• Категория: Бюджет и бюджетное устройство
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 75 %

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗНАЧЕЙСКИМ ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА.. 6

1.1.          Структура и функции Федерального казначейства. 6

1.2.          Особенности управления казначейского исполнения муниципального бюджета. 9

1.3.          Оценка эффективности управления казначейского исполнения муниципального бюджета. 25

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДА ИЖЕВСКА.. 32

2.1 Бюджетные полномочия органов местного самоуправления в системе управления казначейским исполнением бюджета. 32

2.2. Организация казначейского исполнения бюджета муниципального образования. 37

2.3 Анализ показателей казначейского исполнения города Ижевска за период 2008-2012 гг. 43

2.4. Проблемы казначейского исполнения бюджета. 51

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  КАЗНАЧЕЙСКИМ ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 55

3.1.Мероприятия по оптимизации структуры управления исполнением казначейским бюджетом.. 55

3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности органов казначейства в муниципальном образовании. 58

3.3. Эффективность предлагаемых мероприятий. 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 74

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 75

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 82

ВВЕДЕНИЕ

Современное устройство большинства государств с развитой рыночной экономикой подразумевает необходимость выполнения государством, экономических, социальных, экологических и других функций. Исполнение бюджета, как в области доходной, так и в области расходной части, является важнейшей составляющей бюджетного процесса, поскольку от исполнения расходов бюджета зависит эффективность решения задач государственного управления, а от исполнения доходов бюджета – соответствующее финансовое обеспечение. В федеративных государствах, к которым относится и Российская Федерация, особую важность приобретают и особенности формирования межбюджетных отношений, исполнения региональных и местных бюджетов. На эффективность бюджетного процесса в значительной мере влияет используемая система исполнения бюджета.

Основными системами исполнения бюджета являются банковская и казначейская. В Советском Союзе применялась банковская система исполнения бюджета. Поначалу в Российской Федерации также действовала банковская система исполнения бюджета, но действовавший ранее механизм   был слабо адаптирован к современным экономическим условиям. Действовавшая банковская система исполнения бюджета была не способна обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств. Процесс исполнения бюджета многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности, допускал возможность их нецелевого использования.

По сравнению с банковской системой исполнения бюджета казначейская обладает рядом существенных преимуществ. В частности, информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые потоки немедленно регистрируются федеральным казначейством; резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов; обеспечивается сохранность средств; обеспечивается контроль на всех этапах исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода); в т.ч. контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу; повышается эффективность управления процессом исполнения бюджета и управления ресурсами. Поэтому, вполне закономерно, что в конце 90-х годов прошлого века был осуществлен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета.

Несмотря на то, что казначеская система уже миновала стадию становления, и является достаточно эффективно работающим механизмом – отдельные элементы казначейской системы исполнения бюджета постоянно усовершенствоваются. Указанное определяет актуальность исследования вопросов деятельности органов федерального казначейства, их роли в бюджетном процессе.

Актуальность темы исследования обусловлена продолжающейся бюджетной реформой, в частности, намеченной реформой бюджетного процесса

Прошедшее пятнадцатилетие с начала трансформационного перехода России к социально ориентированной экономике нуждается в глубоком осмыслении, анализе и оценке. Этот весьма сложный для государства период характеризуется противоречивостью, нестабильностью и неравномерностью в движении к зрелым формам рыночных отношений. Особенно остро и болезненно эти процессы проявились в сфере финансовых отношений, в бюджетной системе.

Идеология становления и развития федерального казначейства отражена в Указе Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе» от 08.12.92 г. № 1556; Постановлении Правительства Российской Федерации «О федеральном казначействе Российской Федерации» от 27.08.93 г. № 864; Постановлении Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы» от 23.06.99 г. № 677; распоряжении Правительства Российской Федерации «Концепция функционирования единого казначейского счета (ЕКС) по учету доходов и средств федерального бюджета» от 23.01.00 г. № 107-р, Бюджетном кодексе Российской Федерации; Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.04 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», Постановлении Правительства Российской Федерации «О федеральном казначействе» от 01.12.04 г. № 703.

Объект исследования: Бюджетный процесс муниципального образования город Ижевск.

Предмет исследования: Совершенствование управления казначейским исполнением муниципального бюджета

Целью данной работы является:  разработка предложений по совершенствованию управления казначейским исполнением муниципального бюджета.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы казначейского исполнения бюджета;

2. Провести анализ казначейского исполнения бюджета г. Ижевска.

