районах Крайнего Севера полы в этих помещениях, если они расположены на первом этаже, должны иметь обогрев.
4.2.4 Количество мест для хранения одежды в гардеробных определяется:
- для уличной - равным количеству работающих в двух наиболее многочисленных смежных смен.
- для домашней и спецодежды - равным списочному количеству работающих в организации.
4.2.5 При гардеробных должны быть помещения для сушки спецодежды, спецобуви, оснащенные соответствующим оборудованием.
4.2.6 Умывальные могут иметь индивидуальные и групповые умывальники. Количество кранов в умывальниках и душевых сеток в душевых для работающих в организации должно устанавливаться исходя из группы производственных процессов, и расчетного количества человек на один кран (душевую сетку). В зависимости от характера производства до 40% расчетного количества умывальников допускается размещать в производственных помещениях вблизи рабочих мест, а также в тамбурах при уборных. При наличии в организации горячей воды все умывальники должны быть оборудованы смесителем горячей и холодной воды.
4.2.7 При количестве работающих в наиболее многочисленной смене 200 человек и более следует предусматривать столовую, как правило, приготавливающую блюда из полуфабрикатов, а при меньшем количестве работающих – столовую - раздаточную (буфет с отпуском горячих блюд, доставляемых из других организаций общественного питания). При количестве работающих в наиболее многочисленной смене менее 30 человек, допускается предусматривать комнаты для приема пищи из расчета 1 м2 на одного человека, но не менее 12 м2, которые должны быть оборудованы умывальником, стационарным кипятильником, плитой для подогрева пищи, холодильником и объединять их с помещениями для отдыха. В этом случае площадь этого помещения принимается из расчета 1,3 м2 на каждое посадочное место. В необходимых случаях могут предусматриваться передвижные столовые.
4.2.8 Цеха и производственные участки должны обеспечиваться питьевой водой. Для снабжения питьевой водой следует предусматривать автоматы, фонтанчики, закрытые баки с фонтанирующими насадками или другие устройства.
4.2.9 У наружного входа в санитарно-бытовые помещения должны быть установлены устройства для очистки обуви от грязи.

4.3 Обеспечение пожарной безопасности на рабочем месте

4.3.1 Причины возникновения пожара:
- неосторожное обращение с огнем.
- нарушение пожарной безопасности при сварочных и прочих работах.
- нарушение правил эксплуатации электрооборудования.
- неисправность отопительных приборов.
- самовозгорание паромасляных материалов.
- статическое и атмосферное электричество.
4.3.2 Назначение ответственного за пожарную безопасность в помещении.
4.3.3 Все производственные помещения должны содержаться в чистоте и курение только в отведенных для этого местах.
4.3.4 Выходы должны быть свободны, и легко открываться в направлении выхода из здания.
4.35 Число выходов должно соответствовать санитарно строительным нормам.
4.3.6 Проходы, выходы, тамбуры, лестницы, должны быть свободными.
4.3.7 Средства пожаротушения должны быть свободными.
4.3.8 Наличие пожарной сигнализации: тепловой, звуковой, телефонной связи и.т.д.
4.3.9 Наличие средств пожаротушения: огнетушителей, ящик с песком, ручные огнетушители, носилки, ведра, лопаты, топоры, и.т.д.
4.3.10 Создание условий для эффективного пожаротушения.

