• Категория: Экономика и управление на предприятии городского хозяйства
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление

 Введение. 3

1. Теоретические основы управления муниципальным транспортом. 6

1.1 Цели и задачи муниципального транспорта. 6

1.2 Правовое обеспечение регулирования процесса обеспечения населения услугами общественного транспорта. 16

1.3 Проблемы организации транспортного обслуживания населения. 27

2. Характеристика деятельности  ГУП МО "Мострансавто". 38

2.1 Организационно-правовая характеристика деятельности предприятия. 38

2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия  39

2.3 Проблемы управления муниципальным транспортом в городе. 47

3. Разработка управленческих решений по оптимизации городского транспорта  58

3.1 Разработка направлений совершенствования управления муниципальным транспортом. 58

3.2 Внедрение проектного решения по управлению муниципальным транспортом  66

3.3 Оценка эффективности внедряемых мероприятий. 69

Заключение. 80

Список литературных источников. 84

Введение

 Актуальность. Эффективная и надежная работа городского и пригородного пассажирского транспорта является важнейшим фактором социально-политической и экономической стабильности.

Несмотря на усилия органов государственной власти и местного самоуправления и транспортных предприятий по адаптации к рыночным преобразованиям в последние годы в указанной сфере появились следующие проблемные тенденции:

- прогрессирующее физическое и моральное старение парка транспортных средств, резко увеличивающее текущие затраты на их эксплуатацию;

- сокращение численности подвижного состава большой вместимости и рост количества автобусов малой вместимости;

- сокращение провозных возможностей муниципального транспорта, компенсируемое ростом привлечения автобусов частного сектора и автомобилизацией населения;

- снижение качества транспортного обслуживания населения при росте его подвижности;

- рост транспортных затрат населения, оплачивающего свой проезд; повышение бюджетных расходов на обеспечение работы городского пассажирского транспорта и др.

Происходящие изменения в сфере транспортной политики обусловили необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного пассажирского транспорта. Это требует создания качественно новых систем управления, способных гибко реагировать на быстро изменяю­щиеся условия среды и приоритеты населения. Любое управление предполагает наличие объекта управления (часть системы, которой управляют), субъекта управления (часть системы, которая управляет), предмета управления и внешней среды.

Объектом управления на городском пассажирском транспорте является пассажирское транспортное производство (перевозка пассажиров: именно на удовлетворение потребностей населения г. Москвы направлена деятельность как органов управления, так и автоперевозчиков; техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, обеспечение транспортного предприятия всеми видами ресурсов). Оно обладает целым рядом специфических особенностей, которые также необходимо учитывать в процессе принятия управленческих решений.

Субъектом управления в транспортном комплексе на территории Москвы выступают органы государственного и муниципального управления, осуществляющие возложенные на них полномочия по регулированию рынка транспортных услуг и перевозок; общественные организации, призванные защищать интересы пассажиров, перевозчиков и третьих лиц; юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие пассажирские перевозки.

Предприятия пассажирского транспорта являются достаточно специфичными субъектами управления, которые характеризуются следующими особенностями, накладывающими свой отпечаток на характер управленческой деятельности:

-основной производственный процесс происходит за пределами территории предприятия, что актуализирует повышение требований к контролю за работой на линии и использованию средств производственной связи;

-перевозочная деятельность имеет высокую социально-политическую значимость;

потребность в перевозках проявляется статистически и зависит от различных внешних факторов, что повышает роль и значение диспетчерского управления;

муниципальные перевозки осуществляются с привлечением бюджетных средств, значительная часть пассажиров пользуется льготами, что требует особого режима финансирования перевозчиков и контроля над его расходами.

Таким образом, проблема управления городским пассажирским транспортом в условиях современного мегаполиса, несомненно, является актуальной.

Проблемы функционирования общественного транспорта в условиях современного мегаполиса изучены Балабаевой И., Ваксманом С.А., Громовым Н.Н., Ефремовым И.С., Казанским Н.Н., Хоревым Б.С.

Основные перспективные направления развития городского наземного транспорта рассмотрены в трудах Бурнашева А.Л., Трусова А.Ю., Ваксмана С.А., Герасимова Н.Н., Лознер Л.Г., Михайлова А.С., Родионова А.Ю.

Проблемам, связанным с транспортной обстановкой в г. Москве, посвящены труды Фадеева Д.С., Слепухиной И.А., Свердлина Л.И., Глик Ф.Г.

Целью работы является изучение систем управления городским наземным пассажирским транспортом.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

- Определить основные понятия и концепции, использующиеся в работе.

