• Категория: Техносферная безопасность. БЖД
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 55 %

Содержание

 Введение…………………………………………………………………………..…3
  ГЛАВА 1. Теоретико-методологические предпосылки формирования безопасного поведения детей младшего школьного возраста……………......7 
1.1 . Понятие «безопасное поведение» в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………..7 
1.2 . Психофизиологическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………...11 
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...14 
ГЛАВА 2. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема…………......15 
2.1. Классификация источников опасности………………………………..15 
2.2.Правильное поведение людей– как условие обеспечения безопасности в экстремальной ситуации………………………………………………….16 2.3. Анализ понятия «Опыт безопасного поведения»……………………..23 
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...34 
ГЛАВА 3.Экспериментальная работа по формированию опыта безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста…………………….35 
3.1. Содержание опыта безопасного поведения детей младшего школьного возраста по результатам констатирующего эксперимента…..38 
3.2. Организация педагогического взаимодействия, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….53 
3.3. Изучение влияния разработанных педагогических условий на формирование ОБП в быту детей младшего школьного возраста……….72 
Выводы по 3 главе…………………………………………………………...77 
Заключение………………………………………………………………...............78 
Список литературы…………………………………………………………….....82 
Приложение……………………………………………..........................................87 
Введение 
Актуальность исследования. Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. 
Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей. Комплексное решение проблемы формирования опыта безопасного поведения детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе освещено в отечественной педагогике недостаточно. Хотя, следует признать, что определенное место уделялось этой проблеме в программах ряда предметов, прежде всего «Окружающий мир», а также «Физической культуры». Хотелось бы заметить, что на данный момент в начальном звене школы нет конкретного предмета, который точно бы рассказывал и оповещал детей о безопасном поведении. Исходя из этого, большую роль в формирование опыта безопасного поведения детей начальной школы лежит на общешкольные, внеклассные мероприятия по «Основам безопасности жизнедеятельности». В свете такой постановки вопроса, названных и других противоречий, и сформулирована проблема нашего исследования – при каких условиях формирование навыков безопасного поведения в быту младших школьников будет эффективным? Социальная значимость проблемы и ее актуальность для общества и государства привели к следующей формулировке темы: «Формирование опыта безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста».
 Цель исследования: разработка модели, теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение педагогических условий формирования безопасного поведения в быту личности младшего школьника и определение эффективных условий и механизмов ее реализации в условиях начального звена общеобразовательной школы.
Объект исследования - процесс формирования безопасного поведения детей. 
Предмет исследования - формирование навыков безопасного поведения в быту у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на формирование навыков безопасного поведения младших школьников, может быть эффективным при условии, если: - разработана модель процесса формирования навыков безопасного поведения в быту у учащихся начальной школы, отражающую специфику содержания и механизмов взаимодействия школы и внешкольного образования; - выделены направления, определены условия и механизмы реализации модели, которая формирует навыки безопасного поведения в быту у младших школьников, обеспечивающие развитие у них потребности в безопасности через здоровый образ жизни и готовности применения навыков безопасности в реальной жизни; - определена критериально-оценочная база диагностики уровня сформированности у младших школьников навыков безопасного поведения.
 Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
 1. Выявить теоретико-методологические предпосылки, способствующие формированию безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста; 
2. Определить сущность, структуру и содержание безопасного поведения на основе культурологического подхода; 
3. Сформулировать критерии и определить показатели готовности к безопасному поведению в быту детей младшего школьного возраста; 
4. Разработать структурно-содержательную модель формирования безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста: выявить принципы, определить функции и разработать содержание; 
5. Провести экспериментальную работу по формированию безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста; 
6. Обосновать педагогические условия формирования безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста. 
Теоретико-методологической основой исследования являются: 
1) труды в области преодоления кризисных ситуаций и безопасности жизнедеятельности (С.В. Белов, Л.А. Михайлов, А.Т. Смирнов, И.К. Топоров и др.), 2) культурологический подход в образовании (Э.А. Баллер, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова и др.). Базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа Тульской области «Ломинцевская средняя общеобразовательная школа №22» 
Методы исследования: 
1. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; моделирование учебного процесса. 
2. Эмпирические: опрос, прямое и косвенное наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, изучение опыта работы общеобразовательных учреждений в аспекте рассматриваемой проблемы, педагогический формирующий эксперимент, статистическая обработка результатов. 
Научная новизна исследования состоит в том, что: 
1) разработана структурно-содержательная модель формирования опыта безопасного поведения в быту младших школьников 
2) разработаны содержательные направления процессуальной деятельности по формированию безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста; 
3) выявлены критерии и определены показатели готовности младших школьников к безопасному поведению. 
4) выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования безопасного поведения в быту младших школьников в учебном процессе. Практическая значимость исследования. Предложенные механизмы, условия и оценочная база корректировки процесса формирования навыков безопасного поведения в быту младших школьников могут быть использованы в исследованиях, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. 
 Список литературы 
 1. Абульханова-Славская К.А Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980 – 335 с. 
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по Основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. – М.: АСТ, 1998 – 86 с.
