• Категория: Автодело и автотранспорт
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 71 %

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
Специальность: 23.01.03 «Автомеханик»

Тема: Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы Hyundai Solaris

Скриншот приложения А -- https://pastenow.ru/32VM9

Содержание

Введение 5
1 Основная часть 8
1.1 Назначение тормозной системы автомобиля. Техническая характеристика 8
1. 2 Устройство и работа тормозной системы автомобиля Hyundai Solaris 9
1.3 Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки 13
2 Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля 17
2.1 Виды ТО, периодичность воздействия 17
2.2 Перечень по видам ТО 18
3 Карта технологического процесса 24
3.1 Карта технологического процесса на замену задних тормозных колодок автомобиля Hyundai Solaris 24
4 Охрана труда 27
4.1 Техника безопасности при выполнении работ по замене задних тормозных колодок автомобиля Hyundai Solaris 27
4.2 Обеспечение требований санитарных норм на рабочем месте 28
4.3 Обеспечение пожарной безопасности на рабочем месте 30
4.4 Оказание первой доврачебной помощи при производственной травме 31
Заключение 34
Приложение А Карта технологического процесса 35
Приложение Б Конструктивная схема тормозной системы автомобиля Hyundai Solaris 38
Литература 39

Введение

Компания основана в 1967 году Чон Чжу-ёном. Входила в чеболь (группу компаний) Hyundai Motor Group, из которого была выделена в 2003 году. В 1960-х годах компания занималась выпуском нескольких легковых и одной грузовой модели американского концерна Ford.
В 1972 году правительство Южной Кореи дало право производить автомобили четырём компаниям, одной из которых и стал Hyundai. В 1974 году началось производство малолитражной Hyundai Pony, над внешним видом которой работали мастера из итальянского ателье Italdesign Giugiaro. К 1980 году концерн должен был производить до 50 000 автомобилей в год с локализацией производства компонентов до 91 %, что и было выполнено. Первое поколение популярного и в наши дни седана Sonata появилось осенью 1988 года, в 1996 в производство пошла спортивная модель Coupe.
В 1998 году Hyundai поглотила корейскую автомобилестроительную компанию Kia Motors. В 2000 году компания заключила стратегический альянс с DaimlerChrysler, существовавший несколько лет. По данным на 2006 год состоящий из пяти предприятий завод Hyundai в корейском городе Ульсан считался крупнейшим автомобилестроительным заводом в мире.
Название Solaris происходит от латинского «sol», что значит «солнце», оно было выбрано для новой модели в ходе национального конкурса, в котором приняли участие более 27 000 человек. Внешний облик Hyundai Solaris основан на концепции «струящийся линии», представленной в соответствии с рисунком 1, в которой дизайнеры Hyundai постарались отразить изящество и динамичность, как во внешнем виде, так и в интерьере нового 4-дверного седана.

Рисунок 1 - Внешний облик Hyundai Solaris

Наружный дизайн Solaris обладает профилем купе, характерным для новой модели Sonata, и отличается динамичными и изящными графическими элементами, которые отразились в головной оптике, контуром напоминающей разрез орлиных глаз, уникальных L-образных противотуманных фарах и массивной шестиугольной радиаторной решетке. Внутри салона множество глянцевых элементов подчеркивают футуристичность и технологичность интерьера нового Solaris. Hyundai Solaris комплектуется рядными четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями Gamma 1.6 или 1.4 литра, в которых используется технология многоточечного впрыска и система непрерывного изменения фаз газораспределения. С двигателем Gamma седан будет обеспечивать повышенную мощность и крутящий момент, а также отличаться низким расходом топлива (для версии 1.4 МТ расход топлива составляет 5.9 литров на 100 км, для версии 1.4 АТ – 6,4 л/ 100 км, для версии 1.6 МТ – 6.0л/100 км, для версии 1.6 АТ – 6.5л/100 км). Мощность и крутящий момент 1,6-литровой версии Gamma составляют 123 л.с. и 155 Н·м, а 1,4-литровой версии Gamma — 107 л.с. и 135 Н·м. Оба мотора комплектуются четырехступенчатой автоматической коробкой передач или стандартной пятиступенчатой ручной коробкой передач с трансмиссией. Hyundai Solaris имеет энергопоглощающий кузов, который производится с использованием высокопрочной стали и может быть оснащен шестью подушками безопасности. Также модель может оснащаться системой стабилизации ESP c ABS. Hyundai Solaris адаптирован к российским условиям эксплуатации, в автомобиле в качестве стандартного оборудования устанавливаются обогреватель заднего стекла, 4-литровый резервуар для омывателя ветрового стекла с датчиком уровня жидкости, а также аккумулятор емкостью 60А/ч для упрощения холодного запуска двигателя. В качестве дополнительных опций доступны подогрев зоны покоя щеток стеклоочистителя, обогреватели передних сидений и подогрев наружных зеркал заднего вида.

