• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2010
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1.Деятельность муниципальных учреждений в РФ ……………………...8
1.2. Особенности организации библиотечного обслуживания 17
1.3. Проблемы в деятельности библиотек 26
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ МУК «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР» ГОРОДА КУШВА 33
2.1. Общая характеристика Городской детской библиотеки и анализ
показателей ее деятельности 333
2.2. Исследование качества информационного обслуживания
пользователей библиотеки 49
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности
Городской детской библиотеки 55
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК 77
3.1. Правовое регулирование деятельности библиотек на федеральном
уровне 77
3.2. Правовое регулирование библиотечной деятельности на
региональном уровне 85
3.3. Правовые основы хозяйственной деятельности библиотек 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле», принятом 23 но¬ября 1994 г., библиотека определена как «информационное, культурное, образова-тельное учреждение». Эти законодательно зафиксированные функции свиде-тельствуют о многом: о признании особой и все возрастаю¬щей роли библиотек в современном обществе; о необходимости их разви¬тия одновременно во всех трех указанных направлениях; о разнопланово¬сти, многогранности повседнев-ного библиотечного труда и, как следствие, об усложнении библиотечной профессии.
Нахождение в многомерном информационном, культурном и образо¬вательном пространстве, а точнее - на пересечении этих пространств, опре-деляет специфику деятельности библиотек. Во-первых, они наследу¬ют все проблемы и противоречия каждой из перечисленных выше сфер. Среди этих проблем достаточно назвать такие глобальные, как противоре¬чие между свобо-дой доступа к информации и цензурой, призванной обес¬печивать соблюдение этических и культурных норм общественной жизни; между доступностью ин-формации для любого гражданина и постоянным повышением ее стоимости как стратегического ресурса; между ограничен¬ными возможностями одного, отдельно взятого индивида и неограничен¬ным социально-технологическим развитием общества, приводящим к «от¬ставанию человека от человечества».
Во-вторых, в каждой из сфер библиотека сталкивается с учреждения¬ми, специализирующимися только на каком-либо одном направлении дея¬тельности - средствами массовой информации, информационно-аналити¬ческими центра-ми, средними и высшими учебными заведениями, театрами и музеями. Поэто-му неизбежно возникают чрезвычайно сложные задачи нахождения своего сегмента в этом многомерном пространстве, предоставлении таких конкурен-тоспособных и востребованных обществом услуг, которые не предлагаются другими организациями.
В-третьих, библиотека выступает как связующее звено, объединяю¬щее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом также проявляется уникальность и одновременно слож¬ность библио-течно - библиографической деятельности.
Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, ее миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью. Как правило, читатели не дога-дываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что пре-доставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой над-водной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же его части нахо-дятся процессы комплектования, а значит, поиска, оценки и отбора докумен-тов на традиционных и электронных носителях; классифи¬кации, то есть со-пряжения знаний; формирования поисковых систем, со¬вместимых в рамках корпоративных библиотечных систем; уточнения чи¬тательских запросов в си-туациях, когда люди, сталкиваясь с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохра¬нения информации для обеспечения возможности ее многократного и много¬целевого использования.
В результате в общественном сознании складывается стереотип просто-ты библиотечного труда. С внедрением информационных технологий к подоб-ным представлениям добавился еще и миф о виртуальной библиоте¬ке, способ-ной заменить традиционные. Приходится признать, что боль¬шой объем по-вторяющихся рутинных операций, раздробленность техно¬логического про-цесса, характерная для деятельности крупных библио¬тек, приводят к тому, что и сами библиотечные работники не всегда соот¬носят свою деятельность с миссией библиотеки, ее генеральными целями, ролью в обществе как одно-временно информационного и просветительс¬кого учреждения. И тогда отсут-ствие в фонде или справочном аппарате нужных читателю материалов рас-сматривается как недочет, брак, имею¬щий место в любой работе, и никак не соотносится с нарушением прав личности на доступ к информации.
