• Категория: Государство и право

Оглавление С Введение………………………………………………………………………. 3 1. Государство как научная категория 1.1. Исторические и современные подходы к определению понятия государства …………………………………………………………………….8 1.2 Признаки государства …………….……………………………………. 14 2. Эволюция формы государства в современных условиях 2.1. Политические режимы и тенденции их развития ……………………. 21 2.2. Эволюция форм правления в современных государствах….…..……28 2.3. Территориальное устройство государства: вектор развития………..38 3. Современное Российское государство. 3.1. Специфика формы Российского государства ………………………….43 3.2. Место и роль Российской Федерации в современном мире ……..….. 62 Заключение……………………………………………………………………69 Библиографический список ………………………...…….............................74 Приложения………………………………………………………………….79 Введение Государство возникло не сразу. Его появлению предшествовал длительный период эволюционных, а порою революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в экономическом, политическом, территориальном, гуманитарном, демографическом плане. Каждое государство имеет свою историю. Его развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественный, исторический процесс. В истории цивилизации всегда существовало, существует и будет существовать множество различных государств. Одни государства исчезали, другие государства появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Такое развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти. Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. Но в то же время у отдельных государств имеется существенное сходство, общие признаки. В развитии каждого государства наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного познания. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природными, климатическими, демографическими, территориальными и другими. Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые сообщества до сих пор так и не обрели государственности. В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных систем, их сближение, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем. В целом, развитие государств идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Где-то в большей, где-то в меньшей степени. Институт государства это самый важнейший из ныне существующих институтов, его развитие определяет развитие всех элементов в обществе. Необходимо знать, что представляет собой современное государство. В современный период необходимо исследовать и стимулировать развитие прогрессивных тенденций форм государства. Это важно, поскольку необходимо из-за происходящих в мире изменений вызванных кризисными явлениями в политике и экономике, направить все силы на поиск новой идеальной модели формы государства. Важно при этом определиться с выбором между революционными и эволюционными способами преобразования формы государства. Именно поэтому представляет интерес вопрос о факторах, которые в той или иной мере оказывают влияние на эволюцию формы государства. Для Российской Федерации важным и положительным моментом в процессе постепенного развития государственного устройства является учет мирового опыта федерализма и выработка наиболее подходящего пути, с учетом уникальности российского федерализма и классического федерализма зарубежных стран. Кроме этого, нужно учитывать, что современное развитие политического режима в Росийской Федерации, протекает в условиях противоречия социально-экономических и духовных факторов. С одной стороны, это стремление демократов противостоять традиционному стремлению власти к чрезмерной авторитарности, с другой - стремление к решительному укреплению правопорядка. Именно анализ противоречивости процесса эволюции формы государства позволит более точно и правильно выстроить конструкцию идеальной формы. Не маловажно совершенствовать законодательные основы формы государства, поскольку, не стоит забывать о задаче формирования правового государства. Поэтому созревает вопрос о ценности закона, обеспечении его верховенства во всех сферах общественной жизни. Эффективность закона определяется прежде всего его качеством, обоснованностью и своевременностью. Анализ правовой основы формы государства и ее развитие даст нам возможность точнее составить представление о Российской Федерации, её месте и роли в современном мире. Изучить государство с точки зрения его формы – значит в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти. Среди ученых нет единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Высказываются разнообразные точки зрения. Имеют место различные подходы к определению понятия и содержания формы государства. Изначально, для отечественной науки было характерно представление о форме государства как институте, складывающимся из формы правления и формы государственного устройства. Затем позднее утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное мнение преобладает и в зарубежной литературе. Этот подход используется и в настоящей дипломной работе. Объектом изучения нашей работы являются государство и общество на современном этапе. Предметом изучения выступают: форма государства, её эволюция в современных условиях; специфика формы Российского государства в постсоветский период; место и роль Российской