1 Основная часть

1.1 Назначение тормозной системы автомобиля. Техническая
характеристика

Тормозная система предназначена для снижения скорости движения и/или остановки транспортного средства или механизма. Она также позволяет удерживать транспортное средство от самопроизвольного движения во время покоя.
Тормозная система состоит из:
- рабочей тормозной системы;
- стояночная тормозная система;
-ABS.
Рабочая тормозная система – гидравлическая, двухконтурная, с диагональным разделением контуров, что повышает безопасность эксплуатации автомобиля. Один из контуров рабочей тормозной системы обеспечивает работу тормозных механизмов левого переднего и правого заднего колес, а другой – правого переднего и левого заднего колес.
В нормальном режиме, когда система исправна, работают оба контура.
При отказе (разгерметизации) одного из контуров другой контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью. К рабочей тормозной системе относятся тормозные механизмы колес, педальный узел, вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр, бачок гидропривода, блок ABS, а также соединительные трубки и шланги.
Педаль тормоза – подвесного типа.
Стояночная тормозная система стоит из:
Рычаг стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на туннеле пола, соединен с двумя тросами через передний трос и уравнитель. Задние наконечники тросов соединены с рычагами привода стояночного тормоза, закрепленными на задних тормозных суппортах (дисковый механизм) или на задних тормозных колодках (барабанный механизм). Регулировка стояночного тормоза осуществляется вращением регулировочной гайки, расположенной на наконечнике переднего троса.
Антиблокировочная система (ABS) – Блок ABS, закрепленный в моторном отсеке на левом лонжероне, под вакуумным усилителем, состоит из гидравлического модулятора, насоса и блока управления.

1.2 Устройство и работа тормозной системы автомобиля Hyundai
Solaris

Тормозной механизм показан в соответствии с рисунком 2.

1 – датчик ABS; 2 – тормозной шланг; 3 – трос стояночного тормоза; 4 – возвратная пружина механизма стояночного тормоза; 5 – защитный колпачок штуцера прокачки; 6 – направляющий палец; 7 – защитный чехол направляющего пальца; 8 – суппорт с рабочим цилиндром; 9 – тормозной диск.
Рисунок 2 – Схема расположение тормозного механизма
Устройство тормозного суппорта заднего колодки представлена в соответствии с рисунком 3.

1 – направляющая колодок; 2 – наружная тормозная колодка; 3 – направляющая пластина; 4 – защитный чехол направляющего пальца; 5 – верхний направляющий палец; 6 – суппорт с рабочим цилиндром; 7 – болт крепления суппорта к направляющему пальцу; 8 – нижний направляющий палец; 9 – внутренняя тормозная колодка с акустическим индикатором износа.
Рисунок 3 - Устройство тормозного суппорта заднего колеса