Существенные изменения претерпели библиотеки в современной со-циокуль¬турной и экономической ситуации. Принципиальные изменения биб-лиотечного труда связаны с широко¬масштабным внедрением информацион-ных технологий и компьютерных сетей связи, без которых уже не мыслится качественное обслуживание читателей. Разработка и внедрение новых про-светительских технологий занимает значительное место в деятельности со-временной библиотеки. Библиотека является не единственным учреждени¬ем, предлагающим населению информационные и образовательные услуги и обес-печивающим любительское творчество и досуг. Поэтому залогом успеха биб-лиотечной деятельности и расширения сферы социального вли¬яния является умение руководителей библиотеки найти свой сегмент рын¬ка и своего потре-бителя, оперативно реагировать на внешние изменения, взаимодействовать с самыми разными учреждениями культуры, образова¬ния, науки и бизнеса, ис-пользовать новые технологии, в том числе просветительские.
Дипломная работа посвящена вопросам совершенствования деятельности библиотеки.
Объект исследования – Городская детская библиотека г. Кушва.
Предмет исследования – деятельность Городской детской библиотеки г. Кушва.
Цель работы – определение путей совершенствования деятельности Го-родской детской библиотеки города Кушва.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретический и нормативно-правовой материал по функцио-нированию библиотек в РФ;
- проанализировать существующую систему библиотек в РФ, особенно-сти организации библиотечного обслуживания и существующие проблемы;
- представить характеристику Городской детской библиотеки города Кушва и провести анализ показателей ее деятельности.
Методы исследования – изучение научной литературы, анализ, сравне-ние, анкетирование, планирование и др.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Прилага-ется список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлена структура работы. Первая глава является теоре-тической и рассматривает теоретические аспекты организации деятельности библиотеки. Вторая глава носит практический характер и содержит анализ дея-тельности Городской детской библиотеки и рекомендации по ее совершенство-ванию. В третьей главе приведен анализ правовых основ деятельности библио-теки. В заключении приведены выводы по проведенному исследованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиотека занимает особое место в современном информационном про-странстве. Предоставляя читателю возможность получения информации из раз-ных источников, она становится просветительским центром города.
Обобщая рассмотренный теоретический материал и результаты анализа деятельности Городской детской библиотеки г. Кушва, представляется возмож-ным сделать следующие выводы.
Библиотечная система РФ насчитывает примерно 130 000 библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению раз-личных министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.
Библиотека осуществляет обслуживание на основе постоянного монито-ринга и анализа библиотечных и информационных потребностей населения, с учетом интересов граждан и местных традиций.
Основными ресурсами публичной библиотеки являются: документный (библиотечный) фонд, справочно-информационный банк, здания, помещения, оборудование, персонал, финансовые средства.
Наряду с определенными достижениями в области библиотечного дела существует целый ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного вни-мания и принятия конкретных мер: несоответствие законодательной базы по-требностям развития библиотечного дела и библиотечного обслуживания насе-ления; недостаточные темпы информатизации российских библиотек; неудов-летворительное состояние фондов многих библиотек России; неудовлетвори-тельное состояние материальной базы библиотек; неравномерность развития библиотек различных регионов; низкий уровень оплаты труда библиотечных работников; отсутствие единой системы государственного управления библио-теками на общероссийском уровне, недостаточность статистических сведений, по состоянию библиотечного дела в целом. Развитие библиотечного дела в РФ должно быть направлено на преодоление указанных недостатков и интенсивное инновационное развитие, осуществляться на основе комплексного выбора при-оритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями.
Важнейшими документами, определяющими правовую основу управле-ния библиотечным делом, являются законы: «Основы законодательства Рос-сийской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «Об обязательном эк-земпляре документов», а также «Об информации, информатизации и защите информации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В настоящее время на территории МО Город Кушва функционирует пять муниципальных библиотек. Из них четыре входят в МУК «Кушвинский биб-лиотечно-информационный центр», в т.ч. и Городская детская библиотека.