3. Разработать направления совершенствования системы управления  казначейским исполнением бюджета муниципального образования

Методология исследования базируется на сравнении и обобщении мнений теоретиков и практиков, анализе статистических данных по теме дипломной работы, представленных в учебной и научной литературе, а также в специализированной периодической печати, электронных источниках информации.

Источниковая база работысостоит из законодательных актов регулирующих бюджетное устройство Российской Федерации,Муниципальных образований и статистической отчетности исполнения бюджета города Ижевска.

Теоретические и институциональные вопросы управления государственными финансами, направления его совершенствования на федеральном уровне исследуются в трудах С. Брю, С. Брауна, Ю. Бригхэма, Е. Бушмина, О. Врублевской, А. Дадашева, С. Лушина, К. Макконнелла, Я. Миркина, В. Родионовой, М. Романовского, Н. Самсонова, П. Самуэльсена, Н. Фадейкиной, С. Фишера, Д. Черника, В. Христенко и др.

Структура работы. Работа состоит из введения трех глав, заключения, списка использованной в работе литературы.

В первой главе освещаются теоретические вопросы бюджетного регулирования, казначейского исполнения бюджета.

Вторая часть посвящена анализу казначейского исполнения бюджета муниципального образования город Ижевск.

В третьей части рассматриваются направления совершенствования казначейского исполнения бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим, что административная реформа непосредственно затронула статус казначейства, превратив его в самостоятельный орган исполнительной власти, и одновременно реформа поставила задачу анализа места Федерального казначейства в системе органов исполнительной власти, выявления специфики взаимодействия с иными органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Особое значение при этом имеет вопрос об оптимизации сотрудничества с Министерством финансов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, таможенными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями и др.

В плане анализа правового регулирования деятельности органов Федерального казначейства важно учесть, что названная выше реформа бюджетного процесса, включая решение задачи по повышению эффективности бюджетных расходов, по сути станет новым этапом административной реформы, поскольку непосредственно будет влиять на состав полномочий органов государственной исполнительной власти и порядок реализации этих полномочий. Федеральное казначейство в названных процессах призвано играть ключевую роль.