Направляющая тормозных колодок прикреплена к поворотному кулаку, а суппорт крепится двумя болтами к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. На пальцах установлены защитные чехлы. При торможении давление жидкости в гидроприводе тормозного механизма возрастает и поршень, выдвигаясь из колесного цилиндра, выполненного за одно целое с суппортом, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску. Затем суппорт (за счет перемещения направляющих пальцев в отверстиях направляющей колодок) сдвигается относительно диска, прижимая к нему наружную тормозную колодку. В корпусе цилиндра установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом.
За счет упругости этого кольца между диском и колодками тормозного механизма поддерживается постоянный оптимальный зазор (аналогично оптимальный зазор поддерживается в заднем дисковом тормозном механизме).
К внутренней тормозной колодке приклепан акустический индикатор износа и крепится противовибрационная пластина, которая также защищает пыльник тормозного цилиндра.
Конструкция заднего тормозного цилиндра весьма сложна, т. к. объединяет в себе обычный гидроцилиндр (сходный по конструкции с передним тормозным цилиндром) и механизм стояночного тормоза. Привод стояночного тормоза работает следующим образом. Трос стояночного тормоза воздействует на рычаг привода и поворачивает его. В исходное положение рычаг привода возвращает пружина.
Таким образом, движение рычага передается на резьбовой шток, который взаимодействует с резьбовым пальцем, установленным в поршне.
Резьбовой палец может поворачиваться в поршне. Причем, когда палец прижат к внутренней поверхности поршня, то проворачивание весьма затруднено, а если палец отходит от поршня, то поворачивается легко на упорном подшипнике.
Резьбовой палец в поршне поджимает (через упорный подшипник) пружина. Таким образом, по мере износа тормозных колодок, резьбовой палец все дальше вывинчивается из резьбового штока, позволяя поршню выходить из цилиндра и вместе с тем поддерживать постоянный ход стояночного тормоза.
Такая конструкция заднего тормозного цилиндра и определяет способ утапливания поршня в цилиндр при замене колодок.
Поршень нельзя просто втолкнуть в цилиндр.
Использование больших усилий приведет к повреждению деталей.
Поршень необходимо вворачивать по часовой стрелке и одновременно сильно надавливать на него, чтобы обеспечить должное трение и вворачивание резьбового пальца в резьбовой шток привода стояночного тормоза.
Направляющая колодок прикреплена к рычагу задней подвески.
Колодки дисковых тормозных механизмов передних и задних колес различаются по конструкции.
Поршень упирается в тормозные колодки на которые наклеены фрикционные накладки. Колодки установлены на пальцах и поджимаются к ним пружинами. Пальцы удерживаются на супорте шплинтами. Тормозной диск крепится к ступице колеса двумя установочными штифтами.
При торможении поршни под давлением жидкости выдвигаются из колёсных цилиндров и поджимают тормозные колодки к тормозному диску. При движении поршни увлекают за собой уплотнительные кольца которые при этом скручиваются. При растормаживании, когда давление в приводе падает, поршни за счет упругой деформации колец вдвигаются обратно в цилиндры. При этом накладки будут находиться в легком соприкосновении с диском.
При износе накладок, когда зазор в тормозном механизме увеличивается, поршни под давлением жидкости проскальзывают относительно колец и занимают новое положение в цилиндрах, которое обеспечивает оптимальный зазор между колодками и диском

1.3 Возможные неисправности, их причины и методы устранения,
регулировки

Характерные неисправности, способы их устранения, регулировки представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Характерные неисправности механизма
Причина неисправности Способ устранения
Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров передних или задних тормозов Замените негодные детали колесных цилиндров, промойте и просушите колодки и барабаны, прокачайте систему гидропривода.
Наличие воздуха в гидроприводе тормозов
Повреждение резиновых уплотнителей в главном тормозном цилиндре
Повреждение резиновых шлангов привода тормозов Удалите воздух из гидропривода
Повреждение резиновых уплотнителей в главном тормозном цилиндре Замените уплотнители и прокачайте систему
Повреждение резиновых шлангов привода тормозов Замените поврежденные шланги
Самопроизвольное торможение при работающем двигателе
Подсос воздуха у вакуумного усилителя в месте установки защитного колпачка вследствие:
разрушение уплотнителя крышки или его плохой фиксации из-за повреждения стопорящих деталей
Проделайте следующее:


замените вакуумный усилитель

недостаточной смазки уплотнителя крышки снимите защитный колпачок и заложите смазку в уплотнителя

Продолжение таблицы 1
Причина неисправности Способ устранения
перекоса уплотнителя крышки при установке или ослаблении стопорного кольца износа уплотнителя крышки заменить вакуумный усилитель
Неполное растормаживание всех колес
Отсутствует свободный ход педали тормоза из-за неправильного положения выключателя стоп-сигнала Отрегулируйте выступание (1,25 – 0,2мм) регулировочного болта
Заедание корпуса клапана вакуумного усилителя вследствие разбухания диафрагмы или защемления уплотнителя крышки усилителя или защитного колпачка Замените вакуумный усилитель
Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.д. Прочистите отверстие и прокачайте системы гидропривода. Тщательно промойте всю систему тормозной жидкостью, замените уплотнители, прокачайте систему гидропривода
Заедание поршня главного цилиндра Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте систему

Притормаживание одного из колес при отпущенной педали

Продолжение таблицы 1
Причина неисправности Способ устранения
Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок заднего тормоза Замените пружину