4.4 Оказание первой доврачебной помощи при производственной травме

4.4.1 Поражение электрическим током - основной причиной несчастных случаев, обусловленных действием электрического тока, являются нарушения правил техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами и промышленными электроустановками.
Доврачебная помощь - одним из главных моментов при оказании первой помощи является немедленное прекращение действия электрического тока. Прикосновение к пострадавшему незащищенными руками при не отключенном электрическом токе опасно. Отделив пострадавшего от проводов, необходимо тщательно осмотреть его. Повреждения следует обработать и закрыть повязкой, как при ожогах. Первая помощь заключается в создании покоя и доставке больного влечебное учреждение. Необходимо помнить, что общее состояние пострадавшего может резко и внезапно ухудшиться т.к. в ближайшие часы после травмы возникают нарушения кровоснабжения мышцы сердца и.т.д.
4.4.2 Отравление угарным газом - развиваются вследствие попадания в организм человека химических веществ различной природы в количестве, способном нарушить жизненно важные функции создать опасность для жизни. Чем выше токсичность химического вещества, тем меньшее его количество способно вызвать отравление.
Доврачебная помощь - немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух. Вызвать «скорую помощь». Рекомендуется по возможности непрерывная подача кислорода, холод к голове, горячий сладкий чай, если пострадавший находится в сознании. При глубоком нарушении функций дыхания и сердечной деятельности - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
4.4.3 Ожоги - повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей и.т.п. Различают термические, электрические и химические ожоги.
Доврачебная помощь - состоит в прекращении действия поражающего фактора. Для прекращения воздействия температурного фактора необходимо быстрое охлаждение пораженного участка тела путем погружения в холодную воду или под струю холодной воды. Химические ожоги кожи возникают в результате попадания на кожу кислот, щелочей. Глубина ожога зависит от концентрации химического вещества, температуры и длительности воздействия. Необходимо: быстро удалить обрывки одежды, пропитанные химическим веществом.
Доврачебная помощь - прежде всего, необходимо остановить кровотечение из раны. Для этого накладывают стерильную давящую повязку, придают возвышенное положение поврежденной конечности. При интенсивном кровотечении из раны конечности выше раны накладывают жгут кровоостанавливающий. Рану можно промыть раствором перекиси водорода.


Заключение

При соблюдении выше указанных требований и норм эксплуатации, обслуживании и замены системы охлаждения двигателя автомобиля будет обеспечена его надёжность и безопасность. Мною была произведена с помощью руководителя практики замена радиатора, были соблюдены все правила безопасности.



Приложение А
(обязательное)

Карта технологического процесса на замену радиатора Opel Astra

Карта технологического процесса представлена на замену радиатора в таблице А1.
Исполнитель - слесарь 3его разряда.
Трудоемкость - 2,9 чел. час.

Таблица А1 - Карта технологического процесса представлена на замену радиатора
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
1 Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. 2 Вручную Сначала «+» потом «-»
2 Удалите рабочую жидкость из системы охлаждения. 5 Вручную Подставить шланг в ведро
3 Открутите и выньте верхний левый болт, крепящий кожух электровентилятора к радиатору охлаждающей системы. 4 Трещотка force и головка на 12
4 Отверните и извлеките правый верхний болт, крепящий кожух электровентилятора к радиатору системы охлаждения двигателя. 4 Трещотка force и головка на 12
5
Отверните и выньте левый нижний болт, крепящий кожух электровентилятора к радиатору 4 Трещотка force и головка на 12

Продолжение таблицы А1
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
6 Сожмите отогнутые усики хомута, крепящего отводящий шланг, после чего сместите хомут. 3 Пассатижи
7 Отсоедините шланг отвода охлаждающей жидкости от патрубка бачка, расположенного на радиаторе системы охлаждения двигателя. 2 Вручную
8 Раскройте держатель отводящего шланга (Держатель расположен на кожухе электровентилятора). 2 Вручную
9 Отожмите элемент фиксации колодки проводного жгута электровентилятора. 3 Вручную
10 Разъедините проводную колодку. 5 Вручную
11 Снимите вентилятор в сборе с кожухом с автомобиля 3 Вручную
12 Демонтируйте элемент защиты картера двигателя (см. Снятие и установка брызговиков двигателя и защиты поддона картера). 6 Трещотка и удлинитель головка на 14
13 Подденьте отверткой крепежный пистон брызговика переднего бампера. 3 Отвертка force Не поломав бампер
14 Извлеките крепежный пистон брызговика переднего бампера 2 Вручную