Для целей дальнейшего совершенствования правового обеспечения деятельности Федерального казначейства важно изучить и использовать опыт других стран по организации и регулированию органов власти, обеспечивающих исполнение бюджетов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный Кодекс от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в редакции от  26 апреля 2007 г.)
  2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от  18 декабря 2006 г.)
  3. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»
  4. Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. № 41-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год»
  5. Положение  О федеральном казначействе  (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 669)
  6. Доклад на коллегии Министерства финансов РФ 25.11.2005г. «О развитии федерального казначейства»
  7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности федерального казначейства на  2008-2010 гг.
  8. Отчет об итогах работы  федерального казначейства  в 2006 году и основных задачах на 2007 год. Утвержден решением коллегии федерального казначейства от 20 февраля 2007 г.
  9. Александров И.М.  Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К°, 2006. - 485 с
  10. Анисимов С.А., Максимов В.А. Бюджетная политика как источник экономического роста     // Финансы. - 2005.- № 1. - С. 16-18.
  11. Артюхин Р.Е.  Направления совершенствования правового регулирования отчетной стадии бюджетного процесса   // Финансы и кредит. - №28. - 2007. – С.11-15.
  12. Артюхин Р.Е.  Развитие отчетной стадии бюджетного процесса в Российской Федерации  // Финансы. - 2007. - №7. – С.4-7.
  13. Безденежных А.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства   // Финансы. - 2003.- № 2. - С. 25-27
  14. Бирюков А.И. Координационная деятельность органов федерального казначейства в условиях реализации концепции управления результатами бюджетного процесса  // Финансы и кредит. - 2004.- № 30. - С. 51-54.
  15. Бокарева Л.Г.  Концепция реформирования бюджетного процесса с точки зрения государственного финансового контролера   //Финансы. - 2006. - №4. – С.46-49.
  16. Бушмин Е.В. Автоматизация процесса исполнения бюджета - порядок в работе финансового органа на долгосрочную перспективу // Финансы. – 2003. - № 6
  17. Бушмин Е.  Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов   //Вопросы экономики. - 2003. - №5. – С. 42-49.
  18. Бюджетная система России / под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 550 с.
  19. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с
  20. Бюджетный процесс на новом этапе (материалы расширенного заседания коллегии Министерства финансов Российской Федерации 26 апреля 2005 г.) // Финансы. - 2005. - №5. – С. 20-27.
  21. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2005. – 340 с.
  22. Гамукин В.  Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат   //Вопросы экономики. - 2005. - №2. – С. 4-22.
  23. Годин А.М., Подкорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2002. – 340 с.
  24. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. О роли федерального казначейства в финансовой системе государства   // Финансы. - 2004.- № 11. - С. 23-25
  25. Гусев С.И., Швецов Ю.Г.  Федеральное казначейство как институт реализации бюджетной политики государства // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика.  - 2004. - №9-10. – С.25-32.
  26. Дембицкий С.Г. Эффективная бюджетная система как важное условие формирования в России социального рыночного хозяйства   // Финансы и кредит. - 2004.- № 28. - С. 38-48.
  27. Дроздов О.И. Оценка зрелости казначейской системы // Финансы. -  2007. - № 2.
  28. Дроздов О.И. Развитие процедур управления операциями на едином счете бюджета // Бюджет. – 2006. - № 6.
  29. Золотаревич К.В., Павлов К.И. Универсальная бюджетно-налоговая система   // ЭКО. - 2005.- № 2. - С. 39-45.
  30. Итоги и задачи Федерального казначейства (Материалы расширенного заседания коллегии Федерального казначейства 5 апреля 2006 г.) // Финансы. - 2006. - №5. – С.30-37.
  31. Ковалева Т.М., Барулин Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. - М.: КноРус, 2005. – 208 с.
  32. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный) / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской . – М.: Юрайт-М, 2001
  33. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. А.Н. Козырина). – М.: Экар, 2002.
  34. Комягин Д.Л.  Что такое бюджет - форма, план или фонд? // Бюджет. – 2005. - № 2.
  35. Комягин Д.Л. Правовая природа бюджетных средств: деньги, обяхательства или информация // Финансы. – 2005. - №8.
  36. Комягин Д.Л. Принцип единства кассы: опыт сравнительно - правового исследования // Ежегодник Центра публично - правовых исследований. – 2006. - том 1.
  37. Комягин Д.Л. Проблема соотношения бюджета и казны публично - правового образования // Право и экономика. – 2006. - № 11.
  38. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики   // Финансы. - 2005.- № 1. - С. 3-7.
  39. Кучкаров Т.С., Теребиленко Б.Н.  Выбор казначейской системы исполнения бюджета в странах СНГ   // Финансы. - 2005. - №9. – С.66-67.
  40. Лавров А.М.  Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами   //Финансы. - 2005. - №9. – С. 3-12.
  41. Липчиу Н.В., Гарьковенко Д.Н.  Об эффективности перехода на казначейское исполнение бюджета    //Финансы и кредит. - № 29. - 2007. – С.62-65.