Заедание поршня в колесном
цилиндре вследствие коррозии Разберите цилиндр, очистите и промойте детали, поврежденные замените
Набухание уплотнительных ко¬лец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость горюче-смаэочных материалов Замените кольца, промойте тор-мозной жидкостью гидропривод
Наличие воздуха в гидроприводе тормозов Удалите воздуха из гидропривода
Повреждение резиновых шлангов привода тормозов Замените поврежденные шланги
Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии Разберите цилиндр, очистите и промойте детали, повреждённые замените
Набухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость горюче-смазочных материалов Замените кольца, промойте тормозной жидкостью гидропривод

Продолжение таблицы 1
Причина неисправности Способ устранения
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов креплении к кронштейну Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали
Утечка тормозной жидкости из
Утечка тормозной жидкости из
колесных цилиндров Замените уплотнители и прокачайте
Замените уплотнители и прокачайте
систему
Заедание поршня колесного цилиндра Устраните причину заедания поршня в цилиндре, замените поврежденные детали

Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения Замените трубку или прочистите её и прокачайте систему


2 Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы
автомобиля

2.1 Виды ТО, периодичность воздействия

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяются на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).

Периодичность технического обслуживание, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Периодичность технического обслуживания
Тип автомобиля ТО-1 ТО-2
Легковые 4000 16000
Автобусы 3500 14000
Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей 3000 12000

При ежедневном обслуживании (ЕО) - проверяют действие тормозов в начале движения автомобиля, герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропривода. Утечку жидкости контролируют по уровню жидкости в бачках и наличию подтеков в местах соединений. Утечку воздуха определяют по снижению давления на манометре на неработающем двигателе на слух и др.
При первом техническим обслуживании (ТО-1) - кроме работ при ЕТО проверяют: состояние и герметичность трубопроводов тормозной системы, эффективность действия тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза, уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости доливают, состояние тормозного крана, состояние механических сочленений педали, рычагов и других деталей привода.
При втором техническом обслуживании (ТО-2) - проводят работы в объеме ЕТО и ТО-1 и дополнительно проверяют состояние тормозных механизмов колес при их полной разборке, заменяют изношенные детали (колодки, тормозные диски), собирают и регулируют тормозные механизмы. Прикачивают гидропривод тормозов, проверяют работу компрессора, регулируют натяжение приводного ремня и привод стояночного тормоза.
При сезонном техническом обслуживание (СО)-проводят два раза в год прокачивание тормозной системы и сливание отстоя из тормозного бачка.

