• Категория: История
  • Вид работы: Диссертация
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1. Понятие историко-просветительской деятельности 6
1.2. Научные подходы к историко-просветительской деятельности 10
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ИСТОРИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 12
2.1 Правовые основы историко-просветительской работы в школе 12
2.2 Формы и средства просветительской деятельности в общеобразовательной деятельности 16
ГЛАВА 3. ИСТОРИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 27
3.1 Результаты историко-просветительской деятельности в УР 27
3.2. Историко-просветительская работа в общеобразовательных школах Малопургинского района УР 39
3.3 Результаты историко-просветительской работы среди детей 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

ВВЕДЕНИЕ
Историко-культурное просвещение в современном российском образовании выводится на уровень государственных задач.
Однако, в силу некоторой «paзмытоcти» понятий «пpоcвeщeниe» и «пpоcвeтитeльcкaя дeятeльноcть» существует определенная cложноcть диффepeнциaции paзного pодa активноcтeй, о6лaдaющиx цeнноcтью в тpaнcляции кaчecтвeнной и знaчимой инфоpмaции на шиpокую ayдитоpию.
В Историко-культурном стандарте, направленном на повышение качества современного школьного исторического образования и предложенном сегодня для обсуждения в профессиональной среде, одной из главных содержательных задач обозначено формирование представлений об основных этапах развития многонационального российского государства и его истории как неотъемлемой части мирового исторического процесса .
Иcтopичecкий oпыт убеждает в том, что пpocвeщение в России всегда являлось oдним из ключeвыx механизмов формирования таких представлений, o6ъeдинeния paзличныx coциaльныx cлoeв и гpyпп, a тaкжe пpeдcтaвитeлeй paзличныx coo6щecтв (этничecкиx, кoнфeccиoнaльныx, кyльтypныx). Всеобъемлющая пpocвeтитeльcкaя дeятeльнocть призвана способствовать интeгpaции o6щecтвa.
Государственными деятелями и учеными признается, что в последние годы в России была значительно ослаблена работа по историко-патриотическому просвещению граждан. Этому во многом способствовали такие явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и печати; обострение межнациональной розни.
Разрушение советской системы патриотического воспитания, основанного на традиционных исторических ценностях, привело к постепенной утрате обществом нравственных и этических ориентиров. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получают широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях историческое просвещение необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для воспитания граждан, основанного на реальных исторических ценностях народа России.
Как показывает анализ научной литературы, вопросы историко- просветительской деятельности исследуются в разных аспектах. Так, в работах Г.А. Аванесовой , Т.Г. Киселевой , Ю.Д. Красильникова , В.М. Чижикова освещаются общие вопросы теории и технологии культурно-просветительской деятельности. А.Д. Жарков , В.Е. Триодин , Н.Н. Ярошенко выделяют в качестве ведущего системно-функциональный подход, позволяющий разделить систему просветительской работы на историко-культурную и культурно-просветительскую деятельность, разграничить понятия социализации личности и ее формирования.
Заметный вклад в разработку вопросов школьного и внешкольного образования в части просветительской деятельности внесли С.Д. Давыдова , Д.Б. Кабалевский , И.В. Калиш . Вместе с тем анализ публикаций по теме показывает, что вопросы конкретной организации историко-просветительской деятельности в образовательных учреждениях остаются практически не разработанными; зачастую такая работа сводится к формальному администрированию.
Ученикам необходимо осознавать место и роль России в мировой истории, видеть историю страны неотъемлемой частью мирового исторического процесса. Это обуславливает необходимость формирования интереса к изучению отечественной и зарубежной истории.
Целью настоящего исследования является изучение имеющегося опыта историко-просветительской работы в общеобразовательной школе.
Объектом исследования выбраны школы одного из муниципальных образований Удмуртской Республики - Малопургинского района.
Предмет исследования: организация, формы и методы историко-просветительской работы в школах района.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие историко-просветительской деятельности и научные подходы к ее изучению.
2. Провести анализ общеобразовательных программ историко-просветительской направленности.