3. Альтгаузен Н.Ф. Предупреждение несчастных случаев с детьми и первая помощь при них. – Семья и школа. 1949. №3. – с. 34-36 4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. т.1. – с.16-178 5. Бабахаян А.Б. Осторожно, электричество! // Здоровье. 1981- с.25 6. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. - Ижевск.: Удмуртский университет, 2002. - 419 с. 7. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. Под редакцией Шершнева Л.И. Фонд национальной и международной безопасности. М.: 1994, - 472 с. 8. Белов П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России // Безопасность, 1998, № 5-6. С. 18-21. 9. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. - 3-е изд., допол. - М.: Высшая школа, 2002. - 448 с. 10. Бурыкина М.Ю. Педагогические основы ознакомления с электрическими явлениями детей 7-9 лет: Автореф. Дисс…канд.пед.наук. – Брянск. 1994. – 17с. 11. Быструшкин С. Концепция преподавания курса ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 1997 . – с. 50-51 12. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. №2. – с.65-66 13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.– М.: 1956.-507 с 14. Генералов А.В. Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях - важная задача учителя ОБЖ//Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос. науч.-практ. конф. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2001. - С. 74-77. 15. Голованова Н.Ф. Психолого-педагогическая характеристика социального опыта ребенка как основы его социализации // Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб.:специальная литература, 1997.- с.63-78 16. Григорович Л Опасные ситуации в жизни детей. 1985, №6 – 1986, №7 – 1987 17. Засядько Ю.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс.- Волгоград: Экстремум, 2005. – 96 с. 18. Золотарева Л.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в процессе освоения норм поведения: Автореф. Дисс… канд. пед. наук. М.: 1994. – 16с 19. Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Тетрадь с печатной основой для учащихся 5 класса.- Саратов: Лицей, 2006.-64с 20. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре.- М.: Стройиздат, 2002г., 150 с. 21. Казанцев Г.А. Безопасность каждого гражданина - безопасность общества//Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. - № 10. - С. 13-18. 22. Ким Т.В. Особенности дидактических материалов по предмету «Окружающий мир»: Автореф. Дисс… канд. пед. наук. М.:1990. – 18 с. 23. Конвенция о правах ребенка/ Нормативные документы по организации и функционированию ДОУ. - Петрозаводск, 1994. – с. 55-79 24. Косолапова Н.Г Содержание личного опыта школьника, его организация и использование в процессе обучения. Автореф. Дисс… канд. Пед. Наук. Л., 1990. – 20 с 25. Крылова Е.В. Обогащение опыта младших школьников ситуациями выбора в образовательном процессе.: Автореф. Дисс… канд. Пед. Наук СПб, 1999 – 19 с. 26. Кукин П.П., Лапин В.Н., Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 431 с. 27. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 кл.- М.: Дрофа, 2006.- 44 28. Латчук В.Н. Учебник по ОБЖ для 5 кл.- М.: Дрофа, 2006г. 29. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 1-11 кл.: метод. Пособие.- М.:Дрофа, 2006.-89 30. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России пол. 19 – начала 20 вв.// - М.: Педагогика, 1990 – 350 с. 31. Макаренко А.С. Методика организации воспитат. процесса. Пед. соч. в 8 т. Т. 1. - М.: Просвещение, 1983. - С. 267 – 329. 32. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. - Соч. в 7-ми т., т. 5. - М.: Просвещение, 1958. - С. 178- 179. 33. Михайлов Л.А., Михеев Г. Д., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителей начальной школы. – СПб.: Спец. Литература, 2003 г. – 280 с 34. Мишин Б. Об организации преподавания ОБЖ в общеобразовательных учреждениях России // Основы безопасности жизнедеятельности, 2003 г. №8 с 3-5 35. Муравья Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-431 с. 36. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений/ Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1993. - 960 с. 37. Ожегов С.И. Словарь русского языка.:- М.: Дрофа 2009 г. 38. Педагогика: учеб. для студ. пед.учеб.заведений / Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2004. - 604 с. 39. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, АИ. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с. 40. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: Автореф. Дисс…Канд. Пед. Наук. : Ижевск, 2007г. 41. Попова Л.П. Поурочные разработки по ОБЖ 5 кл. – М.: Вако, 2008г 42. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с. 43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001 - 705 с. 44. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. 191 с. 45. Русак О.Н., Зайцева В.К. Беседы о безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие ЛТА. – СПб., 2004. – 96 с. 46. Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности//«ОБЖ». -1998. - №9. - С. 20-23 47. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособие для учителя. - М.: Новая шк., 1994. - 125 с. 48. Томиш Ф. Несчастные случаи в быту // Здоровье мира. 1993г. с. 40-45 49. Топоров И.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. – СПбГТУ, 2004.- 150с. 50. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности». - М., 1992. 51. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр./ Отв.ред. С.З. Гончаров. - Свердловск: СИПИ, 1990. - 155 с. 52. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста.: Автореф. Дисс…канд.пед. наук.-: Санкт-Петербург, 2001г. 53. Шакурова Г., Мельникова Н., Захарова Л. Один дома // Дошкольное воспитание, 2000г. – с. 44-52 54. Шалаев В.И., Попков А.В. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности». – Ижевск, 2008. – 74 с. 55. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс. – Волгоград:Учитель, 2007. – 113 с. 56. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 4 класс.- Волгоград: Учитель, 2007.-111с 57. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 5 класс.- Волгоград: Учитель, 2007.-115 с. 58. Щёголев И.А. Развитие педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности: Автореф. Дисс…канд.пед.наук СПб.,1998.-18с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.