• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4
1. Анализ деятельности ГУ "ЦЗН" по трудоустройству населения в муниципальном образовании «Нижнетуринский городской округ» 7
1.1. Общая характеристика рынка труда и ГУ «Центр занятости населения»
Нижнетуринского городского округа 7
1.2 Анализ работы ГУ «ЦЗН» по трудоустройству населения 14
1.3 Анализ работы по обучению, переподготовке и профилированию
безработных граждан 23
2. Теоретические аспекты проблемы занятости населения 31
2.1. Безработица как социально – экономическая проблема 31
2.2 Занятость и трудоустройство 35
2.3. Нормативно-правовая база деятельности службы занятости населения 40
2.4. Основные проблемы управления занятостью населения в РФ в
современных условиях 46
3. Предложения по разработке проекта по организации трудоустройства населения 51
3.1. Общая характеристика предлагаемых мероприятий 51
3.2. Технико-экономическое обоснование предложений 58
3.3. Эффективность мероприятий по совершенствованию 78
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложение 1. Краткая характеристика отдельных видов безработицы 89
Приложение 2. Результаты предоставления государственной услуги по 90
профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации безработных граждан в 2008 – 2010 годах 90
Приложение 3. Данные о переподготовке граждан в 2008 - 2009 годах 91
Приложение 4. Данные о переподготовке граждан в 2010 году 92
Приложение 5. Данные о профилировании граждан категории А и Б за 2010 год 93
Приложение 6. Данные о профилировании граждан категории В и Г за 201
работ для женщин 95
Приложение 8. Целевая структура проекта по трудоустройству молодежи 96

























ВВЕДЕНИЕ


Новые условия хозяйствования в России, поставили перед экономиче-ской наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.
К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, ко-торая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени осно-ву для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
Занятость является необходимым условием для воспроизводства населе-ния, поскольку от нее зависит уровень жизни людей, издержки общества на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоуст-ройство и материальную поддержку тех, кто не имеет работы. Иными словами, занятость раскрывает важнейший аспект социального развития человека, свя-занный с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
В современный период развития рынка очевидна потребность во всесто-роннем анализе и глубокой проработке вопросов государственного регулиро-вания занятости и совершенствования организации трудоустройства населения в целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов об-щества.
Представляется важным исследование вопросов организации трудоуст-ройства населения в муниципальном образовании и совершенствования ука-занного процесса. Актуальность такого исследования особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Рос-сийской Федерации.
Большой вклад в разработку вопросов становления, развития рынка тру-да, управления занятостью и трудоустройства населения внесли российские ученые: Л.И.Абалкин, Е.Г.Антосенков, Е.В.Белкин, А.С.Булатов, Б.М.Генкин, М.В.Грачев, Г.С.Гуреев, С.А.Дятлов, П.В.Журавлев, В.А.Каменецкий, Ю.П. Кокин, Р.П. Колосова, В.Г.Костаков, В.В.Куликов, И.И.Кулинцев, В.П. Патри-кеев, В.А.Похвощев, Т.О. Разумова, А.И.Рофе, Э.Р.Саруханов, М.И. Скаржин-ский, Н.П.Сорокина, Е.Е.Шестакова, Н.С. Яковлева и др.
Проблемы региональной занятости раскрыты в работах: А.Н.Ананьева, Н.А.Волгина, М.Х.Гарсиа-Исер, Т.Л.Горбачевой, Г.М.Зущиной, Е.Д. Катуль-ского, А.В.Кашепова, О.А.Колесниковой, Л.А.Костина, А.Г.Коровкина, А.Е. Лапина, М.М.Магомедова, Г.Г.Руденко, А.С.Семенова, Т.А.Чадовой, Л.С. Чи-жовой и др.
Для исследований в части разработки механизма управления занято-стью населения полезными оказались труды Дж.К.Гелбрейта, Х-В.Зинна, Х. Ламперта, И.Мейцнера, Т.Питерса, Р.Уотермана, К.Эклунда и др.
Вместе с тем, несмотря на значительное число работ в этой облас-ти, ряд вопросов еще требует углубленного научного обоснования.