Федерации в современном мире. Цель: Проследить основные тенденции в развитии формы современного государства, научных представлений о ней, роли и места в обществе. Для раскрытия цели поставлены следующие задачи: - Выявить основные тенденции в осмыслении понятия и признаков государства. - Проанализировать динамику форм государства и факторы их определяющие. - Определить общее и особенное в форме государственного устройства современного Российского государства. - Проанализировать подходы к осмыслению места и роли Российского государства в современном мире. Методалогия: При раскрытии темы дипломной работы мы использовали общенаучные и частные методы научного познания, такие как: диалектический, системный, логический, формально юридический, сравнительно - сопоставительный и исторический. Диалектический метод позволил нам раскрыть тему исследования в её динамике, опираясь на основные законы диалектики. Системный метод позволил нам изучать понятие формы государства как системы состоящей из трех элементов: форма правления, политический режим и территориальное устройство. С помощью сравнительно - сопоставительного метода мы выявляли общее и особенное в анализируемых явлениях. Исторический метод применялся нами тогда, когда было необходимо проанализировать основные ступени и тенденции развития форм государства на том или инном этапе исторического развития. Формально - юридический метод позволил нам определить ряд юридических понятий, уяснить и объяснить действующее законодательство, в его систематическом изложении и истолковании для. В качестве источников использовались конституции различных государств, в том числе и конституция Российской федерации, кроме того мы уделили внимание и другим нормативно - правовым актам. Теоретическую основу составили монографические исследования ведущих специалистов Чиркина В.Е. и Четвернина В.А. Проанализированы учебники и учебные пособия таких авторов, как Марченко М.Н., Лазарев В.М., Комаров С.А., Пивоваров Ю.С. в работах которых нашли отражение достяжения отечественной юриспруденции по рассматриваемому вопросу. Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы как темы специального исследования и в обобщении теоритических подходов к рассматриваемым вопросам, в систематизации полученой информации. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к определению понятия государства и его признаков. Во второй - эволюция формы государств в современном мире. В третьей главе - эволюция современного российского государства, его место и роль в современном мире. Заключение На основании проведенного исследования мы пришли к следющим выводам: Вопрос о понятии государства был актуальным во все времена. К нему постоянно обращались мыслители, философы и юристы всех стран и народов на всех этапах существования и развития государства - с древности и вплоть до наших дней. Большой вклад внесли труды Аристотеля, Цицерона, Макиавелли, Томас Гобсса, Джон Локка, нельзя не отметить работу в этом направлении Г. Кельзена, который раскрыл в каких смыслах может пониматься понятие государства. Он утверждал что, понятие государства можно применять в юридическом смысле, т.е. оно может представлять из себя юридическое лицо, от других юридических лиц государство отличается лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком. Государство как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Кроме того, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии». Подобный взгляд на понятие государства разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства. Данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. Понятие государства может употребляться в социологическом смысле. Оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности». Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное рассредоточение власти по различным органам. Фактически, не существует таких государств, где все акты и действия исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством». И наконец, понятие государства определяется как «система норм», как «нормативный порядок» или как «политически организованное общество», как «государство - власть» В российской литературе тоже можно найти много определений понятию государства. Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим». С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. В современной учебной литературе государство обычно определяется, как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. В юридической литературе выявляют следующие основные признаки государств, которые выражаются в наличии в них неразрывной связи между государством и правом, публичной власти, территории, аппарата принуждения, системы налогов и сборов, государственного суверенитета. В современных условиях наблюдаются следующие тенденции в развитии формы государства: - с точки зрения территориального устройства можно сказать, что большинство ныне существующих государств - унитарные, и это весьма понятно, поскольку унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма надежно обеспечивает нужное на сегодняшний день государственное единство. Несмотря на то, что количество федеративных государств меньше чем унитарных, в государствах с такой формой территориального устройства проживает треть населения Земли. Выбор