2.2 Перечень работ по видам ТО

При ежедневном обслуживании:
- при необходимости вымыть автомобиль и произвести уборку кабины и платформы;
Проверить:
- состояние запоров бортов платформы;
- состояние буксирного прибора и шлангов подсоединения тормозной системы прицепа;
- состояние колес и шин;
- состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления);
- действие приборов освещения и световой сигнализации;
- работу стеклоочистителей.
Устранить неисправности.
Довести до нормы:
- уровень масла в картере двигателя;
- уровень жидкости в системе охлаждения.
- слить конденсат из воздушных баллонов тормозной системы (по окончании смены).
При ТО-1:
- вымыть автомобиль.
Проверить:
- состояние и герметичность приборов и трубопроводов системы питания;
- смазки, охлаждения, гидропривода сцепления, гидроусилителя рулевого управления;
- положение заслонки эжектора отсоса пыли;
- отсутствие касания трубопровода привода сцепления о поперечину рамы;
- шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;
- наличие спирта в предохранителе от замерзания;
- герметичность всех контуров пневмосистемы автомобиля (на слух);
- трассу пролегания и надежность закрепления электропроводки;
- правильность установки резиновых чехлов на соединительных колодках спидометра, тахометра, задних фонарей;
- плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях;
- наличие шплинта и цепочки буксирного прибора;
- действие системы отопления;
- действие стеклоподъемников дверей;
- действие стеклоочистителей;
- правильность закрепления уплотнителей дверей скобами.
Устранить неисправность.
Закрепить:
- масляный картер к блоку двигателя;
- фланцы приемных труб глушителя;
- элементы соединения воздушного тракта, обратив особое внимание на тракт от воздушного фильтра двигателя;
- фильтрующие элементы воздушного фильтра в корпусе;
- выпускные коллекторы;
- пневмогидравлический усилитель сцепления;
- рычаги тяг дистанционного привода коробки передач;
- фланцы карданных валов;
- суппорты к тормозным щитам;
- рулевую сошку;
- болты отъемных ушков передних рессор;
- гайки пальцев реактивных тяг;
- гайки пальцев амортизаторов;
- гайки колес;
Отрегулировать:
- тепловые зазоры клапанного механизма, предварительно проверив момент затяжки болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел;
- натяжение ремней водяного насоса и генератора;
- свободный ход педали сцепления;
- зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана управления делителем;
- ход штоков тормозных камер;
- давление в шинах;
- запоры бортов платформы.
Заменить:
- масло в системе смазки двигателя;
- фильтрующие элементы масляного фильтра;
- смазку в ступицах передних и задних колес.
Смазать:
- подшипник муфты выключения сцепления;
- подшипники вала вилки выключения сцепления;
-продольный вал управления коробки передач;
-шкворни поворотных кулаков;
-шарниры рулевых тяг;
-пальцы передних рессор;
-буксирный прибор.
-промыть фильтр центробежной очистки масла.
Довести до нормы уровень жидкости:
- в системе охлаждения;
- в муфте опережения впрыска топлива;
- в главном цилиндре привода сцепления;
- в картере коробки передач;
- в картере заднего и среднего мостов;
- в бачке гидроусилителя руля;
- в балансирах задней подвески.
При ТО-2:
- вымыть автомобиль, обратив особое внимание на агрегаты и системы, обслуживание которых проводится.
Проверить двигатель на:
- состояние и действие жалюзи радиатора;
- состояние и действие троса ручного управления подачей топлива;
- состояние и действие троса останова двигателя;
- состояние пластины тяги регулятора (в окне пластины не должно
быть глубоких канавок).
Устранить неисправности.
Закрепить:
- поддон картера двигателя;
- передние и задние опоры двигателя.
отрегулировать:
- натяжение ремней генератора и водяного насоса;
- тепловые зазоры между стержнями клапанов и коромыслами клапанного механизма (предварительно проверив момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел).
Проверить сцепление:
- герметичность привода выключения сцепления;
- действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления.
устранить неисправности.
Отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления.
Закрепить пневмогидравлический усилитель.
Проверить коробку передач:
- состояние и действие троса крана управления делителем;
- герметичность коробки передач.
- устранить неисправности;
- отрегулировать зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана управления делителем;
- закрепить десятиступенчатую коробку передач к поддерживающей поперечине и поперечину к раме.
Проверить карданную передачу:
- проверить состояние и зазор в шарнирах карданных валов, устранить неисправности;
- закрепить фланцы карданных валов;
- ведущие мосты;
- проверить герметичность среднего и заднего мостов;
Устранить неисправности;
При сезонном обслуживании:
- вымыть автомобиль, обратив особое внимание на агрегаты и системы, обслуживание которых проводится.
Проверить двигатель:
- герметичность крана включателя гидромуфты;
- состояние резиновой подушки;
- регулировку положения поддерживающей опоры силового агрегата;
Устранить неисправности.
Закрепить:
- радиатор;
- насосный агрегат:
- котел, патрубки и впускную трубу предпускового подогревателя;
- снять форсунки и отрегулировать давление подъема иглы.

3 Карта технологического процесса

3.1 Карта технологического процесса на замену задних тормозных
колодок автомобиля Hyundai Solaris

Карта технологического процесса на замену задних тормозных колодок автомобиля Hyundai Solaris представлена в таблице 3.

Исполнитель: Слесарь 4 разряда
Трудоемкость: 0,53 чел.час
Таблица 3 - Карта технологического процесса на замену задних тормозных колодок автомобиля Hyundai Solaris
№ операции Наименование
операции Инструменты Норма
времени,
мин Техническое
условия
1 Включить первую передачу вручную 1 Проверить уровень тормозной жидкости. При необходимости удалить шприцом
2 Установить противокатные башмаки под передними колесами вручную 2
3 Слегка отверните крепежные гайки заднего колеса Торцовый
ключх21 2
4 Приподнять заднюю часть автомобиля Подъемник 2
5 Открутить болты Гайковерт 1
6 Снять колесо вручную 1

Продолжение таблицы 3
№ операции Наименование
операции Инструменты Норма
времени,
мин Техническое
условия
7 Отверните верхний и нижнее крепежные болты направляющих пальцев тормозного суппорта Комбинированный ключ на х14 и х17
ГОСТ 16983-80 2 Удерживайте пальцы от проворачивания с помощью второго гаечного ключа
8 Отделить подвижную скобу от тормозного диска (не отсоединяя шланг тормозной системы) вручную 1 Закрепить подвижную скобу с помощью веревки или проволки на деталях задней подвески, не допуская скручивание шланга
9 Снять с направляющей тормозных колодок наружную и внутреннюю тормозную колодку вручную 1
10 Снять нижнюю и верхнюю удерживающие пластину Отверткой
ГОСТ 17199-88 2 Осмотр состояние резиновых уплотнителей.
Очистить направляющей колодок от засорение. Смазать
11 Утопить поршень в колесный цилиндр Раздвижные пассатижи 2 Выполнять работу предельно осторожно, иначе можно повредить пыльник поршня