- Выявить основные проблемы, возникающие в сфере наземных пассажироперевозок современного мегаполиса.

- Осуществить анализ базового предприятия и его роль в управлении городским общественным транспортом.

- Определить перспективы и основные направления развития наземного общественного транспорта в г. Москве.

Заключение

Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования признано в мире первоочередной и наиболее эффективной мерой борьбы с автомобильными заторами. Удельная площадь, приходящаяся на одного пассажира автомобиля, в 95 раз больше площади городской территории, приходящейся на одного пассажира метрополитена, и в 13-18 раз больше площади, приходящейся на одного пассажира трамвая. Легковой автомобиль по использованию площадей транспортных магистралей имеет наихудшие показатели. Провозная способность полосы ГПТ (в зависимости от вида транспорта и интенсивности движения) в 10-100 раз выше, чем провозная способность полосы личного автотранспорта.

Высокая провозная способность ГПТ позволяет полностью удовлетворить спрос на пассажирские перевозки в городе средствами ГПТ без увеличения транспортных пространств: вложения в одну полосу для наземного общественного транспорта дают такой же эффект, как и строительство 8-10 полосной автомагистрали.

Решением транспортной проблемы г. Москвы является обеспечение более 90% пассажирских перевозок общественным транспортом (включая такси). В этом случае за счёт высокоэффективных перевозок основной доли пассажиропотока средствами ГПТ существующая дорожная сеть высвобождается для нужд, которые не могут быть обеспечены ГПТ: экстренные службы, спецтранспорт, перевозка грузов, срочные поездки.

Сегодня лишь около 20% перевозок в Москве осуществляется личным транспортом, и, по мнению специалистов НИиПИ Генплана, долю личного транспорта увеличить невозможно. В то же время, увеличение доли общественного транспорта с 80% до 90% (всего на 10%) позволяет в два раза (с 20% до 10%) снизить долю частного автотранспорта и разгрузить уличную сеть.

Увеличение доли ГПТ в городских пассажирских перевозках достигается совместно двумя средствами:

1) улучшение работы общественного транспорта;

2) ограничение использования частного автотранспорта.

Пассажир выбирает между автомобилем и общественным транспортом по оценке качеств: скорость, регулярность (надёжность) сообщения, комфорт, стоимость. Варьированием этих параметров можно привлечь граждан отказаться от поездки на автомобиле в пользу общественного транспорта.

Администрация города заинтересована в выявлении «узких мест» в организации транспортной работы в городе, а потому - в мониторинге «потребительских» показателей деятельности предприятия: выполнении плана выпуска на линию подвижного состава, соблюдении регулярности движения, особенно на социально – значимых маршрутах, учете жалоб пассажиров.

Пассажирам необходима актуальная информация о расписаниях на городских и пригородных маршрутах и их изменениях, схемы маршрутов, возможность подать жалобу или обратиться с предложением в электронном виде, получить доступ к информации об услугах, оказываемых предприятием, справочную информацию о льготах на транспорте и стоимости проезда.

К сожалению, на сегодня в России отсутствуют механизмы приоритетного развития городского общественного транспорта: механизмы рынка в этой сфере работают контрпродуктивно, административные меры не имеют никаких стимулов и не закреплены законодательством. Случаи концентрации усилий городской администрации на приоритетном развитии общественного транспорта – счастливые исключения, при этом администрации городов действуют методом проб и ошибок в силу отсутствия какой–либо государственной политики и рекомендаций в этой сфере.

Решение транспортной проблемы в городах России требует создания федеральной политики в сфере управления городским транспортом, разработки федерального законодательства, системы управления и финансовой поддержки общественного транспорта. Федеральный мониторинг и контроль соблюдения стандартов качества транспортного обслуживания населения наряду с ответственностью руководителей муниципальных образований станут основными стимулами приоритетного развития общественного транспорта в городах России, позволят укрепить социально–экономическую основу деятельности городов. В настоящее время актуальным является создание ИС, осуществляющих мониторинг показателей, подлежащих постоянному контролю

Муниципальный аспект деятельности ПАТП складывается из двух составляющих. С одной стороны, проблемы общественного транспорта крупного мегаполиса в силу своей важности для населения, находятся под контролем администрации города. С другой стороны, потребителями услуг является практически все население города. Это определяет дополнительные требования к ИС муниципального ПАТП. ИС должна служить не только внутренним целям (совершенствование управления предприятием), но и предоставлять информацию вовне – в администрацию города и непосредственно пассажирам.