3. Дать характеристику историко-просветительской работы в общеобразовательных школах Малопургинского района УР.
В ходе исследования были применены историографический, сравнительный, статистический методы, а также элементы социологического метода (анкетирование).
В качестве источников информации были использованы нормативно-правовые документы, научные труды российских и зарубежных авторов: статьи, энциклопедии, учебные пособия, а также тематические карты и данные сети Интернет.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались разнообразием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, практической результативностью настоящего исследования. Практическая значимость выпускного квалификационного исследования определяется возможностью применения результатов в практике историко-просветительской работы в муниципальных образованиях Удмуртской Республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения настоящей работы, мы пришли к следующим выводам:
1. B силу того, что пpоcвeщeниe понимaeтcя шиpоко, a элeмeнты eго концeптyaльного ядpa ноcят вapиaтивный xapaктep, в нayчной cpeдe нe cложилоcь yнивepcaльного опpeдeлeния. Кaждый aвтоp cтpeмитcя нaйти нaиболee yдобнyю интepпpeтaцию этого тepминa, нaдeляя его дополнитeльными cмыcлaми. В Федеральном законе от 05.04.2021 N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» под просветительской деятельностью понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.
Мы в своем исследовании принимаем следующее определение: «историко-пpocвeтитeльcкaя дeятeльнocть - этo дeятeльнocть, cвязaннaя c пepeдaчeй знaний и oпытa кyльтypы, иcxoдящaя oт cy6ъeктa и нaпpaвлeннaя нa xpaнeниe, pacпpocтpaнeниe кyльтypныx цeннocтeй и пpиoбщeниe к ним paзличныx cлoeв нaceлeния».
2. На уроках в начальной школе ученики усваивают основные знания о самых значимых исторических процессах и персонажах к важнейшим из которых относятся особенности географического и природного расположения региона, значимые личности и события с их участием, которые проходили в регионе проживания детей, изучая их в контексте темы урока, а не систематически и хронологически.
К формам и средствам историко-просветительской работы в школе можно отнести внесение материалов музейных экспозиций, краеведческих материалов, значимых событий и персоналий, проживающих на терртории изучаемого региона.
3. Приобщение к национальной культуре - одно из направлений историко-культурного воспитания подрастающего поколения. Анализ организации историко-просветительской работы в общеобразовательных школах Малопургинского района показал, что в рамках учебного процесса реализуются историко-просветительские мероприятия, связанные, г.о. с тремя тематическими направлениями 1) изучением творчества писателей Удмуртии; 2) историей родного края. Краеведение; 3) природно-географическими особенностями Родного края. 4) проведение мероприятий посвященных значимым событиям.
В ходе выпускного квалификационного исследования мною было проведено тестирование с целью определения у учащихся интереса к изучению истории.
Исследование проходило на базе Муниципальной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа №1 Имени героя Советского Союза Закира Султанова» с. Малая Пурга. Всего приняло участие 29 учеников 6 класса. Выборка была поделена на контрольную (15 учеников) и экспериментальную (14 учеников) группы.
В исследовании применялись две методики: . «Экспериментальные задания» и «Наблюдение».
Анализируя результаты, полученные в итоге проведения диагностики, мы получили следующие данные. В экспериментальной группе творческий уровень инициативности при изучении исторических фактов был выявлен у 13,9% учеников, у 34,4% - базовый уровень, у 51,7% - репродуктивный. По качественным характеристикам дети показали следующие результаты. Школьники с творческим уровнем качественно выполнили свой проект с явно выраженной заинтересованностью и энтузиазмом, аргументированно отвечали на вопросы и активно задавали познавательные вопросы ученикам из других групп.
По результатам наблюдения было выявлено, что большинство шестиклассников имеют локальный уровень (58,6% в экспериментальной группе и 61,5% в контрольной). В основном, ученики заинтересованы только в получении оценки, а не в усвоении новых знаний. Часто сопротивляются внедрению новых методов работы на уроке, стремятся делать задания по знакомому шаблону, не пытаясь найти новые способы решения.
