• Категория: Физическая культура и спорт
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021
  • Оригинальность: 65 %

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Анализ научно-методической литературы 6
1.1 История развития игры Лапта 6
1.2 Возрастные особенности развития детей 11-12 лет 11
1.3 Особенности спортивной подготовки в лапте 14
Выводы по главе 1. 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Организация и этапы исследования 26
2.2 Методы исследования 27
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
Выводы 34
Список литературы 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 39
ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ 39
ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ 40

Введение
Одним из важнейших средств физического воспитания ребенка являются подвижные игры. Игры различной направленности являются очень эффективным средством коррекции координационных способностей. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией.
Отмечается, что на уроках, где используется подвижная игра, школьники с интеллектуальным нарушением выполняют упражнения легко и без психического напряжения, легко развиваются скоростно-силовые качества, координация и выносливость, т.е. активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии, смекалка, ловкость реализуются в игре при высоком эмоциональном уровне.
Педагогические воздействия дают наибольший эффект, если в основу развития ребенка систематически и целенаправленно закладываются культурные физические традиции, применяемые его предками [4] .
Лапта не только прекрасно развивает физические способности, но и имеет большое воспитательное значение. Правила народной игры определяют весь еѐ ход, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношение, содействуют формированию личностных качеств, что особенно важно для детей данного контингента.
Русская лапта является действенным средством физического воспитания детей школьного возраста, обладает широкими возможностями разностороннего воздействия на занимающихся (О.Е. Бура, 1996).
Большим преимуществом лапты, по сравнению с другими игровыми видами спорта, является ее экономическая доступность, что в современных условиях играет немаловажную роль. При проведении учебной и внеклассной работы здесь не требуется больших средств на приобретение соответствующего оборудования и инвентаря. Для игры достаточно ровной площадки размером от 60 до 110 м и мяча для игры в большой теннис (М.Н. Жуков, 2002).
Игровая деятельность в лапте предоставляет большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности (М.Н. Жуков, 2002).
Процесс формирования знаний, умений и навыков игры неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся. Занятия лаптой способствуют развитию у учащихся основных физических способностей (В.М. Букатов, А.П. Ершова, 2008). Анализ доступной нам научно-методической литературы показал, что недостаточно разработаны вопросы о влиянии подвижной игры лапта на физическое состояние школьников в возрасте 12-13 лет, отсутствуют практические рекомендации по вопросам построения процесса физической культуры с учетом школьной системы воспитания.
Использование русской лапты как средства физического воспитания, несомненно, будет способствовать привитию здорового стиля и образа жизни, формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей всех систем организма занимающихся, воспитанию личностных качеств и позитивных черт характера, удовлетворению потребности в общении со своими сверстниками [2].
Современный тренировочный процесс требует постоянных поисков в области теоретических исследований и решения актуальных практических задач.
Многие тренеры не обладают большой информацией о подготовленности игроков в лапту. При управлении тренировочным процессом необходимым условием является получение постоянного потока информации о результативности проводимой деятельности, темпах и направлениях функциональной адаптации организма. Этой цели служит система контроля над тренировочным процессом, предлагающая в доступной форме информацию тренерам и спортсменам.
Объект исследования: техническая подготовленность юных игроков в русскую лапту.
Предмет исследования: Взаимосвязь физических качеств с освоением основных технических приемов в русской лапте у юных спортсменов.
Цель исследования: Определить взаимосвязь физических качеств с освоением основных технических приемов в русской лапте у юных спортсменов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Измерить уровень физических качеств и освоение технических приемов в русской лапте у юных спортсменов.
3. Построить формирующий эксперимент.
4. Определить взаимосвязь физических качеств с освоением основных технических приемов.
Гипотеза исследования: Освоение основных технических приемов в русской лапте у юных спортсменов будет тем успешнее, тем выше уровень их физических качеств.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Педагогический эксперимент.
3. Измерение физических качеств и уровня освоения основных технических приемов.
4. Методы математической статистики: Определение взаимосвязи физических качеств с освоением основных технических приемов на основе корреляционного метода.
Научная новизна: Внедрение современных технологий контроля и планирования в систему спортивной подготовки юных игроков в русскую лапту способствует оптимизации подготовительного процесса и улучшению спортивной результативности.
Практическая значимость: результаты исследования помогут тренерам в поиске новых более эффективных средств подготовки юных игроков в русскую лапту.

Выводы
Одним из перспективных направлений развития физических качеств является использование подвижных игр. В игре ребенок может познавать разные стороны жизни, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять свой круг интересов, конкретизировать понимание об окружающем мире. Правильно подобранная, целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка, оказывает такое стимулирующее воздействие на организм ребенка с нарушением интеллекта, которое соответствует удовлетворению его естественной потребности в движении.
Изучение имеющейся литературы по исследуемой проблеме и обобщение полученных данных позволяют сделать следующие выводы, что для грамотного применения игры «Русская лапта» на уроках физической культуры, необходимо знать о физическом состоянии учащихся, уметь правильно составлять программу в зависимости от возраста учащегося.

