• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Правовые основы социальной защиты пожилых граждан и
инвалидов 8
1.2. Государственная целевая программа «Доступная среда» как
основа правовой базы по формированию доступной среды для
инвалидов 15
1.3. Правовые основы формирования доступной среды
жизнедеятельности инвалидов в Свердловской области 21
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ 32
2.1. Понятие доступной среды жизнедеятельности инвалидов 32
2.2. Основные направления организации доступной среды
жизнедеятельности инвалидов 42
2.3. Формирование доступной среды для инвалидов в Свердловской
области 50
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В МО «ГОРОД
КРАСНОТУРЬИНСК»: АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 61
3.1. Общая характеристика Управления социальной политики
Министерства социальной политики Свердловской области по городу
Краснотурьинску 61
3.2. Анализ социальной работы по формированию доступной среды для
инвалидов 66
3.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию социальной
работы по формированию доступной среды для инвалидов 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 100























РЕФЕРАТ

В современных условиях России, когда политическая, экономическая, со-циальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритет-ных направлений социальной политики государства. Особого внимания при этом заслуживают вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Актуальность выбранной темы определяется повышенным вниманием к вопросам социального обслуживания и формированию доступной среды для ин-валидов в РФ и Свердловской области.
Объектом исследования в дипломной работе является Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской об-ласти «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску».
В качестве предмета исследования выступает процесс организации соци-альной работы по созданию доступной среды для инвалидов.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать осо-бенности организации социальной работы по созданию доступной среды для инвалидов в Муниципальном образовании «Город Краснотурьинск» и разрабо-тать рекомендации по ее совершенствованию.
Дипломная работа содержит 134 страницы текста, 11 рисунков, 9 таблиц, 20 приложений.






ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 % населения страны. В 2008 году Россий-ская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, на-правленных на соблюдение международных стандартов экономических, соци-альных, юридических и других прав инвалидов. Подписание Конвенции факти-чески утвердило принципы, на которых должна строиться политика государст-ва в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надле-жащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами досту-па к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объек-там и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, кото-рые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транс-порт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О со-циальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроитель-ным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответствен-ность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на низ-ком уровне.
Существенный вклад в анализ теоретико-методологических и практиче-ских аспектов социальной политики, в том числе вопросов организации соци-ального обслуживания пожилых лиц и инвалидов внесли: А.Н. Аверин, A.M. Бабич, Е.В. Белкин, В.Н. Бобков, Л.И. Берестова, Н.А. Волгин, В.И. Жуков, Г.А. Комиссарова, Е.Е. Мачульская, A.JI. Пиддэ, Б.В. Ракитский, Е.И. Холостова, Л.П. Храпылина, А.И. Щербаков и другие ученые.
Исходя из выше изложенного организация социальной работы по созда-нию доступной среды для инвалидов в муниципальном образовании «город Краснотурьинск» является актуальной.
Объектом исследования является Территориальный отраслевой исполни-тельный орган государственной власти Свердловской области «Управление со-циальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску».
В качестве предмета исследования выступает процесс организации соци-альной работы по созданию доступной среды для инвалидов.
Цель исследования заключается в анализе организации социальной рабо-ты по созданию доступной среды для инвалидов в Муниципальном образова-нии «Город Краснотурьинск» для ее совершенствования.
Задачи дипломной работы могут быть сформулированы следующим об-разом:
- провести анализ правовой основы формирования доступной среды для инвалидов в РФ;
- рассмотреть теоретические аспекты создания доступной среды для инвалидов;
- провести анализ организации социальной работы по созданию доступ-ной среды для инвалидов в Муниципальном образовании «Город Краснотурь-инск» и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
В качестве методологической базы были использованы контент – анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, анализ документации уч-реждения, беседа, сравнение, табличные и графические методы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Имеются приложения и библиографический список.
Материалы дипломной работы могут быть использованы студентами и преподавателями вузов в качестве информационного материала, а также работ-никами учреждений социальной сферы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях России, когда политическая, экономическая, со-циальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритет-ных направлений социальной политики государства. Особого внимания при этом заслуживают вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Объектом исследования в дипломной работе является Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской об-ласти «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску».
В качестве предмета исследования выступает процесс организации соци-альной работы по созданию доступной среды для инвалидов.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать осо-бенности организации социальной работы по созданию доступной среды для инвалидов в Муниципальном образовании «Город Краснотурьинск» и разрабо-тать рекомендации по ее совершенствованию.
В дипломной работе были решены следующие задачи:
- проведен контент-анализ теоретической и нормативно-правовой литера-туры по теме дипломной работы;
- проведен анализ правовой основы формирования доступной среды для инвалидов в РФ;
- рассмотрены теоретические аспекты создания доступной среды для инвалидов;
- проведен анализ организации социальной работы по созданию доступ-ной среды для инвалидов в Муниципальном образовании «Город Краснотурь-инск» и разработаны рекомендации по ее совершенствованию.
В первой главе работы была рассмотрена правовая основа формирования доступной среды для инвалидов в РФ. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Механизм социальной защиты граждан реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В целях формирования усло-вий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, в ходе реализации которой планируется формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритет-ным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма пре-доставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы. Программа реализуется на территории всей РФ наряду с региональными и муниципальными программами по формированию доступ-ности среды для инвалидов.
Во второй главе рассмотрены теоретические аспекты создания доступной среды для инвалидов. Проведенный анализ позволил сделать следующие выво-ды.
Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных с дру-гими гражданами возможностей для участия в жизни общества является форми-рование доступной среды жизнедеятельности. Доступная среда жизнедеятель-ности выступает средством борьбы с социальной изоляцией инвалидов.
Современные подходы к инвалидности и инвалидам характеризуются как результат сложных и неоднозначных тенденций развития общества на протяже-нии длительного периода. В Конвенции о правах инвалидов, разработанной в ООН, прописан так называемый социальный подход к инвалидности. Исходя из проанализированных подходов к инвалидности и инвалидам во всем мире, чело-век с ограниченными возможностями способен к независимой, самостоятельной жизнедеятельности.
Основными направлениями и особенностями по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Российской Федерации являются: ориен-тация на устранении всевозможных барьеров, возникающих перед людьми с ог-раниченными возможностями. На сегодняшний день основы формирования дос-тупной среды жизнедеятельности инвалидов только начинают разрабатываться.
В целях формирования доступной среды для инвалидов и маломобиль-ных групп населения в Свердловской области сформирована нормативная база. Развиваются технологии по обеспечению доступности к информации инвали-дов с коммуникационными нарушениями, создан Центр сурдопереводческих услуг на базе Свердловского регионального отделения Всероссийского обще-ства глухих. Реализуется социальный проект видеодиспетчерской службы, благодаря которому инвалид по слуху может получить информацию с помо-щью диспетчера - сурдопереводчика в форме дистанционного общения. На ба-зе учреждений социального обслуживания населения развернут 71 социаль-ный пункт проката, где инвалиды могут получить во временное пользование технические средства реабилитации. В области функционирует Свердловская областная специальная библиотека для слепых, которая имеет два филиала.
Третья глава посвящена совершенствованию процесса организации социальной работы по формированию доступной среды для инвалидов в МО «Город Краснотурьинск». Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Организацией социальной работы с инвалидами в Муниципальном округе «Город Краснотурьинск» занимается Управление социальной политики, общая численность сотрудников которого составляет 35 человек. В подведомственно-сти Управления социальной защиты населении нахо¬дятся три учреждения соци-ального обслуживания населения, расположенные на территории Городского округа «Краснотурьинск».
На 1 апреля 2013 года в городе Краснотурьинске на учете состоит 3220 инвалидов общего заболевания, из них 254 ребенка-инвалида. Управление соци-альной политики по г. Краснотурьинску и подведомственные ему учреждения проводят разноплановую работу с инвалидами. В частности, данной категории населения предоставляются услуги по социальному обслуживанию на дому, ус-луги социального такси, пункта проката технических средств. Инвалидам про-изводятся социальные выплаты, установленные законодательством РФ и Сверд-ловской области. Также предоставляются консультационные услуги, в том чис-ле и юридические. Систематически проводится информирование инвалидов о предоставляемых услугах.
Проведенный опрос инвалидов показал, что участники опроса пользуются всеми предоставляемыми социальными видами помощи, при этом большинство опрошенных социальную помощь получают через Управление социальной по-литики и предпочитают денежные выплаты. Большинство респондентов не со-всем информированы о мерах социальной поддержки. Основными источниками информации являются печатные издания, телевидение, радио, Интернет.
Отдельным направлением деятельности Управления социальной политики по г. Краснотурьинску является формирование доступной среды для инвалидов. Ежегодно разрабатывается план мероприятий, которые проводятся для инвали-дов. Уделяется внимание оборудованию специальными средствами помещений учреждений социальной защиты города в рамках реализации программы «Дос-тупная среда». Осуществляются мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов в жилых помещениях с помощью специальных устройств, при-способлений, технических средств реабилитации, оборудования элементами доступности входных групп в жилых домах, в которых проживают инвалиды-колясочники. Ежегодно осуществляется оборудование общественных мест пан-дусами, поручнями, звонками вызова.
Для совершенствования социальной работы по формированию доступной среды для инвалидов в дипломной работе разработан проект.
Реализация проекта запланирована на июль 2013 года.
Необходимые средства - 3 515 712,5 рублей.
Реализация разработанного проекта будет иметь социальный эффект. Реализация проекта позволит инвалидам реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны и города Краснотурьинска.











БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская Газета от 25 декабря 1993г., № 237.
2. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О благотво-рительной деятельности и благотворительных организациях" // "Российская га-зета", N 159, 17.08.1995.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социаль-ной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Российская газета", N 234, 02.12.1995.
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // "Российская газета", N 243, 19.12.1995.
5. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социаль-ном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собрание зако-нодательства РФ, 07.08.1995, N 32, ст. 3198.
6. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, N 52, ст. 1865.
7. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда»" на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ, 28.03.2011, N 13, ст. 1765.
8. Постановление Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1363-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 15.09.2008 г. N 981-ПП "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области" // Собрание зако-нодательства Свердловской области от 22 января 2010 г., N 10-4 (2009), ст. 1521
9. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ, 28.03.2011, N 13, ст. 1765.
10. Указ Губернатора Свердловской области от 10.06.2009 N 536-УГ (ред. от 17.09.2012) "О Совете при Губернаторе Свердловской области по делам инвали-дов" (вместе с "Положением о Совете при Губернаторе Свердловской области по делам инвалидов") // "Областная газета", N 173, 17.06.2009.
11. Указ Губернатора Свердловской области от 22 апреля 2003 года № 181-УГ «О создании Свердловского областного государственного учреждения «Област-ной центр реабилитации инвалидов» // "Областная газета", N 152, 29..04.2003.
12. Агеева Н.В. Отношение Российского общества к людям с инвалидностью: социологический аспект // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика», 2009. № 1. С. 41 – 49.
13. Азбука доступности среды жизнедеятельности: Информационно - методиче-ское пособие / Под ред. В. А. Власова. Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области: Издательство АМБ, 2011. 56 с.
14. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. 224 с.
15. Варковастова Т.В., Зуева Р.А., Кондратьева З.А., Шохина Л.Н. Социальная защита инвалидов. М., 2007. 704 с.
16. Гончарова Л. Помощь инвалидам – комплексная // Социальное обеспечение. 2011. № 12. С. 12 – 15.
17. Горшков А.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2009. 179 с.
18. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. М., 2007. 356 с.
19. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М., 2010. 267 с.
20. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федера-ции. М., 209. 125 с.
21. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России. М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 276 с.
22. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства социальной политики Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета, на 2013 год и плановый период до 2015 года. Ека-теринбург, 2012. С. 7.
23. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2010. 187 с.
24. Думбаев А.Е., Попова Т.В. Инвалид, общество и право. Алматы: ТОО Вере-на, 2009. 180 с.
25. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов / Под ред. С.И. Реутова. Пермь: РИЦ Здравствуй, 2012. 145 с.
26. Калмет Х. Ю. Жилая среда для инвалидов. М.: Стройиздат, 2010. 128 с.
27. Леонтьева Е.Н. Опыт организации работы по созданию доступной среды в Екатеринбурге. Екатеринбург, 2012. 39 с.
28. Лушникова А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2009. 359 с.
29. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки на-селения / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных иссле-дований, 2011. 234 с.
30. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: Дашков и Ко, 2010. 476 с.
31. Павлова Н. Социальная защита: законодательство, региональный опыт, про-блемы // Социальное обеспечение. 2012. № 11. С. 15 – 17.
32. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2008. 260 с.
33. Социальная защита населения: опыт органазационно-административной ра-боты: Учеб. пособие. / Под ред. В.С. Кукушина. М.-Ростов-на-Дону, 2011. 336 с.
34. Сулейманова В. Право социального обеспечения. М.: Дашков и К, 2009. 448 с.
35. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.- метод. пособие. М., 2006. 416 с.
36. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2005. 340 с.
37. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. 240 с.









Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.