Дипломный проект посвящен особенностям деятельности службы заня-тости по трудоустройству населения в Муниципальном образовании «Нижне-туринский городской округ».
Цель работы состоит в том, что проанализировать теоретические и пра-вовые основы организации трудоустройства населения, процесс организации процесса трудоустройства населения Нижнетуринского городского округа и разработать рекомендации по совершенствованию указанной деятельности.
Цель работы определила ее задачи, которые сводятся к следующему:
- изучить правовую и теоретическую литературу по теме дипломного проекта;
- провести анализ деятельности ГУ «ЦЗН» по трудоустройству населе-ния в Муниципальном образовании «Нижнетуринский городской округ»;
- рассмотреть теоретические аспекты проблем рынка труда;
- разработать рекомендации по совершенствованию трудоустройства жителей Нижнетуринского городского округа.
Объектом исследования является организация трудоустройства населе-ния.
Предметом исследования является совершенствование трудоустройства населения.
Основой проведенного исследования послужили фундаментальные кон-цепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых; Конвенции и рекомендации МОТ; программные и про-гнозные разработки государственных органов власти и управления РФ; зако-нодательные и нормативные акты, регулирующие занятость населения и функ-ционирование рынка труда.
В ходе написания дипломного преокта были использованы методы обобщения и аналогии, синтеза и анализа, дедукции и индукции, опроса, груп-пировки статистической отчетности.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав и заключения. Прила-гается библиографический список, имеются приложения.
В первой главе представлен анализ деятельности Государственного уч-реждения «Центр занятости населения» Нижнетуринского городского округа по трудоустройству населения.
Во второй главе рассмотрены теоретические и правовые аспекты трудо-устройства населения.
Третья глава содержит рекомендации по совершенствованию процессов трудоустройства населения Нижнетуринского городского округа, в частности – проекты по организации трудоустройства молодежи 14 – 18 лет на период летних каникул и организации общественных работ для безработных женщин.
В заключении представлены выводы по работе.
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ «ЦЗН» ПО
ТРУДОУСТРОЙСТВУ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ «НИЖНЕТУРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»


1.1. Общая характеристика рынка труда и ГУ «Центр занятости
населения» Нижнетуринского городского округа


Ситуация на рынке труда города Нижняя Тура в течение 2010 года скла-дывалась под непосредственным влиянием экономических и социальных пока-зателей района. Основное влияние на него оказывало состояние промышленных предприятий, так как основная доля работающего населения приходится на них.
По данным отдела сводной информации города Н.Тура, социально - эко-номическая ситуация в городе в 2010 году имела отрицательную динамику и характеризовалась следующими показателями.
В январе - ноябре 2010 года обороты промышленных предприятий города составили 2692411 тыс. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2009 года составил 66,9 %.
Сохранилась положительная динамика темпов роста оборотов производ-ства в производстве пищевых продуктов (темп роста – 116,9 %), в целлюлозно-бумажном производстве (темп роста – 121,8 %), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (темп роста – 112,0 %) .
Несмотря на положительную динамику с начала года резко снизился темп роста по сравнению с 2009 года по некоторым отраслям экономики (добыча по-лезных ископаемых, машины и оборудование, электрооборудование, производ-ство транспортного оборудования и т.д). Структура промышленности по видам экономической деятельности представлена в таблице 1.
За 2010 год введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 3052 кв.м. (в 2009 г. – 5265 кв. м), в том числе индивидуальными застройщиками – 1672 кв. м., а также многоэтажный жилой дом общей площадью 1380 кв.м.