Исследования проводились на базе МОУСОШ д. нижние Юри Малопургинского р-на Удмуртской Республики.
Эксперимент проводился с 01.05.2020 по 01.11.2020 гг.
Сего в эксперименте участвовало 20 игроков (мальчики) в русскую лапту возрастом 11-12 лет. Участники были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
Педагогический эксперимент состоял из четырех этапов:
1 этап (май 2020 года) получена информация о каждом занимающемся. проведена оценка результатов тестирования физических качеств и уровня технической подготовленности в начале эксперимента. Результаты данного тестирования были использованы как нормативные для переходя игроков в учебно-тренировочные группы.
2 этап (июнь 2020 года) на начальном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования.
3 этап (июль 2020 года) внедрение разработанного комплекса в учебно-тренировочный процесс.
4 этап (ноябрь 2020 года) проведена оценка результатов второго тестирования экспериментальной и контрольной группы. Результаты педагогического эксперимента были систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты количественному и качественному анализу, формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.

Список литературных источников

1. Благуш, П.К. О теории тестирования двигательных способностей / П. К. Благуш– М.: Физкультура и спорт,,2018. – С. 55-170.
2. Валиахметов Р.М. Лапта. Учебное пособие. - Уфа: БГПИ, 1997. - 99с.
3. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996. - 15с.
4. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И. Лапта. Учебное пособие. - Сибай: Сибайский институт БГУ, 1999. - 111с.
5. Гусев, Л.Г. Русская лапта. Средства для развития скоростных и координационных способностей игроков / Л.Г. Гусев; Башкирский гос. пед. ун-т. - Уфа:, 2016. - С. 35.
6. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости / Н. В. Зимкин.– М.: Физкультура и спорт, 2016 – С. 25-28.
7. Костарев А. Ю. Русская лапта: история и тенденции развития // Теория и практика спорта. 2005. № 11.
8. Костарев А. Ю. Русская лапта: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства / А. Ю. Костарев, Р. М. Валиахметов, Л. Г. Гусев. - М.: Советский спорт, 2004.
9. Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М.,Гусев Л.Г. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2004. – 80 с.
10. Костарев А.Ю., Исмагилова P.P., Иксанова К.В. История развития лапты в России Инновационные подходы в рекреации, туризме и физической культуре: материалы международной научно-практической конференции. 2018:144-149.
11. Костарев, А.Ю. На уроках – русская лапта / А.Ю. Костарев ; Башкирский гос. пед. ун-т, Уфа // Физическая культура в школе. – 2012. – № 1. – С. 15–20
12. Костарев, А.Ю. Обоснование оптимального соотношения средств специальной физической подготовки в русской лапте = Substantiation of optimum correlation between means of special physical preparation in Russian lapta / Александр Юрьевич Костарев ; Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы), Уфа // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 8 (78). – С. 97–102.
13. Костарев, А.Ю. Русская лапта: история и тенденции развития / А.Ю. Костарев // Теория и практика спорта. – 2005. – № 11.
14. Кузнецова, В.С. Развитие двигательных качеств школьников / В. С. Кузнецова.– М. : Просвещение, 2017.– С. 19-24.
15. Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения / Ю. Ф. Курамшин. Санкт – Петербург, 2018.– С. 15-48.
16. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
17. Машошина И.В. Народная игра лапта как средство рекреативного физического воспитания школьников. Культура физическая и здоровье. 2010; 2(27): 12-15.
18. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988, 288с.
19. Парфенова, Л.А. Продвижение стандартов здорового образа жизни на основе конверсии славянского историко-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся / Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина, И.М. Прищепа // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – Т. 4. № 3 (4). – С. 70-77.
20. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. - Киев: Выща школа, 1984.
21. Плохих Н.В. Воспитание культуры здоровья в традициях русской народной игры. Система ценностей современного общества. 2013; 30:117-123.
22. Психология и современный спорт. /Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.:Физкультура и спорт, 1982.
23. Сайт «Лапта России». [Электронный документ] https://vk.com/laptarossii (Датат доступа 11.10.2020)
24. Теоретическая подготовка юных спортсменов /под общ.ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина - М.: Физкультура и спорт, 1981.
25. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
26. Шевко Е.В. Русская лапта - историческое наследие отечественной физической культуры. Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. 2016: 78-83.
27. Шумова М.Ю. Формирование модели технико-технической подготовленности игроков в русскую лапту / М.Ю. Шумова // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. - С. 185-187.

Приложение 1.
Авторская программа (выдержка) подготовки юных спортсменов в виде спорта русская лапта
Таблица 1 - Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта лапта


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.