Продолжение таблицы 3
№ операции Наименование
операции Инструменты Норма
времени,
мин Техническое
условия
12 Производите монтаж в обратной последовательности 8 Предотвратите самопроизвольное отворачивание крепежных болтов направляющих пальцев
13 Выжать педаль тормоза до упора несколько раз Вручную 2
14 Производите монтаж снятого заднего колеса 5
15 Аналогично образом осуществите замену тормозных колодок второго заднего колеса

4 Охрана труда

4.1 Техника безопасности при выполнении работ по замене задних
тормозных колодок автомобиля Hyundai Solaris

4.1.1Охрана труда - это комплекс взаимосвязанных мероприятий по трудовому законодательству, промышленной санитарии, техники безопасности.
При работе с гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
4.1.2 При работе с зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
4.1.3 Проверять соосность агрегатов отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.
4.1.4 Снятые с автомобиля детали, узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали на стеллажи. Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, производится с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия.
4.1.5 Запрессовку и выпрессовку деталей с тугой посадкой следует выполнять прессами, винтовыми и гидравлическими съемниками. Прессы должны быть укомплектованы набором оправок для различных впрессовываемых или напрессовываемых деталей. Применение случайных предметов запрещается. В отдельных случаях можно применять выколотки и молотки с наконечниками и оправами из мягкого металла.
4.1.6 При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.
4.1.7 Соединят шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха.
4.1.8 При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.
4.1.9 Не допускается:
- направлять струю воздуха на себя или других при работе с пневматическим инструментом.
- устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

4.2 Обеспечение требований санитарных норм на рабочем месте

4.2.1 Для работников предприятий должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, государственных стандартов, других нормативных актов.
4.2.2 Гардеробные (за исключением гардеробных для уличной одежды), душевые, умывальные и уборные должны быть отдельными для мужчин и женщин. При количестве работающих в организации менее 20 человек количество санитарно-бытовых помещений может быть сокращено или они могут быть объединены, на что должно быть разрешение регионального органа Госсанэпиднадзора России.
4.2.3 Стены, перегородки и полы в гардеробных, умывальных и уборных (кроме уличных), помещениях для личной гигиены женщин, помещениях для чистки одежды, в которых требуется мокрая уборка должны быть облицованы материалами, допускающими их легкую очистку и мытье горячей водой с применением моющих средств. В районах Крайнего Севера полы в этих помещениях, если они расположены на первом этаже, должны иметь обогрев.
4.2.4 Количество мест для хранения одежды в гардеробных определяется:
- для уличной - равным количеству работающих в двух наиболее многочисленных смежных смен.
- для домашней и спецодежды - равным списочному количеству работающих в организации.
4.2.5 При гардеробных должны быть помещения для сушки спецодежды, спецобуви, оснащенные соответствующим оборудованием.
4.2.6 Умывальные могут иметь индивидуальные и групповые умывальники. Количество кранов в умывальниках и душевых сеток в душевых для работающих в организации должно устанавливаться исходя из группы производственных процессов, и расчетного количества человек на один кран (душевую сетку). В зависимости от характера производства до 40% расчетного количества умывальников допускается размещать в производственных помещениях вблизи рабочих мест, а также в тамбурах при уборных. При наличии в организации горячей воды все умывальники должны быть оборудованы смесителем горячей и холодной воды.
4.2.7 При количестве работающих в наиболее многочисленной смене 200 человек и более следует предусматривать столовую, как правило, приготавливающую блюда из полуфабрикатов, а при меньшем количестве работающих - столовую-раздаточную (буфет с отпуском горячих блюд, доставляемых из других организаций общественного питания). При количестве работающих в наиболее многочисленной смене менее 30 человек, допускается предусматривать комнаты для приема пищи из расчета 1 м2 на одного человека, но не менее 12 м2, которые должны быть оборудованы умывальником, стационарным кипятильником, плитой для подогрева пищи, холодильником и объединять их с помещениями для отдыха. В этом случае площадь этого помещения принимается из расчета 1,3 м2 на каждое посадочное место. В необходимых случаях могут предусматриваться передвижные столовые.
4.2.8 Цеха и производственные участки должны обеспечиваться питьевой водой. Для снабжения питьевой водой следует предусматривать автоматы, фонтанчики, закрытые баки с фонтанирующими насадками или другие устройства.
4.2.9 У наружного входа в санитарно-бытовые помещения должны быть установлены устройства для очистки обуви от грязи.