В качестве проектного решения по оптимизации управления городским транспортом предложено внедрение современной системы автоматизации диспетчеризации  и контроля.

   В целях модернизации управления  транспортными  потоками в   ГУП МО «Мострансавто»  предлагаем  внедрить в работу  автоматизированную систему  диспетчерского контроля (АСДК) городского транспорта, включающую необходимые  элементы обеспечения деятельности предприятия. Автоматизированная система диспетчерского контроля (АСДК), предназначенная для построения центров управления качеством услуг.

АСДК  позволяет обеспечить  проведение мониторинга выполнения перевозчиками условий договоров  об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении; диспетчерский контроль за работой пассажирского транспорта,  в целях повышения безопасности и эффективности регулярных перевозок пассажиров. Управление процессом предоставления услуг в режиме реального времени приводит к повышению качества и объемов оказанных услуг.

         Исходя из конкретных целей автоматизации, нами были выбраны функциональные элементы системы (производства компании MaxPatrol).  Одним из вариантов  расчета экономической эффективности на наш выбор, наиболее подходящим является вариант сравнения базовой и усовершенствованной технологий по сравнению трудозатрат по операциям технологического процесса. Экономической эффективностью является разность стоимостного эффекта от внедрения автоматизированной системы и затрат на ее создание и эксплуатацию за определенный период времени.

Экономический эффект от внедрения АСДУ заключается в сокращении персонала, занятого в обслуживании системы, значительного уменьшения количества аварий. Кроме того, очевиден экологический эффект. А также следует отметить, что внедрение такой системы позволяет оперативно реагировать и устранять ситуации, которые могут привести к непредвиденным последствиям.