Таблица 1
Структура промышленности по видам экономической деятельности
Наименование видов экономической деятельности в %
2009 год 2010 год
По крупным и средним промышленным предприятиям – всего 100 100
1. Добыча полезных ископаемых 10,6 10,6
1.1. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 10,6 10,6
2. Обрабатывающие производства 83,8 85,5
2.1. Производство пищевых продуктов 36,9 21,2
2.2. Целлюлозно-бумажное производство 0,1 0,1
2.3. Производство неметаллических продуктов 4,9 6,6
2.4. Производство машин и оборудования 16,0 25,3
2.5. Производство электрооборудования 15,2 19,7
2.6. Производство транспортного оборудования 10,7 12,6
3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,6 3,9

Объем оборота розничной торговли составил 1685,3 млн. рублей, что со-ставляет 107,3% к соответствующему периоду прошлого года. Оборот общест-венного питания – 134,7 млн. рублей, темп роста к соответствующему периоду прошлого года – 101,4 %. Объем платных услуг снизился по сравнению с 2009 годом на 11,4 %. Среднемесячная заработная плата работающих в промышлен-ности в 2010 году составила 11567 рублей, что на 21,2 % меньше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних пред-приятиях города за 2010 год составила 6431 человек (2009 год – 7400 чел.), в процентах к соответствующему периоду прошлого года - 86,9 %. Уменьшилась численность организаций по добыче полезных ископаемых на 17,4 %, в обраба-тывающем производстве на 13,2 %, машин и оборудования на 13,0 %, в произ-водстве электрооборудования 19,9 %, производстве транспортного оборудова-ния на 15,2 %.
За 2010 год с крупных и средних предприятий города уволено 1538 чело-век (за 2009 г. – 1236 чел.), принято 749 человек (2009 г. – 1366 чел.). Коэффи-циент возмещения выбывших работников вновь принятыми составил 48,7 % (2009 г. – 110,5 %). По собственному желанию уволилось 904 человека или 58,8 % от общего числа выбывших (за 2009 г. - 935 чел. или 75,6 %). В связи с со-кращением штатов было уволено 208 человек или 13,5 % от числа выбывших (2009 г. - 16 чел. или 1,3 %).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономи¬ческими и социальными проблемами рыночной экономики. Безработица в России в пери-од экономического кризиса приобрела массовой характер, представ¬ляет реаль-ную угрозу для развития общества, является основным фак¬тором расширения бедности и деградации населения. В связи с этим вопросы трудоустройства на-селения приобретают актуальность.
Обобщая все изложенное в дипломном проекте, можно сделать основные выводы.
Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нор-мативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, от-ветственность, определены основные меры социальной защиты безработных.
Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Рабо-тодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществле-ния производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Госу-дарство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координа-тора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникно-вению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.
Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы (ст.9 Закона о занятости). Государство же призвано в лице органов службы за-нятости, стать посредником между работником и работодателем по содействию в трудоустройстве населения (п.1 ст.8).
Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно - повыше-ние и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование безработицы, на перераспре-деление рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.
Анализ деятельности ГУ «ЦЗН» по трудоустройству населения города Н.Тура позволил сделать следующие выводы.
В течение 2010 года сохранялись качественные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда вследствие профессио-нальной невостребованности или социального статуса стоящих на учете в службе занятости в поисках работы.
Работа по трудоустройству населения в городе проводится ГУ «ЦЗН». В 2010 году в ГУ «ЦЗН» за содействием в трудоустройстве обратилось 7684 чел., что в 2,1 выше уровня 2009 года.
ГУ «Центр занятости населения» проводит большую и разноплановую работу по трудоустройству населения Н.Туры: работа по трудоустройству женщин, инвалидов, молодежи, лиц предпенсионного возраста, лиц, освобож-денным из мест лишения свободы, уволенных с военной службы, работа по трудоустройству населения через ярмарку вакансий и учебных мест.
Часто трудоустройству предшествует работа по обучению и переподго-товке безработного гражданина. В 2010 году на профессиональное обучение были направлены 208 безработных гражданина, что составляет 139,5 % к вы-полнению плана. Закончили профессиональное обучение 200 чел. (96 %). Пла-нировались и прогнозировались профили и объемы профобучения безработных граждан в соответствии с потребностями территориального рынка труда.
Значительное место в деятельности Центра занятости населения Н.Туры занимает работа по профилированию безработных граждан. Количество трудо-устроенных граждан, участвующих в профилировании в 2010 году, в 10-дневный срок составило 29 чел. В технологической цепочке профилирования задействованы работники отдела содействия трудоустройству, специалист по профобучению, зам. директора ЦЗН, которая занимается вопросами органи-зации общественных работ и самозанятости.
На сегодняшний день в Нижнетуринском городском округе существует достаточно проблем на рынке труда. Для их устранения и совершенствования процесса трудоустройства населения в работе представлены соответствующие рекомендации – проект по организации общественных работ для безработных женщин и проект по организации трудоустройства молодежи 14 – 18 лет на время каникул: составлена смета затрат, разработан календарный план, рас-смотрен эффект от реализации.