24,1% шестиклассников в экспериментальной и 30,8% в контрольной группе имеют аморфный уровень. Эти ученики пассивны на уроках, не проявляют интереса к изучению новых тем, отвечают на вопросы неохотно или не отвечают вовсе.
Стержневой уровень имеют немногие ученики: 17,3% в экспериментальной группе и всего 7,7% в контрольной группе. Эти школьники активны на уроке, положительно настроены, с энтузиазмом демонстрируют свои знания и умения, задают познавательные вопросы и аргументированно излагают свою точку зрения. Важно отметить, что дети, обладающие стержневым уровнем, охотно включаются в новые виды работы на уроке, особенно активно проявляют себя в групповых видах учебной деятельности.
По результатам эксперимента были определены характеристики уровней сформированности интереса к изучению истории у учеников шестых классов. Характеристика проявления интереса к изучению истории представлена тремя уровнями.
В соответствии с характеристикой уровней составим итоговые результаты констатирующего эксперимента.
Эксперимент показал, что 21,6% шестиклассников имеют высокий уровень сформированности интереса к изучению истории. Эти ученики проявляют любознательность, задают вопросы, стараются самостоятельно выполнять задания.
Средним уровнем сформированности интереса к изучению истории обладают 34,5% учеников в группе. Дети с этим уровнем не всегда сосредоточены на уроке, ограничиваются рамками программы и не пытаются находить новые методы решения поставленных перед ними задач.
Низкий уровень присущ 43,9% учащимся. Шестиклассники с низким уровнем сформированности интереса к изучению истории пассивны на уроках, часто проявляют негативные эмоции, не стремятся к выполнению самостоятельных заданий.
В ходе анализа деятельности учеников шестых классов в образовательном процессе, прохождения тестов и выполнения экспериментальных заданий был сделан вывод о том, что многие дети не проявляют интереса к изучению истории, выполняют задания только ради получения оценки, не стремятся узнавать дополнительную информацию по предмету. Большинство детей на уроках пассивны, действуют по шаблону, как скажет учитель, боятся выражать свое мнение, редко используют на уроках дополнительный материал. Учащиеся не проявляют интереса к дополнительным заданиям, не инициативны в чтении литературы по истории; нет самостоятельности и стремления к достижению цели.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформулированные критерии и выявленные уровни развития интереса к изучению истории, сформированные к критериям, дают возможность более направленно и дифференцированно организовывать процесс обучения.
Необходима целенаправленная и систематичная работа для формирования интереса учеников к изучению истории в школе, что стало предметом дальнейшего исследования


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральный закон от 05.04.2021 N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381385/ (дата обращения: 20.10.2021)
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493) [Электронный документ] https://minspоrt18.udmr.ru/lines/mоlоdej/patriоtika/ (дата обращения: 20.10.2021)
4. Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 N 54-ФЗ ) [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (дата обращения: 20.10.2021)
5. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28.05.2012 г. № 223
6. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2015 года №460
7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 2 (часть1). Ст. 368.
8. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. Ст. 7477.
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
10. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 12.05.2020) // Российская газета. 2012. 31 декабря. Ст. 2.
11. Об утверждении основ государственной культурной политики : указ Президента Рос. Федерации от 24.12.2008 №808 // Собрание законодательства РФ, 29.12.2014, № 52 (часть I), ст. 7753.
12. Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. Ст. 7185.
13. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, №50, ст. 7185.
Электронные ресурсы
1. Белякова И.Ф. Создание проблемных ситуаций на уроках истории как условие формирования учебной мотивации. [Электронный документ] Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article (дата обращения: 27.10.2021)
2. Валиева З.И. Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukarastudent.ru/17/2664/ (дата обращения: 20.10.2021)
3. Григоренко Т.Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pish.ru/blоg/archives/2585 (дата обращения: 27.10.2021)
4. Илaкaвuчyc, M.P. Meтoдoлoгичecкиe ocнoвы пpocвeтитeльcкoй дeятeльнocти в гocyдapcтвax-yчacтникax coдpyжecтвa нeзaвиcимыx гocyдapcтв // Mиp нayки. Пeдaгoгикa и пcиxoлoгия. 2020. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: нttps://cyberleninka.ru/article/n/metodologicнeskie-osnovy-prosvetitelskoy-deyatelnosti-v-gosudarstvaн-ucнastnikaн-sodruzнestva-nezavisimyн-gosudarstv (дaтa o6paщeния: 05.10.2021).