        Список литературных источников

  1. Положение о департаменте транспорта и связи города Москвы (постановление Правительства Москвы от 10 августа 2004 г. N 556-ПП в ред. постановления Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП).
  2. Положение о об отделе развития городских видов пассажирского транспорта Департамента транспорта и связи города Москвы (постановление Правительства Москвы от 10 августа 2004 г. N 556-ПП в ред. постановления Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП).
  3. Постановление Правительства Москвы от 18.01.2005 № 24-ПП «Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы».
  4. Постановление Правительства Москвы от 3.06.2003 № 425-ПП «Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве».
  5. Постановление Правительства Москвы от 6.09.2005 № 669-ПП «О плане метростроения в городе Москве на 2005-2007 гг.».
  6. Постановление Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 337-ПП "О Программе развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта и схеме развития городского пассажирского транспорта до 2015 года».
  7. Распоряжение Правительства Москвы от 26.10.2006 №2188-РП «О реализации комплекса организационных мероприятий для подготовки обеспечения создания и развития пассажирской транспортной системы Скоростного трамвая в г. Москве»
  8. Азаренкова З.В. Техническая модернизация систем рельсового транспорта в крупных городах // Материалы X международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 3-14.
  9. Анненков В.В. Историзм территориальной организации города // В сб.: Урбанизация и формирование систем расселения. М.: МФГО, 1998.
  10. Балабаева И. Особенности функционирования общественного пассажирского транспорта // Автомобильный транспорт. 2004. № 4. - С. 42- 43.
  11. Балынин С.Ю. Информационная поддержка решения городских транспортных проблем // Материалы X международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 23-31.
  12. Брячихин А.М. Россия — город — власть. — М., 2006.
  13. Бурнашев А.Л., Трусов А.Ю. Перспективы реформирования управления городским общественным транспортом на основе автоматизированной системы оплаты проезда и АСДУ (на примере Екатеринбурга). // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 122-129.
  14. Ваксман С.А., Головырских М.В. Информационная система общественного транспорта города. //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / Материалы IX международной (двенадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 16-17 июня 2003 года. – Екатеринбург, 2003. – с.79-83.
  15. Ваксман С.А., Додров А.С. Использование легкового автомобиля населением крупнейшего города // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 59-68.
  16. Ваксман С.А., Зонов К.А., Ушакова Г.В, Сыпина Ю.В. Долгосрочная динамика показателей использования легкового индивидуального автотранспорта в крупном городе // Социально - экономические проблемы развития транспортных систем городов / Материалы VI международной (девятой екатеринбугской) науч. практ. конф. - Екатеринбург: УрГЭУ, 1999. - С. 93-98.
  17. Ваксман С.А., Лучанинова К.А. Проблемы городского общественного пассажирского транспорта сегодня и завтра (на примере г. Москвы) // Материалы X международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 92-104.
  18. Ваксман С.А., Цариков А.А.,Худяева Т.С. О темпах развития автомобилизации и загрузке магистральной сети городов // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 39-45.
  19. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. М., 2001.
  20. Герасимов Н.М., Слепухина И.А. Система управления ГОТ как часть управления муниципальным образованием // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 101-122.
  21. Глик Ф.Г. Реконструкция системы общественного транспорта в связи с вводом новых участков метрополитена: методический подход // Материалы X международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 61-74.
  22. Гольц Г.А. Тенденции изменения и прогноз роли автотранспорта в городских пассажирских перевозках России. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2002 - 262 с.
  23. Город: проблемы социального развития. Спб, 1992.
  24. Громов Н.Н. Менеджмент на транспорте: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений./ Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков и др; под общ. ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова - М.: Издательский центр «Академия», 2003 – С. 91.
  25. Ефремов И.С., Кобозев В.М., Юдин В.А. Теория городских пассажирских перевозок М: Высшая школа, 1980. - 534 с
  26. Ефремов И.С., Кобозев В.М., Юдин В.А. Теория городских пассажирских перевозок. М: Высшая школа, 1999. - 534 с.
  27. Жуковский А.П., Кирзнер Ю.С., Петрович М.Л., Солодилов В.В. Оценка транспортной подвижности населения в проекте нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга//Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2005 года. – Екатеринбург, 2005. – с.122-129.
  28. Казанский Н.Н, Вампилов В.С., Галабурда В.Г, Экономическая география транспорта. М., 2001.
  29. Кирзнер Ю.С. Оценка качества пассажирской транспортной системы города: сопоставимость, измерение, применение. //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / Материалы IX международной (двенадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 16-17 июня 2003 года. – Екатеринбург, 2003. – с.31-40.
  30. Коссой Ю.М.Ресурсосберегающие технологии на городском общественном транспорте // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 130-135.
  31. Куцев Г.Ф. Новые города М., 1982.
  32. Левашев А.Г. Параметры транспортного потока // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 46–51.
  33. Лобанов Е.М.. Транспортная планировка городов - М.: Транспорт, 1990.
  34. Лознер Л.Г. Ещё о желательной вместимости подвижного состава пассажирского АТП // Материалы X международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 75-83.
  35. Маергойз И.М. Географическое учение о городах. М.: Наука, 1997.
  36. Министерство транспорта Российской Федерации. Результаты расширенного изучения состояния и условий функционирования городского пассажирского транспорта в российских городах. Интернет-издание. 2002.
  37. Мировой урбанизм на переломе / Б. С. Хорев и др. М., 1999.
  38. Михайлов А.С. Управление рынком перемещений городского населения. – Алматы: НИЦ Гылым, 2003 – 237 с.
  39. О’Салливан А. Экономика города. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  40. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов /В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев, под ред. В.А. Гудкова. – М: Горячая линия - Телеком, 2006. - 448 с.
  41. Перцик Е. Н. Города мира: география мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1996.
  42. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов (2-е издание). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 454 с.
  43. Рейцен Е.А., Кучеренко Н.Н. К вопросу о транспортно-градостроительной логистике // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 23-30.
  44. Родионов А.Ю Методические рекомендации по организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2005. - 159 с.
  45. Сальникова О. М. Вероятность выбора потребителем критерия качества транспортной услуги // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 69-77.
  46. Свердлин Л.И. Транспортные обоснования композиции генерального плана города Москвы  // Материалы X международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 15-22.
  47. Седюкевич В.Н., Скировский С.В. Выбор вместимости транспортных средств для городских перевозок пассажиров в регулярном сообщении // Материалы X международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 84-92.
  48. Симпсон Д., Бэрри Дж. Планирование развития городов и общественный транспорт в Великобритании, Франции и ФРГ-М.: Транспорт, 1990. - 96с.
  49. Слепухина И.А. Автоматизация пассажирского автотранспортного предприятия крупного мегаполиса: задачи и опыт решения // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 94-101.
  50. Стрельников, А.И. Новые задачи комплексной транспортной схемы в рыночной экономике города // Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года. – С. 345-364.
  51. Урбанизация и развитие городов в СССР. Л., 1985.
  52. Фадеев Д.С. Метод организации паркования автомобилей в центрах крупных городов // Материалы X международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 31-39.
  53. Хмельницкий В.В.Анализ управления системой ГОТ // Материалы XII международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции. – С. 89-94.
  54. Эксплуатация городских улиц и дорог. / Под ред. А.Я. Тулаева - М: Стройиздат, 1979.
 


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.