4.3 Обеспечение пожарной безопасности на рабочем месте

4.3.1 Причины возникновения пожара:
- неосторожное обращение с огнем.
- нарушение пожарной безопасности при сварочных и прочих работах.
- нарушение правил эксплуатации электрооборудования.
- неисправность отопительных приборов.
- самовозгорание паромасляных материалов.
- статическое и атмосферное электричество.
4.3.2 Назначение ответственного за пожарную безопасность в помещении.
4.3.3 Все производственные помещения должны содержаться в чистоте и курение только в отведенных для этого местах.
4.3.4 Выходы должны быть свободны, и легко открываться в направлении выхода из здания.
4.3.5 Число выходов должно соответствовать санитарно строительным нормам.
4.3.6 Проходы, выходы, тамбуры, лестницы, должны быть свободными.
4.3.7 Средства пожаротушения должны быть свободными.
4.3.8 Наличие пожарной сигнализации: тепловой, звуковой, телефонной связи и.т.д.
4.3.9 Наличие средств пожаротушения: огнетушителей, ящик с песком, ручные огнетушители, носилки, ведра, лопаты, топоры, и.т.д.
4.3.10 Создание условий для эффективного пожаротушения.

4.4 Оказание доврачебной помощи при производственной травме

4.4.1 Поражение электрическим током - основной причиной несчастных случаев, обусловленных действием электрического тока, являются нарушения правил техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами и промышленными электроустановками.
Доврачебная помощь - одним из главных моментов при оказании первой помощи является немедленное прекращение действия электрического тока. Прикосновение к пострадавшему незащищенными руками при не отключенном электрическом токе опасно. Отделив пострадавшего от проводов, необходимо тщательно осмотреть его. Повреждения следует обработать и закрыть повязкой, как при ожогах. Первая помощь заключается в создании покоя и доставке больного в лечебное учреждение. Необходимо помнить, что общее состояние пострадавшего может резко и внезапно ухудшиться т.к. в ближайшие часы после травмы возникают нарушения кровоснабжения мышцы сердца и.т.д.
4.4.2 Отравление угарным газом - развиваются вследствие попадания в организм человека химических веществ различной природы в количестве, способном нарушить жизненно важные функции создать опасность для жизни. Чем выше токсичность химического вещества, тем меньшее его количество способно вызвать отравление.
Доврачебная помощь - немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух. Вызвать «скорую помощь». Рекомендуется по возможности непрерывная подача кислорода, холод к голове, горячий сладкий чай, если пострадавший находится в сознании. При глубоком нарушении функций дыхания и сердечной деятельности - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
4.4.3 Ожоги - повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей и.т.п. Различают термические, электрические и химические ожоги.
Доврачебная помощь - состоит в прекращении действия поражающего фактора. Для прекращения воздействия температурного фактора необходимо быстрое охлаждение пораженного участка тела путем погружения в холодную воду или под струю холодной воды. Химические ожоги кожи возникают в результате попадания на кожу кислот, щелочей. Глубина ожога зависит от концентрации химического вещества, температуры и длительности воздействия. Необходимо: быстро удалить обрывки одежды, пропитанные химическим веществом.
4.4.4 Раны - вызванные механическим воздействием повреждения тканей, сопровождающиеся нарушением целости кожи или слизистых оболочек. В зависимости от механизма травмы и характера ранящего предмета, различают резаные, колотые, рубленые, ушибленные, и другие раны. Резаная - имеет ровные параллельные края, небольшую глубину. Колотая - имеет небольшое входное отверстие, но раневой канал может глубоко проникать и повреждать жизненно важные органы. Рубленая - окружена травмированными, часто размозженными тканями. Ушибленные - часто сопровождаются обширными кровоизлияниями в окружающих тканях, которые ухудшают условия заживления раны.
Доврачебная помощь - прежде всего, необходимо остановить кровотечение из раны. Для этого накладывают стерильную давящую повязку, придают возвышенное положение поврежденной конечности. При интенсивном кровотечении из раны конечности выше раны накладывают жгут кровоостанавливающий. Рану можно промыть раствором перекиси водорода.