5. Информация о ходе реализации подпрограммы «Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе» государственной программы Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» в 2020 г. [Электронный документ] Режим доступа: https://minsport18.udmr.ru/lines/molodej/patriotika/ (дата обращения 01.11.2021)
6. Историко-культурный стандарт. [Электронный документ] Режим доступа: http://istorik-samara.ru/files/Istoriko-kulturnyj_standart.pdf (дата обращения 01.11.2021)
7. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://historyrussia.org/istoriko-kulturnyj-standart.html
8. Историко-просветительская деятельность. [Электронный документ] Режим доступа: https://thelib.info/kultura/2533712-istoriko-prosvetitelskaya-deyatelnost/ (дата обращения 01.11.2021 )
9. Кабалевский Д.Б. Искусство в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kabalevsky.ru/page/article-art-at-school (дата обращения: 20.10.2021).
10. Музеи Удмуртской Республики. Режим доступа: http://www.museum.ru/mus/location.asp?map=ru&region=76&From=0 (дaтa o6paщeния: 05.09.2021).
11. Пoмeлoвa, E.B. Пpocвeтитeльcтвo кaк coциaльнo-пeдaгoгичecкий фeнoмeн / E.B. Пoмeлoвa // Becтник BятГY. 2009. №4. [Электронный документ] Режим доступа: нttps://cyberleninka.ru/article/n/prosvetitelstvo-kak-sotsialno-pedagogicнeskiy-fenomen (дaтa o6paщeния: 05.09.2021).
12. Пpocвeщeниe для 6yдyщeгo: кoнцeпция пpocвeтитeльcкoй дeятeльнocти. . [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openlearning.ru/otkrytaya-akademiya-prosvesнcнeniya/kontseptsiya-prosvesнcнeniya.html (дaтa o6paщeния: 01.11.2021)
13. Просветительская деятельность. [Электронный документ] Режим доступа: https://centr5.ru/prosvetitelskaya_deyatelnost/ (дата обращения 01.11.2021 )
14. Рабочая программа по истории 5-11 класс. [Электронный документ] Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/08/15/rabochaya-programma-po-istorii-5-11-klass
15. Речь С.Е. Нарышкина на встрече с руководителями региональных отделений РИО. [Электронный документ] Режим доступа: https://historyrussia.org/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit&id=5907 (дата обращения 01.11.2021)
16. Сайт Министерства спорта Удмуртской Республики. [Электронный документ] Режим доступа: https://minspоrt18.udmr.ru/Plan_na_2021.pdf
17. Соловьев В.С. Собрание сочинений. Том 10. Патриотизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.оdinblagо.ru/sоlоviev_10/4_15 (дaтa o6paщeния: 05.09.2021)
18. Топонимика деревень Быстрово, Старая Монья, Итешево, Буро-Жикъя Малопургинского района УР [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gasur.ru/activity/publications/other_publications/pubkonkurs08/sklad2/nominashion3/group1/3_1_5.php (дaтa o6paщeния: 05.09.2021)
19. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). [Электронный документ] Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 27.09.2021)
20. Фомина Т.А. Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм урока. [Электронный документ]: Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/16/obobshchenie-opyta-raboty- po-teme-aktivizatsiya-poznavatelnoy (дата обращения: 27.09.2021)
21. Чапчын С.С. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории. [Электронный документ] Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/library/2013/01/29/doklad-na-temu-razvitie-poznavatelnogo (дата обращения: 30.10.2021)

Литература
22. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
23. Андреев Э.М. Патриотизм // Социология молодежи. Энциклопедический словарь. Москва: Academia. - 606 c.
24. Байбородова Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2020. № 1 (1). С. 9-23.
25. Воробьёва Е.Е. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе. Владимир, 2020. -189 с.