Организационная структура библиотеки является линейно - функцио-нальной. Общая численность персонала составляет 14 чел. Коллектив работни-ков библиотеки женский. Средний возраст библиотечных специалистов – 42 года.
Городская детская библиотека обслуживает население Кушвинского го-родского округа разных возрастных групп. Анализ показателей деятельности учреждения позволил сделать выводы о том, что численность пользователей детской библиотеки в 2009 году выросла на 116 человек по сравнению с 2008 годом; объем документовыдачи возрос на 7168 штук по сравнению, количество посещений библиотеки в 2009 году возросло на 1745 раз, количество выпол-ненных справок за 2009 год оказалось больше на 2298 штук, чем в 2008 году; массовых мероприятий в 2009 году было проведено на 43 единицы меньше, чем в 2008 году, при этом посещение массовых мероприятий возросло в 2009 году на 700 человек по сравнению с 2008 годом.
Городская детская библиотека имеет широкие социальные связи и со-трудничает с администрацией Кушвинского городского округа, администраци-ей и педагогами образовательных учреждений, с Управлением об¬разованием, школьными библиотеками, Детским домом, дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и здравоохране-ния, родителями и общественными группами.
Городская детская библиотека оказывает населению Кушвинского город-ского округа информационно - библиотечные услуги по основной деятельности и платные услуги, что позволяет учреждению получать дополнительную при-быль. Деятельность библиотеки финансируется из местного бюджета.
Проведенное среди пользователей библиотеки исследование позволило определить степень удовлетворенности предоставляемыми услугами и выявить замечания пользователей по поводу отдельных направлений деятельности биб-лиотеки: недостаточная комплектация библиотечных фондов и количество подписных изданий, имеющихся в библиотеке; отсутствие 100 %-ой удовлетво-ренности запросов читателей библиотеки; недостаточная укомплектованность учебной литературой и неэффективность существующей системы каталогов.
Для совершенствования деятельности библиотеки в дипломной работе предложены рекомендации по проведению вечеров семейного чтения.
Проект целесообразно реализовать в сентябре 2010 года. На реализацию проекта потребуется 1 475 рублей.
Эффект от реализации проекта будет иметь социальный характер. Соци-альный эффект будет заключаться в том, что проведение вечера семейного чте-ния позволит: возродить традиции семейного чтения в отдельно взятых семьях города; привлечь дополнительное количество читателей в детскую библиотеку; способствовать возникновению интереса к чтению у юных читателей города
Кроме того реализация предлагаемого проекта позволит: улучшить рабо-ту Городской детской библиотеки; повысить общую эффективность работы учреждения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ. // Российская Газета от 25 декабря 1993 г., № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Кодексы и законы РФ. СПБ: Весь, 2006. 639 с.
4. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1 // Российская газета, N 147, 03.08.1993.
5. Федеральный Закон от 09.10.92 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изм. от 23 июня 1999г., 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 24 декабря 2002г., 23 декабря 2003г., 22 августа 2004г., 31 декабря 2005г., 3 ноября, 29 декабря 2006г.).
6. Федеральный Закон от 12.01.96г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организа-циях» (с изм. и доп. от 26 ноября 1998г., 8 июля 1999г., 21 марта, 28 де-кабря 2002г., 23 декабря 2003г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декаб-ря 2006г., 2 марта 2007г.).
7. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» // Со-брание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 2.
8. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995г., № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. и доп. от 17 мая 1997г., 19 июля 1998г., 12, 21 мар-та, 25 июля 2002г., 8 декабря 2003г., 29 июня 2004г.) // СЗ РФ от 22 мая 1995г., № 21, ст. 1930.
9. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г., № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ от 20 февраля 1995 г., № 8, ст.609.