Продолжение таблицы А1
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
15 Аналогичным методом извлеките еще два крепежных пистона 2 Вручную
16 сдавите отогнутые усики крепежного хомута пароотводящего шланга. Сместите хомут по шлангу 3 Пассатижи
17 Отсоедините пароотводящий шланг от патрубка левого бачка радиатора системы охлаждения двигателя. 3 Пассатижи
18 Сдавите фиксирующий элемент колодки проводного жгута датчика температуры охлаждающей жидкости 12 Пассатижи
19 Отсоедините колодку проводного жгута от датчика температуры ОЖ. 3 Вручную
20 сдавите отогнутые усики крепежного хомута подводящего шланга. Сместите хомут по шлангу. 3 Пассатижи
21 Отсоедините подводящий шланг от патрубка правого бачка радиатора системы охлаждения двигателя. 3 Пассатижи
22 Слева и справа отверните и извлеките по два крепежных болта двух нижних опор радиатора системы охлаждения к подрамнику. 6 Трещотка force и головка на 11
23 Демонтируйте опоры 4 Вручную



Продолжение таблицы А1
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
24 Отверните и извлеките крепежный болт радиатора системы охлаждения двигателя к теплообменнику системы кондиционирования справа. 6 Трещотка force и головка на 10
25 Открутите и выньте два крепежных болта радиатора к теплообменнику слева. 6 Трещотка force и головка на 10
26 Отгибая кромку защитного брызговика переднего бампера, демонтируйте радиатор системы охлаждения двигателя вниз. 5 Вручную
27 Снимите со штифтов бачков радиатора системы охлаждения двигателя левую и правую крепежные подушки, 7 Вручную
28 Затем заменить левую и правую подушки 6 Вручную
29 Осуществите промывку радиатора снаружи напором воды, а затем осмотрите радиатор. При обнаружении трещин на бачках радиатор системы охлаждения двигателя необходимо заменить 10 Вручную Настроить давление воды
30
Произведите проверку герметичности радиатора, 6 Вручную для чего закупорьте его патрубки, подведите к нему воздух

Продолжение таблицы А1
№ Наименование операции
Время, мин Инструмент Примечание
под давлением
0.1 МПа и погрузите в большую емкость с водой на период времени, равный 30 секундам. Радиатор неисправен, если из него выходят пузырьки воздуха.
32
Устанавливаем новый радиатор производим сборку в обратном порядке 40 Удалите воздушные пробки из системы охлаждения двигателя.




Приложение Б
(справочное)

Конструктивная схема системы охлаждения двигателя автомобиля Opel Astra

Конструктивная схема системы охлаждения двигателя автомобиля Opel Astra представлена в соответствии с рисунком Б1.



1 — отопитель; 2 — силовой агрегат ; 3 — термостат ; 4 — водяной насос; 5 — расширительный бачок; 6 — крышка с клапаном; 7 — радиатор; 8 — перепускной шланг; 9 — масляный радиатор.
Рисунок Б1 - Конструктивная схема системы охлаждения двигателя автомобиля Opel Astra 
Литература

Лурьева Е.В., Оформление текстового документа. Методическая разработка. – , 2013.
Общесоюзные нормы технологического проектирования для автомобильного транспорта ОНТП-01-91. – М.: Гипроавтотрас, 1991.
Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобильных средств. - Т.З. - М.: РООНП, 2000.
http://avtomarket.ru/catalog/ Каталог технических характеристик автомобилей (дата обращения 20.03.2014).
Шариков Л.П., - Сборник инструкций по охране труда. М.: Альфа-пресс., 2009.
http://www.drive2.ru/l/4518550/
http://www.autoprospect.ru/opel/omega-a/17-4-korobka-peredach-snyatie-i-ustanovka.html


Не нашли подходящую работу? Новая работа может быть дешевле готовой

Отправьте заявку на выполнение работы и наши авторы предложат вам свою цену. Общение с авторами напрямую. По вопросам заказа позвоните на номер: 8(800) 775–28-83.