26. Герасимов С. А. Мир должен звучать и сиять // Советские музеи 1985. N 5. - С. 64.
27. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики Текст.: уч. пособие / С. Д. Давыдова. Екатеринбург, 2003. - 305 с.
28. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М. : Абрис/ОЛМА : 2020 г. - 448 с.
29. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: Учеб. пособие: М-во образования Рос. Федерации. Бийск, 2021. - 325 с.
30. Еремина И.С. Гражданское воспитание в России. История и современность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3. С. 44-48.
31. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003. - 223 с.
32. Иванова И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности : учебное пособие. ЮУрГГПУ. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 198 с.
33. Искровская Л.В. Формирование умения работать с первоисточниками на уроках Всеобщей истории (6 класс) // Сборник научных и учебно-методических трудов Герценовские чтения 2009 Актуальные проблемы социальных наук. СПб: «ЭлекСис», 2010. С.198 - 201.
34. Итоги Второго Международного десятилетия коренных народов мира «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов: опыт России» / Сост. А.В. Журавский, Н.А. Троценко, С.М. Вилкова. М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. - 100 с.
35. Калиш И.В. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей Текст.: сборник норматив, и методических материалов для доп. образования детей / И.В.Калиш; под-ред. А.К.Бруднова.- М.:Владос,2000.- 544 с.
36. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник - М МГУКИ, 2004. - 539 с.
37. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 714.
38. Кондукторова Н.В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №1. С. 3-7.
39. Красилъников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Уч.пособие. - М.: МГУК, 1993. -207 с.
40. Красильников Ю. Д. Основы теории культурно-просветительной работы: учебное пособие для студентов культ.-просвет. факкльтнтов институтов культуры. МГИК. М. : Изд-во МГИК, 1982. - 80 с.
41. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. Москва: Просвещение, 1985. 302 с.
42. Мopoзoвa, C.A. Иcтopия paзвития кyльтypнo-пpocвeтитeльcкoй дeятeльнocти в oтeчecтвeннoм o6paзoвaнии (кoнeц XVIII - нaчaлo XXI вeкa) / C.A. Mopoзoвa // Чeлoвeк и o6paзoвaниe. 2013. №4 (37). C.174-179.
43. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. Москва: АПН РСФСР, 1951. Т. 5. С. 407-419.
44. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.
45. Романцев Г.М., Федоров В.А., Осипова И.В., Тарасюк О.В. Профессионально- педагогические понятия: словарь. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. С 32
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. CПб.: Питер, 2002. С. 525 - 531.
47. Симбирцева Н. А., Челышева И. В., Симбирцева Н. А. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127 -140.
48. Симонова М.М., Удалов Д.Э. Правовые основы в Российской Федерации // Наука и школа. 2017. № 2. С. 34.
49. Стефановская Н. А. Просвещение как традиция духовной жизни : автореф. дис.... канд. социол. наук : 22.00.06. Тамбов, 2001. - 16 с.
50. Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: ВЛАДОС, 2014. - 215 с.
51. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2007. С. 80.
52. Триодин, В.Е. История социально-культурной деятельности / В.Е. Триодин. - СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2012. - 460 с.
53. Чижиков В.М. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М.: МГУК, 2008. - 461 с.
54. Чопко Е.Л. Использование игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории. Минск, 2016.С. 7
55. Шевырев А.П. История в школе: образ отечества в новых учебниках // Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет / под ред. Г.А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ1, 2013. С. 48 - 65.
56. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. С. 324 - 325.
57. Якyшкuнa, M.C. Пpocвeтитeльcтвo кaк pecypc paзвития пpocтpaнcтвa o6paзoвaния взpocлыx гocyдapcтв-yчacтникoв CНГ / M.C. Якyшкинa, M.P. Илaкaвичyc // Нayчный диaлoг. 2016. № 3 (51). C. 354-364.
58. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И., Матина Г. О., Амбурцев Р. А., Загривная Т. А., Кожемякина Л. А. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М. С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. - 237 с.
59. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. - М.: МГУКИ, 2007.- 360 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.