  42. Лопина Л.А. О взаимодействии участников бюджетного процесса //  Бюджет. – 2004. - № 11.
  43. Лушин С.И. Бюджетная реформа   // Экономист. - 2005.- № 2. - С.38-45.
  44. Лушин С.И. Об эффективности государственного бюджета   // Финансы. - 2004.- № 10. - С. 12-16.
  45. Назаров Н.Н., Канкулова М.И. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов   // Финансы и кредит. - 2004.- № 19. - С. 6-9.
  46. Натаров В.Н. Казначейские информационные технологии и перспективы их использования для укрепления бюджетной дисциплины   // Финансы и кредит. - 2004.- № 17. - С. 49-52.
  47. Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России // Финансы. – 2002. - № 5.
  48. Нестеренко Т. Г. Казначейство России: Новый статус, больше ответственности // Бюджет. – 2005. - март.
  49. Нестеренко Т. Г., Бушмин Е. В. Технология единого счета бюджета: необходимость и преимущество // Бюджет. – 2004. - № 5. – С.7-11.
  50. Нестеренко Т.Г. 350 лет государственному финансовому контролю в России // Бюджет. – 2006. - № 8.
  51. Нестеренко Т.Г. Бюджетным деньгам – гарантию казначейского счета // Финансы. – 2000. – N 5. – с.3-5
  52. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективности управления государственными финансами // Финансы. – 2001. – № 3. – с.16-20.
  53. Нестеренко Т.Г. Казначейская система: дальнейшее развитие // Финансы. – 2003. - № 7
  54. Нестеренко Т.Г. Казначейство — опора государственности //  Бюджет. – 2003. - №1.
  55. Нестеренко Т.Г. О развитии Федерального казначейства //  Финансы. – 2005. - № 12. – С.3-7.
  56. Нестеренко Т.Г. Практика и результаты внедрения изменений в бюджетный процесс // Финансы. – 2006. - № 4. – С.3-7.
  57. Нестеренко Т.Г. Развитие бюджетного законодательства и новации бюджетного цикла 2007 - 2009 гг. // Бюджет. – 2006. - № 5.
  58. Нестеренко Т.Г. Реформирование бюджетного учета Российской Федерации //  Бюджет. – 2004. - № 11.
  59. Нестеренко Т.Г. Роль Федерального казначейства в реформировании бюджетного процесса // Бюджет. -  2006. - № 12.
  60. Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство на новом этапе //  Финансы. – 2005. - № 4. – С. 3-6.
  61. Нестеренко Т. Г.  Федеральное казначейство в 2007 году   // Финансы. -  2007. - №3. – С.12-18
  62. Нестеренко Т.Г. Практика и результаты внедрения изменений в бюджетный процесс   //Финансы. - 2006. - №4. – С.3-7.
  63. Нешитой А.С.   Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К°, 2006. - 307 с
  64. Пашнанов Э.Л. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации   // Финансы и кредит. - 2004.- № 30. - С. 46-50.
  65. Попов А. Ю. Казначейство России должно стать одним из передовых в мире. // Бюджет. – 2004. - № 11.
  66. Попов А.Ю. Информационные технологии Федерального казначейства при переводе на кассовое обслуживание исполнения бюджетов РФ и местных бюджетов // Бюджет. – 2006. - № 8.
  67. Попов А.Ю. Новые схемы кассового обслуживания в действии // Бюджет. – 2005. - № 11.
  68. Попов А.Ю., Гусельников А.М. Регламентация деятельности органов Федерального казначейства с использованием прикладного программного обеспечения // Бюджет. – 2007. - № 9.
  69. Придачук М. П.  Бюджетный процесс в России: тенденции и перспективы   //Финансы и кредит. - № 26. - 2006. – С. 37-39.
  70. Прокофьев С.Е. Казначейская система исполнения бюджета Франции // Бюджет. – 2003. - №  6.
  71. Прокофьев С.Е. Федеральное казначейство: ведомственный контроль в процессе реализации административной реформы // Бюджет. – 2006. - № 6.
  72. Прокофьев С.Е., Горбунов В.В. Управление активами и пассивами единого казначейского счета //  Бюджет. – 2004. - № 12.
  73. Прокофьев С.Е., Горбунов В.В. Шведский опыт исполнения бюджета и возможность его применения в России   // Финансы. - 2004. - № 5. - С. 55-57.
  74. Прокофьев С.Е., Шубина Л.В. О расширении функций органов федерального казначейства   // Финансы. - 2003.- № 9. - С. 20-21
  75. Прокофьев С.Е., Шубина Л.В. Федеральное казначейство: организационные аспекты создания системы бюджетирования, ориентированного на результат // Бюджет. - 2007. - № 2.
  76. Рудовол И.П. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета   // Финансы. - 2003.- № 8. - С. 25-27.
  77. Рябухин С. Н.  Ориентация контроля бюджетного процесса на эффективность   // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. -  2007. - №1. – С. 40-48.
  78. Сабитова Н.М.  К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ   //Финансы и кредит. - № 6. - 2006. – С. 69-73.
  79. Сергиенко Н.С.  К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов   //Финансы. - 2006. - №11. – С.30-31.
  80. Тарасов М.А. Кассовое обслуживание бюджетов, от конфликта к дискуссии // Бюджет. – 2004. - № 2.
  81. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. - М.: Дело, 2004. - 543 с
  82. Чичелев М.Е.  О дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса   //Финансы. - 2006. - №2. – С. 15-21.
  83. Чичелев М.Е.  Эффект и эффективность в бюджетном процессе   // Финансы. - 2007. - №1. – С. 6-9.
  84. Шишкин А. Г., Шишкина Е.А.  Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс   // Финансы. - 2006. - №5. – С.23-26.
  85. Шубина Л.В. Бюджетный процесс в ФРГ, опыт и перспективы применения в России // Бюджет. – 2004. - № 8.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.