той или инной формы территориального устройства обусловлен историческими условиями и социально - политическими причинами. - с точки зрения формы правления, важно заметить, что в настоящее время преобладают смешанные и нетипичные формы правления, что обусловлено стремлением соеденить в одной форме все положительные качества существующих форм. - с точки зрения политического режима прослеживается тенденция говорящая о стремлении многих государств к демократическому режиму, что обусловлено ныне существующими ценностями и стандартами. Российская федерация - есть демократическое государство с элементами олигархическо - авторитарного режима. В государственном устройстве России присутствуют такие демократические элементы как, разделение властей, местное самоуправление, свобода слова, вероисповедания, всеобщее и прямое избирательное право, свобода мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций, свобода союзов, организаций и политических партий, не запрещенных законом, право частной собственности, гарантии её неприкосновенности, гарантии личной неприкосновенности граждан. В тоже время налицо признаки олигархии и авторитаризма, так например, крупные бизнесмены рвутся к власти, внедряют своих людей на различные государственные посты, создают и поддерживают коррупционную практику чиновничества, часто издаваемые законы защищают их интересы, что создает у народа чувство продажности правительства, министерств и ведомств. К элементам авториторизма можно отнести доминирующую роль «Единой России» в системе Российской многопартийности. Большие полномочия сосредоточены в руках одной фигуры – В.В. Путина, который фактически не утратил её став Премьер – Министром. Можно даже утверждать, что слегка принизился статус Президента, а такого рода переустановки представляют собой подготовительный этап к возвращению В. В. Путина на пост Президента РФ. При внешней свободе СМИ, большая часть информации фильтрируется, а те же центральные телеканалы пестрят представителями «Единой России»; игнорируется принцип разделения властей; глава государства, исполнительная власть доминируют. Права и свободы личности, главным образом, провозглашаются, но реально обеспечиваются лишь частично. Ассиметричность Российской федерации на практике приводит к закреплению неравных возможностей субъектов Российской Федерации. Так например, Республикам разрешено иметь свои Конституции, областям только Уставы, кроме того, равные на бумаге субъекты на деле обладают разными экономическими возможностями, а следовательно могут расчитывать на дополнительное вливание как государственных денежных средств, так и денежных средств со стороны бизнеса. Специфика формы правления в Российской Федерации закреплена в Конституции Российской Федерации (1993 г. ) в которой определена расстановкой политических сил на момент её принятия. Характеристика Российской Федерации как смешанной республики сохраняется и в настоящее время. Следует отметить последние инициативы Д.А. Медведева, которые должны способствовать повышению роли Парламента в системе разделения властей. Укрепление государственности Российской Федерации, её экономический и военный потенциал позволяет говорить нам, о том, что Россия хоть и потеряла былую мощь, все таки продолжает оставаться важным субъектом международных отношений, особенно на Евразийском и постсоветском пространстве / А.А. Меркулов / Библиографический список Источники: 1. Конституция Российской Федерации. – М:. ОМЕГА-Л, 2009. - 40 с. 2. Конституция Франции http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/ Konstitycia/ ConstFrance.doc 10.04.09 3. Конституция США http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/Konstitycia/ ConstUSA.doc 11.04.09 4. Конституция Китайской Народной Республики http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/Konstitycia/ConstChaina.doc 11.04.09 5. Конституция Колумбии http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/ Konstitycia/ConstColumbia.doc 11.04.09 Литература: 1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М.: РОССПЭН, 2000. - 479 с. 2. Баранов Н.А. Трансформации современной демократии: Учебное пособие. – СПб.: БГТУ, 2006. - 215 с. 3. Бежанишвили З. Р. Между конфликтами и партнерством: современное развитие российско-грузинских отношений // Полис. – 2008. - № 4. - С. 163. 4. Барзилов СИ., Чернышов А.Г. Безумство власти: Провинциальная Россия: Двадцать лет реформ. М.: Ладомир, 2005. – 298 с. 5. Власть и элиты в российской трансформации: Сб. научных статей / Под ред. А.В. Дуки. – СПб.: Интерсоцис, 2005. – 296 с. 6. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В.Сморгунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. – 384 с. 7. Гражданское общество России: перспективы XXI века. - СПб.: СпбГУ, 2000. – 264 с. 8. Демократизация как глобальная тенденция современного мира: Матер. межвуз. студ. конф., Санкт-Петербург, 18 ноября 2005 г. / Балт. гос. техн. ун-т. - СПб., 2005. – 120 с. 9. Динамика политических систем и международных отношений. Выпуск 1. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. – 256 с. 10. Дьякова Е.Г. Политологическая рефлексия над политематической научной дисциплиной: политология и теории массовой коммуникации // Полис, 2006, № 4, С. 17 11.Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России. Под ред. С.В. Патрушева. – М.: ИСП РАН, 2006. – 590 с. 12. Исаев Б.А. Геополитика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с. 13. Ильин И. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. – 260 с. 14. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учеб. Для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Сфера, 1997. – 320 с. 15. Категории политической науки: очерки / Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина; каф. политологии; под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 254 с. 16. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 320 с. 17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/Под ред. А.С. Автономова. -- М.: Юриспруденция, 2008. – 322 с. 18. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть: Страны Европы: Учебник. - Т. 3. - М.: Бек, 2007. – 542 с. 19. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. - М.: Норма, 2007. - 344 с. 20. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М.: Юристъ, 1996. – 472 с. 21. Лапкин В.В., Пантин В.И. Концепция эволюционного усложнения мировой политической системы (Взгляд из России)//Полис, 2006, № 1, С. 157. 22. Марченко М.Н. Теория Государства и Права: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 656 c. 23. Марченко М.Н. Обществознание Пособие для поступающих в вузы. М.: Зерцало, 2008. – 672 с. 24. Магомедов А.К. Каспийская нефть, география и геополитика в начале XXI в. – Россия и современный мир. – 2005. - №4. – С. 28. 25. Миронов С.М. Качество власти и стратегия развития России.- Россия и современный мир. – 2006. - №2. – С. 12. 26. Международный терроризм: внутренняя структура понятия и его роль в политическом дискурсе: сб. науч. тр. / Под ред. Л.Е. Бляхера. – Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2005. – 115 с. 27. Никифоров Ю. Н. Политические партии современной России: эволюция многопартийности и статуса партий. - Уфа.: РИЦ БашГУ, 2008. – 254 с. 28. Иванян Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США – Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 11. – С. 21. 29. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. - М.: Юристъ, 2001. – 520 с. 30. Общественные функции политической науки в постсоветской России. Материалы научно-практического семинара, Москва, 19 апреля 2005 г. / Под ред. О.Ю.Малиновой. – Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2005. – 82 с. 31. Овсепян Ж.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-метод. комплекс. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2008. - 95 с. 32. Политический процесс в условиях подготовки к избирательным кампаниям 2007-2008 гг. в Российской Федерации. – Казань: Изд-во «Слово», 2007. – 512 с. 33. Публичная политика в современной России: субъекты и институты: сб. ст. / отв. ред.-сост. Н.Ю. Беляева; Гос ун-т – Высшая школа экономики. – М. : ТЕИС, 2006. – 348 с. 34. Пронин А.А. Права человека: аспекты проблемы: Моногр. – Екатеринбург: Изд во Рос. гос. проф. пед. ун та, 2006. – 212 с. 35. Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова. - М.: Весь Мир, 2000. – 320 с. 36. Руденко В.Н. Новые Афины, или Электронная республика (О перспективах развития прямой демократии в современном обществе) // Полис, 2006, № 4, С. 7 37. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань.: Сфера, 2006. - 266 с. 38. Сергеев В.М. Проблема власти // Полис, 2008, № 2, С. 179 39. Современная Россия и мир: альтернативы развития (этноконфессиональные конфликты и вызовы XXI века): Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Ю.Г. Чернышова. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2006. – 314 с. 40. Сравнительное изучение парламентов и опыт парламентаризма в России: выборы, голосование, репрезентативность: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию принятия закона о выборах депутатов I Государственной думы. Санкт-Петербург, 15–16 декабря 2005 г. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Л. В. Сморгунова. – СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2005. – 363 с. 41. Сухарь А.А. Этнонациональный конфликт в Чечне и Косово: сравнительный анализ // Полис, 2007, № 4, С. 158 42. Титков А.С. Партия номер четыре. «Родина» и окрестности / Под ред. Е. Михайловской при участии Г. В. Белонучкина. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2006. – 106 с. 43. Теория государства и права: Учеб.для вузов / Отв. Ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 2004. - 720 с. 44. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – 512 с. 45. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. - 150 с. 46. Конституционное право зарубежных стран: Практикум / Под ред. Чиркина В.Е. - М.: Юристъ, 1999. - 401 с. 47. Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). – Т. 1 / Виктор Шейнис; Моск. Центр Карнеги; Фонд ИНДЕМ. – М., 2005. – 703 с. 48. Шейко Э.М.Международные и региональные конфликты: механизмы управления, Хабаровск.: ДВАГС. - 2005, - 254 с. 49. Шилов С.Е. Беспартийный закон развития / Сб. статей. – М.: Наука, 2006. – 300 с. 50. Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). – Т. 2 / Виктор Шейнис; Моск. Центр Карнеги; Фонд ИНДЕМ. – М., 2005. – 771 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.