Заключение

В данной работе рассмотрены вопросы назначения, устройство тормозного механизма автомобиля Hyundai Solaris, при этом даны описания основных неисправностей и способы их устранения, перечислены виды работ при проведении ЕО, ТО1, ТО2, СО , перечислены виды работ в процессе эксплуатации автомобиля. Разработана карта технологическая процесса на замену задней тормозной колодки автомобиля Hyundai Solaris, определены мероприятия по энергосбережению и охраны труда.

Приложение А
(обязательное)
Карта технологического процесса на замену задней тормозной
колодки автомобиля Hyundai Solaris

Карта технологического процесса на замену задней тормозной колодки автомобиля Hyundai Solaris представлена в таблице А1.

Таблица А1 - Карта технологического процесса на замену задней тормозной колодки автомобиля Hyundai Solaris
№ операции Наименование
операции Инструменты Норма
времени,
мин Техническое
условия
1 Включить первую передачу вручную 1 Проверить уровень тормозной жидкости. При необходимости удалить шприцом
2 Установить противокатные башмаки под передними колесами вручную 2
3 Слегка отверните крепежные гайки заднего колеса Торцовый
ключх21 2
4 Приподнять заднюю часть автомобиля Подъемник 2
5 Открутить болты Гайковерт 1
6 Снять колесо вручную 1

Продолжение таблицы А1
№ операции Наименование
операции Инструменты Норма
времени,
мин Техническое
условия
7 Отверните верхний и нижнее крепежные болты направляющих пальцев тормозного суппорта Комбинированный ключ на х14 и х17
ГОСТ 16983-80 2 Удерживайте пальцы от проворачивания с помощью второго гаечного ключа
8 Отделить подвижную скобу от тормозного диска (не отсоединяя шланг тормозной системы) Вручную
1 Закрепить подвижную скобу с помощью веревки или проволки на деталях задней подвески, не допуская скручивание шланга
9 Снять с направляющей тормозных колодок наружную и внутреннюю тормозную колодку вручную 1
10 Снять нижнюю и верхнюю удерживающие пластину Отверткой
ГОСТ 17199-88 2 Осмотр состояние резиновых уплотнителей.
Очистить направляющей колодок от засорение. Смазать
11 Утопить поршень в колесный цилиндр Раздвижные пассатижи 2 Выполнять работу предельно осторожно, иначе можно повредить пыльник поршня

Продолжение таблицы А1
№ операции Наименование
операции Инструменты Норма
времени,
мин Техническое
условия
12 Производите монтаж в обратной последовательности 8 Предотвратите самопроизвольное отворачивание крепежных болтов направляющих пальцев
13 Выжать педаль тормоза до упора несколько раз Вручную 2
14 Производите монтаж снятого заднего колеса 5
15 Аналогично образом осуществите замену тормозных колодок второго заднего колеса

Приложение Б
(справочное)
Конструктивная схема тормозной системы автомобиля Hyundai
Solaris

Конструктивная схема тормозной системы автомобиля Hyundai Solaris представлена в соотвестии с рисунком Б1.

1 - тросы ручного тормоза, 2 - суппорт заднего тормоза,
3 - диск заднего тормоза, 4 - трубка магистрали гидропривода,
5. педаль,6 - главный цилиндр тормозов, 7 - суппорт переднего тормоза,
8 - диск переднего тормоза, 9 - питательный бачок тормозов и гидропривода сцепления, 10 - вакуумный усилитель, 11 - рычаг стояночного тормоза

Рисунок Б1 - Конструктивная схема тормозной системы автомобиля Hyundai Solaris

Литература

Hyundai Solaris - ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание, Мир Автокниг, 2011
Hyundai Solaris- руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, Третий Рим, 2011
Интернет-ресурсы:
http://www.hyundai-solaris.dv13.ru/tormoznaya-sistema/ -тормозная система Hyundai Solaris.
http://www.hyundai-solaris.dv13.ru/tormoznaya-sistema/zamena-kolodok-tormoznyx-mexanizmov-zadnix-koles/ - Замена колодок тормозных механизмов задних колес Hyundai Solaris.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Hyundai_Solaris - Hyundai Solaris


Не нашли подходящую работу? Новая работа может быть дешевле готовой

Отправьте заявку на выполнение работы и наши авторы предложат вам свою цену. Общение с авторами напрямую. По вопросам заказа позвоните на номер: 8(800) 775–28-83.