10. Федеральный Закон от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» (с изм. от 19 июня, 12 авгу-ста, 28, 29, 30 декабря 2004г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005г., 15 февраля. 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября 2006г.).
11. Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об обяза-тельном экземпляре документов» // Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, N 1, ст. 1.
12. Федеральный закон РФ от 11 августа 1995г., № 135-ФЗ "О благотвори-тельной деятельности и благотворительных организациях" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3334.
13. 3акон Свердловской области от 22.07.97г. № 43-ОЗ «О культурной дея-тельности на территории Свердловской области» (с изм. от 19 ноября 1998г., 27 декабря 2004г., 28 марта, 14 июня 2005г., 20 марта 2006г.).
14. Алешин Л.И. Безопасность в библиотеке: учебно-методическое пособие. М: Либерея-бибинформ, 2005. 248 с.
15. Алешин Л.И. Использование аудиовидеотехнических средств в библио-теке: учебно-практическое пособие. М.: Либерея, 2004. 208 с.
16. Астапович Е. Г. Библиотечная технология: Учеб. пособие. М., 2001. 154 с.
17. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, пре-доставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб.: Профессия, 2004. 304 с.
18. Вохрышева Е.В. Медиатехнологии - путь в будущее современных биб-лиотек. М.: Либерея-бибинформ, 2005. 144 с.
19. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в биб-лиотеках и образовательных учреждениях. М.: Школьная библиотека, 2003. 258 с.
20. Гриханов Ю.А. Законы о библиотечном деле в действии. М.: Либерея, 2006. 154 с.
21. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: Лекции. М.: МГУКИ: НПО Профиздат, 2004. 146 с.
22. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект. М.: МГИКИ, 2003. 249 с.
23. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: Учеб. пособие. М.: МГИКИ, 2002. 146 с.
24. Дворюша М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность. Лекции. М.: МГУКИ, 2009. 148 с.
25. Долгощекова Т.Н. Проверка фонда библиотеки. М.: Чистые пруды, 2007. 132 с.
26. Дулатова А.Н. Информационная культура личности: учебно - методиче-ское пособие. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 176 с.
27. Емшанов Н.Н. Библиотечные технологии. М., 2004. 349 с.
28. Жукова Н.В. История развития библиотек. М., 2003. 287 с.
29. Земсков А.И. Электронные библиотеки: учебник для вузов. М.: Либерея, 2003. 352 с.
30. Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: Учебник. М., 2007. 269 с.
31. Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библио-теки. М.: МГУКИ, 2008. 136 с.
32. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. М.: МГУКИ. 2004. 144 с.
33. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки. Организа-ция, технология, управление: учебник. СПб.: Профессия, 2004. 304 с.
34. Колегаева С. Д. Экономико-правовые аспекты функционирования биб-лиотек. М., 2004. 184 с.
35. Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы. М.: Либерея, 2004. - 136 с.
36. Кузьмин Е. И. Государственная политика и управление библиотечным делом. М.: Либерея, 203. 223 с.
37. Лапшина Р.О. Библиотеки РФ: история и современность. М., 2009. 273 с.
38. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в биб-лиотеках: научно-практическое пособие. М., 2006. 268 с.
39. Обручев Библиотечные технологии. М., 2005. 569 с.
40. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек. М.: Либерея, 2006. 120 с.
41. Пашин А. И. Управление библиотечным делом Российской Федерации. М.: МГУК, 2003. 196 с.
42. Петрова Т.А. Библиотечный фонд: учебно-методическое пособие. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 192 с.
43. Пилко И.С. Технологические процессы в библиотечной работе: учебно-методическое пособие. М.: Либерея-Бибинформ, 2005. 176 с.
44. Скворцов В.В. Теоретические основы библиотековедения. М.: МГУК, 2006. 189 с.
45. Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. М.: Книга, 2001. 255 с.
46. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. М.: Школьная библиотека, 2003. 231 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.