На реализацию проектов потребуется 1 277 000 рублей.
Социальный эффект от реализации проекта по трудоустройству молоде-жи будет заключаться в том, что трудоустройство молодежи позволит:
- Центру занятости населения: расширить спектр предлагаемых для насе-ления услуг; улучшить имеющийся имидж.
- Молодежи 14 – 18 лет г. Н.Тура: получить возможность заработать в летние каникулы; оказать материальную помощь своей семье; получить пред-ставление о трудовом процессе и особенностях трудовой деятельности.
- В целом по городскому округу - решить многие социальные проблемы, сопутствующие неустроенному досугу молодежи в период летних каникул: сни-зить показатели преступности в городе по категории преступлений, совершае-мых несовершеннолетними; снизить показатели ДТП с участием молодежи 14 – 18 лет в период летних каникул.
Социальный эффект от реализации проекта по организации обществен-ных работ для безработных женщин будет заключаться в том, что:
- будут временно трудоустроены 120 человек (на апрель 2012 года);
- 120 человек получат возможность заработать денежные средства;
- в городе будет выполнена общественно полезная работа – произведено озеленение улиц;
- 80 престарелых граждан будут охвачены уходом в апреле месяце 2012 года.
Предлагаемые рекомендации имеют социально значимый характер, что обусловило социальную направленность обоих проектов. В результате необхо-димо констатировать тот факт, что оба проекта не будут иметь экономического эффекта.


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ. // Российская Газета от 25 декабря 1993г., № 237.
2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.01.1991 № 1032-1. По состоянию на 29.12.2006 // CЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 2008.
3. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Феде-ральный закон от 12.12.1996 № 10-ФЗ. По состоянию на 09.05.2005 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2008.
4. Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ. По состоянию на 05.12.2005 // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст.4741; Российская газета. 2005. № 250.
5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.06.2002 №115-ФЗ. по состоянию на 15.01.2007 // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст.3032; 2008.
6. Об утверждении положения об организации общественных работ: Поста-новление Правительства РФ от 14.07.1997 № 875. По состоянию на 11.01.2007 // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3533; 2008.
7. Об утверждении порядка регистрации безработных граждан: Постанов-ление Правительства РФ от 22.04.1997 №458. По состоянию на 14.12.2006 // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст.2009; 2007. №5. Ст. 1222.
8. Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 2005. 465 с.
9. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие. Рос-тов н/Д: Феникс, 2002. 512 с.
10. Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М: Проспект, 2005. 176 с.
11. Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения // Трудовое право. 2004. №. 8. с. 71.
12. Виканский О.С., НаумовА.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. М.: Гарда-рики, 2002. 528 с.
13. Волгин А. П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. М.: Дело, 2002. 256 с.
14. Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Активизация занятости отдельных соци-ально-демографических групп населения на рынке труда. Новосибирск, 2004. 261 с.
15. Дешенко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М., 2001. 221 с.
16. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. М.,
2005. 587 с.
17. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. М., 2006. 267 с.
18. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи // Че-ловек и труд. 2007. № 8. с.38 - 41.
19. Емшин П.С., Муташрова Д.З., Скворцова Н.Г. Социология. М., 2004.
20. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире М., 2003. 371 с.
21. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран: Международ-ные нормы труда. М: Эксмо, 2005. 608 с.
22. Курбатов В.И. Социальная работа. М., 2000. 254 с.
23. Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. 315 с.
24. Методические рекомендации по работе с различными категориями
безработных граждан. Киров, 2007. 187 с.
25. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения // Трудовое право. 2008. № 1. с.40 - 41.
26. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М., 2003. 261 с.
27. Павленков В.А. Рынок труда. М., 2006. 211 с.
28. Павленков В. Рынок труда. Занятость. Безработица. М., 2004. 231 с.
29. Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2007. 477 с.
30. Сальникова Л.В. Трудовое право в вопросах и ответах: Практическое по-собие. М.: Дашков и К, 2005. 464 с.
31. Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник. М.: Проспект, 2006. 528 с.
32. Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. М.: ИЭ РАН, 2005. 106 с.
33. Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости. Улан-Удэ, 2006. 321 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.